Все о развитии ребенка от рождения до подросткового возраста \ Что нужно знать родителям?

Временные границы подросткового возраста определить сложно. Они зависят от индивидуальных качеств человека, от его социального положения. Многие исследователи склоняются к мнению, что подростковый возраст начинается в 11, а заканчивается в 21 год.

Как малыш развивается с момента рождения до месяца

  • на 10-12 день может фокусироваться на окружающих вещах;
  • на 11-13 день дает реакцию на резкие и громкие звуки (мигает, вздрагивает);
  • с 20 дня в памяти начинают откладываться образы неподвижных предметов;
  • к концу 1 месяца младенец начинает улыбаться.

В первый месяц жизни малыш только начинает адаптироваться. В первые дни ребенку предстоит проделать большую работу, чтобы перестроить работу своего организма. На протяжении 9 месяцев он жил в водной среде, где ему было тепло, и он был обеспечен необходимыми питательными элементами. Теперь ему придется самостоятельно дышать, поддерживать систему теплообмена, научиться кушать молоко из маминой груди.

На это будет уходить много энергии, поэтому в первые 30 дней ребенок очень много времени спит и часто ест. Для младенца сон играет одну из главных ролей: во сне он растет, организм приспосабливается к новой обстановке. На сон в среднем уходит 20 часов.

Чем больше родители будут уделять времени своему ребенку, тем больших успехов он достигнет

За первый месяц масса тела увеличивается на 500-600 г, а в росте прибавляется 2-3 см.

Как правильно воспитывать ребенка с рождения: возрастные особенности

Воспитание детей того или иного возраста существенно отличается: то ли вы требуете самостоятельности от годовалого младенца, то ли сюсюкаетесь с почти совершеннолетней девицей – и что же правильно? Давайте подробнее разберемся с возрастными особенностями.

Как воспитывать малыша до года: больше любви и ласки

Важно понимать, насколько важна любовь матери в этом возрасте. Казалось бы, существо совсем маленькое, что оно может осознавать? Психологи утверждают, что до года у маленького человечка закладывается очень значимый в дальнейшем фундамент доверия. Причем не столько к родителям, сколько к окружающему миру и людям в принципе.

Не переживайте, когда станете для малыша «ведьмой»: это произойдет в любом случае, так как это естественный момент. Когда Вы не сможете помочь малышу и почувствуете себя полностью беспомощной, не кричите, не вымещайте злость, просто смиритесь. Вспомните, что тяжело не только Вам. Единственное, чем Вы сможете помочь, – оттянуть этот момент настолько, насколько можно. И, конечно же, простите себя: нет всемогущих людей.

Кортизол – гормон, вырабатывающийся при стрессе для адаптации к изменившимся условиям, он очень вреден младенцам. А потому единственная стратегия воспитания из возможных в этом возрасте – просто любить свое чадо и оберегать от различных болезней.

Как надо воспитывать детей от года до трех: не поддавайтесь на провокации

Поведение ребенка в этом возрасте несколько меняется: многим кажется, что он старается сделать все, чтобы довести до ручки своих родителей. Очень часто дитя капризничает, ломает вещи, требует, закатывает истерики. И здесь многие родители совершают главную ошибку: они стараются буквально вбить в этого маленького человека, что делать исключительно нельзя, а что можно.

Еще одним важным кирпичиком в психическом здоровье малыша является воля, которая формируется в этом возрасте. Важно не подавлять полностью инициативу маленькой личности – это способствует его самостоятельности в принятии решений. Поэтому правильным решением в этом возрасте будет давать ему проявлять себя, но в рамках такого контроля, о котором ребенок бы никак не догадывался. Не ведитесь на его истерики, но и не шлепайте в случае очередной сцены. Наблюдайте и сохраняйте спокойствие.

Как правильно воспитывать детей от трех до пяти: оберегаем, но не мешаем развитию

В этом возрасте у детей формируется коммуникабельность: надо общаться не только с родителями, но и со своими сверстниками. А потому Вам стоит позаботиться о том, чтобы сына или дочки появилась маленькая компания друзей, это можно также организовать, отправив свое чадо в детский сад или , что именно сверстники помогут научиться подчиняться понятию «нельзя»: различные игры вводят правила, нарушение которых исключает малыша из действа. Такие роли помогут Вашему чаду научиться соблюдать нормы, по которым живет все общество.

Читайте также:  Как оформить временную прописку новорожденного ребенка

Ваша важная задача на этом этапе развития: привить навыки общения, чтобы малыш смог осознать и принять социальные правила и нормы. И последнему он должен научиться самостоятельно: очень тяжело навязать это маленькому человеку.

Как нужно правильно воспитывать ребенка-школьника: простая психология и ласка

Этот раздел очень важен, так как затрагивает аспекты воспитания и подростка, с которым достаточно бывает справиться. И если первые 6-7 классов это чудо следует всем Вашим советам, радуется каждой отличной оценке, то внезапная перемена настроения и привычек не должна пугать родителей – хотя пугает и очень часто. Ребенок взрослеет и пытается понять, что такое настоящий мир и как ему в нем выживать.

Разрыв между поколениями больше прослеживается уже в старших классах. Гормоны и половое созревание тоже оставляют свой след на поведении: покладистый ребенок может обозлиться на весь мир. Каждый родитель хочет лучшего своему чаду, но помните, что чем сильнее вы настаиваете – тем сильнее получите противодействие. А потому важно спокойно относиться к решениям своего сына или дочери – пусть ошибаются, им надо набраться опыта и понять, насколько важно прислушиваться к мнению родителей.

Расскажите о своих неудачах

«Я один во всем мире», «Тебя никто не понимает», «В моей жизни одни проблемы и неудачи»…. Это не просто банальные фразы, а реальность, с которой многие сталкиваются в подростковый период. В такие моменты важно поддержать ребенка рассказом о своих подростковых переживаниях или ошибках. Только делать это нужно очень деликатно, не обесценивая эмоции ребенка.

«Вы не понимаете!» — часто слышат родители подростков. Покажите детям, что это не так. Что вы всегда рядом, готовы выслушать, поддержать и рассказать о своем опыте. Возможно, даже из взрослой жизни, ведь и в ней постоянно приходится преодолевать трудности. Завоевать доверие можно, только проявляя искренность и рассказывая о своих неудачах.

Пережить кризис подросткового возраста у своего ребенка реально

Воспитание ребёнка в 1-года

И, наконец, о позитивном. Ниже приведены рекомендации относительно того, как правильно воспитывать ребёнка в 1-2 года.

  1. Проявляйте как можно больше внимания. В этом возрасте малыш в нём точно нуждается. Он хочет делиться с вами своими эмоциями, показывать, чему он научился, получать ваше одобрение, вместе радоваться, много общаться, играть и т. д. Никакие гаджеты, мультфильмы и суперигрушки не могут вас заменить. Ребёнку необходимо именно ваше присутствие и внимание. Подарите ему себя, ведь этот период очень ценен для вас обоих.
  2. Стимулируйте малыша к научению основным навыкам самообслуживания: ходить на горшок, мыть руки, кушать и одеваться самостоятельно. Важно, чтобы к началу посещения садика он умел всё это делать.
  3. Стимулируйте развитие речи. Проводите специальные занятия, разговаривайте с малышом эмоционально, используйте разные интонации, чётко проговаривайте слова, которым учите его. Больше общайтесь с ребёнком, комментируйте всё вокруг: когда гуляете, показываете книгу или журнал, смотрите мультфильм или просто играете.
  4. Помогайте малышу научиться самостоятельно засыпать. Способствуют этому некие ритуалы: спеть песенку, прочитать сказку, рассказать какую-то историю, «уложить спать» игрушки и т. д. Важно добиться того, чтобы ребёнок засыпал без вашей груди, без укачиваний и находился в своей кроватке.
  5. Стимулируйте развитие самостоятельности. Правильная позиция взрослых при этом – наблюдать, направлять, помогать, поддерживать, придавать уверенности (если действия ребёнка не опасны для его здоровья и не противоречат воспитанию). Но обязательно будьте рядом, ваш контроль здесь всё же необходим.
  6. Давать мини-задачи, которые понятны для малыша: «Принеси, пожалуйста…», «Давай собирать игрушки», «Сложи карандаши в коробку», «Надень…» Старайтесь при этом приобщать его к порядку и аккуратности. Хвалите за качественно выполненные задания.
  7. Чередуйте спокойные занятия с подвижными играми. Почаще переключайте внимание ребёнка с одной деятельности на другую. Не забывайте о зарядке и физических упражнениях. Малышу нужно много двигаться.
  8. Поощряйте проявление чувств. Так вы поможете малышу справляться с нахлынувшими эмоциями, научите его лучше понимать себя и других людей. Описывайте словами его поведение, например: «Ты сердишься» или «Ты так задорно смеёшься!»
  9. Не кричите и не применяйте физические наказания. Проявляйте терпение. Лучше 10 раз спокойно объяснить, что «это нельзя», чем один раз накричать. Следите за своими словами. Малыш всё чувствует, его легко обидеть.
  10. Способствуйте взаимодействию своего чада с другими детьми. Наблюдайте за тем, как он ведёт себя в присутствии сверстников. Объясняйте, как следует общаться с товарищами, что нужно помогать и дружить. Приводите примеры из книг, мультфильмов.
  11. Больше бывайте в людных местах, в гостях, способствуйте тому, чтобы ребёнок привыкал к окружающим, не боялся ваших родственников и знакомых. Постепенно нужно готовить его к посещению детского сада.
  12. Вы и ваше поведение – это пример для ребёнка. Ваши действия должны соответствовать словам. В таком случае воспитание будет понятным и эффективным. Малыш считывает ваши эмоции, заражается вашим настроением и часто копирует действия. Старайтесь не быть противоречивыми. Демонстрируйте оптимизм, уверенность, доброту и отзывчивость.

Всё в наших руках. Чем более зрелые методы воспитания мы выбираем, тем более зрелой становится личность ребёнка.

Кризис идентичности в подростковом возрасте

Многочисленные трудности подросткового возраста неизбежно накапливаются и проявляются в нескольких кризисах. Во время первого из них происходит поиск, а затем и выбор взрослой идентичности, нового отношения к внешнему миру и к себе. Внешне это проявляется в активизации интереса – подростки постоянно общаются на разные темы, затрагивая нравственные и моральные вопросы, а также межличностные отношения. Они не устают что-то доказывать друг другу и проявлять интерес к исследованию самого себя и уровня своих способностей. Именно поэтому подросткам так интересны прохождения тестов и участие в школьных олимпиадах.

Изменения в подростковом возрасте неизменно сопровождаются бурным развитием сознания и самосознания. Именно поэтому подростки часто склонны к уходу в себя, чрезмерно самокритичны и чувствительны к посторонней критике. Любые оценки и замечания со стороны значащих для них людей могут вызывать активную и подчас непредсказуемую реакцию.

Независимо от возраста подростка становление нового уровня его самосознания (так называемой «Я-концепции») выражается в желании понять себя, осознать свои особенности и потенциал, найти сходство с окружающими людьми и оценить свою уникальность и неповторимость. Соответственно, именно в этот период отмечается существенное снижение ценности общения в кругу семьи, гораздо больший авторитет приобретают друзья. Требования со стороны родителей сохраняют свое влияние только при условии их значимости за пределами семейства.

Познание себя через схожесть с другими у подростка происходит во время общения со сверстниками. По сути, подростки образуют свою особую подростковую субкультуру, так как имеют свои собственные установки, нормы и специфические формы поведения. Для них крайне важным является чувство принадлежности к референтной группе, поэтому они всеми силами стремятся занять в ней свое место. Внешне это может противоречить бунту против общепринятых норм взрослых, однако именно в подобной ситуации и формируется самосознание – перенесенное вовнутрь социальное сознание.

Раннее развитие ребенка дома: важных советов эксперта

Специалисты уверены, что раннее развитие играет очень важную роль в воспитании ребенка и его будущей жизни.

Каждому человеку 1 раз в жизни дается период, когда все знания и навыки даются совершенно легко и быстро, когда можно заложить любовь к процессу обучения и познания мира, к спорту. Этот возраст от 0-6 лет.

Именно в этот период времени активно формируются нейронные связи мозга. Активно развиваются все органы чувств, благодаря которым ребенку будет проще обучаться в школе. Важно помнить, что успешное и легкое обучение, которое приносит удовольствие и радость, возможно только при хорошем фундаменте, заложенном в первые 6 лет жизни.

  • О раннем развитии
  • Нужно активно тренировать ребенка с рождения (для этого существуют специальные упражнения), чтобы дальнейший процесс обучения был легким и приятным, а родители не мучились с вопросами плохой успеваемости в школе, нежеланием учиться, проблемами с поведением, здоровьем и так далее.
  • Чтобы ребенок развивался гармонично, важно не упускать ни одно из 5 основных направлениях всестороннего развития: физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное, духовно-нравственное.

Немаловажным моментом является и отработка базовых рефлексов. Если этого не сделать вовремя, следуют такие последствия, как:

  • проблемы с вниманием и концентрацией;
  • проблемы с организацией;
  • плохая координация тела;
  • трудности с чтением;
  • неряшливость при приёме пищи;
  • неуклюжесть;
  • медлительность при выполнении заданий;
  • сложность при письме, неграмотность, плохой почерк;
  • нарушение мелкой моторики;
  • плохо развитая речь;
  • укачивание в транспорте;
  • проблемы с поведением (агрессия или стеснение, импульсивность);
  • плохая осанка, скалиоз;
  • малый запас физических сил, бодрости;
  • неумение справляться с паническими реакциями и фобиями;
  • неумение контролировать свои реакции в стрессовых ситуациях;
  • неумение оказать себе и другим поддержку и помощь.
Читайте также:  Причины появления сыпи на коже лица и головы у новорожденных

Что нужно успеть в раннем возрасте

Раннее развитие ребенка поможет достичь следующих результатов:

  • развить вестибулярный аппарат, мозжечек, все органы чувств, координацию;
  • сформировать нейронные связи мозга;
  • сформировать мотивацию к обучению и познанию мира;
  • привить любовь к спорту;
  • заложить фундамент для здоровья;
  • сформировать активную жизненную позицию;
  • выработать умение концентрироваться;
  • выработать самостоятельность;
  • развить коммуникабельность.

Чтобы развивать маленького ребенка, действуй в трех направлениях.

Развитие подвижности

Как можно чаще выкладывай новорожденного на животик (на ровную и твердую поверхность). Это укрепляет его мышцы спины, шеи, ручек и ножек, стимулирует ребенка поднимать головку. Готовит ребенка к следующему уровню развития – ползанью. Помогает перейти к осознанным движениям. Кроме того, это отличная профилактика коликам.

Как можно меньше держи ребенка в местах, ограничивающие подвижность: коляски, манежи, мягкие кровати.

Не закутывай малыша и не одевай на него много одежды. Это затрудняет его движение и затормаживает процесс развития.

Развитие мануальных навыков

Эти тренировки развивают внимание, воображение, мышление, все виды памяти, наблюдательность, речь, способности к изучению иностранных языков, улучшает координацию, улучшает снабжение мозга кислородом за счет увеличения объема грудной клетки ребенка, способствует созреванию мозга и достижению следующей стадии развития, ускоряет психофизическое развитие малыша, закладывает активную жизненную позицию.

Положи малыша на спину, подставите 2 своих больших пальца под его ладошки, остальной частью руки придерживайте ручки.

Как только он ухватится – медленно начинайте приподнимать (под спинку подложите подушку или что-то мягкое и обязательно страхуй его пальцы своей рукой, на случай, если он отпустит ручку). Через несколько секунд опусти. Делайте это упражнение от 10 раз в день.

Мы просили бабушек и дедушек, чтобы они выполняли это упражнение с внуками, когда приходят в гости. Таким образом они эффективно проводили с ними время и дети развивались.

Развитие баланса и вестибулярного аппарата (который находится рядом со всеми чувствами человека (слух, зрение, вкус, осязание, обоняние).

Когда мы развиваем вестибулярный аппарат, автоматически развиваются все остальные органы чувств.

Он отвечает за: походку, легкость движения, координацию тела в пространстве, способности к разным видам спорта и физической деятельности и т.д. Активно развивается с 6-14 месяцев.

Развитие мозга в первые месяцы жизни резко ускоряется, если подвергнуть ребенка мягкой вестибулярной стимуляции, которая весьма приятна новорожденным.

Существует 15 основных упражнений на развитие баланса у новорожденных. Начать можно с легкого кружения вокруг своей оси с новорожденным на руках, качания в гамачке, танцев мамы с малышом на руках, плавных и медленных движений вниз и вверх, катаний на мате (или большой подушке) вперед-назад и влево вправо.

Психологическое развитие

Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, которые происходят неравномерно: в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, но еще не имеет взрослых клише. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.

В этот период психологи рекомендуют больше разговаривать со своим ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним не используйте категоричные формы, не показывайте его интеллектуальную незрелость, не будьте излишне навязчивы.

Критичные ситуации

В подростковом возрасте, к сожалению, нередко встречаются крайне опасные для самого ребенка и его окружения ситуации:

  • преступность,
  • зависимости,
  • депрессии и суицид,
  • психосоматические заболевания.

Это опасные состояния, требующие незамедлительного обращения к специалисту. Для их предотвращения важно избегать разрушающих стилей воспитания и заниматься профилактикой девиаций у подростков.

В заключение рекомендую прочитать книгу О. В. Холодковской, В. А. Пашниной «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем». В работе отведена целая глава на подробное рассмотрение этих проблем (признаки, практические советы).

Итак, подростковый период – непростой этап для родителей и ребенка. Но при успешном его прохождении вы получите хорошего собеседника, компаньона, поддержку, понимание.

О половых различиях в протекании переходного возраста вы можете узнать из статей «Переходный возраст у девочек – советы психолога» и «Переходный возраст у мальчиков – советы психолога».

Желаю вам взаимопонимания с вашим прекрасным отпрыском!