Развитие творческих способностей у детей: 7 основных направлений

Занимаясь воспитанием детей, очень часто, мы считаем наиболее важным развивать их речь, мышление и память, чтобы максимально подготовить ребёнка к учебному процессу в школе. Но, по мнению психологов, развивать малыша нужно как можно более всесторонне, не забывая раскрывать его внутренний мир.

У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.

  1. Игра на внимание «Хлопок и топот». Родитель предлагает ребенку совершать определенное действие в момент произнесение какого-либо слова. Например, хлопать, если услышит название фрукта. Ведущий (взрослый) при этом может произносить любые слова: дом, лестница, небо, яблоко, огурец, компьютер и т.д.
  2. Игра на развитие мелкой моторики и математических способностей «Собери горох». На пол нужно поставить большой сосуд (чашку, вазу, кастрюлю), а ребенку вручить несколько горошин (фасоль, пуговицы и другие мелкие предметы тоже подойдут). Их должно быть ровно столько, до скольки ребенок умеет считать, но не меньше 10. Ребенок встает рядом с сосудом, вытягивает руку и, называя порядковый номер горошины, бросает ее в сосуд. По окончании игры нужно подсчитать, сколько горошин оказалось внутри, а сколько упало мимо.

Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.

С чего же начать?

Давайте будем начинать с себя, то есть с реальных мам и пап. Если вы сами обладаете какими-либо творческими способностями, то вашим деткам уже очень сильно повезло. Ведь рядом с увлекающимися интересными людьми и окружающим их становится невероятно интересно.

Любители музыки, непременно периодически слушают её дома, ходят на концерты, разговаривают об этом с детьми. Люди с хорошими художественными способностями во все времена пользовались у подрастающего поколения большим авторитетом, ведь они на ваших глазах могут нарисовать, всё что угодно.

А как это увлекательно следить за тем, как рождается рисунок… Даже если у вас лично нет никаких творческих способностей, но есть огромное желание развивать своего ребёнка, то всё обязательно получится. Я вам подскажу, как нужно действовать.

Почему рисование важно для детей

Рисование — важный вид деятельности в ясельном и дошкольном возрасте. Оно:

  • развивает у ребенка мелкую моторику,
  • развивает зрительно-моторную координацию,
  • развивает творческое самовыражение,
  • развивает навыки подготовки к письму,
  • увеличивает концентрацию внимания ребенка,
  • развивает когнитивное понимание концепций.
Почему рисование важно для детей

Специальное «обучение» ребенка рисованию по образцам не является естественным, соответствующим возрасту способом развития творческих способностей.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

Как поддерживать у ребенка интерес к творчеству?

трёхлетнего возрастаРодители должны поддержать малыша эмоционально – «Молодец! Мне нравится!».

С 4 до 5 лет рисунки станут схематичными, но пока мало похожими на реальность. На этом этапе детки крайне болезненно относятся к критике, особенно исправлениям. Часто это становится причиной забрасывания ребёнком рисования, например, после неудачного занятия в детском саду.

В 5-6 лет появляется интерес к самому творческому процессу и только к 7 годам для малыша становится важен результат. Заниматься рисованием рекомендуется в группе, поскольку именно там есть возможность поделиться своими навыками и позаимствовать чужой опыт.

Это побудит малыша к изучению творчества известных художников. Желательно посещать выставки не только именитых мастеров, но и начинающих художников, вместе с ребёнком обсуждая увиденное.

Этапы развития детских способностей :

1 – 2 года – начинают проявляться творческие способности малыша. Родителям необходимо обратить внимание на то, что больше привлекает их ребенка; 3 – 4 года – благоприятный возраст для начала регулярных и систематических занятий. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к познаниям всего нового. В этот возрастной период больше всего подходят такие увлечения: 1. Музыка; 2. Рисование; 3. Лепка; 4. Работа с конструктором. 5 – 6 лет – подготовка к поступлению ребенка в школу. Целесообразно начать посещать кружки и секции по интересам. Родителям необходимо уделять внимание развитию творческой активности малыша.