10 золотых упражнений на развитие мышления у школьников

Важно: родителям не стоит торопить развитие логического мышления у маленького ребенка. Следует понимать, что это процесс постепенный и последовательный. Лучше обратить внимание на совершенствование наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста, наглядно-образного у дошколят, как ступеней к формированию логики и ее форм: понятий, суждений, умозаключений.

Упражнения для развития творческих способностей

Сделать ребенка креативнее и развить его интеллект помогут несложные упражнения:

  • придумать историю на основе взятых наугад двух слов или словосочетаний, связав их единым сюжетом;
  • нарисовать то, чего не существует – например, животное, дав ему свое название;
  • построить дом на бумаге, выбрав самую необычную конструкцию и представить, как бы это смотрелось, если бы этот дом на самом деле построили;
  • дать новое название привычным вещам, еде или любому другому предмету;

Развивая креативность при общении с кем-либо, не бойтесь озвучивать самые невероятные идеи, придумывайте все время что-то новое. А наедине с собой можно поразмышлять над какой-нибудь проблемой, сосредоточившись на своих мыслях и ощущениях. Подобных упражнений, которые помогут развить творческие способности, очень много – выбирайте те, которые придутся по душе.

Эмоциональный интеллект

Первой ласточкой в этом направлении, после которой об эмоциональном интеллекте заговорили все, стала работа журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ», опубликованная ещё в девяностые годы.

Эмоциональный интеллект состоит из четырёх категорий:

1. Умение общаться с другими людьми, работать в команде и/или возглавлять её.

2. Эмпатия вне зависимости от того, является человек интровертом или экстравертом.

3. Знание своих сильных и слабых сторон.

4. Умение управлять своими эмоциями.

Навыки управления своим эмоциональным интеллектом влияют на работу человека с другими членами группы (например, вместе с одноклассниками готовить какой-либо проект), мотивацию и самоконтроль. Снова – комплекс определённых навыков.

Для развития эмоционального интеллекта можно предложить несколько шагов, самые очевидные из которых – ставить себя на место другого человека (Ваня поступил так, потому что обиделся, когда его вклад в работу не оценили) и называть свои и чужие эмоции (Я чувствую обиду, потому что меня не спросили, хочу ли я заниматься этим, а просто поставили перед фактом). Знания об эмоциональном интеллекте пригодятся классному руководителю, который может столкнуться с необходимостью решать какие-то конфликты.

Soft skills: список навыков

Навыки soft skills можно разделить на 5 больших категорий:

Коммуникация:

  • умение слушать;
  • убеждение и аргументация;
  • ведение переговоров;
  • эмпатия;
  • публичные выступления;
  • командная работа;
  • навыки самопрезентации;
  • нацеленность на результат.
Читайте также:  Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок грызет ногти

Управление собой:

  • умение управлять своими эмоциями;
  • регулировать своё состояние в стрессовых ситуациях;
  • умение доводить начатое до конца;
  • тайм-менеджмент;
  • инициативность и настойчивость;
  • рефлексия.

Мышление:

  • умение искать и анализировать информацию;
  • креативное мышление;
  • логическое мышление;
  • выработка и принятие решений;
  • умение делать выбор;
  • проектное мышление.

Управленческие навыки:

  • управление исполнением;
  • навыки планирования;
  • постановка, контроль реализации задач;
  • мотивирование;
  • ситуационное руководство и лидерство.

Предпринимательские навыки:

  • умение планировать;
  • финансовая грамотность;
  • умение ставить цели и достигать их.

Как влияет воспитание гибкого сознания на успех ребенка в будущем

Д-р Кэрол Дуэк является ведущим новатором в области исследований склада ума в Стэнфордском университете, она считает, что гибкое сознание существенно закладывается в поощрении, доверии и, в конечном счете, приводит к успеху.

Когда ребенок пытается сделать что-то в первый раз, его мысли не привязаны к тому, как хорошо он выполнит задачу или насколько он умен; более важно, чтоб он понимал, что это не является всем или ничем — есть неограниченные возможности пробовать еще и еще.

Все это воспитывает в ребенке уровень самооценки и позволяет ему быть более бесстрашным к неудачам и более уверенным при достижении цели.

Дуэк и ее коллеги провели исследование с участием седьмого класса детей, которые начали учебный год с почти одинаковыми результатами тестов.

Все дети были оценены на наличие признаков гибкого сознания или фиксированного сознания.

Эксперимент проводился в течение двух лет, и разница между двумя группами детей одного класса была последовательной.

Оказалось, у детей с фиксированным сознанием были совершенно разные цели: они были более склонны к тому, чтобы избежать задачи, которые могли бы показать их недостатки, в то время как дети с гибким сознанием имели уверенность в том, что интеллект можно было бы разработать и поэтому любой ценой узнавали новые вещи.

Кэрол Дуэк спустя 20 лет исследований выпустила книгу под названием «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей».

На этом настояли ее студенты, уверенные в ее уникальном и ценном открытии.

Помогите детям развить свои увлечения

Неважно в каком возрасте ваше чадо. У вас наверняка сформировалось отличное представление о его интересах. Возможно, ваш ребенок предпочитает ремесленные занятия или научные эксперименты. Ему может понравиться играть на инструменте или же заниматься спортом.

Эти хобби могут меняться со временем. Но даже временные увлеченности оказывают значительное влияние на развитие ребят. Обратите внимание на интересы вашего ребенка и сделайте эти материалы и мероприятия доступными для них. Постарайтесь приобрести нужные снаряжения или инструменты. Если такой возможности нет. Не забывайте, что всегда можно взять вещь на прокат. Или приобрести её у других владельцев.

Читайте также:  Как помочь ребенку адаптироваться в школе - советы детского психолога

Как развить логику у старших дошколят

Психологи на вопрос, как развить логику ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, подчеркивают интенсивность и активность такой работы. К началу обучения в школе дети должны овладеть всеми логическими операциями: оперировать разнообразными понятиями, самостоятельно рассуждать и делать умозаключения. Тренировки должны стать постоянными, поэтому игры и упражнения желательно включать не только в особые занятия, но и в повседневную жизнь.

Важно: для того чтобы достичь высокого уровня развития детской логики, родители должны сделать интеллектуальное общение с ребенком образом жизни.

Этому могут способствовать как специальные задания, так и игры, организованные в семейном общении. Наиболее популярные из них рассчитаны на решение логических задач: «Составь фигуру из спичек», «Морской бой», «Крестики-нолики», пазлы, шахматы, головоломки. Во время прогулок в лесу родители обязательно должны обращать внимание детворы на разнообразие окружающей природы, учить видеть общее и частное у наблюдаемых объектов. Природа дает большие возможности для развития у ребенка умения находить и анализировать причинно-следственные связи: «Если на небе сгустились и потемнели облака, значит … (пойдет дождь)»; «Из желудей, лежащих под дубом, вырастут … (молодые дубки)»; «Составь биологическую цепочку (цветок-стрекоза-птица)».

«Играем в ассоциации»

Классические логические задания на нахождение ассоциаций предназначены, в основном, старшим дошкольникам. Если работа по развитию ребенка ведется на протяжении длительного времени, ассоциации будут доступны детишкам среднего дошкольного возраста. Задания расширяют кругозор, формируют умение обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать.

Задания для средних дошколят

Взрослый предлагает детям картинки с изображением предметов разных групп: обувь, одежда, мебель, бытовая техника. Ребенок должен объединить все карточки в различные группы, опираясь на общие признаки. Можно предложить детям поиграть с мячом, предлагая разные интересные задания:

  • «скажи наоборот (мягкий-твердый, большой-маленький, смеяться-плакать, зима-лето)»;
  • «назови похожий предмет (мяч-арбуз, солнышко-колобок, снег-пух, ежик-колючка)»;
  • «назови одним словом (яблоко, груша, слива – фрукты, помидор, огурец, перец – овощи, кресло, диван, шкаф – мебель)».

Классическая игра с мячом «Я знаю три овоща, фрукта…» помогает развивать логику, умение мыслить быстро, обогащает словарный запас.

Задания для старших дошкольников

Для развития знаний у ребенка об ассоциативных связях хорошо подойдут задания на построение логических цепочек:

  • «дополни ряды» — ребенку предлагают карточку с рядами однородных предметов, например, игрушки: юла, кубик, кукла, мишка; овощи: помидор, капуста, огурец; одежда: куртка, свитер, брюки. Малыш должен подбрать соответствующие карточки, дополнив ряд, а старшим ребятам предложить подрисовать предметы той же группы.
  • «составь ряд» — ребенку предлагается карточка с нарисованными предметами, которые расположены соответственным образом, например,

1 ряд – две куклы, два мишки, два мяча, 2 ряд – кукла, мишка, мяч и т.д., 3 ряд – две куклы, мяч, два мишки, мяч. Дошкольник должен составить самостоятельно ряды по подобию, используя заготовленные карточки или нарисовав их. Задание хорошо помогает формировать у ребенка операции обобщения, анализа, сравнения. В дальнейшем, когда дошколята освоят ассоциативные ряды, можно предлагать сложные задания:

  • загадай сам ряд,
  • отгадай недостающие предметы,
  • что неправильно в ряду.
Читайте также:  Как назвать мальчика в октябре 2019 года: подходящие имена

Логические игрушки для семейного досуга

Большую помощь в развитии логического мышления у дошкольников окажут развивающие игрушки, в которые интересно играть всей семьей. Развитие ребенка будет проходить в непосредственной обстановке, что поможет родителям и поиграть, и поучить с увлечением свое чадо. Сейчас можно найти много логических игр и развивающих игрушек на детских порталах, специализированных магазинах. Малышей можно заинтересовать логическими вкладышами, которые расскажут о геометрических фигурах, научат манипулировать с ними; волшебными мешочками — помогут сформировать понятия; мозаиками — разовьют логическое воображение. С детьми постарше играют в игрушки-лабиринты, логические ловушки, которые учат искать нестандартные решения, разнообразные игры с правилами, расширяющие интеллектуальные возможности.

Что почитать?

Существует множество книг, обучающих финансовой грамотности. Детям 6-11 лет будет понятна и интересна книга «Пес по имени Мани» Бодо Шефера. Главный герой лабрадор Мани — настоящий специалист по финансам. Из историй об умной собаке и ее хозяйке можно узнать, как правильно общаться с деньгами и приумножать их. С помощью книги Татьяны Поповой и Анастасии Булавкиной «Волшебный банкомат» школьники и дошкольники смогут узнать, откуда берутся деньги и как работает банк.

Для подростков будет полезна книга «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки, адаптированная для детей: с помощью схем и упражнений она поможет освоить основы финансового управления. С помощью притч из книги «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона можно научиться азам обращения с деньгами. Серия книг Ло Фелиция и Джерри Бэйли «Твои деньги», «Заставь деньги расти», «Как потратить деньги с умом» учат основам экономики, в книгах подробно разбирается, как подростку открыть собственный бизнес, как избежать долгов, как правильно инвестировать и многие другие экономические вопросы.

Упражнение Наведем порядок

Сыщиками мы уже поработали. Теперь предлагаю поработать полицейскими. Дело в том, что слова в известных пословицах и поговорках нарушили порядок. С нарушителями порядка будем бороться. Попробуйте расставить слова так, как им и положено стоять.

  1. Еды, приходит, время, во, аппетит.
  2. Вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без.
  3. Отмерь, раз, а, раз, семь, отрежь, один.
  4. И, кататься, саночки, любишь, возить, люби.
  5. Ждут, не, семеро, одного.
  6. Слово, кошке, и, приятно, доброе.
  7. Сто, а, рублей, имей, не, имей, друзей, сто.
  8. Падает, не, яблони, далеко, яблоко, от.
  9. Течет, камень, не, вода, лежачий, под.
  10. Осени, считают, по, цыплят.

Это было последнее десятое упражнение, которое еще память потренировать поможет. Также советую вам обратить внимание на интересные мыслительные игры.

Упражнение Наведем порядок

Хочу уточнить. Мы не занимаемся этим специально. То есть не бывает такого, чтобы я сказала: «Давай, Александра, садись-ка за стол, будем мышление развивать!» Нет. Все это между делом, если идем куда-нибудь, едем, перед сном вместо книжек. Заниматься очень интересно, так что заставлять никого не приходится.

Ну а теперь обещанные ответы на спичечные головоломки!