Ребенок в шесть месяцев развитие умение

Возраст ребенка в 6 месяцев — это важнейший этап развития организма, так как малыш переходит из горизонтального положения в вертикальное, он начинает сидеть. Некоторые дети в 6 месяцев уже начинают ползать, это свидетельствует о хорошем физическом развитии. Если ваш ребенок в 6 месяцев еще не сидит и не ползает, необходимо начинать тренировать и укреплять мышцы спины и пресса.

Физическое развитие, умения и навыки

На шестом месяце жизни дети в среднем прибавляют в весе до 650-ти граммов, а в росте еще около 3-х сантиметров. Начинаются изменения пропорций тела ребенка, которое становится видно даже невооруженным глазом, так как малыши становятся внешне похожими на взрослых.

Грудничок 6 месяцев обладает следующими умениями и навыками:

— управлять двумя руками одновременно, в частности, брать и бросать игрушки, а также уверенно хлопать в ладоши;

— ползать;

— садиться самостоятельно или при помощи взрослых;

— играть в простые развивающие игры, в частности: в пирамидки, кубики и прочее;

— речь продолжает формироваться, малыш произносит уже несколько слогов;

— многие дети в этом возрасте могут проспать, не просыпаясь всю ночь – это объясняется повышением их дневной активности.

Массаж ребенку при гипертонусе

Гипертонус — это повышенное напряжение мышц у ребенка.

Основные симптомы гипертонуса мышц у ребенка:

  • Излишнее беспокойство ребенка;
  • Частый плач;
  • Плохой сон;
  • Реакция на любой звук;
  • Срыгивание после кормления;
  • С рождения хорошо держит голову;
  • Ноги и руки немного поджаты.

Гипертонус мышц может возникнуть в связи с:

  • Тяжелыми родами;
  • Нарушениями нервной системы;
  • Недополучением кислорода и питательных веществ мозгом при родах;
  • Повышенным внутричерепным давлением.

Главная цель массажа ребенку в 6 месяцев — это восстановление нервной системы и устранение напряжения мышц.

Основным методом лечения гипертонуса мышц является массаж. Такой лечебный массаж расслабляет мышцы и снимает напряжение. Лечебный массаж начинается с поглаживаний всего тела, затем необходимо хорошо растереть поясницу ребенка, потом делают массаж ножек и ручек.

Далее детский врач, придерживая ребенка за предплечье, немного оттягивает ручку и быстро ее потряхивает. Аналогичные движения массажист выполняет с другой ручкой и ножками. Заканчивается массаж поглаживанием. Важно знать, что такой массаж необходимо выполнять только в том случае, если малыш находится в комфортных условиях. Если он будет напряжен, гипертонус будет только увеличиваться и массаж не даст никакого положительного эффекта.

Процедуру массажа необходимо выполнять, в случае если кормление было 1-2 часа назад. Лучшим временем для проведения массажа ребенку в 6 месяцев считается первая половина дня

. Главное, не выполнять массаж поздно вечером, потому, что после этого у малыша может нарушиться сон. Специалисты проводят лечебный массаж при гипертонусе с использованием специального детского масла.

Хороший специалист всегда общается с малышом во время массажа, напевает ему песню или рассказывает какую-либо историю. Так ребенок будет следить за движением губ, вслушиваться в голос, а в связи с этим и спокойнее переносить процедуру лечебного массажа.

Изменения в режиме дня шестимесячного ребёнка

В идеале у малыша в полгода уже должен сформироваться «правильный» режим дня. Сон налажен, кормления, прогулки и купания по чёткому расписанию. Если этого до сих пор нет, стоит проконсультироваться с педиатром по вопросу грамотного формирования у ребёнка режима.

Грудничок в 6 месяцев спит около 14,5 ч в сутки. При этом на ночной сон приходится порядка 9-11 часов, а на дневной — 3-3,5. Если малыша ничего не беспокоит, в ночное время он может даже не будить маму. Впрочем, тут все индивидуально. Кто-то из детей даже сейчас частенько просыпается — даже не для того, чтобы поесть, а чтобы почувствовать присутствие мамы.

Днём ребенок спит 2-3 раза — от 40 мин. до 2,5 ч. Но уже сейчас у грудничка может незначительно меняться режим — он будет спать не три раза, а два. Это нормально.

Читайте также:  Как решаются вопросы наследования при усыновлении

Слух и зрение у полугодовалого ребенка

Малыш хорошо слышит, если источник звука находится на расстоянии не более 6-6,5 метров от него. Он уже откликается на свое имя, различает голосовые интонации тех, кто с ним разговаривает. Малыш с большой радостью откликается на мамин голос. Ребенок чутко прислушивается к звукам, поворачивает голову к его источнику. Он различает шум шагов, звук открывающейся двери, журчание воды. Кроме того, он способен услышать шепот, легкое шуршание и другие тихие звуки.

В 6 месяцев развитие зрительных центров головного мозга полугодовалого малыша достигло значительного прогресса.

Ребенок видит предметы четче, чем раньше, следит за двигающимися предметами более быстрым и точным взглядом. Он уже хорошо различает все цвета, острота зрения улучшается. Более точная координация между глазами и руками позволяет быстро находить предмет, хватать его и тащить в ротик.

Что малыш умеет?

Малыш шести месяцев уже научился сидеть без поддержки. Однако многие детки этого возраста пока еще не могут сесть самостоятельно. На кухне малыш уже может сидеть в специальном стуле, наблюдая, как мама готовит обед.

Еще одним очень полезным умением полугодовалого младенца становится ползание. Одни малыши активно передвигаются по-пластунски на животике, помогая себе ногами, а другие встают на четвереньки.

Что малыш умеет?

Не менее важные навыки 6-месячного малыша:

  • Малыш также начинает вставать на ножки, ухватываясь руками за какую-либо прочную опору. Если взрослый возьмет кроху за обе руки и немного подтянет к себе, то увидит, как младенец встанет на прямые ножки. Мало того, придерживая карапуза за грудь, можно заметить, как кроха начинает переступать ногами.
  • Ребенок отлично управляет своими ручками. Если кроху заинтересовал какой-либо предмет, малыш будет тянуться руками к нему. Выпавшую из руки игрушку ребенок с легкостью поднимет. Подержав предмет в одной руке, карапуз ловко может переложить его в другую ручку.
  • Ребенок уже может связать свои действия и результат, например, если дернуть рукой, игрушка с колокольчиком зазвенит, а если выбросить ее из кроватки, то упадет на пол.
  • Кроха по-прежнему изучает предметы, пробуя на «зуб». Это абсолютно нормальный способ познавать мир для полугодовалых деток, который нельзя воспринимать, как вредную привычку.
  • Ребенок уже отлично знает свое имя и отвечает на него улыбкой и оживлением. Малыш внимательно слушает речь взрослого. Если ему сказать о каком-либо знакомом крупном предмете, кроха сразу же найдет его глазами.
  • Речь 6-месячного младенца меняется. Кроха связывает звуки в слоги, но пока они не несут какое-то смысловое значение. Количество произносимых слогов становится больше с каждым днем. Такую речь называют лепетом.
  • Карапуз 6 месяцев относится к незнакомым людям с опаской и весьма насторожено. При этом полугодовалые младенцы более благосклонны к другим деткам. Они наблюдают за ними и нередко копируют их действия. С близкими малыш может проявлять нежность, например, прижиматься к маме.
  • Шестимесячные дети уже могут снимать еду с ложки губами.

Как оценить развитие малыша в 6 месяцев, смотрите в видеосоветах для мам канала «Супермамы».

Не нужно переживать, если ваш 6-месячный младенец пока не научился лепетать, сидеть без поддержки, дотягиваться до желаемого предмета, вставать на ножки, различать знакомых и незнакомых людей или есть твердую пищу – все эти навыки могут появиться чуть позже.

Но есть умения, отсутствие которых у малютки должно насторожить. К ним относят:

  • Перевороты с живота и на спинку и обратно.
  • Подъем верхней части туловища в положении лежа на животике.
  • Умение сидеть с поддержкой.
  • Повороты головы, чтобы рассмотреть окружающий мир.
  • Гуление.
  • Изучение игрушек с помощью рук (малыш стучит ими, трясет, ощупывает).
  • Изучение разных предметов с помощью рта.
Что малыш умеет?

О том, что малыш должен уметь в 6 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Как развивать шестимесячного ребёнка?

Обучающие игры и занятия оказывают большое влияние на умственное, психоэмоциональное развитие ребёнка. Любимые игрушки у детей в полгода – погремушки, книжки с разными звуками, кубики, пирамидки, спиральки, дети с удовольствием играют с коробками, рисуют пальчиковыми красками, пробуют лепить, собирать крупные пазлы, любят пересыпать крупы, макароны, другие мелкие предметы.

Развивающие игры и занятия:

  • больше разговаривайте с ребёнком, сопровождайте рассказ жестами, не забывайте о мимике, меняйте интонации;
  • расширяйте словарный запас – называйте все предметы, которые встречаются на пути, показывайте обучающие карточки;
  • стимулируйте навык ползанья – кладите на коврик яркую игрушку, пусть ребёнок пытается до неё добраться;
  • кружите, подкидывайте вверх, качайте на коленках – такие игры хорошо развивают вестибулярный аппарат;
  • слушайте музыку, часто дети уже начинают подпевать знакомые песни;
  • делайте гимнастику на фитболе, занимайтесь плаваньем – эти упражнения благотворно влияют на общее физическое развитие;
  • играйте в прятки, катайте мяч или игрушку на колёсиках;
  • для развития мелкой моторики полезны пальчиковые игры – Ладушки, Сорока;
  • привлекайте к делам на кухне – дети с удовольствием погремят крышками, ложками;
  • в системе воспитания начинайте прививать культуру питания – приучайте есть на своём месте, аккуратно, показывайте, как пользоваться салфетками.
Читайте также:  Психовозрастные особенности несовершеннолетних

Специалисты продолжают спорить о пользе и вреде ходунков и прыгунков, но все эти новшества приводят детей в восторг, а маме дают возможность немного передохнуть. Пользоваться помощниками можно и нужно, но не более получаса в день.

Игры на развитие мелкой моторики способствуют формированию правильной речи, улучшают интеллект, умственные способности, но нужно следить, чтобы ребёнок в азарте не проглотил какой-то мелкий предмет.

Режим дня

Соблюдение режима дня – основная составляющая правильного развития нервной системы грудничка. В 6 месяцев дети должны спать 15–16 часов в сутки – 9–10 часов ночью, по 1,5–2 часа трижды в течение дня.

Как развивать шестимесячного ребёнка?

В возрасте 6 месяцев ребёнок должен спать две трети дня

Что входит в режим дня:

  • прогулки на свежем воздухе дважды в день, продолжительность зависит от погодных условий;
  • к привычным гигиеническим процедурам добавляют уход за ротовой полостью – процедуру нужно проводить специальной насадкой-щёткой, делать это необходимо, даже если первый зуб ещё не появился;
  • закаливающие процедуры – солнечные и воздушные ванны, обтирания, ходьба по влажному полотенцу;
  • вечернее купание;
  • массаж, гимнастика.

Шестимесячных младенцев желательно укладывать в одно и то же время, но по утрам не будить, постепенно ребёнок сам приучается просыпаться.

Шестимесячный ребёнок отличается активностью и любознательностью, активно изучает окружающий мир. Правильный режим дня, полноценное питание, внимание, забота и общение – всё это позволяет детям расти здоровыми и счастливыми.

Узнайте больше по теме: Детские заболевания

Уход за 6-месячным малышом

Многие мамы начинают с шестимесячного возраста вводить прикорм. Чаще всего для этого используются фрукты и овощи. Важно вводить новые продукты аккуратно, проверяя реакцию организма.

На протяжении первого года жизни формируются пищеварительная и иммунная системы. Нарушения данных процессов появляются спустя несколько лет. Поэтому к прикорму нужно подходить ответственно.

Важным элементом ухода являются водные процедуры. Утром после пробуждения следует умывать лицо мальчика теплой водой. Стоит чистить уши и нос по мере необходимости. Каждый вечер перед сном нужно купать мальчика.

Уход за 6-месячным малышом

Использовать детское мыло допускается не чаще 1-2 раз в неделю. Памперсы следует регулярно менять. Педиатры не советуют постоянно использовать подгузники, так как это приводит к появлению потницы и раздражения.

Евгений Комаровский рекомендует поддерживать и укреплять иммунитет детей такими методами:

  • обтирание, обливание прохладной водой;
  • организация воздушных ванн;
  • ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе;
  • прием витаминов и минералов;
  • выполнение физических упражнений, массажа.

Важно следить за состоянием ротовой полости, особенно если у мальчика режутся зубы. Нельзя допускать развития воспалительного процесса.

Прорезывание зубов обычно сопровождается повышенным слюноотделением. Поэтому стоит запастись мягкими хлопчатобумажными салфетками. Следует очищать шею и подбородок от стекающей слюны. Также нужно обрабатывать кожу в этих зонах детским кремом. Нельзя допускать появления опрелостей и воспаления. Полезно приобрести игрушки-прорезыватели для снятия зуда десен.

Уход за 6-месячным малышом

Чтобы малыш комфортно себя чувствовал, необходимо поддерживать в квартире оптимальный микроклимат. Влажность воздуха должна быть на уровне 50% и выше. Оптимальный показатель температуры – +22-23 градуса. Добиться таких параметров можно используя обогреватели, увлажнители воздуха, проветривая помещение.

Для правильного физического становления следует проводить массаж, выполнять гимнастику.

Физическое развитие

К шести месяцам малыш уже прилично подрос и прибавил в массе тела.

Масса тела ребёнка в 6 месяцев, по сравнению с массой при рождении, удваивается. Более точно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 6 месяцев, можно, сложив цифру массы тела при рождении и сумму долженствующих прибавок за предыдущие месяцы. К шести месяцам малыш в среднем набирает 4,5 килограмм.

Рост ребёнка в 6 месяцев тоже зависит от изначального параметра. Обычно за 6 месяцев кроха вырастает на 18 сантиметров.

Физическое развитие

С ростом младенца меняются и пропорции его тела. Голова в соотношении к туловищу становится меньше, грудная же клетка растёт более интенсивно. К полугоду их окружности в большинстве случаев приравниваются, становятся равными 42 — 44 сантиметрам.

Читайте также:  Какие продукты и напитки полезны для зубов

Более точно про идеальную массу тела и рост ребёнка расскажет центильная таблица, которая есть на столе у каждого участкового педиатра.

Набор массы тела и величина прироста девочки и мальчика могут различаться. Обычно мальчики физически развиваются более интенсивно.

Календарь скачков развития

Первый скачок начинается в конце первого месяца жизни малыша, пик приходится на 5-ю неделю. Кроха начинает изучать явления, которые происходят вокруг него. Развиваются органы чувств, и ребенок ощущает мир намного яснее, чем до этого.

Второй кризис роста является продолжением первого. Его всплеск приходится на 8-ю неделю. Малыш открывает мир паттернов. Он понимает, например, что у него две руки и две ноги. И проводит часы, практикуя новый навык контролирования их определенного положения. Его завораживают тени от падающего света. Вы можете заметить, как ребенок слушает себя, издавая различные звуки. А еще он начинает проявлять радость своей первой улыбкой.

Третий скачок роста проявляется к 3 месяцам. Если до этого движения малыша были неуклюжими, теперь он намного лучше владеет своим происходит дальнейшее развитие органов чувств. Теперь он замечает различия: прислушивается к голосам, наблюдает, как свет сменяется темнотой, как двигается все вокруг. Мир становится более организованным.

Четвертый скачок развития происходит около 19 недели. Ребенок понимает, что каждое событие имеет определенную последовательность действий. Он начинает замечать плавные переходы в звуках, движениях, свете, запахах и текстурах.

Пятый скачок развития около 26 недели. Вы увидите, как малыш пробует делать много новых для него вещей. У ребенка улучшается координация, он начинает понимать связь вещей вокруг. Главное открытие в этом возрасте — пространство вокруг: между людьми и предметами существует определенное расстояние. Мир для малыша становится огромным.

Шестой кризис ярко проявит себя на 37 неделе. В этот период вы заметите, что малыш осваивает новые занятия, постоянно экспериментирует. Кроха умеет распознавать определенные предметы, ощущения, группирует людей и животных по категориям. Например, он понимает, что банан отличается от яблока по форме, цвету и вкусу, но это все равно еда. Понимание мира категорий сильно влияет на органы чувств вашего чада.

К 46 неделе произойдет 7 скачок развития. Малышу откроется мир последовательностей. Он поймет: чтобы добиться своей цели, необходимо действовать определенным образом. Ребенок будет изучать, как и в какой последовательности сложить предметы, чтобы это было правильно: пирамидку, кубики и т.д.

Восьмой скачок развития случится около года на 55 неделе. У малыша произойдет рывок в умственном развитии и он будет готов исследовать мир программ. Если до этого кроха понимал последовательность событий, которые следуют одно за другим, теперь он понимает, что так происходит не всегда. И также осознает, что результат действия иногда зависит от того, что произошло сейчас.

Девятый скачок — первый кризис роста после года, пик которого происходит в 14-15 месяцев. Ребенок вырос и теперь он способен менять программы, которые освоил до этого. Он будет экспериментировать с ними:

  • Знакомиться с другими детьми на площадке
  • Подражать другим
  • Исследовать свои эмоции
  • Думать наперед
  • Становиться агрессивным, чтобы добиться желаемого
  • Закатывать первые истерики
  • Понимать различия между «мое»и «твое»
  • Учиться делать что-то сообща
  • Экспериментировать с «да» и «нет»

Последний десятый скачок развития произойдет около 17 месяцев. У малыша появляется способность понимать «системы» и их различия: моя мама не похожа на маму того мальчика, мой самокат не такой как, у братика. На этом этапе он осознает, что сам решает, как себя вести. У малыша появляется чувство сострадания.

Речевое развитие 6-месячного ребенка

Прислушивается к голосу взрослого, вторит ему слогами из своего лепета, оборачивается на свое имя. Ребенок 6 месяцев смотрит в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого: «Где то-то?». Развитие речевого аппарата позволяет ребенку 6 месяцев протяжно произносить гласные звуки. Малыш часто произносит слоги (лепечет) в процессе самостоятельного бодрствования, в лепете возникают четкие фонемы родного языка, индивидуальная ритмичность. Ребенок 6 месяцев повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета. Подражает голосовым интонациям взрослого (выразительным): «чихает», «покашливает», «смеется».