Словарный запас ребенка: игры, приемы и методы

Большинство родителей волнует только неправильное звукопроизношение ребенка, и очень редко они обращают внимание на недоразвитие лексической и грамматической звеньев речи.

Как обогатить словарный запас?

Очевидно, что использовать или хотя бы знать свыше 900 тысяч слов и выражений просто невозможно, однако нужно постоянно стремиться к расширению границ собственных знаний. Это поможет вам общаться с самыми разными людьми без затруднений, а также лучше понимать содержание книг и английскую речь.

Интересно, что пополнение словарного запаса в зависимости от того, пассивный он или активный, происходит за счет использования разных языковых навыков. Как правило, пассивный словарь прирастает в процессе слушания и чтения, а активный за счет говорения и письма.

Многими полиглотами и преподавателями было замечено, что чем больше слов вы узнаете и понимаете на слух или во время чтения, тем больше лексики появляется в вашей речи и на письме. Таким образом, необходимо постоянно расширять пассивный запас за счет прослушивания новостных программ, аудиокниг, песен, просмотра фильмов, чтения книг, газет и информации в интернете, общения с носителями английского.

Кстати, проверить объем вашего пассивного запаса слов можно с помощью проекта Test Your Vocab. Тест не претендует на абсолютную объективность, но позволяет получить примерные данные о ваших знаниях. Кроме того, на сайте проекта представлены сведения о средних данных для вашего возраста – можно сравнить свой уровень со средним значением.

Как расширить словарный запас ребенка

Общеизвестно, что чем богаче словарный запас ребенка, тем более образной, выразительной является его речь. Чем больше ребенок усвоит и будет использовать в своем активном речевом обороте синонимов, антонимов, сравнений и многозначных слов, тем более интересным собеседником он станет.

Однако просто механическое заучивание слов не обогатит активный словарь детей. Только путем кропотливой целенаправленной работы с использованием упражнений и игровых заданий, чтением текстов возможно пополнить словарь Вашего малыша.

Это полезно узнать:

Дополнительные материалы:

  • Можно ли вылечить близорукость у ребенка и как не допустить ее при чтении.
  • Часто синдром гиперактивности у детей с дефицитом внимания может быть причиной плохого словарного запаса ребенка.
  • Как избежать у ребенка синдрома усталости? Советы врача.

К оглавлению ↑

Итак, как увеличить словарный запас у ребенка? Ответ прост — через игру, как самую естественную форму деятельности для ребенка:

Для специальных игровых занятий вам понадобятся как предметные и сюжетные рисунки, так и различные лото, детские журналы и книги. Ребенок должен знать названия окружающих предметов (игрушки, посуда, одежда, мебель и т.п.), их назначение, уметь сравнить предметы между собой и отмечать схожие и отличительные признаки. Впоследствии малыш должен научиться выделять части предметов и правильно называть их.

Занятия дома, свободное общение со сверстниками и взрослыми, чтение художественной литературы будет побуждать ребенка к высказыванию собственных мыслей, просьб и пожеланий.

Читая сказки, стихи или рассказы, следует обращать внимание ребенка на новые, неизвестные ему слова, просить его самостоятельно объяснить, как он понимает их значение в определенных предложениях или частях текста. Это учит ребенка определять значение новых слов, опираясь на те ситуации, в которых они используются. Важно также, чтобы ребенок самостоятельно смог использовать новое слово в собственной речи. Предложите ему составить предложение или словосочетание с этим словом. Хорошо, когда взрослые сами создают ситуации, побуждающие ребенка к употреблению новых слов. Именно благодаря таким умением ребенок сможет самостоятельно освоить большинство слов из речи окружающих.

Читайте также:  Доктор Комаровский о том, как ребенка отучить от рук

Совет — больше читать

Вы, наверное, часто слышите совет — больше читать. Да, это несомненно хороший способ, но он не дает гарантии того, что ваш словарный запас будет пропорционально расти с каждой новой прочитанной книгой. Например, вы мечтаете стать хоккеистом, пересмотрели все видео про хоккей, знаете правила игры, разбираетесь в снаряжении, но все это не делает из вас хоккеиста. То же самое происходит и со словарным запасом: вы читаете, смотрите на слова, но вам просто необходима практика, чтобы эти слова запомнить и использовать их в письме и своей речи.

И это еще не все, при чтении возникают следующие 2 проблемы:

1) Многие слова попадают в пассивный словарный запас.

Пассивный словарный запас — слова, значение которых вы понимаете, но редко (или вообще) не используете в письме и разговоре. Активный словарный запас — все слова, которые вы употребляете в своей речи и письме.

У большинства людей пассивный словарный запас намного больше активного. Ключ к успеху заключается в том, чтобы как можно больше слов из пассивного запаса перенести в активный.

2) Восприятие слов по контексту. Вам кажется, что исходя из смысла текста, вы понимаете, что означает незнакомое для вас слово. Но это не всегда так. Исследования показали, что значения большинства слов невозможно «угадать» по контексту.

Что влияет на речевое развитие детей

Развитие речи – это один из самых сложных, но и самых важных этапов в жизни человека.

На формирование способности изъясняться влияет очень много факторов, среди которых можно выделить:

  1. Слуховое внимание. Без хорошо развитого слуха дети не смогут выучить речь, поскольку, чтобы что-то повторить, изначально они должны это услышать. Чтобы развить слуховое внимание, родители должны заниматься с малышами. Например, давать слушать музыку, тренировать понимание того, откуда звук следует. В последнем случае помогут погремушки. В разговоре можно использовать различные интонации, чтобы выработать понимание того, что ребёнка хвалят или, наоборот, его поведением недовольны. Кроме того, изменение интонации позволяет тренировать формирование темпа речи.
  2. Моторное развитие. Языковое и моторное развитие тесно связаны, о чём мы уже говорили. Потому, чтобы развивать языковую составляющую, желательно использовать игры, которые заставляют ребёнка активно двигаться. Правда, в столь юном возрасте крохе трудно контролировать свои движения, особенно это касается мелкой моторики, которая физиологически развивается позднее крупной. И не стоит забывать об артикуляционной моторике. Улыбки, различные «рожицы», щёлканье языком и т.п. активизирует мышцы, отвечающие за правильное формирование звуков.
  3. Интеллектуальный рост. Интеллектуальное развитие малыша прямо влияет на темп его языкового развития. В простонародье бытует мнение, что глупый ребёнок заговорит позднее умного. На самом деле темпы интеллектуального развития малыша можно ускорить. Для этого существуют специальные методики. Даже обыкновенные игры стимулируют интеллект крохи. Главное, заниматься с ребёнком систематически и не перегружать его, пытаясь «вылепить» вундеркинда.
  4. Эмоциональное развитие. Эмоциональность стимулирует более быстрое становление речи. Именно потому мы инстинктивно разговариваем с ребёнком более эмоционально, чем со взрослыми. Это помогает ему более точно определить интонации и заставить захотеть ответит эмоцией на эмоцию.
  5. Общение. Ребёнок быстрее заговорит, если ему будет с кем это сделать. Общение с родителями – это, конечно, хорошо, но малышам будет полезно общаться и с другими детьми. Потому желательно почаще выходить с ребёнком гулять на детские площадки и т.п.
Читайте также:  10 основных заблуждений молодых родителей

Главное правило – заниматься с детьми. Чем больше усилий будет приложено к их развитию, тем быстрее получите отдачу. В младенчестве дети впитывают информацию как губки.

Словарный запас ребенка: возрастные нормы и как увеличить –

Развитие речи ребенка начинается уже с первого полугодия его жизни. Богатый словарный запас – это, как минимум, возможность ясно выражать свои мысли. Существуют возрастные нормы и способы, которые подскажут, как увеличить словарный запас ребенка.

Словарный запас ребенка: возрастные нормы

Средние возрастные нормы представлены в следующих показателях словарного запаса:

  • до года – 3-4 слова;
  • 1 год 3 мес. – 6 слов;
  • 1 год 6 мес. – от 7 до 20 слов;
  • 1 год 9 мес. – в среднем 20 слов;
  • 2 года – 50 слов;
  • 3 года – 250 – 700 слов;
  • 4 года – 1500 – 2000 слов;
  • 5 лет – 3000 слов;
  • 7 лет – 3500 слов.
Словарный запас ребенка: возрастные нормы и как увеличить –

Как увеличить словарный запас ребенка: способы

Существуют вполне доступные способы, которые помогут расширить словарный запас ребенка. Рассмотрите варианты.

  • с самого рождения постоянного говорите с ребенком;
  • читайте ребенку вслух (рассказ должен содержать описание характера героя и иметь сюжет); отдельно выделяйте из прочитанного новые для ребенка слова и выражения; со временем начните обсуждать с ребенком прочитанное;
  • вместе рассматривайте книги с картинками, описывайте словами героев, сюжеты, составляйте разные истории;
  • показываем и рассказываем – куда бы вы ни пошли (ни поехали), захватите оттуда любую вещь-напоминание, а дома, среди семьи вы и ребенок покажете эту вещь, расскажете, где были, что происходило; у ребенка может быть целая сокровищница таких предметов, которые можно перебирать время от времени и говорить о том, что с ними связано;
  • проводите беседы – ребенок должен не только слушать вас, но и говорить с вами в диалоге; дискуссии, проблемная постановка вопросов – это стимул для развития словарного запаса;
  • учите новые слова всегда и везде: обращайте внимание ребенка на новые слова в магазине, на рынке, на бигбордах и т.п.;
  • давайте ребенку длинные и странные слова – удивительно, но дети быстрее запоминают странное название динозавра, чем совершенно обычное, короткое слово;
  • расширяйте и совершенствуйте толковый словарь ребенка – чаще спрашивайте «Что ты имел в виду» (узнаете, правильно ли ребенок понимает значение слов), «Можешь объяснить это другими словами?» (поможете расширить словарный запас);
  • играйте в речевые игры;
  • для дошкольника/школьника используйте наклейки с новыми словами (клейте по всему дому), пишите слова на магнитной доске, записки на холодильнике и т.п.;
  • загадывайте ребенку загадки;
  • учите с ребенком смешные стихи;
  • чем шире словарный запас окружающих ребенка людей, тем богаче словарный запас самого ребенка – расширяйте свой словарный запас; всегда используйте больше слов для описания и оценки событий, пейзажей, человека, поступков ребенка и других людей.

Словарный запас обычного взрослого человека составляет около 100 000 слов. Если приложить достаточно усилий, то ваш ребенок может не только достичь, но и превзойти этот показатель. 

Читайте также:  Как научить ребенка читать на английском языке с нуля?

Расширение словарного запаса с помощью игр и заданий

Как работает механизм обогащения лексикона ребенка? Малыш сначала слышит слово, затем понимает, что оно означает, запоминает и только потом начинает применять его на практике. На этой схеме построены почти все игры и задания для пополнения словарного запаса малыша.

«Проводник». Игра строится на доверии взрослого к ребенку. Спутник просит малыша побыть его сопровождающим. Он закрывает глаза и позволяет малышу рассказать обо всем увиденном на прогулке или дома. Ребенку при этом напоминают, что нужно максимально подробно и точно описать все, что он видит вокруг. Дополнительным условием может стать просьба не употреблять одни и те же слова.

«Игра в мяч». Такие упражнения развивают словарный запас и логику, обобщают знания в области лексических групп. Например, ведущий кидает мяч, при этом каждый поймавший должен назвать новое животное. Тот, кто не смог этого сделать – выбывает из игры. Такую же игру можно устроить с названиями фруктов, растений, овощей и пр.

Вариант этого же задания «кто где живет?». Ведущий бросает мяч, спрашивая: «Кто живет в океане?», «Кто живет на дереве?», «Кто живет в лесу?». Дети отвечают по очереди, придумывая все новых обитателей вышеназванных мест. Такое упражнение помогает расширению словарного запаса и развитию знаний об окружающей среде.

«Большой – маленький». В данном упражнении дошкольник формирует слова с уменьшительно-ласкательным значением. Ведущий произносит «мама», ребенок отвечает «мамочка»; ведущий бросает мяч, произнося «стол», ребенок бросает обратно, говоря «столик» и так далее. Это не самое простое задание, поэтому малышам дается время подумать над ответами.

Вариант игры с мячом «Съедобное-несъедобное». Ведущий называет то, что можно есть, дети – то, что нельзя, и наоборот.

«Посылка». Каждый игрок получает устную «посылку» (по секрету ведущий сообщает ему одному, что в ней лежит). Участники описывают свою посылку так, чтобы другие догадались, что в ней

Расширение словарного запаса с помощью игр и заданий

«Аналогии». Дети учатся выводить «словарные формулы». На бумаге пишется: «кошка – животное, воробей-?» Задача ребенка – отнести слово к определенной тематической группе.

«Закончи предложение». Взрослый говорит фразу, но не заканчивает ее, а ребенок придумывает финал. Например: «Кот запрыгнул на стол, и….»; «Катя проснулась, подошла к окну и увидела…». Чем старше ребенок, тем разнообразнее будут истории. Из таких предложение можно сочинить вместе с малышом целую сказку.

Интересное занятие в средней группе по развитию речи

«Найди предмет». Взрослый загадывает букву, малыш находит предметы, которые с нее начинаются.

«Подбери слово». Взрослый называет прилагательное, а ребенок ищет к нему существительное. Например, твердым может быть стол и хлеб. Мягким – одеяло и кот. Затем правила меняются. Ведущий говорит существительное, участник подбирает прилагательное. Сахар – сладкий, рассыпчатый; снег – мокрый, холодный.

При выборе игр и заданий следует учитывать темперамент ребенка. Подвижным дошкольникам понравится игра в мяч, спокойным детям подойдет упражнение описательного характера, когда нужно анализировать явления, называть предметы и рассказывать об увиденном.

Эти и другие игры, которые можно придумать самостоятельно, не только пополнят речевой багаж малыша, но и повысят его самооценку, повеселят его. Большинство из таких заданий отнимают не более пятнадцати минут и могут быть проведены по дороге в сад, на прогулке, дома. Специалисты рекомендуют заканчивать игру прежде, чем сам ребенок попросит об этом. Тогда ему захочется продолжить ее и завтра, и через день.