10 кризисов, которые малыш проходит к полутора годам: календарь

С появлением нового члена семьи жизнь всех домочадцев кардинально меняется. Дом наполняется новыми звуками и запахами, а распорядок дня взрослых подстраивается под нужды малютки. Теперь нельзя включать громкую музыку и громко разговаривать вечером, необходимо соблюдать абсолютную чистоту и покупать кучу подгузников. Итак, первый месяц жизни малыша: что надо знать маме, как обращаться с грудничком?

Как разрешить конфликт между детьми?

раскрыть » / « свернуть

Как разрешить конфликт между детьми?

Общение и совместные игры между детьми не всегда протекают без столкновений. Часто родители становятся свидетелями бурных конфликтов, разбирательств и даже драк. Паниковать по этому поводу не стоит, поскольку конфликты, возникающие между детьми, являются неизбежным этапом взросления каждого малыша. Именно через ссоры и споры наши дети учатся общаться, выстраивать отношения в коллективе, дружно играть, не ущемляя при этом интересы других ребятишек. В отличие от взрослых дети всегда ведут себя непосредственно и достаточно эмоционально. Зачастую это приводит к возникновению недовольства, перерастающего в неприятные ссоры, разрешить которые дети могут только благодаря помощи родителей. Но случается, что и взрослые люди не сразу понимают, как устранить разногласия между детьми. Попробуем дать вам некоторые практические рекомендации:

  1. Никогда сразу не стремитесь вмешаться в конфликт ребятишек, конечно же, только если исключены риски нанесения вреда их здоровью. Всегда нужно помнить, что между детьми неизбежно устанавливается некая иерархия, соответствующая их возрасту. Можно спросить у детей, нужна ли им ваша помощь, и в случае отрицательного ответа предоставьте им возможность решить спор самостоятельно.
  2. Если же требуется ваше участие, тогда изначально следует устранить собственную предвзятость к произошедшей ссоре. К примеру, вы постоянно во всех бедах винить всегда одного и того же ребенка. Такое может быть, если этот ребенок напоминает вам человека, доставляющего вам лично неприятности или дискомфорт в жизни. Старайтесь всегда быть объективным.
  3. Посредничество взрослого в споре детей. Основная ваша задача при возникновении конфликта между детьми – это умение помочь им мирно договориться. Старайтесь стать посредником в их переговорах, ни в коем случае не судьей. Предлагаем вам поступить следующим образом:
  • Помочь детям обозначить границы собственной территории. Так как всегда есть территория и игрушки общего пользования и индивидуальные. В такой ситуации необходимо научить детей просить друг у друга разрешения временно воспользоваться какой-либо игрушкой или вещью. Такой метод поможет вам задать некоторые правила разрешения конфликтных ситуации и одновременно позволит избавить маленького собственника от угрозы вторжения в его пространство.
  • Спокойно изложите детям суть возникшей проблемы. Для этого вам придется попросить каждого из участников конфликта кратко изложить точку зрения своего оппонента, причем в его присутствии, так как важно, чтобы он лично все услышал, ведь большинство ссор у детей бывает из-за несправедливости и обидных насмешек.
  • Далее, будет хорошо, если вы вместе с детьми сумеете сообща, дружно найти выход из сложившейся ситуации. Предложите ребятишкам придумать возможные пути и способы решения их спора. Допустим, если они поссорились из-за игры, скажите им, что они не смогут играть в нее дальше, пока не придут к согласию.
  • Если вам удалось путем переговоров и разъяснений окончательно разрешить детский конфликт, то утвердите на правах взрослого план его разрешения. Если же согласие не достигнуто и вопрос остался открытым, вынесите проблему на так называемый «семейный совет», чтобы все члены семьи приняли активное участие в погашении конфликта.
  • Очень важно в сложившихся обстоятельствах суметь уменьшить появившийся эмоциональный накал у детей, не допустить обострения конфликтной ситуации. Тогда можно использовать прием смены обстановки, к примеру, отвести детей в другую комнату. Такое вроде бы простое действие частенько помогает детям хотя бы немного успокоиться и приступить к обсуждению проблемы. Через некоторое время, находясь в спокойной обстановке, как-нибудь невзначай вспомните с детьми ранее разрешенную проблему, проанализируйте все предпринятые шаги к ее разрешению – тем самым вы еще раз потренируете с детьми навыки сотрудничества и взаимопонимания.
  • Не забудьте похвалить обе стороны за проявленные усилия в разрешении их противоречий.
Читайте также:  Как быстро научить ребенка читать в домашних условиях

4. Научить детей использовать мирилки. Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Ритуал примирения проводится следующим образом:

  • Дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова мирилки.
  • Мирилка произносится подряд 5-10 раз, например: «Солнце вышло из-за тучек, нас согреет теплый лучик. А ругаться нам нельзя, потому что мы друзья». Этот прием действительно примиряет, так как это очень весело – вместе произносить текст, в ритм, делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.
  • Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни – умение прощать, восстанавливать лад и мир в жизни. И от этого выигрывают все.

раскрыть » / « свернуть

Ребёнок в месяца

В возрасте 4 недель у ребенка увеличивается окружность головы, повышается умственная активность и появляется примитивное мышление. Малыш постепенно адаптируется и изучает окружающий мир. У него улучшаются двигательные навыки. Детям в 2 месяца нравится рассматривать свои руки и ноги, учиться управлять конечностями. Наблюдаются следующие перемены в моторике:

  • отсутствуют бессознательные, порывистые движения;
  • развивается хватательный рефлекс: дети свободно разжимают и сжимают ладонь;
  • ребенок активно двигает пальцами, старается чаще захватывать кистью и крепко удерживать волосы родителей, игрушки и яркие предметы;
  • пропадает рефлекс ползания;
  • малыш хорошо держит голову приподнятой над кроватью и в вертикальном положении;
  • лежа на животе дети в 4-5 недель могут приподнять голову и грудь на 20 секунд.

Ребенок начинает пробовать на вкус разные вещи. Появляются вредные привычки: сосание пальцев, поедание земли и мелких игрушек. Поэтому необходимо следить за тем, что грудничок кладет в рот.

Дети в 2 месяца хорошо различают знакомые и чужие голоса, улыбаются при виде родителей, запоминают их черты лица. Благодаря улучшению мыслительного процесса малыш начинает выделять из общей массы игрушек любимые предметы. Его легко заинтересовать движущимися объектами, мелодичными звуками. С помощью голосовых связок ребенок пытается повторить играющую музыку, воспроизвести услышанные на улице звуки.

Нормальный рост и вес для мальчика и девочки

Ребёнок в 2 месяца, развитие которого направлено на адаптацию и познание окружающего мира, весит почти в 1,5 раза больше, чем после рождения. Нормы веса и роста в зависимости от половой принадлежности малыша можно посмотреть в таблице.

Возраст

Девочка

Мальчик

Масса тела, г

Рост, см

Масса тела, г

Рост, см

2 месяца

4200

53-56

4500

56-58

Первый скачок роста — новые ощущения

5-я неделя

Лейтмотив: «Слышу, вижу, чувствую, не могу объяснить»

Что теперь умеет малыш:

  • улыбается;

  • рассматривает предметы в его поле зрения;

  • внимательно прислушивается к звукам и произносит собственные;

  • реагирует на прикосновения.

Особенности поведения

Плачет без повода, капризничает. А все потому, что однажды, проснувшись, малыш обнаружил, что мир вокруг стал другим. Единственное понятное для него и близкое существо — мама. Вот и требует он настойчивым криком ее постоянного внимания. Часто ложится на живот: для него такая поза еще и символ защищенности.

Что делать родителям?

Сохраняйте спокойствие. Берите малыша на руки, прижимайте к себе. Не стоит в этот период прерывать кормление грудью. Если придерживались графиков кормления и сна, в кризисный период от них лучше отказаться.

Развивайте умения ребенка. «Зеркальте» его поведение: он улыбается — улыбайтесь в ответ. Разговаривайте с малышом, произносите слоги: «ма, па, ба, да», реагируйте на его звуки, повторяйте за ним. Карапуз сейчас начинает внимательно рассматривать того, кто с ним общается, узнает маму, папу — обозначайте того, кто с ним беседует, нянчится. Помните, что ребенок в этот период различает предметы на расстоянии около 30 сантиметров. Не торопите события — не пытайтесь показать все игрушки одновременно. Выберите сегодня одну, завтра другую. Приближайте ее к малышу, затем отведите сначала в одну, затем в другую сторону. Зрительная гимнастика должна быть непродолжительной — минуты 2–3. Развивайте тактильные ощущения карапуза: дайте ему почувствовать предметы с различными поверхностями.

Читайте также:  7 советов, которые помогут научить ребенка делиться

Разница в развитии мальчиков и девочек

Мальчики и девочки по-разному развиваются как физически, так и социально-психологически. Формирование мозга тоже имеет отличия. Так, новорожденные девочки опережают развитие мальчиков на 3-4 недели.

Различия между младенцами:

Разница в развитии мальчиков и девочек
  • развитие речи у девочек проходит раньше на 3-4 месяца;
  • мальчики начинают ходить позже на 1-3 месяца;
  • мальчики чаще рождаются с патологиями;
  • масса мозга девочек выше;
  • девочки ориентированы на стабильность, а мальчики – на вариативность;
  • игры мальчиков рассчитаны на дальнее зрение и большое пространство, девочек – на узкое пространство;
  • девочки более чувствительны к тактильным ощущениям, громким звукам, телесному дискомфорту;
  • у мальчиков лучше развито зрительное восприятие, а у девочек – слуховое.

Развитие ребенка по месяцам и его ориентировочные показатели (до года) представлены в таблице:

Показатели развития месячного крохи

Какими навыками должен владеть малыш в свой первый месяц жизни? Хорошими показателями правильного развития являются:

  • умение реагировать на маму и узнавать ее;
  • умение открыто улыбаться при обращении к нему;
  • умение фиксировать взгляд на предмете на расстоянии полуметра;
  • умение различать цвет и концентрировать внимание на предметах контрастного тона;
  • умение удерживать и поворачивать головку, находясь на животике;
  • воспроизведение звучания «гуления»;
  • попытка воспроизводить звуки в ответ на диалог с ним;
  • реакция на звуки и свет;
  • умение выгибать спинку;
  • воспроизведение хаотичных движений.

За первый месяц кроха активно прибавляет в весе, масса тельца увеличивается на 500-600 грамм. В росте тоже прибавка на 3 см. Ночной сон малыша длится примерно 9 часов, а дневной сон поделен на 3-4 этапа по два часа.

Показатели развития месячного крохи

Примерный режим дня месячного малютки:

  • 6-00: первое кормление;
  • 7 — 9-30: первый дневной сон;
  • 9-30: второе кормление;
  • 11 — 13-30: второй дневной сон;
  • 13-30: третье кормление;
  • 14 — 16-30: третий дневной сон;
  • 16-30: четвертое кормление;
  • 17-30 — 19-30: четвертый дневной сон;
  • 20-00: пятое кормление;
  • 21 — 23-30: вечерний сон;
  • 23-30: последнее кормление;
  • 23-30 — 6-00: ночной сон.

Причины

В психологии основными причинами кризиса одного года называют стремление ребенка к самостоятельности, потребность присутствия значимого взрослого.

Малыш стремится ходить, есть без помощи мамы, однако ее уход из поля зрения вызывает бурю негативных эмоций. Это связано со страхом потерять близкого человека. Ребенок нуждается в подтверждении безопасности, собственной значимости.

Самостоятельность малыша наталкивается на запреты родителей. Часть из них оправдана соображениями безопасности, часть продиктовано подсознательным страхом отпустить крошку, к которой были привязаны в течение длительного времени.

Бесконечные ограничения вызывают протест у ребенка, кроха плачет, кричит, проявляет агрессию. Вдобавок его желания проявить самостоятельность не всегда ему под силу. Он физически не может дотянуться до верхних полок, поднять тяжелый стул.

С какими проблемами могут столкнуться молодые родители и как их решить

Первые несколько месяцев жизни малыша — самые сложные для родителей, так как им приходится сталкиваться с детскими «неприятностями» и «неожиданностями», но не всегда есть достаточно опыта и знаний для их быстрого решения. К таким проблемам можно отнести:

  1. Колики. Малыш во время еды может захватывать воздух, который накапливается в животике и вызывает сильные боли. Чтобы это предотвратить, нужно каждый раз после кормления новорожденного подержать его минут 5 вертикально, также, погладить ему животик или спинку. Если это не помогает и колики все равно появляются, можно давать ему укропную водичку или препараты, которые рекомендует педиатр.
  2. Переедание. В первый месяц жизни крохи многие мамы в погоне за весом слишком часто или подолгу его кормят, будят во сне, предлагают грудь или бутылочку даже после того, как ребёнок ее бросил. Делать этого нельзя, малыш лучше знает, сколько ему нужно питания.
  3. Потничка. На шее, затылке и в некоторых других местах может появляться небольшая сыпь как реакция на пот, который вовремя не удалили. Чтобы избавиться от нее, нужно постоянно влажным тампоном убирать пот и смазывать кожу детским кремом или мазью.
  4. Опрелости. Они появляются, если кожа малыша долгое время соприкасается с чем-то влажным — одеждой, подгузником и т. д. Чтобы их убрать, нужно чистую кожу хорошо просушить и обработать специальным детским кремом или маслом.
  5. Струпики на голове. Если у малыша на головке появляются выделения кожных желёз и образуются корочки, нужно ежедневно во время утренних процедур убирать их влажным тампоном.

Малышам первого месяца жизни помимо особого ухода, важно внимание и проявления любви со стороны родителей, которые со временем приобретут нужный опыт для того, чтобы ребёнок чувствовал себя защищенным и счастливым.

 

Какие проблемы со здоровьем могут возникнуть в этом возрасте?

Кашель

Если у ребенка в 2 месяца появился кашель – это может быть как физиологическое явление, так и паталогическое. Например, если имеет место быть чрезмерное слюноотделение, в таком случае под голову ребенку в кроватке подкладывается небольшая подушечка. Это может быть свернутая пеленка или жесткая подушка под матрасиком, чтобы голова малыша была чуть выше и слизь не опускалась в легкие.

Кашель, возникший по другой причине имеет влажный или сухой характер и лечится только под контролем врача. Главное правило при лечении – влажный, прохладный и чистый воздух в помещении, где живет ребенок.

Температура

Повышение температуры в этом возрасте, не связанной с вакцинацией, может сигнализировать о:

  • начале ОРЗ;
  • возникновении инфекции в организме (ангина, пневмония, бронхит, менингит, краснуха, скарлатина и многое другое).

Любое повышение температуры у ребенка в 2 месяца – это срочный знак вызвать педиатра для осмотра. Повышение или понижение ее до критических отметок 39,5-40 градусов означает срочный вызов неотложной помощи и госпитализация ребенка без промедления.

Важно: Температура тела здорового малыша до года обычно на 1-5 градусов выше. Если у малыша температура 37 в 2 месяца, и он прекрасно себя чувствует, хорошо кушает и ни на что не жалуется – это нормальная температура, не имеющая патологического характера.

В завершение предлагаем посмотреть краткий обзор о развитии двухмесячного младенца

Седьмой месяц

Это уже настоящий непоседа: малыш легко переворачивается с живота на спину и обратно, может сидеть, ползает по-пластунски, а иногда уже и на четвереньках.

Достижения седьмого месяца:

Седьмой месяц
  • прибавка в весе – 600 граммов;
  • прибавка в росте – 2 см;
  • купание переходит в разряд развлечений с игрушками: малыш сидит в ванной и играет с набросанными в воду игрушками;
  • самостоятельно пьет из кружки;
  • проявляет интерес к еде: берет ее в руки, мнет;
  • обычно, держась за перегородки в кроватке, малыш начинает вставать на ноги;
  • при поддержке под мышками учится ходить;
  • изучает части лица и тела, может показать свои ушки, носик, глазки;
  • с интересом листает страницы;
  • копирует взрослых;
  • осваивает новые игры для пальчиков «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик»;
  • умеет произносить много слов, типа «гав», «дай», «ква»;
  • понимает интонацию запрета: слова «нет».

Четвертый месяц

На 4-м месяце жизни в развитии ребенка происходят выраженные изменения, он может более 2-х часов бордствовать, постоянно требует внимания родителей. Малыш может переворачиваться со спины на живот или наоборот, различает вкусы, хорошо слышит окружающие его звуки. В этот период ребенок становится очень интересным, его черты лица приобретают более четкий вид, движения тела четкие и собранные. В этот период малыш различает запахи, более активно растут ногти, волосы. Глаза ребенка двигаются более скоординировано и синхронно, исчезает косоглазость, которая присутствовала в 2 месяца. Если преподнести зеркало к лицу ребенка, он может в нем разглядывать свое изображение и даже улыбается сам себе. Также ребенок начинает издавать первые четкие звуки, постоянно привлекает и требует внимания взрослых.