Зачем ребенку в разном возрасте нужен логопед

Многие родители не спешат обращаться к логопеду и задумываются об этом только тогда, когда пятилетний малыш четко не произносит какие-то звуки.

Поводы обратиться к логопеду

  1. Малыш в мла­ден­че­стве мол­чит, не «гулит».
  2. В пол­то­ра-два года ребе­нок не гово­рит сло­ва «мама», «папа», «би-би», «топ-топ» и т. п.
  3. Ребе­нок мол­чит до трех лет, хотя пони­ма­ет обра­щен­ную к нему речь. Или не пони­ма­ет. Важ­но выяс­нить, что не так. Воз­мож­но, нуж­но про­ве­рить слух, может быть, нуж­но лече­ние у нев­ро­па­то­ло­га, а может быть — у лого­пе­да. Неред­ко тре­бу­ет­ся помощь и нев­ро­па­то­ло­га, и лого­пе­да, посколь­ку нев­ро­ло­ги­че­ские про­бле­мы неред­ко вле­кут за собой про­бле­мы логопедические.
  4. До четы­рех лет вполне нор­маль­но, что у ребен­ка пре­об­ла­да­ет пас­сив­ный сло­вар­ный запас. После четы­рех лет дол­жен пре­об­ла­дать актив­ный — ребе­нок поль­зу­ет­ся всем тем, что нако­пил. Если же это­го не про­ис­хо­дит, зна­чит, есть какие-то проблемы.
  5. Речь ребен­ка не раз­ви­ва­ет­ся: к при­ме­ру, в четы­ре года такая же, как была в три.
  6. В четы­ре года ребе­нок совсем не под­дер­жи­ва­ет диа­лог, не стро­ит предложений.
  7. Ребе­нок полу­чил какую-то трав­му, напри­мер, сотря­се­ние мозга.
  8. Ребе­нок к пяти годам кар­та­вит, гну­са­вит, шепе­ля­вит, про­из­но­сит зву­ки непра­виль­но, напри­мер, смяг­ча­ет их, где надо и не надо. Быва­ет, что в таком про­из­но­ше­нии ребен­ка вино­ва­ты сами роди­те­ли. Они дол­го «сюсю­ка­ют» со сво­им чадом, ковер­кая сло­ва. Обыч­но этим осо­бен­но гре­шат бабуш­ки. Ребе­нок слы­шит иска­жен­ную речь, и у него фор­ми­ру­ет­ся непра­виль­ная рече­вая кар­ти­на. А порой роди­те­ли пыта­ют­ся сами «ста­вить» зву­ки, и в ито­ге у ребен­ка закреп­ля­ет­ся непра­виль­ное произношение.
  9. Сто­ит насто­ро­жить­ся, если в стар­шем дошколь­ном воз­расте, при­мер­но лет в пять, ребе­нок пло­хо запо­ми­на­ет слова.
  10. Бли­же к шко­ле — не спо­со­бен гово­рить раз­вер­ну­ты­ми пред­ло­же­ни­я­ми, стро­ить рас­сказ, отве­ча­ет на вопро­сы односложно.
  11. В стар­шем дошколь­ном воз­расте испы­ты­ва­ет труд­но­сти с гра­фи­че­ским запо­ми­на­ни­ем. Детям в этот пери­од не долж­но состав­лять осо­бо­го тру­да запо­ми­на­ние букв, гра­фи­че­ских образов.
  12. Ребе­нок про­пус­ка­ет слоги.
  13. Ребе­нок к пяти годам непра­виль­но про­из­но­сит более трех звуков.
  14. К пяти годам не долж­но быть силь­ных иска­же­ний слов, пере­во­ра­чи­ва­ний, когда дети гово­рят, меняя места­ми нача­ло сло­ва и его окончание.

    С трех лет реко­мен­ду­ет­ся про­хо­дить еже­год­ную кон­суль­та­цию у лого­пе­да, даже если кажет­ся, что всё в поряд­ке. Интен­сив­ное раз­ви­тие коры голов­но­го моз­га у ребен­ка про­дол­жа­ет­ся до шести-семи лет. Поэто­му с лого­пе­ди­че­ски­ми про­бле­ма­ми луч­ше раз­би­рать­ся до шко­лы, и начи­нать сто­ит не в послед­ний момент — в апре­ле-мае, а заранее.

Когда следует обращаться к врачу

К 4 годам дети знают до 2000 слов, разговаривают понятно, произнося слова четко. В речи используют развернутые фразы из нескольких слов. Умеют склонять слова и правильно их используют в предложении. Проявляют интерес к новым словам, понимают сюжет сказки или короткого рассказа. Трудности могут вызвать сложные слова, шипящие и сонорные звуки. Но это физиологические нормы, которые не требует вмешательства специалиста.

Задержку речевого развития у детей 4 лет можно заподозрить, когда у них появляются отклонения: в темпе речи, произношении звуков. Из-за проблем малыш предпочитает молчать или говорит обрывочно.

ЗРР в 4 года повышает вероятность неврологических и даже психических отклонений. Постепенно формируется комплекс неполноценности, малыш стесняется или боится общаться с ровесниками, ведет себя обособленно. В дальнейшем это повлияет на процесс обучения, успеваемость и усвоение школьной программы. Особенно в затруднительном положении находятся детки, родители которых игнорируют проблему малыша и не занимаются его развитием.

Поэтому при первых признаках расстройства речи следует обратиться к врачу и начать лечение.

От до лет

Конечно же никто не понесет новорождённого к логопеду. А между тем первое, что делает малыш в первые дни своей жизни – кричит. А может и не кричать (что тоже бывает), что является определенным показателем не только для неонатолога, но и для логопеда.

От двух – трех месячного ребенка можно услышать гуление, чуть позже первые слоги. Родителям стоит задуматься, если в этот период ребенок молчит. Это является не только поводом для беспокойства, но и для проверки в первую очередь слуха и зрения.

К полутора годам ребенок понимает обращенную к нему речь. А значит у него уже имеется некоторый пассивный словарный запас, но пока не готов их произносить так же хорошо, как взрослые.

Читайте также:  Гиперактивный ребенок, что делать родителям? советы психолога

В 2-3 года начинается формирование грамматического строя речи – ребенок пробует строить маленькие предложения. К трем годам малыш уже накапливает активный словарь, в который входят от 300 до 1000 слов. Но если к трем годам у ребенка нет активного словаря, то есть он все понимает, но молчит – это серьезный повод обратиться к логопеду.

Что мешает развитию правильной речи у ребенка:

  • телевизор, радио, планшет, телефон, компьютерные игры
  • отсутствие живого общения со взрослыми
  • «сюсюкание»
  • слабое развитие мышц гортани и языка
  • постоянное психологическое давление, психологические травмы
  • частые болезни, недомогания
  • короткая уздечка языка, высокое нёбо
  • неправильное строение зубов
  • неправильный прикус

Не обязательно чтобы в трехлетнем возрасте ребенок говорил чисто, но он не должен, к примеру, нарушать количество слогов в слове. К пяти годам он уже должен правильно складывать предложения, уметь составить небольшой рассказ по картинке, связно рассказать какую-то историю.

Как известно, наша речь находится на кончиках пальцев, поэтому развитие мелкой и крупной моторики, су-джок-терапия, логопедический массаж, а также игровые программы и специальные методики помогают логопеду научить малыша правильному произношению. Если ребенок не понимает, как именно нужно поставить язык, логопед помогает ему специальной палочкой-помогалочкой – логопедическим зондом.

Однако для того чтобы у малыша все получилось, родители также должны прилагать свои усилия – заниматься с ребенком дома. Только так, в совместной деятельности, можно добиться видимого результата. Кроме того, занятия должны быть регулярными с доведением правильного произношения до автоматизма.

Советы логопеда

Хочется дать родителям несколько советов. Возможно кого-то это подтолкнет к активным действиям (пока еще не поздно), а кто-то может задумается и, наконец, поймет, насколько важно своевременное и правильное развитие речи ребенка.

  1. Прежде чем пойти к логопеду, необходимо записаться на прием к детскому неврологу и проверить слух, чтобы сократить “хождение по мукам”, так как вас все-равно отправят на обследование.
  2. Не прячьте голову в песок, не ждите чуда. Проблема может уйти сама собой, и такое случается, но всегда лучше ее предотвратить, чем потом решать ее много лет.
  3. Наблюдайте за речью вашего малыша, записывайте то, что он говорит, не забывая указывать возраст. Своевременное развитие такой важной психической функции как речь, напрямую влияет на всю его дальнейшую жизнь.
  4. Исключайте все проблемы до школы. Это важно!
  5. Думайте не о себе, а в первую очередь о своем малыше, о его дальнейшем становлении как личности. Кем он станет, когда вырастет? Иметь чистую, грамотную речь важно не только для написания сочинений в школе, но и во взрослой жизни.
  6. Многим детям нужно только немного помочь в самом начале формирования речи, особенно если нет серьезных неврологических проблем, а лишь нарушен фонематический слух (не путать с физическим!)

Следствием такого нарушения как недоразвитие фонематического слуха часто оказывается неправильное звукопроизношение, а также нарушение процессов чтения и письма в школе. Развить фонематический слух поможет специальная методика, скачать которую можно по ссылке.