Влияние среды, игр и компьютера на развитие ребенка

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Игра – основной способ развития

В действительности влияние игры на развитие ребенка сложно переоценить. Игра – это основная форма взаимодействия малыша со средой обитания. При помощи игры ребенок не только познает окружающий мир, но и усваивает полученный опыт, переживает типовые жизненные ситуации и пр. Кроме того игра в некоторой степени моделирует постоянное психо-эмоциональное состояние малыша. Можно смело утверждать, что игра необходима ребенку для его нормального развития.

Обсуждая влияние игр на развитие ребенка необходимо заметить, что любая форма игры, реализуемая малышом, служит неким диагностическим инструментом для родителей. Наблюдая за игрой ребенка, его поведением в игровом процессе и его восприятием и реакцией родители могут сделать немало выводов о физическом и психологическом развитии малыша. Основываясь на данных, полученных при наблюдении за игрой ребенка, родители могут предпринять необходимые шаги для коррекции нежелательных состояний. Родителям следует обратить внимание на следующие моменты в игровом процессе ребенка:

  • малыш игнорирует предметы, что сообщает о непонимании ребенком предназначения определенной вещи;
  • ребенок сторонится других детей, часто играет один – это может быть следствием боязни, страха и физической слабости ребенка.

Еще в первые годы жизни ребенка родителям следует активно играть с малышом, чтобы он учился игровому процессу и в дальнейшем мог самостоятельно придумывать и организовывать игру. С другой стороны родителям не следует постоянно руководить игровым процессом, малыши и сами прекрасно могут фантазировать и создавать необыкновенные «сценарии» и «декорации».

Познавательное развитие

Познавательная методика экологического воспитания дошкольников основана на устаревшей программе по знакомству малышей с объектами природы, в рамках которой воспитанники, в соответствии с их возрастной категорией, изучали внешний вид и отличительные признаки определенных животных и растений. Сегодня же экологическое развитие дошкольников подразумевает не только устное описание живых и неживых природных объектов, но и изучение взаимосвязей, существующих в природе (как живые существа и растения зависят друг от друга, как характер человека зависит места проживания, почему нельзя допускать вырубку лесов и т.д.). Подробное познание взаимосвязей природы и явлений формирует в сознании малышей полную картину окружающего мира, а также понимание того, что ничего лишнего в природе не существует.

Познавательное развитие

Задачи экологического воспитания дошкольников:

Познавательное развитие
  • в соответствии с возрастом детей, излагать им достоверную информацию об окружающем мире;
  • прививать любовь к труду, уходу за растениями и животными;
  • развивать творческие способности и обращать внимание на эстетические формы прекрасного в природе и искусстве (на красивые пейзажи, картины и фотографии известных художников, уделять внимание художественному описанию объектов природы и т.д.);
  • пополнять словарный запас, обучать детей правильно и красиво рассказывать о том, что они видят вокруг себя.
Познавательное развитие

Экологическое воспитание старших и младших дошкольников на сегодняшний день становится все более актуальным – изменение климата, вырубка лесов, загрязнение водоемов – все это неизбежно ведет к техногенным катастрофам мирового масштаба. Воспитывать в детях любовь к природе сегодня, значит, сохранить природные ресурсы и жизнь всего человечества в будущем.

Познавательное развитие

Формы и методы экологического воспитания

Все мы знаем, что дети дошкольного возраста любят исследовать, пробовать, наблюдать. Выделяют три основных метода экологического воспитания: наглядный, практический и словесный. Первостепенным методом экологического воспитания детей дошкольного возраста является наглядный. Таким методом знакомства с природой ребенок сам познает ее законы. Во время наблюдений развивается мышление, память, речь. Чтобы решались главные задачи экологического воспитания, необходимо:

  • воспитывать любовь к природе через непосредственное общение;
  • закладывать знания о природе, понимания того что человек — часть окружающего мира;
  • формирование правильного поведения в природе.
Читайте также:  Агрессивное поведение старших дошкольников

В детских садах создают экологическую среду, где дошкольники могут наблюдать, а также принимать участие в выращивании культур. Это же так интересно когда из семечка вырастает стебель, а затем и плоды.

Любые методы экологического воспитания хороши тогда, когда ребенок своими руками совершает полезные действия для природы. Это может быть уборка территории осенью, полив растений в саду, прополка дачных культур, изготовление кормушки зимующим птицам и прочее.

Формы и методы экологического воспитания

Практический метод хорошо помогает привить любовь к природе. При чтении книг о природе, зверях, их образе жизни ребенок представляет себе жизнь в лесу и в поле, в озере и в море. Благодаря рассказам о животных можно донести до непослушного сына то, что маленьких обижать нельзя. Также можно использовать наглядный материал, узнавать о животных и их детенышах. Знакомить детей с новыми животными и природными явлениями, которые нельзя наблюдать в Вашем месте обитания.

Любому родителю понятно, что ведущий метод экологического воспитания является наглядный, но выделять и отделять от остальных методов не нужно. Основной формой воспитания в детях любви к природе являются занятия. Занятия могут быть ознакомительными, углубленными и обобщающими. При ознакомлении детям рассказывают о видах животного и растительного мира, условиях жизни. На таких занятиях используется наглядный материал. В зависимости от возрастной группы на обобщающих занятиях дошкольникам необходимо сформулировать общие признаки знакомых нескольких животных или растений. При углубленной форме экологического воспитания детей раннего возраста занятия строятся на обсуждении конкретных знаний, изученных при наблюдении.

Немаловажно посещение экскурсий. Желательно проводить экскурсии в конкретном месте в разные времена года, чтобы дошкольники могли увидеть разницу и особенности.

Экологическое воспитание детей в детском саду проходит в игровой форме. На прогулке воспитатель обращает внимание на погоду: ветер, облака, солнце, холодно или тепло. Очень часто малыши делают поделки из природного материала, обычно это происходит осенью.

Читайте также:  10 слагаемых хорошего детского праздника

Роль зеркальных нейронов: наблюдай и повторяй

Примерно 10-15 лет назад ученые обнаружили специфические клетки – зеркальные нейроны, которые располагаются группами в разных отделах головного мозга человека.

Зеркальные нейроны — специфический тип сенсомоторных нейронов, участвующих в процессе как выполнения моторного акта, так и в зрительном восприятии аналогичного моторного акта, выполняемого другим индивидом.

Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:

— При детальном изучении зеркальных нейронов было обнаружено, что эти клетки показывали абсолютно одинаковую активность, когда человек сам выполнял какое-то действие, и когда наблюдал, как это действие выполняет другой. Именно благодаря работе этих зеркальных нейронов человек учится сначала воспринимать действие, а потом его воспроизводить. Говоря научным языком, эти клетки головного мозга играют ключевую роль в восприятии, понимании, интерпретации действий других людей и обучении новым навыкам путем имитации. Таким образом, работа зеркальных нейронов очень важна и в психическом развитии в целом, и в развитии речи в частности.

В контексте разговора о влиянии детского сада на развитие ребенка активность зрительных нейронов приобретает особую актуальность. Ребенок, попадая в окружение таких же малышей, как он сам, начинает «считывать» те действия, которые они выполняют: самостоятельно едят ложкой (дома его могла кормить мама, например); ходят на горшок (в семье никто из взрослых на горшок не ходит); разговаривают и т.д. При нормальном развитии тут же включаются зеркальные нейроны и срабатывает потребность в имитации. Постепенно малыш начинает повторять эти действия.

Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:

— Если ребенок на протяжении двух-трех месяцев после начала посещения детского сада включается в процесс «жизненного обучения», мы можем говорить, что психика у него в целом сохранна и развитие идет гармонично. Могут быть выявлены какие-то отдельные нарушения: например, речевые, когда нужна помощь логопеда или дефектолога; или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который также поддается коррекции. Но в целом ребенок, так сказать, «в порядке». Если же работа зеркальных нейронов нарушена, то пусть там хоть сто детишек сядет на горшок, ребенок это действие самостоятельно не повторит ни через полгода, ни через год. Понадобится коррекция с привлечением разных специалистов и применением различных методик.

Читайте также:  Чем заняться с ребенком на карантине

Считается, что зеркальные нейроны также участвуют в понимании эмоций других людей (развитии эмпатии) и навыке адекватного приобретения языковой функции (развитии речи).

Посещение детского сада – лучший социальный тест на определение, почему ребенок «молчит» и какой вариант нарушения развития у него имеет место быть. Если в целом психика сохранна, но есть некоторая задержка в речевой экспрессии (трудности с воспроизведением или отсутствие необходимости учиться разговаривать, потому что в семье его и так все понимают), то спустя пару месяцев в детском саду ребенок заговорит. Пусть не сразу идеально, плохо выговаривая отдельные звуки, окончания, но прогресс будет очевиден. Если этого не произойдет, потребуется дополнительное обследование для выяснения и коррекции проблемных аспектов развития.

Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:

— Хочу обратить внимание, что адекватными являются результаты подобного «теста» именно после 2-3 месяцев ежедневного посещения детского сада, а не 2-3 часов в день пару раз в неделю. Для приобретения и закрепления любого навыка ребенку необходимо время и разные обстоятельства: совместные игры, подготовка ко сну, принятие пищи. От родителей в этой ситуации требуется только терпение.