Знакомство с книжкой, или Как читать с маленьким ребенком

Ваш ребе­нок не любит читать? Вы не оди­ноки. Но пус­кать на само­тек этот про­цесс все ж не стоит. Нет, застав­лять, как и в любом дру­гом деле, не нужно. Про­сто надо найти очень инте­рес­ную книгу и под­ход к сыну или дочери. А осталь­ное – дело техники.

Почему ребенок не любит читать?

В процессе работы с ребенком многие мамы и папы сталкиваются с трудностями. Иногда малыш выказывает неприятие и отказывается учиться читать. Причин подобных проблем может быть несколько, поэтому стоит разобраться в них тщательнее:

  • Некоторые дети не привыкли читать с родителями. Быть может, они еще не научились получать удовольствие от чтения.
  • Дошкольнику, проводящему много времени за компьютером, достаточно трудно получить наслаждение от умственной работы, которую предлагает литература. Он привык получать информацию без усилий определенных участков мозга – красочная виртуальная реальность дает возможность сразу окунуться в созданный художником мир.
  • Проблема отцов и детей сегодня особенно актуальна. У взрослых существуют устойчивые представления о жизненных приоритетах, а дети создают собственную картину мира, получая информацию из телевидения и интернета. То, что старшее поколение считает важным, интересным, младшим представляется неактуальным.
  • В современном обществе в процессе общения принято широко использовать слова, обозначающие действие. Глаголы вытеснили прилагательные, которые делали речь более яркой, насыщенной и эмоциональной. Есть мнение, что та литература, на которой выросли сегодняшние родители, их детям кажется неинтересной и слишком унылой.

В современном обществе многие дети не любят читать книги. Причиной этого может стать пример взрослых

Роль книги в жизни ребенка

знакомится с окружающим миромнужно читать книги

  • обогащается словарный запас, а также формируется правильно поставленная речь, поэтому читать с ребенком нужно с раннего детства;
  • развивается память, интеллект и воображение. Также в этих целях родители могут просить малыша пересказать прочитанное.
  • кроха развивается эмоционально и учится сопереживанию, представляет образ того или иного героя, наделяет его описанными качествами и переживает все события истории.
  • содействует развитию письма. Кроме того, малыш учится не только думать правильно, но и четко формулировать и выражать свои мысли.

развитии ребенка

Плюсы и минусы домашнего обучения чтению будущих первоклассников

Сегодня многие учителя заверяют, что необязательно до школы обучать ребёнка чтению («к февралю, когда традиционно отмечается праздник букваря, в первом классе будут читать все»). Однако дошкольное освоение этой «науки» всё же имеет свои плюсы:

  1. Малышу будет легче адаптироваться к школе. Это особенно важно, если ребёнок по натуре стеснительный, медлительный. Умение читать придаст ему уверенности в себе.
  2. Когда учитель будет проверять технику чтения, у ребёнка явно будет не худший результат.
  3. Лучше будет успеваемость и по другим предметам — ведь школьник сможет сам прочитать задание в учебнике, а не ждать, когда это сделает педагог или мама.
  4. Соответственно, домашние задания будут выполняться быстрее.

У читающего ребёнка адаптация к школе проходит быстрее, ведь он чувствует себя более уверенно

Между тем дошкольное обучение чтению может иметь и свои недостатки:

  1. Если родители проявляют излишнее рвение, ученику будет неинтересно на уроке (учитель читает с остальными детьми по слогам, а он уже умеет это делать бегло, поэтому сидит и скучает).
  2. На домашних занятиях родители часто не особо разграничивают понятия «буква» и «звук». Из-за этого в школе могут возникнуть проблемы. А как известно, переучивать ребёнка всегда сложнее, чем обучать чему-то с нуля.

Если к школе малыш умеет очень хорошо читать, ему может быть попросту скучно на уроке

Польза чтения

Коэффициент полезности от совместного с ребенком чтения очень велик: польза несоизмеримо высока в соотношении с затратами времени, правда с обязательным условием систематичности этих затрат.

И польза не только в формировании и развитии умственного и эмоционального потенциала ребенка, но и в закладке базовых принципов выстраивании отношений ребенка с обществом в целом, и с различными представителями общества в частности. На примерах героев книг легче объяснить, что такое добро и зло, плохие и хорошие поступки. Где вы еще возьмете столько примеров?

Читайте также:  Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста

Только книги должны соответствовать возрастным интересам и потребностям ребенка. Ведь они развивают воображение, кругозор, умение фантазировать, учат дружить, любить, сопереживать, мечтать, шутить.

Книги не должны быть пустыми и, тем более, вредными.

Можно, конечно, ограничиться показом мультфильмов и фильмов, но так вы познакомите ребенка с фантазией режиссера. Через прочтение книг вы проложите дорогу развитию его собственной фантазии, а потом уже предложите сравнить с фантазией режиссера.

Начинайте учить ребенка самостоятельно читать с 5 лет. До пяти лет зародите любовь к книгам и интерес к миру, который живет в книгах.

Ваш выбор

Начнем с похода в книжный магазин и выбора подходящих для формирования положительного интереса к чтению книг для начинающего читателя.

Когда это нужно сделать? Лучше начать с того благодатного периода, что называется пренатальным, т.е. еще до появления крохи на свет. Будущим маме, папе (да и другим близким, разделяющим ожидание) будет интересно и полезно обратиться к книгам, адресованным детям. Кое-что стоит просто почитать и освежить в памяти (любимые и знакомые по собственному детству детские стихи и рассказы, потешки и прибаутки, сказки — по выбору и настроению). Можно устроить для себя несколько экскурсий по книжным магазинам для знакомства с печатной продукцией, выпускаемой для детей и родителей: полистать не спеша книжки для самых маленьких, приглядеть из них такие, в которых картинки «вдохновляют» мамину фантазию на интересные, забавные рассказики и прибауточки. Приобрести, например, несколько сборников стихов, сказок — почитать, посмотреть, помурлыкать и постепенно начать готовить себя к тому, как вы будете знакомить своего малыша с тайнами, загадками и прелестями общения с книгой.

Особое внимание следует уделить книгам, знакомым с детства — они станут вашими незаменимыми помощниками (рассказ об этом чуть ниже). А еще присмотреться к книжным новинкам — ведь со времени нашего собственного детства детская литература выросла и расцвела. Появилось множество новых отечественных авторов (, И. Гамазкова, А. Усачев, М. Яснов, М. Москвина), появились переизданные книги авторов ХХ столетия (Саша Черный, Д. Хармс, Л. Пантелеев, С. Козлов, Г. Цыферов и др.) и наконец — разлилось море интереснейшей и полезнейшей переводной литературы (шведской, датской, голландской, французской).

Как выглядят книжки для очень маленьких читателей? Это в первую очередь книги для рассматривания (текст в них служит только ориентиром для взрослого): книжки для ванной, картонные книжульки с толстыми страничками, раскладушки, пищалки, книжки-игрушки и т.п. Но частенько приятные и интересные издания — грамотно оформленные точки зрения детского обращения, содержащие в себе элементы игры — либо являются переводными (некоторые из них оказываются плохо адаптированными к привычному нам образу жизни), либо вообще лишены текста, либо предлагаемые стишата, подписи трудно воспринимаются не только ребенком, но и читающим их взрослым.

Самое разумное — выбирать среди них те, что понятны с первого взгляда: смотришь на картинку и сразу понимаешь, что можно по ней рассказать малышу, чем она привлечет внимание (игрушкой, пищалкой-гремелкой, яркостью красок или неожиданностью форм). Если вас обуревают сомнения («Откуда же я знаю, что ему, маленькому, понравится?»), смело покупайте то, что дарит вам радость, желание фантазировать и веселиться. Помните, что положительные мамины эмоции — это не только очень полезный продукт для малыша, но и залог успеха в деле его воспитания. Пусть книжка будет маминой любимой! Ведь научить радоваться книге, любить ее можно только на личном примере.

Задача этих книжек состоит в том, чтобы:

  • малыш узнал, что книга — нечто с чем-то перелистывающимся, с яркими цветастыми пятнами, на которых смутно угадываются… знакомые или незнакомые предметы;
  • малыш попробовал общаться с книжкой — своеобразным отражением окружающего мира;
  • детские книжки могли стать первыми учебниками (скорее для мамы, чем для ребенка) в освоении тайн и сокровищ человеческих знаний: чаще всего книжки для малышей служат для знакомства со свойствами предметов (их форм, размеров, цвета и прочего разнообразия).

Важно помнить, что книжка — это отражение окружающего мира, а не наоборот, поэтому нужно стараться соотносить опыт знакомства с окружающим миром (впечатления от встречи с животными, машинами и предметами, овладение знаниями об их особенностях и назначении) с картинками в книжках. Ребенок с радостью найдет на картинке киску и с удовольствием будет слушать маму, которая изображает, как киска мяукает, а вот бегемотик может поставить в тупик. Нужно ли бежать в зоопарк? Вовсе нет! Просто обратите внимание на что-то другое: например, на птичку на этой же картинке и расскажите о том, что она летит НАД бегемотиком. А бегемотика можно купить игрушечного, пусть он пока побудет маленьким и почти сказочным.

Читайте также:  Что нужно знать о ветряной оспе у грудничков

Основные принципы игровой методики

Сначала рекомендуется выучить все гласные буквы. Затем превратить их в «говорящих». Что это значит? Нужно подготовить 10 кружков из картона, на каждом написать маркером букву. Развесить их по квартире. Когда проходите с ребенком, он должен обязательно посмотреть на букву и произнести звук. После поменяйте кружки местами. Затем пусть ребенок ищет конкретную букву в книгах, в компьютере, в телевизоре. Сделайте все, чтобы поиск букв был веселой игрой.

Если удалось выучить все гласные, переходите к согласным. Не стоит нагружать дитя несколькими буквами, начните с одной. Лучше, чтобы это была «М», ведь первое слово, которое говорит ребенок «Мама». Сразу же придумайте, с чем похожа буква, так легче будет понять малышу, что это. Например, на качели, часть бантика. Обязательно сделайте кружочек, пусть он будет продолжением гласных. Нужно постепенно вводить согласные. Когда выучили 2 или 3, можете составлять вместе слова. Купите магнитную азбуку. Через время ребенок начнет быстро усваивать материал.

Заметили, что ребенок хорошо знает буквы? Начните складывать вместе слова «С+О+М»,«К+О+С+А», «К+О+М» и пр. Эта методика подходит для многих деток. С ее помощью можно вернуть интерес малыша к обучению. За счет того, что занятия выстраиваются в форме игры, ребенку интересно учиться.

Важно! Нельзя кричать, унижать и обижать дитя, если ему сложно читать. В этом случае учеба для него превращается в муку. Стрессом вы ничего не добьетесь, а только ухудшите ситуацию. Вы должны найти стимулы для дитя. Например, можете читать ему вслух, специально останавливаться на интересном месте. Также читать вместе надписи, вывески.

Обычно проблема заключается в том, что родители сами неорганизованные. Решили заниматься? Делайте это до конца, а не махайте рукой, думая, что ничего не получится. Только регулярные и систематические занятия дадут результат.

Как пошагово научить ребенка лет читать в домашних условиях

Данный процесс является трудоемким, сложным и весьма ответственным. Родители должны проявить настойчивость и упорство, иначе все их усилия будут напрасными, однако при этом атмосфера при обучении должна быть доброжелательной, чтобы не отбить у ребенка желания учиться.

С чего начинать обучение чтению по слогам?

Важно учитывать, что скорочтению семилетних деток учить не стоит. Эта методика еще слишком сложна для них, и подходит только для школьников 10-12 лет. До того как дети достигнут такого возраста, их лучше всего учить читать в темпе, соответствующем разговорному. Так они будут намного легче запоминать и усваивать новую информацию.

Если мама не знает, с чего начать обучение, то необходимо обратить внимание на специализированные книжные магазины с детскими пособиями. Сегодня брошюр, помогающих в данном процессе, существует огромное множество, поэтому выбрать будет из чего.

Наиболее эффективным сегодня считают букварь Жуковой, где тщательно подобрана очередность занятий и даны советы родителям для правильного обучения чтению по слогам.

Кубики и карточки очень хорошо подходят для дошколят, которые только начинают познавать азы чтения. А вот для деток семилетнего возраста нужно покупать азбуки, плакаты, паззлы.

Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать

Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:

Слоговая таблица

Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».

Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.

Важно!Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее.

За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.

Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.

Читайте также:  Важно знать: путешествие детей без взрослых

Варианты упражнений для обучения чтению в домашних условиях

Есть несколько эффективных вариантов упражнений, которые помогут научить семилетних деток читать:

  1. Ребенок сидит на стуле, руки на коленях. При команде «бросок» он начинает читать, когда же звучит слово «засечка» — он останавливается. Отдых длится несколько секунд, после чего снова звучит команда «бросок», и учащийся должен отыскать строчку, где он закончил чтение, и продолжить процесс. Занятие можно продолжать не более 5 минут.
  2. Во время занятия «Буксир» необходимо менять темп чтения от медленного к более быстрому. Ребенок при этом не должен отставать в скорости прочтения текста. Затем следует перейти на чтение «про себя», что школьник тоже должен повторить.

    Через некоторое время нужно снова начать произносить слова вслух.

  3. Последнее занятие базируется на поиске в таблице со слогами второй части, которая будет формировать определенное слово.

Такие занятия лучше всего выполнять в группе детей. Но если уроки проводятся в семейном кругу, то участвовать должны оба родителя.

Как надо и не надо читать

Ребе­нок научится вни­ма­тельно читать, пра­вильно оце­ни­вать про­чи­тан­ное, если вы будете читать ему в дет­стве. Важно лишь знать, как надо и не надо читать.

Как надо

  • Пер­вое, нето­роп­ливо и внятно.
  • Вто­рое, тер­пе­ливо, даже если ребе­нок не при­слу­ши­ва­ется к чтению.
  • Тре­тье, так, чтобы ему все было понятно и ясно (то есть, раз­го­ва­ри­вайте с ним, про­го­ва­ри­вайте важ­ные моменты, объ­яс­няйте зна­че­ние чего-то).
  • Чет­вер­тое, так, чтобы заин­те­ре­со­вать чадо (вплоть до того, что пока­жите ему рисунки, или сло­вами пере­ска­жите интересное).
  • Если ребе­нок с чем-то не согла­ша­ется, рас­суж­дайте вместе.
  • Хва­лите его, если он что-то спро­сил, попро­сил повто­рить и т.п.

Нако­нец, чтобы инто­на­ция ваша была есте­ственна и при­ятна для слуха, а не нази­да­тельна и строга.

Как не надо

Не читайте книгу, если сами не про­смот­рели ее! Конечно же, исклю­че­ние – Новый и Вет­хий Завет…

Не сади­тесь далеко от постельки, ребе­нок дол­жен вас хорошо слышать.

Не пре­вра­щай­тесь в мен­тора, посто­янно допра­ши­вая его, понра­ви­лось ли ему про­чи­тан­ное. Если ему было инте­ресно, он сам спро­сит или ска­жет. Если вы и решите спро­сить, делайте это при слу­чае и тактично.

Не обсуж­дайте с ребен­ком каж­дую строчку, кото­рая вам кажется важ­ной. Выде­ляйте приоритеты.

Сти­му­ли­руйте у ребенка жела­ние самому разо­браться в том или ином месте, понять, оце­нить и обсу­дите это.

Не читайте до конца то, что наме­тили. Насильно мил не будешь. Лучше поду­майте, как заин­те­ре­со­вать. Но кни­жечку закан­чи­вать обя­за­тельно надо, пус­кай и в несколько попыток.

Избе­гайте кате­го­рич­ных заяв­ле­ний и суждений.

Не навя­зы­вайте чте­ние, най­дите дру­гой путь.

До какого возраста читать ребенку вслух

Это зави­сит от него. Конечно же, даже если он уже умеет читать сам, сов­мест­ные чте­ния полез­нее. Но ваши труды увен­ча­лись успе­хом, если ребе­нок сам про­сит почи­тать ему.

Полезные советы

Обучение чтению детей может стать мукой для первоклассника и его родителей. Чтобы избежать скандалов, разочарований и не отбить желание освоить грамоту, воспользуйтесь маленькими хитростями:

  1. Занимайтесь регулярно. Уроки, проводимые время от времени или плохо организованные, необходимого эффекта не дадут. Ребенок просто забудет всю информацию. Составьте план занятий и следуйте ему неукоснительно. Иногда делайте каникулы на пару дней.
  2. Учите в игровой форме. Например, собирайте из кубиков с буквами домики, возите их на грузовике, чтобы составить слоги. Без строгих правил и сидения за столом по 30–40 минут информация усвоится легко, с интересом.
  3. Соблюдайте последовательность обучения. План может выглядеть так: звуки – буквы – слоги – слова – предложения – тексты. Двигайтесь от простого к сложному последовательно.
  4. Используйте видеоуроки для занятий в домашних условиях. Этот вариант подойдет старшим дошкольникам, применяйте в целях самообразования для родителей.
  5. Регулярно повторяйте пройденное. Используйте для этого разные методы: распечатывайте карточки, делайте рисунки, учите загадки, песни.
  6. Ищите буквы везде. Для занятий чтением не обязательно иметь под рукой книгу или кубики.

    На прогулке просите малыша показать знакомые символы на доске объявлений, на ценнике в магазине, на табличках домов. Это отличный практический опыт.

  7. Не заставляйте читать, если малыш не хочет заниматься. Точно не стоит учить слоговому чтению детей 3–4 лет, им это не нужно и неинтересно. Дошкольников, в 6–7 лет, учить читать уже пора. Но если детсадовец не хочет, используйте разные способы мотивации для оживления интереса: собственный пример, награды за трудолюбие, похвалу.