Весёлые игры на развитие отличной памяти у школьников

Ваше вихрастое чудо подросло и заметно вытянулось. Еще вчера оно с азартом гоняло паровозики по полу, качало и укладывало спать плюшевого мишку. А сегодня, взгромоздясь на стул и закусив от напряжения губу, старательно выводит букву за буквой, вписывает столбиком цифры, сражается с таблицей умножения.

Дополнительные игры

Игра «Найди куклу» для детей 1,5—4 лет. Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит: Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? Маша, Маша (имя ребенка), поищи, С нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева) Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку. Игра «Кто больше запомнит?» для 2-6 летних. Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть изапомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество. Игра в «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чембольше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения ондостоин. Для детей старшего дошкольного возраста подходит игра «Нарисуй фигуру». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет. Игра «Кто знает больше» также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются! Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их отпрыск приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.

Двигательную память детей 3-6 лет развивает игра «Делай, как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет заним. Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховойпамяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

Как развивать внимание и память у детей

В конце дошкольного детства познавательные процессы у детей значительно лучше, чем год-два назад. К этому моменту будущие школьники уже способны использовать логические приемы, навыки чтения и письма, да и, самое главное, нервная система становится способной выдерживать более серьезные нагрузки, чем, например, в средней или старшей группе. Конечно, для совершенствования познавательных процессов по-прежнему можно и даже необходимо использовать не только специальные упражнения, но также и разные игры на развитие внимания и памяти.

Как развивать внимание и память у детей

Для этой цели отлично подходят как готовые методические наборы, так и упражнения с использованием подручных материалов (игрушек, картинок, конструкторов, природного материала). Развивать внимание и память детей можно как в ходе тематических занятий, так и в свободной деятельности — на прогулке, в очереди, в транспорте.

Игры для развития памяти ребенка

Разработаны специальные игры для развития памяти ребенка. Конечно, если ребенок развивается нормально, то можно не нагружать его игровой процесс обучающими моментами. В большинстве случаев ребенку вполне достаточно активного общения с родителями и ровесниками. Но в любом случае такие игры будут полезны каждому малышу, тем более что они придутся по душе, как самому крохе, так и родителям. Примерно с десятимесячного возраста рекомендуется играть с ребенком в простейшие игры на развитие внимания: «где мама?», «найди игрушку» или «что пропало?». С малышом после года можно играть в повторялки, когда кроха имитирует все действия мамы и повторяет, сказанные ею предложения. Такие нехитрые игровые упражнения способны существенно увеличить интеллектуальный потенциал ребенка.

Читайте также:  7 способов как отучить ребенка сосать палец

Итак, вот несколько основных игр для развития памяти ребенка:

  • Найди пару. Данная игра требует некоторой подготовки, следует изготовить 10 пар карточек с любыми картинками. Для ребенка разного возраста можно изменять тематику картинок: предметы обихода, животные, овощи и фрукты, буквы и пр. В начале игры на стол выкладывают все карточки тыльной стороной вверх и поочередно открывают по одной паре карточек. При совпадении картинок, открывший игрок забирает карточки себе, а при несовпадении – кладет карточки на прежнее место. Победителем оказывается тот, кто откроет большее количество парных карточек. Цель игры – запоминание расположения ранее открытых картинок. Подобные игры есть сегодня и в компьютерной версии, но для маленького ребенка предпочтительнее реальные игры.
  • Исправь ошибку. Прочитав или рассказав ребенку какую-либо сказку, предложите рассказать ее еще раз, специально допуская ошибки. Ребенок должен замечать неточности и исправлять их.
  • Кто где сидел? Ставится стул посередине комнаты, на который усаживают несколько игрушек. Игрушки отправляются на прогулку и по возвращении не могут вспомнить, на каком месте они сидели. Ребенок должен воспроизвести их первоначальное расположение.
  • Что пропало? Данную игру можно проводить в различных вариациях, главное запомнить принцип: перед ребенком располагаются определенные предметы, он должен посмотреть на них, запомнить и отвернуться, а в это время взрослый убирает один предмет. Задача ребенка определить, что именно исчезло и на каком месте оно находилось.

Укрепляем память – неочевидные способы

Многим родителям кажется, что улучшить память можно лишь специальными упражнениями.

Но психологи установили, что на нашу способность запоминать влияют и внешние факторы – эмоциональная обстановка, питание, физическая активность.

Любовь и объятья

Забота и внимание родителей – залог не нет только здоровой детской психики, но и хорошей памяти. Для ее улучшения больше проводите времени с ребенком, обнимайте его.

Заведите ритуал 8 объятий или 10 поцелуев в течение дня. Постарайтесь не выяснять отношения друг с другом при детях. Посвящайте хотя бы пару выходных в месяц семейному отдыху.

Даже простая прогулка в парке, когда все веселятся и вместе дурачатся, принесет огромную пользу.

Смех не только продлевает жизнь, но и укрепляет память и развивает творческое начало. Не одергивайте ребенка, позвольте ему шутить.

Учите его самоиронии. Умение посмеяться над ошибкой принесет ему намного больше пользы, чем самобичевание.

Спорт, хобби

Физическая активность улучшает работу мозга и память в том числе. С малышом можно делать утреннюю зарядку.

Детей 4-5 лет можно записать в спортивную секцию или на танцы. Важно, чтобы ребенку нравилось занятие.

Рисование, пение, моделирование, любое хобби будет развивать память. Любые новые знания и навыки, получаемые с удовольствием, дадут положительный результат.

Сон и полноценное питание

Развитие памяти у детей невозможно без нормального сна. Постарайтесь установить такой режим, чтобы ребенок высыпался. Это касается и школьников, и малышей. Придерживайтесь режима и в выходные дни.

Для укрепления памяти полезны продукты:

  • морковь;
  • бананы;
  • грецкие орехи;
  • жирная рыба;
  • шпинат;
  • брокколи.

Игры на развитие слуховой памяти

Игры со словами или пересказ сказок или текстов развивают у ребенка кратковременную и долговременную память. Поговорим о таких играх подробнее.

Игра «Знакомые слова»

  1. Зачитайте малышу 10 пар слов, которые связаны между собой по смыслу. Например: «окно-дом», «курочка-цыпленок», «солнышко-облако».
  2. Прочтите ему сочетание этих пар три раза и дайте минуту на запоминание.
  3. Теперь называйте по одному слову из каждой пары, а ребенок пусть называет второе.
  4. Для развития долгосрочной памяти минут через 20-30 вернитесь к упражнению и, не зачитывая пары заново, попросите ребенка повторить слова.

Игра «Повтори слова и цифры»

Перечислите, не торопясь, 10 разных по смыслу слов или 10 цифр (в разброс) и пусть дитя повторит их в том порядке, в каком он запомнил.

Игра «Назови слово»

Выбираете тему, например, имена людей, название животноых или предметы мебели (одежды). Называете слово и просите малыша назвать другое на эту же тему, но которое начинается на ту букву, на которую заканчивается названное вами. Например: «Надя-Яна», «кот-тигр».

Игры на развитие слуховой памяти

Игры на развитие зрительной памяти

Игра «Кто больше?»

Интересно играть в такую игру с несколькими ребятишками одновременно. Предложите им за минуту найти в комнате несколько предметов какого-нибудь одного цвета или какой-то одной формы. Выигрывает тот, кто наблюдательней.

Игра «Что пропало?»

  1. На столе или на полу перед ребенком разложите штук 10 разных предметов: игрушку, ножницы, молоток, тетрадь…
  2. Попросите внимательно посмотреть на них, запомнить, а потом повернуться к ним спиной.
  3. Кода малыш отвернется, уберите один из предметов.
  4. Попросите ребенка сказать, что пропало.
Читайте также:  «Суррогатные» дети российских звезд: ТОП-8 счастливых историй

Эту игру легко разнообразить и усложнить, просто поменяв вещи местами или убирая не один предмет, а два или несколько.

Игра «Запомни картинку»

Ребенку дают посмотреть картинку, а потом предлагают или нарисовать или описать все, что он запомнил. Больше будет деталей нарисовано и описано – лучше память.

Игра «Мемори»

Для игры используются карточки с одинаковыми (парными) рисунками. Карточки перемешиваются и выкладываются изображениями вниз. Игроки по очереди переворачивают две карточки, и если они одинаковые, то забирают их себе и ходят дальше, а если разные – передают ход другому игроку. Смысл игры – набрать больше парных карточек.

Игры на тактильное запоминание

Игра «Узнай предмет»

В мешочек или в непрозрачный контейнер складываются разные предметы: плюшевая игрушка, яблоко, ложка, кубик от конструктора… Все, что угодно. Ребенок должен, пощупав предмет, определить, что это такое. В ту же игру играют по-другому – просто завязывают малышу глаза и подводят его к разным предметам в комнате, давая их ощупать и назвать.

Игры на развитие слуховой памяти

Игра «Повторюша»

Нарисуйте на бумаге в клетку узор и попросите сына или дочку повторить его точно по клеточкам. Второй вариант игры подойдет для улицы. Завяжите ребенку глаза и, отсчитывая шаги, проведите его по некоему маршруту (от одного предмета к другому) сворачивая то вправо, то влево. Потом вернитесь на исходную позицию, снимите с глаз малыша повязку и попросите пройти по этому же пути, как он его запомнил.

Игра «Обезьянки»

В эту игру играть с детьми можно хоть целыми днями. Просто предложите малышу побыть сегодня обезьянкой и копировать все движения, действия, эмоции мамы. Или, как вариант, – родители говорят последовательность того или иного действия вслух, а ребенок должен запомнить и повторить это на деле. Например, папа просит сесть на пол, подогнув под себя ноги, потом перекувыркнуться через голову, встать, подойти к маме, обнять ее, поцеловать, вернуться обратно и снова перекувыркнувшись через голову – сесть на пол, подогнув ноги. В общем – все что угодно! И чем веселей задания, тем интересней их будет запоминать и выполнять.

Когда ребенку скучно и родители не знают, чем его занять, игры на тренировку памяти развлекут всю семью. Согласитесь, что не только малышу будет интересно придумать сказку или поугадывать предмет «втемную» вместе с родителями, но и мама с папой не откажутся вспомнить свое детство и поиграть с ним в «Мемори» или «Обезьянок».

«Шпионские штучки»

Развиваем двигательную память. Она также имеет большое значение в жизни ребенка.

Итак, друзья, поздравляю, вы теперь шпионы! И у вас важная миссия. Представьте себе, что вам нужно пройти через помещение, пронизанное невидимыми лазерными лучами. Их не видит никто, кроме одного самого опытного шпиона,  он же ведущий. Благодаря его супер-зрению мы и пройдем.

«Шпионские штучки»

Итак, ведущий показывает, как нужно преодолевать воображаемые лучи. Здесь нужно пригнуться, там переступить, здесь ползком, а тут в прыжке.

Задача остальных шпионов, внимательно смотреть и запоминать все движения ведущего. А потом повторить его маршрут.

Как обеспечить гармоничное развитие для малышей

Системно-векторная психология владеет всеми ключами к гармоничному и успешному воспитанию и обучению малышей. С ее помощью вы сможете не только точно подобрать для детей игры, развивающие память, внимание, интеллект, или игры на эмоциональное развитие. Любые нюансы природного устройства психики малышей будут вам понятны. Это приносит огромное счастье успешного родительства и небывалый рывок в педагогической или коррекционно-психологической работе.

Своими результатами после тренинга делятся родители:

Тайны детской психики начинают раскрываться уже на бесплатных онлайн-тренингах Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Присоединяйтесь!

Заключение

Развитие памяти и внимания у детей не должно быть нудным и надоедливым занятием. Старайтесь все представить в игровой форме. Дети обожают играть. Придумайте занятия, где будут задействованы все члены семьи.

Развивая внимание, вы будете развивать и различные виды памяти. Все взаимосвязано. Подключайте моторику, тогда ребенку будет вдвойне интересно.

Если малыш что-то не умеет, не отчаивайтесь и не тревожьтесь, просто начните заниматься, учитывайте настроение и состояние детей. Наблюдайте, что им больше нравится, добавляйте новые упражнения.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях

Игры и упражнения для развития памяти у детей 6–лет

Возраст 6–10 лет характеризуется развитием непроизвольного внимания, в школе происходит первое испытание памяти и внимательности. Кругозор продолжает расти, вместе с ним расширяются интеллектуальные способности. Если у ребенка страдает внимание или не получается выполнение домашнего задания, не нужно его ругать или делать замечания, лучше выяснить причину неудач и постараться совместными усилиями их исправить.

Выполнять упражнения нужно в веселой дружной компании, ни в коем случае не заставлять делать их насильно. Это не принесет никакой пользы, только оттолкнет от занятий.

«Зоопарк»

Игра проводится в компании детей. Один ребенок начинает другие продолжают. Игра начинается с фразы «Сегодня были в зоопарке, видели там льва» и так далее по порядку каждый другой ребенок повторяет названных животных и добавляет свое. Игра длится до первой ошибки.

«Запоминаем и рисуем»

Для этого упражнения понадобится пустой лист бумаги, ручка и несложная интересная картинка. Показываем ребенку картинку, в течение нескольких минут он должен внимательно на нее посмотреть и запомнить то, что там нарисовано. Затем просим нарисовать на листке то, чего не было на рисунке. К примеру, на картинке нарисован дом без окон, значит, ребенку надо нарисовать окно.

«И я»

В этом упражнении нужно проявить фантазию не только ребенку, но и родителям. Придумываем историю и на паузе делаем условный знак, хлопок или стук. В этом месте ребенок должен произнести фразу «и я», но лишь в том случае, когда это действие способен выполнить человек. Например:

Игры и упражнения для развития памяти у детей 6–лет

— Мальчик Паша пошел в гости к бабушке.

-И я.

-По пути он нашел кошку и взял ее с собой.

-И я.

— Кошка обрадовалась и замурчала (ребенок должен промолчать).

«Самый наблюдательный»

Это упражнение помогает улучшить память и внимание. Упражнение интереснее проводить с большим количеством детей. Они должны друг за другом назвать предмет, сочетающий в себе конкретный признак, например, дети называют только квадратные предметы или только красные. Тот, кто ошибается или повторяется, выбывает из игры.

«Веселая прогулка»

Игра помогает улучшить память, внимательность и воображение. Для этого понадобится тетрадь или альбом, фломастеры. После прогулки с ребенком предложите ему нарисовать все, что он видел на улице. Если ребенок что-то забыл можно ему немного помочь, задавая наводящие вопросы.

Развитие памяти и внимания

Чтобы иметь развитую память, нужно поработать над вниманием. Многие люди грешат на свою память и даже не подозревают, что хромает как раз внимание. Дело в том, что это два взаимосвязанных психических процесса, потому что нельзя запомнить чего-то, не обратив внимания или направить внимание, но не запомнить. 

Внимание бывает непроизвольное (к любому резкому звуку либо неожиданно появившемуся объекту. Это механизм, который заложен в человеке с рождения). 

Произвольное внимание — более сложный механизм. Оно позволяет сфокусироваться именно на том, на чем нам самим хочется. Произвольное внимание у человека развивается только тренировкой. Поэтому выделяйте время на упражнения по концентрации внимания. 

  • «Найди отличия» и всевозможные лабиринты — упражнения не только для детей. Есть сложные варианты, которые заинтересуют и потребуют от взрослых высокой концентрации внимания.
  • Таблицы Шульте. Отличное упражнение, которое можно делать где угодно, просто скачав приложение. Ваша задача — как можно быстрее найти все цифры от 1 до 25 по порядку на поле 5×5. Как только вы достигли прогресса, усложняйте задачу, меняя настройки: увеличьте поле до 6×6 или 7×7, подключите перемешивание чисел после каждого хода или сделайте поле и цифры в таблице цветными. 
  • Тест Струпа. Здесь вы не увидите вопросов и вариантов ответа, лишь список слов, написанных разными цветами (например, слово «красный» написано синими чернилами, а слово «зеленый» оранжевыми). Тренировка заключается в том, чтобы быстро называть фактический цвет слова, а не написанный. Нашему мозгу проще сделать наоборот: прочитать слово и проигнорировать цвет. 
  • Игра «Муха» не только эффективное упражнение, но и веселое соревнование для всей семьи. Вам понадобится поле 5×5. Выберите ведущего, который будет управлять полетом воображаемой мухи командами (вперед, назад, влево и вправо). Муха вылетает из средней клетки на поле. Задача остальных взглядом отследить полет и правильно назвать конечную точку приземления мухи.