Воспитание чужого ребенка (дети от прошлого брака)

Секрет воспитания — надо видеть в маленьком человеке личность.
Не сюсюкаться, не наказывать, не позволять себе никаких вольностей.
Ребёнок — это личность, прежде всего, поэтому следует учитывать его чувства.

Памятка для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье»

«Гендерное воспитание» этот термин знаком большинству родителей. Но все ли хорошо знают его суть? В переводе с английского языка слово «gender» означает «род», «пол». И, следовательно, гендерное воспитание – это воспитание ребенка с учетом его пола.

 

 

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.

Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу «так, как воспитывали меня».

 

Рекомендации по воспитанию девочек: 

 Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты»: мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, — что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

 

Рекомендации по воспитанию мальчиков:

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт — для повышения самооценки мальчика.

Мама — ЗАБОТИТСЯ, а папа — ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей — проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

 

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас!

 

Материал подготовленсотрудниками ЦДП

 

Ребенок от первого брака

Рассмотрим в начале ситуацию, когда вы женитесь или выходите замуж, а у супруга или супруги есть дети от прежних браков.

«У меня сложности с ребенком мужа от бывший жены» — частая проблема, с которой приходят к психологам.

В этом случае вы становитесь опекуном и воспитателем чужого ребенка. Сможете ли вы встать на место настоящего отца и передать все лучшее такому ребенку? Часто, сталкиваясь с подобной ситуацией, родители смотрят на чужих детей несколько с иной позиции. Он от другого человека, в нем нет твоей крови, он чужой. Каждый может оказаться в такой ситуации. И как быть?

Чем полезны объятия для детей

Если в детстве ребенок был лишен «обнимашек», то став взрослым человеком, он получает ощущение пустоты, и у него возникает страх сближения с другими людьми. Объятия нужны любому ребенку. Хотя считается, что в объятиях и поцелуях больше нуждаются девочки, маленькие мальчики тоже хотят получать ласку от своих мам и пап.

Когда они подрастают, приоритеты меняются. Мальчишкам-подросткам больше нужны рукопожатия, похлопывание по плечу. Девочки-подростки, наоборот, нуждаются в поцелуях и ласках еще больше. Тактильный контакт им необходим как воздух. Что дают объятия ребенку?

Чем полезны объятия для детей
  1. Стрессоустойчивость. Обнимаясь, человек получает эндорфины, которые дают ощущение счастья. Вот почему люди заключают друг друга в объятия, когда им больно и плохо. Дети, обнимаясь, получают заряд стрессоустойчивости, который поможет им в дальнейшем.
  2. Физическое и психическое здоровье. Объятия – не панацея. Но то, что ребенок, которого часто обнимают, вырастает более здоровым и выносливым – доказано научно.
  3. Чувство защищенности. Обнимаясь, ребенок чувствует себя под защитой, и благодаря этому снимается тревожность.
Читайте также:  Вызываем речь у ребенка раннего возраста

Замечено, что народы, у которых объятия практически являются ритуалом, более дружелюбны, что уж говорить о детях. Одно объятие, длительностью двадцать секунд, способно сделать любого человека, а особенно маленького гораздо счастливее.

Первый и основной секрет

Куда потратить время?

Итак, какие они эти секреты воспитания детей? На самом деле ключ лежит на поверхности. Думаю, вам приходилось  встречать такие высказывания: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»? То есть пусть чем угодно занимается, какие угодно телепередачи смотрит, в какие угодно игры играет, лишь бы оставил меня в покое.

Вот ещё одно народное высказывание: «Дети, дети, куда вас подети?»  То есть куда бы вас деть, куда бы запихнуть, только бы побольше иметь свободного времени. Главное, чтобы не мешали!

Это девиз многих родителей.

Главное, чтобы не были помехой моей настоящей, взрослой, насыщенной, реальной жизни. Чтоб эти существа не отравляли мою интересную и подлинную жизнь.

Первый и основной секрет

Создаётся впечатление, которое отражено в том, что накопилось в народе, в опыте многих родительских поколений, что главная цель родителей—чтобы дети не мешали.

Но если вы не общаетесь с детьми, не проводите с ними время, то вы не имеете на них влияния.

Поэтому готовьтесь к тому, что в один прекрасный день вы поймёте, что ваш ребёнок вырос, а драгоценные возможности и золотое время упущено. Вашего ребёнка воспитали друзья, телевидение, школа, т.е. кто угодно и что угодно, но только не вы.

Журнал «Мой ребёнок» приводит данные статистических исследований, которые говорят о том, что современная семья проводит вместе приблизительно 8 часов в неделю. Но даже то время, которое родители проводят вместе — это некачественное время общения.

Какие же есть еще секреты  воспитания детей? Как сделать так, чтобы оказывать максимальное влияние на детей?

Секреты воспитания детей

Появляясь на свет, младенец слышит голос матери, чувствует материнское тепло и заботу. Нежные чувства родителей и близких родственников к новорожденному делают его спокойным, умиротворенным.

Тепло и ласка взрослых способствуют спокойному сну ребенка, он чувствует себя сытым и защищенным. Бодрствуя, малыш улыбается, видя рядом родные лица. Внимание и забота помогают ему правильно развиваться.

Когда карапуз начинает ходить, он также уверен в поддержке родителей, становясь смелым и решительным. Не имея этой поддержки, ребенок становится капризным, раздражительным, требуя к себе больше внимания.

Дошкольник получает первые навыки поведения, учится всему новому. Если заниматься с малышом-дошкольником, играя в различные игры, его можно научить многому интересному.

Большинство родителей слышали о правильном воспитании, но до конца смысл этих слов не улавливают. Каждый воспитывает своего ребенка исходя из того, как его самого воспитывали в детстве.

Что же такого особенного нужно знать при воспитании своего сокровища? В первую очередь – это безграничная любовь к ребенку, несмотря на его капризы и проделки.

Своим детям необходимо доверять! Если ребенок видит, что ему доверяют, он становится честным, рассудительным, старается не огорчать родителей.

Очень важное правило – уважение маленькой личности. Нельзя относиться пренебрежительно к родному человечку. В конце концов, когда он вырастит, он отплатит тем же.

Любую, даже самую незначительную неудачу ребенка, нужно переживать вместе, чтобы он почувствовал, насколько он дорог своим родителям и как они волнуются вместе с ним. В этом случае малыш становится чутким к проблемам других, учится сопереживать, сочувствовать и поддерживать близких.

Чем больше общения, тем больше понимания. Ребенок будет делиться своими впечатлениями, мыслями и взглядами, если родители к нему будут проявлять интерес. Положительные эмоции делают людей счастливыми, оптимистичными и целеустремленными.

Если малыш желает что-то сделать по дому или оказать помощь в чем-либо, не надо ему отказывать, считая, что он еще маленький. Отвергая его помощь, родители могут навсегда отбить желание ребенка что-то делать. Пусть незначительная, даже самая малая доля его помощи, впоследствии окажется для него весомым вкладом в становлении его, как личности.

Нельзя забывать и о похвале. Если ребенок выполнил самостоятельно небольшое задание, он заслуживает поощрение. Таким образом, он научится быть ответственным.

Любое приятное слово, небольшой презентик в честь того, что он справился даже с незначительной задачей, будет стимулировать дитя к решению более сложных проблем.

Если дошкольник в чем-либо ошибся, сделал что-то неправильно, не нужно его за это ругать и наказывать. Сначала надо выяснить, почему так произошло, какие намерения у него были. Затем объяснить, что так делать нехорошо. Рассказать, как правильно поступить.

Всегда нужно давать шанс ребенку исправиться, выслушать его объяснения. Это избавит от возможных переживаний и страхов, которые часто возникают у детей.

У организованных родителей дети всегда собранные и организованные. Поэтому, прежде чем упрекать в чем-либо ребенка, сначала нужно присмотреться к своим действиям и поступкам.

В любом случае малышу необходимо оказывать помощь и поддерживать его. Это будет способствовать его уверенности в своих силах, устремленности к новым вершинам.

Tags: воспитаниедетипсихологиясемья

Задачи воспитания

Можно выделить несколько задач воспитания, которые необходимо ставить перед собой:

  • стабильная самооценка;
  • эмоциональный баланс;
  • навык построения близких отношений;
  • собственные цели;
  • мотивация;
  • навык принятия решений;
  • активность;
  • социализация;
  • свобода выбора.

Самооценка невероятно важна во взрослой жизни. Именно в детстве закладывается то, как ребенок относится к себе, и родители играют в этом очень большую роль.

Многие проблемы взрослой жизни связаны с тем, что человек подавляет в себе возникающие эмоции. Некоторые родители считают, что есть те чувства, которые стоит проявлять и те, которые необходимо скрывать. «Неудобные» эмоции ребенок учится прятать, и став взрослым он так и не научится их проявлять. Зажатость эмоциональной сферы влияет на многие аспекты жизни, поэтому так важен баланс.

Умение выстраивать близкие отношения формируется с самого раннего возраста. Есть родители, которые не берут ребенка на руки, чтобы он «не привык». В случае, когда взрослые сами не проявляют эмоций, чувств к малышу, отсутствует близость в отношениях. Особенно это касается матери, являющейся значимой фигурой для ребенка. Навык построения близких отношений формируется только в том случае, если они есть в семье. Одним из критериев того, что эта задача выполнена является то, что ребенок может безопасно рассказывать родителям обо всем, чем хочет и не бояться осуждения с их стороны. В данном случае можно говорить о таких эмоциях и чувствах, как:

  • доверие;
  • искренность;
  • принятие;
  • самораскрытие.

Умение ставить собственные цели развито не у каждого человека. И часто причины этого кроются в детстве. К примеру, мне встречались дети 3-4 лет, которые в течение нескольких часов могли сидеть на занятии и совершенно не стремиться к движению. Родители с детства рассказывают им о целях, которые следует достигать, но то, чего хотят они сами, они не знают. Такие дети, когда вырастают, стараются найти значимого взрослого и следовать его советам.

Формирование мотивации к какому-либо виду деятельности немаловажно в воспитании. Многие родители могут подменять интерес ребенка своими интересами. Отсутствие мотивации можно проследить уже у 10-летних детей. Таким детям все совершенно безразлично, и они будут выполнять лишь то, что им говорят. Смогут ли они добиться успеха в профессиональной и личной жизни? Вряд ли.

Для любого ребенка в детстве характерна высокая активность. Но родители с повышенной тревожностью могут ее снизить. Обычно это проявляется в том, что ребенку говорят, что делать что-то опасно. В результате активность ограничивается, а в будущем любое новое дело будет вызывать тревогу. Такой человек вырастает пассивным и редко использует предоставляющиеся ему возможности. Конечно же, следует позаботиться о безопасности малыша, но делать это следует осторожно.

Социализация – немаловажный фактор для любого человека. Мне встречались родители, которые переводили ребенка на домашнее обучение, потому что им не нравилась школа, окружение и пр. У таких детей могут возникать проблемы с общением даже когда они вырастут из-за того, что они так и не научатся налаживать контакт со взрослыми и сверстниками. Задача родителей не оградить малыша от любых неприятностей и трудностей, а вовремя подсказать, как вести себя в той или иной ситуации.

Все предыдущие навыки ведут к формированию свободы выбора. Только свободный человек сможет достигнуть успеха и быть действительно счастлив во взрослой жизни.

Курс в подарок от клуба КРОСС

Перейти к следующей статье ➯ Механизмы воздействия в воспитании ребенка

Вернуться к предыдущей статье ➯ Дети в заложниках

Об авторе Борис Литвак Директор международного тренинг-центра CROSS.

Читайте также:  Какие фрукты можно и нельзя употреблять во время беременности?

Вы нуждаетесь в нунчи

Некоторые люди рождаются уже с нунчи, другие ему обучаются, а третьим его прививают.

Мне его привили. Когда мне было 12, моя семья переехала из США назад на родину, в Южную Корею. Несмотря на владение только английским языком, мне пришлось пойти в корейскую государственную школу. И это был лучшим интенсивным курсом нунчи, о котором только можно было просить, ведь мне пришлось адаптироваться к другой культуре без каких-либо лингвистических подсказок. Чтобы добиться успеха в новой для меня стране, я должна была стать сверхуверенной в своем нунчи, которое в конечном итоге стало моим шестым чувством.

В мое время ученикам не разрешали задавать вопросы во время урока. Учителя намеренно подавали им расплывчатую информацию обо всем, начиная с того, где будет проходить экзамен, и заканчивая тем, какие книги приносить с собой на занятия. Самостоятельное разгадывание этих вещей с помощью нунчи было частью программы обучения.

Вот как я научилась одному из самых важных правил нунчи: если вы научитесь терпеливому наблюдению, тогда ваши вопросы «что делать», «как делать» и «как реагировать» получат ответы без необходимости произносить ни слова вслух.

Спустя всего год после переезда в Корею я уже была в числе отличников и призеров по математике и физике. Через полтора года меня выбрали вице-президентом класса. И все это, несмотря на мой ужасный корейский язык.

А тем, кто все еще скептически относится к силе нунчи, скажу следующее: я – живое доказательство того, что для достижения успеха и счастья в жизни вам вовсе не нужно быть самым умным, богатым или привилегированным человеком; вам нужно иметь только быстрое нунчи.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – французская актриса, которая решила себя посвятить материнству. Она так углубилась в эту тему, что разработала свою методику воспитания, объединив подходы М. Монтессори и Г. Домана. Свой опыт С. Лупан описала в книге «Поверь в свое дитя».

Как воспитывать

Основное внимание уделяется тому, чтобы и ребенок, и родители получали радость и удовольствие от совместных занятий. Это значит, что необязательно каждая минута обучения должна приносить пользу, это время можно потратить на удовлетворение интереса малыша.

Родители должны наблюдать за своими детьми и подмечать, что вызывает у них эмоции, какие новые знания они хотели бы получить. Важно, что они не подаются как голые факты, а заставляют анализировать и рассуждать. Таким образом, ребенок получает большой объем информации об окружающем мире.

Воспитание и обучение по такой методике не контролирует усвоение материала, а многие занятия проводятся в игровой форме.

Сесиль Лупан обращает внимание родителей на следующие моменты:

  • не стоит излишне опекать малыша — это вредит его развитию, препятствует творчеству и приучению к самостоятельности;
  • каждый ребенок индивидуален, поэтому ни одна инструкция по его воспитанию и развитию не даст идеального результата, стоит выбирать ко всем детям индивидуальный подход;
  • дети всегда должны чувствовать любовь и заботу своих родителей через объятия поцелуи и похвалу, потому что это один из самых важных элементов развития.
Методика Сесиль Лупан

Преимущества и недостатки

У методики Сесиль Лупан, как и у остальных, есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

Недостатки:

  • многие вещи знакомы мамам и без чтения книги: колыбельные, потешки и др.;
  • не предлагаются упражнения на развитие мелкой моторики и координацию движений;
  • не все родители могут уделить столько времени для занятий с ребенком.
Читайте также:  10 слагаемых хорошего детского праздника

Поддерживайте общение, несмотря ни на что

Вам будет проще, если вы с детства привыкли легко делиться со своим ребенком своими историями и позволяли ему высказываться на любые темы. Сохранить подобную легкость в общении просто и в подростковый период. Но если вы не обсуждали с ребенком в детстве какие-то «запретные» темы, мало рассказывали о себе и своем опыте, беспроигрышным вариантом будет больше слушать. Вы удивитесь, как много может рассказать вам подросток, если вы будете просто слушать и слышать его.

В особо сложных случаях вам нужно обратиться к семейному психологу. Часто родители не знают, как воспитывать подростка, и необдуманными действиями могут навредить ему и себе. Как понять, что ваши отношения с подростком нуждаются в психотерапии, поможет наш подкаст «Нужен ли вам семейный психолог?»

Отец должен стать мудрецом

01:35:48 То есть, следующее правило. Отец должен стать мудрецом. Мудрец, который может давать советы. И если он дает советы, всем людям окружающим, то сын тоже будет к нему приходить, он будет тоже его уважать. Дочь должна защищать свою маму, ой, своего отца. Она должна стирать ему одежду, не жена, мать, ой, дочь. Итак, закон. Сознание родителей будет влиять на сознание ребенка. Даже на большом расстоянии. До полового созревания это очень сильно связано. Поэтому, как строится ваша жизнь, так и будет происходить в сознании этого человека. Все это происходит на тонком плане. Родители должны в себе культивировать следующие качества. Жадность должна быть уничтожена. То есть, родителям не надо привязываться к тому, кем он будет. Это тоже корысть. То есть, борьба с жадностью. Не привязывайтесь, не ставьте планов, кем будет мой ребенок. Это не нашего ума дело. Он будет тем, кем он будет. Там уже решено, сверху. Тогда будет корысть культивироваться. Представляете, вы планы строите, а он стал не тем. Все, у вас отношения будут нарушаться. Поощрение любых хороших дел, направленных на других. Родители должны это отслеживать. Видите, что ребенок что-то хорошее делает, поощряйте его. Самое лучшее поощрение, это такая здоровая гордость за своих детей. «Молодец сынок, я горжусь тобой. Наша фамилия, она всегда будет на первом месте. Ты достойный сын нашего рода» Понимаете? Такая вот идея.

01:37:35 Борьба с гневом. Опасаться гнева со своей стороны. То есть, не гневаться на детей. Надо понять, что характер формируется медленно. Я вам скажу, как меня дед поставил на место однажды. Когда дури было много, я сделал пистолет, пугач, серой набивается. Знаете, пацаны вот делают. Сделал его из алюминиевой трубки, ежику было понятно, что она разорвется. Мозгов не было. И дед это дело усек, потому что мой отец пострадал, получил травму в своё время, в детстве. И он говорит: «Отдай мне этот пистолет» А я очень к нему привязался, говорю: «Нет. Не отдам» Он говорит: «Отдай» И женщины на меня напали, пытались вырвать этот пистолет, я распсиховался, и так вот, взвел курок и сказал: «Застрелю» «Ах, ох, ах» На всю жизнь запомню. Дед говорит: «Подожди внучек, подожди внучек» Он одел свой китель военный, ордена, герой советского союза, все вот эти свои ордена, регалии, и говорит: «Я хочу умереть достойно. Давай» говорит, «внучек, стреляй в своего деда. Пожалуйста мать, пиши завещание» Причем он так всерьез это делал. Я поверил, серьезно он так говорит: «Пиши завещание. Я прошу, чтобы на похоронах, значит, нес мой внук, и на могиле на моей написали, что этот человек прошел три войны, зато, чтобы дети, другие внуки моих вот знакомых жили счастливо в этом мире, без войн, без зла. И я прошу написать, что здесь лежит дед, которого не убила фашистская пуля, который не погиб в японской войне, который прошел финскую, который прошел все тяжести и трудности этой земной жизни и его убил его собственный внук. И чтобы подписал и сделал там свою подпись. Пожалуйста, заверьте это все, это мое последнее слово тебе внук. Стреляй»

01:39:52 Я положил пистолет, отдал сам. Вот так вот. Не знаю, он нигде не учился. Он не был ни психологом, ничего. Просто. Потом ещё был случай такой. Ну что-то там с бабушкой было, уроки не хотел делать, она на меня так, наехала слегка, я тоже на неё наехал. И помню, что я выругался очень так, нецензурными словами, и она пожаловалась деду, он выходит и говорит: «Какой ты низкий человек. Ты не уважаешь сам себя, сражаешься с женщиной, к тому же ещё и пожилой. Отвратительно» И просто ушел. Думаю: «Да. Отвратительно» Потом он мне дал рубль и говорит: «Иди в кино. Посмотри какой-нибудь хороший фильм. Благородный. Может там тебе кто-нибудь что-нибудь скажет, если ты уж нас не хочешь слушать» То есть, он чувствовал, как надо сказать. Вы должны чувствовать своего ребенка. Но я его уважал. Что он сделал? Он ордена показал. «Смотри, твой дед уважаемый человек. А ты меня не уважаешь» И когда он умер, в своё время, я уже был тогда постарше, я помню когда приехал весь завод, весь завод. Народу было столько много, и все его провожали. Я понял, кто у меня вообще был дед. То есть, идея, видите в чем заключается. Вести себя [что-то с записью], то есть родители ответственность. Не опускаться на уровень собачей жизни. Зависть. Быть довольным, то что у вас есть. Никогда в доме не обсуждайте эту тему, у кого что куплено, кто что чего имеет. Понято? Этого в доме не должно звучать. Никакой зависти. Если ребенок начал завидовать, нужно объяснять, что всему есть причина. Если ты хочешь эту вещь, давай мы с тобой вместе заработаем, поможем, все вместе соберемся всей семьей и заработаем. То есть, желания тоже могут быть. Мы заработаем, какие проблемы. А не заработаем, ну что поделаешь, такова наша судьба. Понятно?