Возрастные особенности детей 4-5 лет: психология развития

Маленькие дети быстро развиваются, особенно на первом году жизни. Еще недавно малыш был как небольшой комочек, он не мог держать голову, фокусировать взгляд, но за короткое время научился произносить звуки, ползать и сделал первые шаги. Надо знать, каким должно быть развитие ребенка в 1 год, чтобы вовремя реагировать на возможные отклонения.

Физические параметры: нормы роста, веса и другие

Соответствуют ли физические параметры вашего четырехлетнего крохи нормативным показателям, можно легко проверить. Для этого необходимо измерять его рост, вес, окружность головы, окружность груди и сравнить их с данными, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Средние показатели для мальчиков выглядят следующим образом:

  • рост — от 99,1 до 107,5 см;
  • вес — от 14,4 до 18,6 кг;
  • окружность головы — от 48,7 до 51,7 см;
  • окружность груди — от 52,4 до 55,8 см.

Если длина тела вашего сына к четырем годам достигла лишь 90,7 см либо ниже, то это повод к тому, чтобы показать его специалистам. То же касается, если рост мальчика перевалил за 115,9 см. Медики должны определить, нет ли у ребенка патологии роста либо какого-либо заболевания, которое не дает ему правильно расти. То же касается и веса мальчика. Критически низкой массой тела считается 11,2 кг и ниже, критически высокой — 24,2 кг и , как повысить иммунитет и как правильно проводить логопедические занятия. Замеры окружности головы и окружность грудной клетки в этом возрасте уже не имеют такого значения, как, например, в год либо полтора. Если у малыша имеются проблемы со здоровьем, которые приводят к нарушению этих параметров, то они уже должны были быть выявлены. Тем не менее, отметим, что у четырехлетних мальчиков считаются низкими показателями окружности головы на отметке 45,8 см и ниже, высокими — 54,6 см и выше. Для девочек средними нормативными показателями, согласно ВОЗ, являются:

  • рост — от 98,4 до 107 см;
  • вес — от 14 до 18,5 кг;
  • окружность головы — от 47,9 до 50,8 см;
  • окружность грудной клетки — 51,6-55,1 см.

Низкими показателями считаются:

  • рост — от 89,8 см и ниже;
  • вес — от 10,9 кг и ниже;
  • окружность головы — от 45,1 см и ниже.

Критически высокие показатели:

  • рост — 115,7 см и выше;
  • вес — от 25,2 кг и выше;
  • окружность головы — от 53,6 см и выше.

Физическое развитие ребенка в года

В этот период у ребенка уже заметны наследственные черты. У высоких родителей малыш будет вытянут в длину, а если у мамы и папы рост ниже среднего показателя, ребенок, тоже будет маленького роста

Параметры длины и массы тела детей в 4 года:

Пол ребенка Рост Вес
мальчик 98,5-105,5 98-104
девочка 15-17,5 14,5-17,5

Совет родителям. Если ребенок слишком отстает по показателям рост и веса или, наоборот, значительно превышает эти цифры, рекомендуется обратиться к врачу-эндокринологу.

Не стоит забывать, что физическое здоровье ребенка зависит от правильного питания. В правильном рационе есть молоко, злаки, мясо, кисломолочные продукты, овощи и фрукты.

Опираясь на нормы развития ребенок в 4 года, владеет следующими навыками:

  • повышенная активность, малыш постоянно двигается, бегает и играет;
  • без посторонних поднимается и спускается по лестнице;
  • преодолевает препятствия на полу;
  • способен вскарабкаться на шведскую стенку;
  • играет с мячом, подкидывает его вверх и вперед. Легко ловит мяч;прыгает вперед и вверх;
  • катается на трехколесном велосипеде;
  •  умеет кувыркаться;

Не отстает в развитии мелкая моторика:

  • дети завязывают шнурки,
  • надевают бусины на нитку,
  • пользуются по назначению ложкой,
  • расческой, зубной щеткой.

Детям в четыре года полезно посещение спортивных секций или бассейна.

Что должен знать и уметь ребенок в четыре года

  • Выполняет без напоминания некоторые гигиенические процедуры (пользуется горшком), умывается, под контролем взрослого чистит зубы дважды в день, моет руки с мылом после прогулки или контакта с загрязненными предметами. Знает требования к порядку во внешнем виде, собственной комнате, за обеденным столом. Радостно реагирует на просьбы принять участие в совместной уборке.
  • Во время еды пользуется столовыми приборами по их назначению, берет салфетки. Помнит, что нельзя одновременно говорить и жевать, а также смеяться в процессе приема пищи.
  • Интересуется не только одиночными, но и совместными играми. Участвует в создании групповых поделок, в подготовке к праздникам.
  • Интересуется названиями и функциями новых для него предметов, задает соответствующие вопросы взрослым и дослушивает ответ до конца.
  • Демонстрирует самоопределение: спрашивает о себе, своем теле, родственниках, месте жительства, о собственном детстве, рассуждает о будущем. Запоминает не только имена, но и отчества знакомых, соседей. Может назвать свое имя, родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, друзей, знает свой пол и возраст. Помнит, как называется его населённый пункт.
  • Приветствует и прощается, благодарит, желает доброй ночи и доброго утра, говорит «пожалуйста» — не всегда самостоятельно, иногда после напоминания.
  • Испытывает и проявляет чувства/эмоции, соответствующие ситуации или тематике прослушанного литературного произведения (радость, огорчение, разочарование, обиду, сопереживание). Проявляет сочувствие к персонажам и реальным людям, предлагает помощь, откликается на просьбу взрослого. Классифицирует сказки, рассказы, музыку как веселые или грустные.
  • Рассматривает иллюстрации, проявляет интерес к слушанию книг. Узнает сказку или стихотворение по маленькому отрывку, воспроизводит сюжет произведения по нескольким иллюстрациям.
  • Принимает участие в беседе после прослушивания музыкальной композиции или просмотра спектакля. Понравившиеся сюжеты и образы впоследствии стремится воплотить в рисунках или при помощи пластилина.
  • Классифицирует детей как мальчиков и девочек, взрослые для него — дяди и тети (мужчины, женщины).
  • Может назвать несколько распространенных профессий.
  • Устанавливает простейшие причинно-следственные связи (прошел дождь – асфальт мокрый, герой поступил нечестно — и в итоге остался без друзей).
  • Ориентируется в знакомой обстановке, без труда определяет направления вперед, назад, указывая рукой на объект, дополняет комментарием: за тобой, рядом, далеко. Не путает правую и левую стороны, соотносит расположение верхнее и нижнее, определяет время суток по нескольким признакам (люди просыпаются, солнце встает, семья завтракает – это утро).
  • Бегает, практически не падая. Свободно забирается на лестницу и спускается с нее, прыгает в длину на 40 см и дальше, умеет бросать и ловить мячи различного диаметра и фактуры. Метает мячики или другие предметы на расстояние от пяти метров.
  • Самостоятельно выстраивает сюжетные линии в игре, запоминает правила игры, предложенные взрослым, и следует им (не всегда хочет, но ему это по силам).
  • Умеет самостоятельно надевать и снимать одежду, не путая последовательность предметов гардероба.
  • Различает по пять-шесть домашних и диких животных, узнает несколько видов птиц, проявляет желание заботиться о природе и домашних питомцах. Осознает элементарные нормы безопасности при общении с животными (нельзя подходить к собаке во время еды, нельзя дергать кошку за хвост).
  • Активно использует все части речи, употребляет вводные слова, междометия, звукоподражательные слова.
  • Умеет раскрашивать контурные рисунки карандашами и красками, практически не выходя за пределы изображения. Без труда отделяет от бруска пластилина небольшой кусочек, может скатать шарик или палочку, разминает пальцами, вырезает произвольные формы при помощи стека.
  • Умеет сортировать предметы по цвету (полная радуга + белый, черный, коричневый), форме, размеру. Определяет лишний в ряду однородных, мотивирует свой выбор. Находит 3-5 различий между схожими иллюстрациями. Сопоставляет предметы как одинаковые или разные, понимает значение слов «больше» и «меньше».
  • Ребенок в четыре года должен уметь показать, где именно локализуется боль, а также обращаться к старшим с жалобой на свое плохое самочувствие.

В качестве дополнительного источника информации при подготовке статьи для «Маминой страницы» мною было выбрано авторитетное издание:

Читайте также:  Как забеременеть и родить здорового ребенка с помощью молитвы

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.

Также в статье использованы графические материалы из издания «Мамино солнышко» и «Сказочного журнала».

Приятный мультфильм «Осьминожки»

Нервно-психическое развитие

К 4 годам словарный запас ребенка увеличивается до 1,5 тыс. слов, а размер головного мозга практически равен размеру мозга взрослого человека. Однако левое и правое полушария развиты не одинаково: правое полушарие (а оно, как известно, отвечает за эмоции и чувства) в этом возрасте преобладает. Это объясняет поведение детей в таком возрасте: они очень эмоциональные, открытые, добрые, всегда говорят правду, очень легко обижаются. Именно в 4-летнем возрасте у ребенка формируется понятие о добре и зле, поэтому так важно читать для них различные сказки, обсуждать главных героев, спрашивать у малыша, кто ему симпатичен и почему.

В 4 года дети пытаются помогать родителям в бытовых условиях: вылаживать постиранное белье из стиральной машинки, вырезать фигурки из теста, нести пакеты из магазина. Очень важным здесь является всяческое поощрение со стороны родителей: ребенка нужно хвалить, используя для этого различные слова (молодец, умница, потрясающе, поразительно, неподражаемо, прекрасно). Это сможет не только повысить самооценку маленького помощника, но и сделает его словарный запас более разнообразным.

В этом возрасте можно начинать учить иностранные языки. Лучше всего это делать в форме игры, т.к. дети в 4 года будут запоминать только то, что им будет по-настоящему интересно, а не то, что нужно запомнить. Педагоги не рекомендуют в таком возрасте перезагружать мозг ребенка и тем более ругать последнего за погрешности в обучении. Ведь дети в этот период очень ранимы, в случае неудачи их нужно подбадривать, и говорить, что в следующий раз обязательно все получится.

Полезным тренингом для детской памяти будет заучивание нескольких несложных стишков, которые также помогут выработать четкую речь. В целом же, усвоение материала в 4-летнем возрасте прекрасно происходит, если проводить занятие в форме игры. Если детям пообещать за высокие достижения бонусы, призы, подарки, это выработает у них стремление к лучшим результатам.

Что же касается методов наказания, то им также следует уделять внимание. Развитие ребенка 4 лет позволяет ему совершать осознанные действия. Поэтому если ребенок сделал что-то плохое, не следует это игнорировать, но и кричать на него не следует (а тем более бить). Силовые методы воспитания принесут больше вреда, нежели пользы, и вряд ли ребенок не будет повторять такие действия в будущем.

Лучшим методом воспитания в таком случае является разговор с четырехлеткой: ему необходимо объяснить, что именно было плохого в его действиях, почему эти действия вызывают у других людей недовольство. А также привести пример, какие методы наказания будут использованы к ребенку, если он повторит такие действия (к примеру, отказ от сладостей на определенный период, отказ от мультфильмов).

Физиологические изменения малыша в годик

Ребенок должен учиться самостоятельности. Нужно уметь его страховать, но если он упал, то надо давать ему возможность подняться самому.

Зрение

Активно развиваются все органы, в том числе и зрение. Оно становится острым, и ребенок начинает замечать мелкие вещи, на которые взрослые не обращают внимания. Он реагирует на яркие предметы и старается их достать. Если есть симптомы плохого зрения, не ждите, идите к детскому окулисту.

Читайте также:  Как организовать и провести детский праздник День рождения дома

В год у детей уже хороший слух, они различают голоса родителей, реагируют на звуки, начинают произносить первые слова, пытаются участвовать в разговорах. Для проверки можно тихонько попросить малыша сделать что-то простое или подать предмет, по его реакции оценивают, как он слышит.

Поиграйте с малышом на музыкальных инструментах.

Мимика и речь

В этом возрасте дети знают 20-40 слов. Многое зависит от родителей, того, сколько времени они с ними проводят. Ребенок активно использует мимику, чтобы передать свое настроение, требования, повторяет выражение лица окружающих его людей.

Учимся и используем развивающие игры

  1. Первую игру, которую мне хотелось бы предложить «Здравствуйте, гости»!

Для нее нам понадобятся игрушки-зверушки, вырезанные из цветной бумаги зеленые, красные и желтые кружочки (в разном количестве) и тарелочки (можно пластиковые – одноразовые). Игра нацелена на освоении понятий «много», «мало», «поровну».

Вы объявляете малышу, что к нему пришли гости. Пусть это будет зайчик, мишка и лисичка. Предлагаете ребенку угостить зверей яблоками (кружочками). Спрашиваете, каких яблок у вас много, каких яблок мало? Вы ведь помните, что мы вырезали разное количество кружочков-яблок? Предложите дошкольнику разделить поровну между игрушками угощения зеленого цвета, потом красного и желтого. Спросите, сколько досталось яблок каждому из гостей. Опять же, это игра из разряда сервировки стола – просто замечательное упражнение для ребенка, которое должны взять на заметку родители!

  1. Следующее упражнение, которым стоит вооружиться – это игры в «магазин».

Дети ведь так любят чувствовать себя взрослыми, поэтому им очень хочется купить или продать что-либо в магазине. Игра вам в помощь и вашим воспитанникам тоже. Покупать и продавать в магазине можно все, что угодно. Но возьмем для примера пальто, у которого не хватает нескольких пуговиц. Вы можете воспользоваться настоящим плащом, предварительно срезав с него 2-3 пуговки, или нарисованным, где из десяти пуговиц не хватает, к примеру, 4-е. Подберите пуговицы не только похожего размера. Пусть они будут разные: большие и маленькие. Так вы сможете развивать математические азы по нескольким направлениям:

  • Во-первых, вам необходимо сосчитать, сколько пуговиц не хватает на пальто, и объявить об этом продавцу.
  • Продавец может принести не 4-е а 6 пуговиц или 3-и пуговицы. Ребенок должен вам сказать – больше продавец принес пуговиц, меньше или столько, сколько нужно.
  • Во-вторых, размер ваших настоящих или вырезанных и нарисованных пуговиц может быть разный. В этом случае вы спрашиваете кроху размер пуговиц больше или меньше, чем вам нужен для пальто. Пусть ваши мальчишки и девчонки сами подберут пуговки необходимого размера.
  • В-третьих, вы можете спросить юного математика, сколько пуговиц не хватает на пальто: столько же, сколько и осталось пришито или больше, или меньше.
  • Подбирать пуговицы можно не только по размеру и количеству, но и по цвету – так еще интереснее!
  1. На вашем нарисованном пальто также могут быть дырки: круглые, квадратные, треугольные.

Для этой развивающей игры ребенку нужно будет подобрать латки нужно формы, которые вы предварительно вырезали из бумаги. Латки тоже могут быть разных размеров. Так малышу понадобится выбрать не только правильную форму, но и нужный размер бумажного лоскута.

  1. Для того, чтобы объяснить дошкольнику, что количество единиц в целом числе понятие весьма относительное, можно воспользоваться цветными карандашами.

Разложите перед юным учеником 5 карандашей разного цвета: красный, зеленый, желтый, синий, коричневый. Таким образом, у вас получится общее число карандашей – пять. Но так как каждый из них отличается по цвету, то это самое число «5» состоит из разных единиц. Какие цвета они имеют: 1-синий, 1-красный, 1-желтый, 1-коричневый и 1-зеленый.

На самом деле играть и учиться считать при этом можно совершенно разными способами. На помощь приходят старые добрые сказки. Например, «Три медведя», где у самого большого мишки-папы была самая большая тарелка, ложка, кроватка и самый высокий стульчик. Помните, как Машенька пробовала по очереди каждый из предметов. Это просто замечательная сказка, помогающая детям разобраться в величинах!

К этому материалу я приложила еще несколько занимательных упражнений в картинках, которые, я уверена, должны понравиться вам и вашим детям!

На этом я, Татьяна Сухих, говорю вам: «До новых встреч»! Не забывайте подписываться на обновления моего блога и приводить сюда друзей. Всем пока и удачи в математических занятиях!

5 / 5 ( 2 голоса )

Как воспитывать детей 4-х лет

От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.

Нет точных рекомендаций, как воспитывать детей. Каждый ребёнок индивидуален. Но есть общие принципы воспитания четырехлетних ребят:

Как воспитывать детей 4-х лет
  • Культурный досуг. Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
  • Похвала по маленьким и большим поводам. Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
  • Навыки самообслуживания. Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
  • Наблюдение у врача. Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
  • Здоровая пища. Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
  • Режим. Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
  • Полезные игры. Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
  • Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
  • Поиск друзей. Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
  • Правила без исключений. Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.
Читайте также:  Времена года последовательность – Времена года — Википедия

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

  1. Ребенок должен уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
  2. Ребенок должен знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
  3. Ребенок должен знать всех домашних животных и их детенышей.
  4. Ребенок должен уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

Пособия для занятий:  

  1. Карточки Части тела человека
  2. Карточки с изображением Транспорта
  3. Карточки с Фруктами
  4. Карточки с Овощами
  5. Карточки изучаем Цвета
  6. Карточки Мебель
  7. Карточки «животные и что они едят»
  8. Карточки «Одежда и Обувь»
  9. Карточки Животные и Птицы
  10. Карточки Профессии
  11. Строение Дерева и Листьев
  12. Время года Осень
  13. Время года Зима
  14. Время года Весна
  15. Время года Лето
  16. Карточки изучаем Цвета
  17. Зимний месяц — Декабрь
  18. Зимний месяц- Январь
  19. Зимний месяц — Февраль
  20. Занятия на тему Зима
  21. Фрукты и ягоды. Изучаем и раскрашиваем
  22. Овощи. Изучаем и раскрашиваем
  23. Фрукты и Ягоды (карточки-раскраски)
  24. Овощи (карточки — раскраски)
  25. Весенний месяц — Март
  26. Весенний месяц — Апрель
  27. Весенний месяц — Май
  28. Уникальные книги — Времена года
  29. Летний месяц — Июнь
  30. Летний месяц — Июль
  31. Летний месяц — Август
  32. Осенние месяцы — Сентябрь
  33. Осенние месяцы — Октябрь
  34. Осенние месяцы — Ноябрь
  35. Карточки Электробытовые приборы
  36. О Профессиях детям
  37. Мой дом. Составляющие дома.
  38. Карточки Насекомые
  39. Посуда и Столовые приборы
  40. Окружающий мир
  41. Карточки Игра «Что для Чего»
  42. Карточки Насекомые 2.
  43. Карточки Профессии. Часть 2
  44. Карточки цветы
  45. Карточки Времена Года и Явления Природы
  46. Развивающие Игры с Прищепками

Психические достижения

То, что будет понимать и демонстрировать ребенок в год, напрямую зависит от взаимоотношений с родителями, времени, которое они ему уделяют, правильно подобранным упражнениям, занятиям и игрушкам.

Один из важнейших навыков, который начинает появляться у годовалого малыша — речь. Способность говорить дает мощный толчок психическому развитию. В этом возрасте словарный запас еще невелик, от 2 до 15 простых слов.

Многих родителей пугает затяжное «молчание ребенка». Поводом обращения к специалистам должно послужить отсутствие лепета, гуления, общения с помощью жестов или мимики. Для того, чтобы ребенок заговорил в год, у него должен быть достаточно развит речевой центр головного мозга и накоплен необходимый пассивный словарный запас. Если речевой центр можно успешно тренировать с помощью развивающих мелкую моторику игрушек, то словарный запас зависит от интенсивности общения с малышом.

Помимо этого, в перечень того, что должен уметь ребенок в 1,5 года или даже раньше, входит способность:

  • улыбаться;
  • отзываться на свое имя;
  • эмоционально проявлять чувства (целовать, обнимать родных, любимые игрушки);
  • узнавать близких людей на расстоянии, в том числе на фотографии;
  • с интересом реагировать на новые игрушки;
  • подражать мимике и издаваемым звукам окружающих;
  • понимать речь родителей, запрет;
  • показывать пальчиком на изображения знакомых предметов в книжке;
  • ритмично двигаться под музыку;
  • выполнять просьбы «дай», «положи», «открой-закрой»;
  • радоваться приходу родителей или настораживаться при появлении незнакомцев.

Если ваш малыш не проявляет каких-то способностей из перечисленных, не стоит расстраиваться. Все в ваших руках. Приобретайте подходящие игрушки и вводите в режим дня увлекательные и полезные занятия.

Как помочь развить ребенку речевые способности?

Существует всего несколько способов, которые могут повлиять на речевые возрастные особенности детей 4-5 лет. В первую очередь, следует не поднимать панику, когда ребенок не говорит при достижении этого возраста, а попытаться избежать этой ситуации. С самого момента рождения с малышом следует разговаривать обо всем, что происходит с ним вокруг. Родители делают огромную ошибку, когда оставляют свое чадо одного, занимаясь своими делами. Из-за этого он может стать замкнутым в себе.

Следует постоянно своим детям читать книжки, стихи и сказки. Лучше всего, одновременно показывать на картинках то, о чем идет речь в данный момент времени. Учеными было доказано, что зрительная память у малышей развита в несколько раз лучше.

Также не стоит пренебрегать садиком в раннем возрасте, особенно если ребенок постоянно находится с мамой и не общается со своими сверстниками. Дети лучше начинают развиваться, глядя на таких же людей, как и они. Идеальный возраст для похода в дошкольное учреждение составляет 1,5-2 года. Каждый родитель должен вести учет возрастных особенностей детей 4-5 лет, рекомендуется ежемесячно записывать, насколько увеличивается его словарный запас и отмечать, есть ли прогресс в данный момент времени.