13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Не стоит надеяться, что вашего ребенка всему научит школа. Как первым шагам учит малыша мама, так и азам чтения основу закладывать следует с первых лет жизни. Нельзя приступать к изучению буквенной азбуки на голом месте прививайте тягу к литературе малышу заранее, до того, как он пойдет в первый класс.

Другие новости

  • В гостях у программы  «Родом из Детства» ведущая программы «АБВГДейка» Татьяна Черняева
  • Москва превратилась в музыкальную столицу мира
  • Тренеры выбрали финальное задание для финалистов конкурса «Попади в Зенит»
  • «Люблю кайфовать на сцене». Сын лидера «Руки вверх» рассказал, кем хочет стать, когда вырастет
  • Одноразовые медицинские маски нужны не только для защиты от вируса. Из них получаются отличные табуреты!
  • Суббота объявляется «Днем Добрых Дел»
  • Девятилетняя школьница решила обвести вокруг пальца саму Зубную фею! 
  • На Детском радио начинается конкурс «Вот я какой!»
  • Москвичей старшего возраста приглашают писать мемуары
  • Собака научилась поворачивать голову на 180 градусов. Посмотрите на это чудо
  • «Детское радио в космосе»: Отправь свой рисунок на МКС
  • Герой вернулся: 6-летнего школьника овациями встречали в школе после его победы над раком
  • Объявлен победитель конкурса «Попади в Зенит»
  • Как панды развлекаются зимой в московском зоопарке
  • 8 звёздных родителей, которые тратят огромные деньги на детей
  • Памяти Бориса Грачевского
  • Развивающие игрушки из картона
  • Зачем учить ребенка алфавиту

    Конечно, карапуз 4-5 лет выучит все буквы намного быстрее, чем двух или трехлетний малыш, который быстро утрачивает интерес к занятиям и быстро все забывает. Это приводит родителей к мысли о нецелесообразности такой работы. Но при раннем обучении буквы совершенно естественно войдут в жизнь вашего ребенка.

    Помните, что раннее развитие нужно вовсе не для того, чтобы похвалить своего кроху на детской площадке перед другими мамочками. Некоторые малыши в полуторагодовалом возрасте знают все буквы, к двум годам начинают сливать их в слоги, а к трем благополучно забывают об этом слиянии. У двухлетнего ребенка просто нет потребности в чтении. Ранее знакомство с азбукой не делает из детей гениев, а только способствует развитию их природных способностей, являясь в то же время полезным и увлекательным способом совместного времяпрепровождения детей с родителями.

    к оглавлению ↑

    Этапы развития речи

    Эти этапы весьма условны, потому что каждый ребенок индивидуален и даже в одной семье разные дети в разное время могут начинать говорить. Но все же существуют некие ориентиры, которые следует знать.

    • В 9-10 месяцев у ребенка могут появиться первые слоги и слова (мама, папа)
    • В 1 год по нормам у ребенка должно быть в словарном запасе около 10 простых слов (мама, папа, баба, бух, дай, ав, му, на и т.д.). Знаю, что сейчас мало детей в год говорят хоть что-то. Эти слова могут появиться на 3-5 месяцев позже.
    • В 1 год и 8 месяцев ребенок может знать уже около 40 слов, он может сказать простую фразу из двух слов (дай би-би, баба ам, мама дай и т.д.).
    • В 2 года ребенок уже может говорить около 100 слов (до 300 слов).
    • В 2,6 года малыш может говорить простые предложения.
    • В 3 года ребенок уже должен разговаривать, знать до 1000 слов. В 3 года ребенок может рассказать, где он был, чем занимался, что видел. В общем, он становится уже полноценным собеседником.

    Советую завести словарик, в котором будете записывать все слова, которые говорит ребенок. Так можно будет отслеживать динамику и новые слова.

    Если в 3 года ребенок не говорит, обязательно нужно обратиться к врачам, о которых я писала выше. Не ждите, что он сам заговорит, не теряйте время. Потом будет гораздо сложнее развить его речь. Если ребенок отстает в развитии, невролог после обследования назначит лекарства, которые нужно принимать и не отказываться.

    Зачем и когда учиться читать

    В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

    • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

    • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

    • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

    • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

    Читайте также:  Все о подготовке ребенка к детскому саду: полезные советы

    Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

    К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

    И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

    Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

    Что еще можно сделать для запуска речи в 2-года?

    1. Заведите книжку для чтения

    Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

    2. Сократите репертуар

    Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

    3. Используйте в своей речи одни и те же слова

    Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

    4. Выводите ребенка на речь

    Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

    Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

    5. Говорите только на одном языке

    Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

    6. Где игрушки?

    Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

    7. Не прекращайте развивающие занятия

    Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

    8. Музыкальные занятия

    Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей. Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

    Дата публикации: Последнее изменение:

    Когда начинать?

    Многие родители приступают знакомить детей с буквами, когда им исполняется лишь 2-3 года. Но в силу возраста малыши не могут усвоить такой поток информации, и это, по мнению психологов, необязательно. Можно лишь выучить некоторые буквы. Есть несколько правил.

    Правила

    1. Почаще читать ребенку книжки.

    Если их множество, то он выделит среди них наиболее интересные и будет просить читать именно их. Если малыш не желает слушать, то пусть рассматривает картинки с персонажами, переворачивает страницы.

    При чтении лучше сесть вместе, чтобы страницы были перед глазами у малыша, водить пальцем по строчкам и читать медленно. Так будет видно сочетание звука и написания букв. 

    Чтобы малыш запоминал содержание, можно иногда попросить его рассказать то, что он услышал в своей последовательности, и не перебивая.

    2. Книги должны лежать в доступном месте, чтобы ребенок мог сам их брать.

    Не следует их прятать из боязни, что малыш порвет или запачкает книжку. Также лучше покупать издания из крепкого картона, их труднее повредить невзначай. Но если пойдут проказы, то нужно объяснить сорванцу, что книга – это друг, и ее надо беречь, она рассказывает интересные сказки.

    3.  Самое легкое – это написать буквы и показать малышу.

    Причем использовать не лишь карандаши, а разные методы, чтобы заинтересовать ребенка. Например – рисовать цветным мелком на асфальте, водяным пистолетиком на дорожке, красками и фломастерами и даже пальцами в муке. Также можно папиной пеной для бритья и написать на паркете. Мамы говорят, что если изучать буквы с крохой такими забавными методами, то он с ранних лет увлечется ими. А это уже первые шаги, чтобы полюбить книги.

    В очень раннем возрасте детям сложно держать внимание на чем-то одном более 15 минут, не нужно знакомить его сразу с несколькими буквами.

    4. Малышу же скоро два. Значит, он с интересом может и раскрасить букву. Но не в картинке, так как ему под силу рисовать лишь посредине рисунка, а не по линиям. Но что делать? Можно просто вырезать картонные или бумажные буквы, дать ребенку их раскрасить.

    5. Аппликация – это такое творчество, которое очень нравится даже очень маленьким детям. Почему не применять это влечение детишек и не сделать их в виде букв из макарон, гречки, гальки. 

    В ход могут пойти старые журналы. Буквы вырезаются и называются. Также можно из них строить слова, имена. Просто волшебно!

    Очень полезно и интересно лепить азбуку из пластилина и даже теста. Такая лепка помогает развитию моторики рук и умению говорить правильно.

    6. Еще малышу проще водить по контурам букв пальчиком. Также можно купить азбуки с разными рельефами букв или изготовить ее самим. Сначала рисуют буквы и делают их поверхности шероховатыми из круп, тканевые, мягкие, гладкие. Рельефные, колючие и т. д. Чем различнее текстуры — тем веселее играть. Потом буквы наклеивают на картон. Малыш будет водить по ним пальчиком, и проговаривать звуки.

    7. Сейчас имеются в продаже звуковые буквы-азбуки. Ребенок не сможет при помощи игрушки хорошо выучить алфавит. Но для общего развития подходит. Можно поиграть – говорить букву, а малыш пусть находит ее и нажимает. Как забавно!

    8. Не очень бюджетный метод, но действенный – это обучит ребенка азбуке, а затем и чтению, применив метод Зайцева. Сначала изучаются гласные (цветные кубики), а затем согласные, после этого слоги и чтение по ним. В комплекте кубики разных размеров, указания родителям.

    9. Компьютер – это грамотный помощник в обучении нынешней детворы. Ведь нажимать кнопки уже само по себе интересно. В Ворде поставить большой шрифт любым цветом и указывать на букву, чтобы малыш повторил, как она звучит.

    10. Ассоциации. Например буква Д выглядит как дом, С – месяц, О – круг, Е – лестница. Каждая буква на что-то похожа.

    11. Песни. Дети любят песенки. Есть немало вариантов про буквы. Их можно включать даже в фоне. Ребенок невольно их запомнит.

    12. Игры. Найти букву в журнале, книгах, в рекламе. Это закрепит знания и развлечет.

    13. Расшифровка слова — для ребят постарше. Нумерация букв в алфавите. А затем нужно сказать цифру. Пусть ребенок найдет по ней букву и составит слово.

    Как научить деток читать по слогам

    Научить читать по слогам не так сложно, как кажется на первый взгляд.

    Читайте также:  Как воспитывать ребёнка? Плюсы и минусы разных педагогических систем

    Чтобы обучить своего сына или дочь чтению по слогам, необходимо соблюдать следующие правила:

    Как научить деток читать по слогам
    • Необходимо приобрести яркий качественный букварь.
    • После знакомства с азбукой расскажите малышу, что существуют гласные и согласные звуки. Гласные звуки можно пропеть, а согласные — нельзя.
    • После изучения нескольких распространённых гласных и согласных звуков приступайте к знакомству со слогами и простыми словами. Самыми первыми выучите слоги, содержащие звук А. Первые слова должны состоять из одинаковых слогов: МА—МА, ЛЯ—ЛЯ.
    • Сначала изучите с малышом открытые слоги, то есть слоги, оканчивающиеся на гласный звук: БА—БА, ПА—ПА. Закрытые слоги, оканчивающиеся на согласный звук, и сложные буквы (Ъ, Ь, Й) следует оставить напоследок.
    • После изучения слогов добавьте к ним согласный звук. Например, КО—Т, СО—К.
    • После изучения двусложных слов приступайте к знакомству с трёхсложными словами: МА—ШИ—НА, КО—РО—ВА.

    Обучение ребенка английскому – полезное занятие, ведь дети быстро схватывают языки. Как научить ребенка читать по-английски легко и быстро – этапы обучения.

    Наверняка, вы знаете, что срыгивание у младенца – это норма. Но иногда это может являться признаком патологии. Подробно об этом читайте далее.

    Когда ребенок выучил алфавит, пора учить его читать по слогам. О том, как правильно научить ребенка читать по слогам, расскажем в этой статье.

    Различные методики

    Методик сейчас действительно много, но стали ли дети быстрее учиться читать или лучше учиться в школе? Нет не стали. Более того некоторые методики приводят к тому, что читать -то ребенок читает, а по русскому языку с первого класса оценки оставляют желать лучшего. А все дело в том, что если дошкольника учить, по карточкам целыми словами или слогами, то деление на звуки он просто не понимает. Не знает он, откуда берутся звуки.

    Детская память очень емкая и быстрая. Слова на карточках он запомнит. А если такого слова в карточках не было? И все. Тупик. Не прочтет. Опять учить целые слова? А учитель спрашивает в первом классе фонетику. Сколько гласных, сколько согласных? Сколько букв и сколько звуков? И опять придется переучиваться.

    Чуть лучше обстоит дело со слогами. Но проблемы для первоклассника остаются теми же. Так стоит ли опять изобретать велосипед и экспериментировать на собственном отпрыске, уча его по карточкам? В случае с обучением чтению нет ни одной методики лучше старой классической школы.

    Громкие имена не лучший вариант

    Как сейчас любят громкие имена педагогов включать в современные методики. Как часто можно слышать про обучение детей по методике Монтессори. Ну тут можно сказать только, что либо подобные разработчики курсов просто лукавят, либо прикрываются громким именем. Все дело в том, что Монтессори занималась с детьми с отставанием в развитии.

    Читайте также:  Как понять и распознать что у новорожденного колики

    Для того, чтобы дети лучше усваивали, поскольку эти дети почти лишены воображения, она использовала тактильную чувствительность. То есть дети трогали, щупали и таким образом осваивали мир. Наши дети и так в любом случае проходят этот этап, только он быстро заканчивается и дальше идет как развитие мелкой моторики, так и развитие воображения.

    Любой детский сад или курсы развития использует игровую форму и частично этот метод, но к 5-7 годам он перестает быть ведущим. Даже дома малыш не сможет построить домик из конструктора, не взяв в руки кубики. Только ему уже не нужно их ощупывать, кусать и т. п., чтобы представить себе будущую постройку.

    Вот почему я говорю про лукавство. Не могут педагоги и профессиональные воспитатели не понимать, что это не методика, а использование ее отдельных элементов. А если действительно работают четко по методике-то кого они учат? Для умственно отсталых детей это подойдет. А для остальных? Нормальных детей это только затормозит.

    Как быстро научить ребенка читать и понимать прочитанное: правила и упражнения

    • Не принуждайте. У каждого малыша свой темп развития. Некоторые в три года бойко рассказывают стихи, а другие к этому времени только начинают внятно разговаривать. Интерес к чтению проснется раньше, если Вы будете заниматься с детьми с младенческого возраста, развивать речь, память, внимание.
    • Читайте постоянно. Знакомьте своих детей с миром литературы, начиная с первых дней их жизни. Переходите от незамысловатых книжек с яркими картинками к более серьезным произведениям. Читайте сказки на ночь и в дороге, заменяйте ими мультфильмы и компьютерные игры. Если сын или дочь уже взрослые, водите их по специализированным магазинам, покупайте новые тома вместе. Пусть ребенок видит, что мама и папа тоже читают – ничто так не способствует развитию интереса, как родительский пример.
    • Сначала изучайте звуки. Не объясняйте на начальном этапе, чем «р» отличается от «эр». Это сделает учительница. Лучше научите складывать слоги, читать несложные слова. Постепенно углубляйте знания, чтобы в голове ученика не было каши.
    • Читайте вслух. Засекайте минуту и считайте, сколько слов успел прочесть ребенок за этой время. Устройте соревнование, если у него есть братья или сестры. За каждое улучшение результата дарите маленький презент: новый набор фломастеров, раскраску, книжку или что-то вкусненькое. В качестве поощрениям может выступать увеличение «компьютерного» времени или освобождение от домашней работы (не гуляешь сегодня с собакой, не моешь посуду).
    • Повторяйте. Малыш забудет, что буква «ы» уже была, если Вы не будете периодически вспоминать о ней. Регулярно проводите небольшие проверочные работы в игровой форме. Перед началом занятий просите своего ученика рассказать, что было на прошлом уроке.
    • Учитесь везде. По дороге в садик читайте вывески, вспоминайте имена сказочных персонажей, название растений, еды или животных на ту букву, которую недавно выучили, чертите слоги палочкой на песке или земле.
    • Не забывайте о практической ценности. Докажите, что только грамотный человек может писать поздравительные открытки родственникам, составлять списки продуктов, читать инструкции. Составьте вместе фамильное дерево, узнайте инициалы каждого близкого родственника.

    Если Вы не знаете ничего о своих корнях, обратитесь в Дом Родословия. Мы найдем информацию о Ваших предках и расскажем от кого ваша семья берет начало.  Наши клиенты гарантированно получат:

    1. Сертификат основоположника
    2. Бесплатную курьерскую доставку по Москве и Петербургу. 

    Ребенок с удовольствием будет изучать буквы по красочно оформленной книге, где будет написано не только о далеких прабабушках и прадедушках, но и о нем самом, его маме и папе, братьях и сестрах.

    • Занимайтесь регулярно. Учитесь каждый день и получите результат. Определите точное время, когда ребенок будет работать, и соблюдайте график. Не забывайте включить в новый режим свободные дни, чтобы у малыша было время на отдых.
    • Используйте закладку. Если Вы закроете ею уже прочитанный фрагмент, детям будет легче сосредоточиться на следующем отрывке.

    Методика Николая Зайцева

    Смысл этой системы обучения чтению, применяющейся уже свыше 20 лет, состоит в изучении детьми не букв и звуков, а складов. Инструментарий включает себя статичные кубики, способствующие освоению ребенком фонетического состава языка. Кроме того, дидактический материал представлен 12 группами. Есть золотые, железные и деревянные кубики с разнообразными наполнителями. Играя с ними, малыш осваивает различия между гласными, согласными, глухими, мягкими и твердыми звуками. Помимо кубиков, в набор входят особые таблицы, размещающиеся на стене немного выше роста малыша, и аудиозаписи.

    Обучая ребенка читать, родители пропевают, а не проговаривают склады букв. Такой прием называют попевками. А таблицы применяются для более качественного усвоения материала. Результатом же регулярных занятий по методике Зайцева является то, что ребенок свободно запоминает более 240 складов русского языка.

    Важно сказать, что кубики Зайцева успешно себя показали при работе с левшами и детьми с психоэмоциональными нарушениями. Скорость же обучения всегда зависит от возраста маленьких учеников. Например, если ребенку более 3 лет, научится читать он уже через полгода при занятиях минимум 2 раза в неделю по 15-30 минут.

    Педагоги выделяют у методики Зайцева как положительные, так и отрицательные стороны (далее мы так же будем приводить информацию, основанную на мнениях педагогов).

    Преимущества методики:

    • Дети запоминают буквенные сочетания в игровой форме, и им не нужно думать, как читается тот или иной склад
    • Изображенные на кубиках сочетания букв упрощают процесс освоения детьми письма в будущем
    • Методика не имеет возрастных ограничений
    • Играть с кубиками ребенок может самостоятельно
    • Кубики развивают мелкую моторику и органы чувств

    Недостатки методики:

    • Дети, научившиеся читать по методике Зайцева, часть проглатывают окончания
    • Изучая склады, дети испытывают затруднения с пониманием состава слова
    • Из-за цветового оформления кубиков, в первом классе дети испытывают трудности с фонетическим разборов слов
    • Метод непоследователен
    • Для начала занятий необходима соответствующая подготовка
    • Обучающие пособия отличаются высокой ценой