Темперамент ребенка и воспитание: что должны знать родители.

Родители должны понимать: выбирая вид спорта для ребенка, надо ориентироваться на его темперамент, чтобы занятия не вызывали отторжения, негативных эмоций, непонимания. Этот врожденный фактор необходимо учитывать, перед тем как отводить его в секцию или ДЮСШ. Именно этот показатель существенно будет влиять на успеваемость ребёнка не только в школе, но и в спорте.

Значение родительского запрета

Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.

Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.

К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.

Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.

Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.

На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.

Осознанный запрет

Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины.

Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.

Еще одна причина осознанного запрета— привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.

Неосознанный запрет

Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:

  1. Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
  2. Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
  3. Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредитькарапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.

Подытожив, можно сказать, что родителям нельзя:

  • использовать осуждающий тон;
  • запрещать любимое занятие;
  • злоупотреблять запретами.

Советы родителям

Типы темперамента, их особенности — все это пригодится для более продуктивного воспитательного процесса вашего крохи. Знания о том, как можно скорректировать недостатки темперамента, помогут в воспитании дошколят. Не пускайте на самотёк неадекватное поведение своих чад. Советуйтесь с психологами, воспитателями, как помочь вашему крохе.

Если ваш кроха флегматик

Не торопите его. Всегда оставляйте дополнительное время с учетом неторопливости чада. Пусть кроха лишние 15 минут самостоятельно зашнуровывает ботинки, не стоит подгонять несмышленыша. Наоборот, похвалите его за то, что он такой самостоятельный малыш. Помните, у вашего карапуза свой ритм жизни.

  • Играйте вместе в подвижные игры. Например, в догонялки или игры с мячом. Помогите развить ловкость, гибкость в игровой форме.
  • Спрашивайте совета. Поддерживайте любую проявленную инициативу. Чаще хвалите.
  • Обязательно включите в процесс воспитания кружки и спортивные секции, где кроха будет общаться со своими ровесниками.
  • Развивайте любознательность чада. Читайте новые книги, ходите вместе на выставки, в театр. Просите поделиться своими впечатлениями.
  • Никогда не запрещайте флегматичному дошкольнику проявлять свои эмоции. Мимика крохи и так небогата.
Советы родителям

Ваш малыш сангвиник

Такие детки любят похвалу, но именно сангвиников не стоит хвалить очень часто. У крох очень быстро появляется «звездная болезнь». Хвалить стоит только за конкретные дела.

Непоседы сангвиники быстро увлекаются новые идеями и делами. Контролируйте их количество. Достаточно часто дошкольник начинает делать 2-3 дела одновременно. Заставляйте доделывать начатое дело. Контролируйте процесс исполнения. Вырабатывайте вместе с непоседой ответственность.

Ваш ребенок меланхолик

Будьте особенно внимательны к такому крохе. Не повышайте голос при разговоре, обязательно хвалите за любое достижение. Именно меланхолики нуждаются в похвале, которая придает им уверенность в собственных возможностях.

  • Никогда не ругайте, не воспитывайте кроху при посторонних взрослых и ровесниках. Для малыша это обернется дополнительным стрессом.
  • Не наказывайте. С меланхоликами достаточно просто поговорить, объяснить, что именно вас расстроило, кроха все поймет и попытается исправить свое поведение.
  • Чувствительные детишки быстро устают. Делайте перерыв в занятиях. Задания давайте те, которые по силам крохе.
Читайте также:  Лучший увлажняющий детский крем для новорожденного малыша

Малыш холерик

Советы родителям

Никогда не уговаривайте маленького холерика. Любые уговоры кроха воспринимает как вашу слабость. Родители должны быть требовательными и последовательными в воспитательном процессе.

  • Применяйте разумную строгость. После игры кроха должен убрать игрушки, свои вещи малыш не должен раскидывать. Объясняйте правила поведения.
  • Активные игры обязательно чередуйте со спокойными, тихими занятиями: рисованием, лепкой, сборкой конструктора. Обязательно перед сном пусть малыш принимает успокаивающие ванны. Их полезное действие можно усилить, если в постель малыша положить пакетики с успокаивающими травами.
  • Ни при каких обстоятельствах не кричите на кроху. Разговаривайте мягко. Не применяйте физические меры наказания.

Если в вашем малыше вы замечаете совокупность разных темпераментов, не стоит пугаться. Очень часто их недостатки перекрываются их достоинствами. Главное — не ломайте характер своего несмышленыша. Изменить темперамент вам не под силу. А вот испортить характер вполне возможно.

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания. И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать. Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий. Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть. Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр. Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков. Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток. Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек. Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

Индивидуальный подход в методике воспитания

Темпераментный тип особым образом влияет на формирование детской личности, каждая из которых нуждается в индивидуальном подходе.

Родители, воспитатели и учителя должны понимать, что их реакция на поведение ребёнка влияет на его душевную организацию. В воспитании нужно учитывать пассивность и активность детей.

Особенно тяжело приходится родителям, воспитывающим холериков. Таких детей нужно постоянно чем-то занимать, развлекать.

Чтобы не допускать агрессии и истерик, важно не срываться самим. Мягко реагируйте на их требования, оставайтесь спокойными, сохраняйте самообладание.

Активность сангвиников требует корректировки, временами притормаживайте малыша, помогите ему сосредоточиться. Только любимые занятия могут заставить таких детей затихнуть на непродолжительное время.

Поскольку флегматики медлительны, то нужно тренировать быстроту их реакции. Поиграйте с ребёнком в игры на время, если он долго занимается чем-то одним, предложите сменить вид деятельности, заинтересуйте кроху.

Меланхолики требуют гиперопеки, но, чтобы не вырастить эгоиста, иногда нужно отстраняться. Запишите ребёнка на танцы, там он займётся любимым делом, и попрактикует навыки общения.

Меланхолики

Узнать маленького меланхолика легко: это тихий, задумчивый и послушный ребенок, не склонный к проказам и скромный среди сверстников. Этот темперамент считается самым «удобным» для воспитания, ведь малыш отлично слушается родителей, не доставляет проблем гиперактивностью и шалостями и редко капризничает.

Чувства меланхолика глубоки, но он не всегда умеет их выразить. Часто плачет, знает, чем себя занять, умеет сосредотачиваться, не совершает поступки без родительского разрешения. Голос, как правило, тихий, телосложение — астеническое. Любит животных, а многообразию игр предпочитает одну или несколько, в которые полностью погружается. По сравнению с другими детьми необщителен, сильно привязан к родителям.

Читайте также:  Методики развития детей в раннем возрасте

Главная проблема меланхолика — неуверенность в себе, трудности в общении со сверстниками и любовь к комфорту, которая делает его самым «непригодным» для спорта темпераментом. Тем не менее заинтересовать меланхоличного ребенка активной деятельностью можно. Какая для этого подходит, рассмотрим ниже.

Спорт для ребенка-меланхолика

Если для подвижного холерика спорт — способ выплеснуть лишнюю энергию и снять стресс, то детям-меланхоликам это обычно не требуется. Им могут быть интересны зрелищные командные виды спорта, но они предпочитают наблюдать за соревнованиями со стороны, а не участвовать в них.

Дополнительные проблемы может создавать застенчивость и привязанность к матери — в то время, как другие дети с радостью знакомятся со сверстниками в секции и познают новый мир, меланхолики предпочитают общество самих себя и привычную обстановку.

Меланхоликам подойдут следующие виды спорта:

  • Стрельба. Любая дисциплина, в которой нужно целиться и рассчитывать свои действия, идеально подходит меланхоликам. Они, как никто, умеют концентрироваться, фокусировать внимание и терпеливо выжидать нужный момент. Если у вашего ребенка нет серьезных проблем со зрением, смело отдавайте его в стрельбу из лука или пистолета, метание диска, копья и так далее.
  • Конный спорт. Умные и спокойные лошади, свежий воздух, неспешный ритм занятий — верховая езда идеально подходит меланхоликам, так как является неагрессивным и безопасным видом спорта.
  • Каякинг. Дети-меланхолики в будущем становятся превосходными яхтсменами и вообще любят подобные водные виды спорта. Поскольку в тот же каякинг не приходят в раннем возрасте, сначала можете отдать ребенка в бассейн — скорее всего, обычное плавание тоже ему понравится.
  • Танцы. Как ни странно, маленькие меланхолики часто с головой погружаются в танцы. Несмотря на нагрузки и большую активность, именно в них они находят отдушину и возможность выражать свои чувства, что очень важно для таких детей.

Чаще всего дети-меланхолики делают успехи в спорте в более позднем возрасте — начиная с 10-12 лет. До этого момента психологи рекомендуют не давить на ребенка, если тот не проявляет интереса к какой-либо спортивной дисциплине, а сфокусироваться на общей физической подготовке и отдать малыша в бассейн или на лечебную гимнастику. Последняя полезна не только по медицинским показаниям, но и для гармоничного развития организма любого ребенка.

Наименее подходящими для меланхоликов считаются командные виды спорта и дисциплины, требующие быстрой реакции: футбол, баскетбол, теннис, бокс и т.п.

Советы родителям

Ребенок-меланхолик может быть счастлив и без спорта, но если вы все же хотите ввести в его жизнь физическую активность, а тем более — вырастить профессионального спортсмена, будьте крайне деликатны с малышом и следуйте нескольким важным правилам.

  1. Ребенка меланхолического темперамента ни в коем случае нельзя ругать и запугивать. Мотивировать его нужно очень осторожно, не травмируя и не сравнивая с другими детьми. В противном случае ваше чадо вырастет закомплексованным и неуверенным в себе человеком.
  2. Учитывайте типичную для меланхоликов проблему: такие дети с энтузиазмом начинают новое занятие, но могут быстро к нему остыть. Поэтому заранее продумайте, как вы собираетесь поддерживать интерес ребенка к выбранному спорту.
  3. Уделите особое внимание выбору тренера. Этот пункт прямо вытекает из первого — удостоверьтесь, что наставник не кричит, не ругает и не ведет себя с маленьким спортсменом жестко. Особенно это касается типичных мальчишеских видов спорта.
  4. Спорт — далеко не главное в жизни меланхоликов, поэтому не ждите, что из вашего чада обязательно вырастет чемпион. Если вы чувствуйте, что душа ребенка не лежит к спорту настолько, чтобы сделать его профессией, не настаивайте на тренировках 5 дней в неделю и не реализовывайте таким образом ваши собственные амбиции.
  5. Ребенок-меланхолик испытывает стресс от всего нового, поэтому подготавливать к изменениям в жизни его нужно постепенно. Так, например, прежде чем отдать малыша в секцию, сходите туда несколько раз просто посмотреть, а также постарайтесь присутствовать хотя бы на первом занятии. Пусть ребенок спокойно познакомится с другими ребятами, тренером и привыкнет к обстановке спортзала.

Хаотический стиль семейного воспитания

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.

Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Читайте также:  Двойняшки: двойное счастье и двойные хлопоты

Каким вырастит ребенок при хаотичном стиле воспитания

Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений.

Воспитание для ребенка сангвиника

Поскольку сангвиник очень активный, легкий и довольно беспечный, ему в отличии от представителей других темпераментов действительно нужен контроль, но дружелюбный и конструктивный.

  • Будьте справедливы, но контролируйте его действия и поступки.
  • Соблюдайте порядок в своих требованиях и сами не делайте того, что запрещено, на глазах у малыша.
  • Проявляйте умеренную строгость и требовательность. При этом сохраняйте в отношениях искреннюю теплоту и заботу. Если вы перейдете к функции тотального контроля, без доверия, ребенок замкнется.
  • Возьмите за правило проверять качество проделанной работы, малыш сангвиник не всегда способен сконцентрироваться, потому допускает нелепые ошибки или делает все на «тяп-ляп». Если задание выполнено небрежно, просите ребенка исправить ошибки и довести начатое до конца. При этом не воспрещается помогать, или выполнять задание вместе с малышом.
  • Ориентируйте ребенка не только на результат, он должен понять, что процесс — тоже важная часть его работы, к которому также нужно приложить усилия и концентрацию.
  • Поскольку малыш шутник и весельчак, он не всегда может выстраивать гармоничные отношения с другими детьми, его поступки могут быть дерзкими, а шутки довольно колкими. Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка относиться к другим людям с вниманием и уважением.
  • Старайтесь объяснить малышу, что в жизни важны длительные и устойчивые отношения.
  • Сангвиника нужно мотивировать. В идеале, делать это, призывая его оказать кому-то необходимую помощь.
  • Ребенка нужно научить концентрировать внимание, для этого важно сформировать устойчивость детских интересов. Не позволяйте ребенку бросаться от одного занятия к другому, пока он не получит результата. К примеру, если ребенок ходит на плавание, но через две тренировки говорит, что особого рвения к данному виду спорта у него нет, это далеко не всегда так. Возможно малыш просто отвлекся на что-то другое и потерял интерес временно, а потом станет сожалеть о содеянном. Тем не менее, вы должны прислушиваться к ребенку и если ваши наблюдения и ощущения говорят о том, что ребенку действительно нравится что-то другое, не заставляйте, а переориентируйте его. Но частая смена занятий не идет на пользу маленькому сангвинику.
  • Нужно предугадывать желания ребенка и по возможности, прерывать его действие до того момента, как он примет решение сделать это сам.

При покупках в

Задумываясь о том, как правильно воспитывать своего ребёнка, мы часто не принимаем во внимание тип темперамента, к которому он относится. А ведь от этого во многом зависит гармоничное развитие его личности. В частности, воспитание ребёнка-сангвиника имеет ряд особенностей и не является таким лёгким, как кажется на первый взгляд.

Темпераментом называют врождённые индивидуальные свойства психики, которые выражаются в динамике поведения. В его основе лежит сила или слабость нервной системы, а также подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Темперамент изменить нельзя, можно лишь слегка его подкорректировать. А выросшему малышу, при необходимости, всегда нужно будет контролировать и маскировать его. Поэтому, в процессе воспитания, важно вовремя определить у своего ребёнка ведущий тип темперамента и суметь под него подстроиться.

Всего их 4 вида:

  1. Флегматик: вдумчивый, спокойный, основательный, доводит начатое до конца, делает всё медленно, соблюдает порядок;
  2. Меланхолик: очень чувствительный, ранимый, неуверенный в себе, обладает развитой интуицией и творческими способностями;
  3. Холерик: смелый, быстро принимает решения, инициативный, вспыльчивый, подвержен частой смене настроения;
  4. Сангвиник: активный, жизнерадостный, умеет быстро переключаться с одного дела на другое.

Как развивать?

Полезными для флегматика будут занятия, совпадающие с его ритмом жизни: лепка, рисование, шашки, бисероплетение. Но все же ребенку нужно движение – размеренное, плавное, без резких рывков. В этом плане оптимально подойдут йога и гимнастика. Больше расспрашивайте у ребенка, учитывайте его мнение, не торопите и не критикуйте, поручайте мелкие задания и не ругайте. Относитесь к маленькому флегматику с уважительным, глубинным и искренним спокойствием. Напоследок хочется отметить, что родителям не стоит подавлять темперамент маленького флегматика – нужно научиться управлять им. Родные люди должны научиться уважать чувства малыша, ничего ему не навязывая.