Воспитание чувств ребенка. развитие эмоциональной сферы у детей

Закрепление фундаментальных аспектов эмоций происходит, главным образом, в дошкольном возрасте. Именно поэтому развитие эмоционально волевой сферы ребенка дошкольника требует к себе особого внимания со стороны семьи.

Компоненты эмоционально-волевой сферы ребенка

Основу эмоционально-волевой сферы составляют:

  1. Эмоции наиболее простые реакции ребенка на окружающий мир. Условно подразделяются на положительные (восторг, радость), отрицательные (гнев, страх), нейтральные (удивление и т.д.).
  2. Чувства более сложные комплексы сферы, включающие в себя различные эмоции и проявляющиеся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.
  3. Настроение более устойчивое эмоциональное состояние, которое зависит от целого ряда факторов, в том числе тонуса нервной системе, состояния здоровья, окружающей обстановки, социального окружения, деятельности и т.д. В зависимости от продолжительности настроение может быть устойчивым, либо неустойчивым, стабильным, либо переменчивым эти факторы определяются темпераментом, характером человека и некоторыми другими особенностями. Оно способно оказывать серьезное воздействие на деятельность человека, то стимулируя, то расстраивая ее.
  4. Воля еще один компонент эмоционально-волевой сферы человека, отражает его способность к сознательной регуляции деятельности и достижении поставленных перед собой целей. Уже достаточно хорошо развита в младшем школьном возрасте.
Компоненты эмоционально-волевой сферы ребенка

Разница между эмоциями и чувствами определение

Плюсы и минусы эмоциональных личностей

В отличие от экзальтированного типа темперамента эмоциональные дети не выражают своих чувств на публике. Все тревоги, а также радостные впечатления они переживают в глубине души. В итоге им становится проблематично сдерживать накопленные негативные или позитивные эмоции, и они выплескивают их в виде слез.

Положительными сторонами эмоциональных личностей являются:

  • ответственное отношение к работе;
  • бесконфликтность;
  • неподдельная искренность;
  • высокая нравственность;
  • гуманность;
  • миролюбие, побуждающее быстро решать споры.

ВАЖНО! Особенность эмоционального типа темперамента в том, что такие дети сопереживают абсолютно всем. В эту категорию входят люди, животные, а также вымышленные персонажи. Поэтому стоит вникать в то, что смотрит или читает ребенок.

Любые проявления жестокости, насилия или грубости приводят к сильному стрессу. Сталкиваясь с трудными жизненными ситуациями, они испытывают растерянность, панику. Затянувшееся душевное потрясение провоцирует возникновение депрессии у ребенка. Частые смены настроения объясняются тем, что такие дети слишком чувствительны к внешним факторам.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Человеческой натуре присущи разнообразные эмоции. Существует так называемый класс «чистых» эмоций, который включает в себя настроение человека, страсти, чувства, аффекты и стрессы. Данный класс реализуется человеком на протяжении всей жизни и с этими же видами эмоций ребенок знакомится еще в детстве.

В дошкольном возрасте происходит процесс активного становления личности. В течение первых семи лет жизни ребенок начинает осознавать свое «Я», активно познает и оценивает себя и свою деятельность. Эмоциональный мир ребенка выходит на новый уровень: он учится новым эмоциям, начинает переживать не знакомые раннее чувства. На все это влияет изменившееся окружение ребенка, смена мотивов, появление новых интересов. Ребенок начинает воспринимать себя как часть социума поэтому начинает активно обучаться так называемым социальным эмоциям и нравственным чувствам. Идет процесс активного социально-эмоционального развития детей.

Читайте также:  Развитие ребенка в 9 месяцев: все что нужно знать родителям

В данный период сильное влияние оказывают отношения в семье.

Для данного периода взросления важен такой термин как эмоциональное предвосхищение. Если раньше ребенок выражал эмоции непосредственно по окончанию какого либо действия, то теперь он может заранее испытывать радость, волнение и переживание от того, какой результат он получит, и какова будет реакция окружающих на его действия. К примеру, немало раз убедившись на практике в возможности осуществления им определенного действия, он будет заранее испытывать радость, зная о грядущем успехе и предвкушая похвалу со стороны взрослых.

Ребенок продолжает осваивать новые эмоции в виде радости, злости, грусти и ревности. Меняется способ его способ выражения эмоций посредством невербальных средств общения. Именно в этом возрасте он начинает знакомство с высшими формами экспрессии. Он начинает понимать, что мысли, эмоции и чувства можно выражать с помощью мимики, пантомимики, интонации.

В процессе обучения новым средствам экспрессии он учится их же декодировать. На данном этапе дети только учатся управлять своими эмоциями. Важную роль в его жизни продолжают играть чувства, поэтому детям данного возраста свойственна излишняя эмоциональность. Поведение и настроение ребенка напрямую зависит от его взаимоотношений с окружающими, будь то родители и родственники или друзья по школе.

Эмоционально-волевое развитие детей

Эмоционально-волевое развитие детей играет важную роль в процессе становления личности. Развитие эмоционально-волевой сферы происходит постепенно. Во время ее становления ребенок учится контролировать свои эмоции. Очень хорошо помогают данному процессу различные действия в игре, в процессе которых, ребенок может научиться выплескивать свои негативные эмоции, они же помогают снять эмоциональное напряжение.

Факторы, способствующие развитию эмоций у дошкольников

  1. общение.  Для того чтобы понять что такое эмоции и какими способами их можно выражать, ребенку необходим наглядный пример. Суть эмоций раскрывается в контексте. На раскрытие их сути влияет ситуация, позиция ребенка, его отношение к собеседнику.
  2. дополнительная деятельность ребенка. Такие занятия как танцы, музыка способствуют развитию различных эмоциональных состояний у ребенка. К примеру, героя книги он может ассоциировать с собой, тем самым искренне сопереживая ему в определенных ситуациях. В такие моменты ребенок испытывает яркие эмоции, в большей степени положительные.
  3. вид деятельности ребенка, выраженный в форме игры. Во время различных сюжетно-ролевых игр дети учатся сопереживать и помогать друг другу.
  4. трудовая деятельность. Процесс и результат определенной трудовой деятельности заставляет ребенка испытывать целую гамму чувств: от радости за успешное достижение цели, до разочарования от провала.

Таким образом, для эмоционального развития ребенка важна модель, которая становится главным источником информации о различных эмоциях человека. Не менее важна возможность реализации (практики) увиденных моделей в ситуации реального общения или во время игры. Важную роль играет и его окружение, которое становится инициатором ситуаций, приводящих к возникновению различных эмоций.

КАК СПРАВЛЯТЬСЯ С ИСТЕРИКАМИ РЕБЕНКА

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЁНКА

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЁНКА

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Упражнения для развития навыков управления своими эмоциями

«Дыхание»Выработайте у себя привычку: если вы осознали эмоцию, и она вам не нравится и мешает, сразу начинайте обращать внимание на свое дыхание и начинать дышать чуть медленнее, обращая внимание на выдох.«Телесные методы»Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.«Проблемы»Напишите список актуальных для вас сейчас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет – проблемы мы искать умеем).Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.«Ресурсное состояние»1. Упражнение лучше выполнять стоя. Вспомните какую-либо ситуацию, жизненный момент, когда вы находились в ресурсном состоянии. Воссоздайте эту ситуацию, вспомните ее в мельчайших подробностях: ресурсное состояние снова появится. Погрузитесь в свои ощущения, представьте себя в этом состоянии.2. Создайте портрет этого состояния с помощью следующих вопросов…– Где точно в вашем теле «это» находится?– Какой формы это ощущение?– Каких размеров это ощущение?– Какого цвета?– Какие образы и/или слова приходят из прошлого?– Имеет ли «это» температуру?– Какое «это» на ощупь?– Какая у этого ощущения граница?– Двигается ли «это»?– На какой материал это похоже: дерево, металл, воздух, вода, вата?– Можно ли это сдвинуть с места?3. Поставьте перед собой порог или нарисуйте черту и выйдите за нее, находясь в ресурсном состоянии.«Хвастаться»Каждый день записывайте, что вы сегодня сделали хорошо и успешно. Что вам удалось? Что вас порадовало?Мы не призываем постоянно находиться в позитивном настроении. Как мы помним, страх, гнев и печаль – тоже полезные эмоции и, допуская только позитивные эмоции в свою жизнь, мы теряем большое количество информации и можем пропустить что-то важное. При этом, когда мы позитивно настроены, нас значительно сложнее чем-либо расстроить или вывести из себя. Таким образом, позитивный подход создает для нас твердую опору под ногами и своего рода защиту от чрезмерного влияния на нас неприятных событий и эмоций.

Развитие эмоций и чувств

Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Под влиянием усложняющихся контактов формируются эмоциональные процессы. Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями.

Младенцы часто реагируют на острую боль мимическим выражением гнева, то есть боль является врожденным активатором гнева и агрессивных тенденций.

Проявления гнева, наблюдаемые у младенцев, не сопровождаются прямым выражением агрессии, что потом, однако, отмечается у более старших детей (1,5—2 года), которые, переживая гнев, бросают на пол игрушки, пинают их. Эти показные формы поведения, по-видимому, являются результатом социального научения.

В одном из исследований было обнаружено, что маленькие дети могут усваивать агрессивные формы поведения, наблюдая за родителями. Исследователи изучили реакцию детей в возрасте от одного до двух с половиной лет на естественные или стимулированные проявления гнева со стороны родителей.

У 24 % наблюдаемых детей демонстрация гнева родителей вызвала гневную реакцию. Более 30 % детей проявили физическую агрессию по отношению к одному или обоим родителям, остальные реагировали вербальной агрессией.

Хотя гнев не обязательно приводит к агрессии, частое переживание гнева повышает вероятность некоторых форм агрессивного поведения. Агрессивное поведение — совместная функция, порождаемая эмоцией гнева, тенденцией к действию, с одной стороны, и социального научения — с другой, порог переживания эмоции гнева является наследственным.

У детей также очень рано проявляются сочувствие и сострадание. Так, двухлетний ребенок может плакать, когда ему показывают плачущего человека. Некоторые трехлетние дети чутко реагируют, когда обижают животных.

Положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно, через игру. Исследования К. Бюлера показали, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается от радости до удовольствия в момент получения результата в процессе игры, у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия.

С формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства.

Первые представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо», связаны с личными интересами как самого ребенка, так и других людей.

К началу школьного обучения у детей отмечается высокий уровень контроля за своим поведением, тесно связанный с развитием нравственных чувств (чувство ответственности, стыда).

Эстетические чувства начинают формироваться достаточно рано, источником их развития являются занятия рисованием, пением, музыкой, посещение театров, картинных галерей, концертов. Однако дошкольники и учащиеся младших классов в ряде случаев еще не могут должным образом оценить художественные произведения.

В школьном возрасте меняются жизненные идеалы, появляются новые источники проявления чувств. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их носителя.

Такое развитие может проходить в трех направлениях: 1) при включении в эмоциональную сферу переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей; 2) в повышении уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств;

3) при постепенном включении в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности.

Что говорит наука

На основе проводимых экспериментов было установлено, что связь интеллекта с социальным миром опосредована. Уровень интеллекта не является определяющим фактором для особой способности, развивающейся с самого рождения, которой является понимание мира.

Важно! Согласно научным исследованиям, раскрытие внутренних состояний происходит у маленьких детей интенсивнее. Этот процесс, имеющий накопительный характер, лежит в основе социализации, нравственных устоев, культурных традиций. Понимание мира чувств, мыслей, а также намерений других людей позволяет 5-летнему ребенку, научиться обманывать, манипулировать чувствами, распознавать иронию и юмор.

       Рисуем настроение

Для этого упражнения нужно использовать краски, но не фломастеры. Настроение меняется каждый день, поэтому и задание можно сделать ежедневным. Попробуйте целую неделю рисовать свои эмоции, а потом просмотрите получившиеся картины. Уверена, вы найдете много интересного.

И помните, помогая детям развивать эмоциональный интеллект, мы сами становимся более развитыми. О важности EQ для малышей можно прочитать здесь

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Всем добра и счастливых детей!

ПОДЕЛИЛИСЬПоделитьсяТвитнуть