Развитие самооценки у детей: что нужно знать родителям?

Что такое самооценка? Самооценка – это то, как мы к себе относимся. Считаем мы себя скорее ценными и достойными уважения, заботы и любви. Или не считаем.

Как определить?

Чтобы определить самооценку своего ребенка совсем не обязательно быть детским психологом, в помощь вам подойдут всевозможные тесты, игры, да и само поведение ребенка расскажет вам об этом.

У ребенка и у взрослого человека может быть завышенной, заниженной и адекватной.

При нормальной (адекватной) самооценке человек оценивает свои силы и возможности так, какие они на самом деле, без каких-то обид на себя или окружающих. Это не приводит к дискомфорту. Взрослый, зная свои слабые и сильные стороны, может использовать в своих личных целях. Такие люди жизнерадостны и оптимистичны.

Как родители могут помочь?

Восприятие малыша самого себя формируется под влиянием семьи, окружающего его общества и окружающей среды. Однако на последние два фактора не всегда можно повлиять, поэтому ответственность за повышение самооценки у ребенка возлагается на родных и близких.

1Похвала крохи

Неуверенному ребенку крайне важно слышать положительные отзывы в свой адрес даже в вопросе мелочей. Малышу с низкой самооценкой очень необходима поддержка близких и ощущение, что в него верят родные люди. Так, можно похвалить ребенка за собранные игрушки, съеденную порцию еды или подчеркнуть, как ловко он кувыркается, читает слога, решает примеры, дерзко гоняет мяч среди детей постарше. Иногда очень важно просто сказать, что малыш самый замечательный, поиграть в игру «Комплименты» (каждый участник игры говорит комплимент друг другу по очереди). В случае неудач, родителям стоит поддержать кроху. Например, разбилась кружка, ребенок огорчился, однако не стоит его ругать, достаточно сказать: «Ничего страшного этого всего лишь кружка, купим новую».

2Выделение преимуществ чада

Для повышения самооценки у ребенка следует выделить у малыша преимущества его перед другими детьми и сделать акцент на них. Например, если у ребенка отличная память, следует отдать его на изучение иностранных языков. В случае красивых волос у крохи, необходимо найти хорошего парикмахера и сделать ему модную стрижку. Если ребенок с удовольствием занимается каким-либо видом спорта, необходимо поддержать его и нанять грамотного тренера для индивидуальных занятий, который сможет помочь ребенку участвовать в соревнованиях разных уровней и достигать побед в этом виде спорта.

3Отсутствие сравнения с другими детьми

Ребенка с заниженной самооценкой категорически нельзя сравнивать с другими детьми. Именно подобные сравнения занижают самооценку малыша и подавляют чувство уверенности в себе.

4Поддержка инициативы ребенка

Родителям необходимо поддерживать любую адекватную инициативу их чада, чтобы ребенок знал, что он может всегда выразить мнение или мечту, что никто не будет с него смеяться, что его поддержат. Например, если кроха сообщил, что в будущем хочет стать пожарным, мама и папа не будут спорить с ним, они с уважением отнесутся к мечте малыша, пойдут прогуляться недалеко от пожарной станции, посмотреть на пожарные машины. Скорее всего ребенок через полгода забудет об этой мысли, но ощущение, что папа и мама в него верят и уважают его мнение останется.

5Оказание поддержки малышу

У любого человека самооценка растет в процессе того как он преодолевает трудности в жизни. Это работает и у детей. Если малыш справляется с трудностями, он доволен собой, если у него получается выполнить еще более сложные задачи, он становится более уверенным в себе. Именно поэтому родители должны позволять сталкивать с трудностями малыша и пробовать их преодолевать, направлять кроху и давать мудрые советы.

Не стоит окружать ребенка гиперопекой и выполнять домашние задания вместо него, если он не хочет. Необходимо дать проявиться у малыша желанию выполнить самому то или иное поручение.

6Исключение негативных утверждений и установок

В конфликтных ситуациях со стороны взрослых не должно присутствовать фраз, которые дают негативную установку вроде: «Ты вредитель» или «Ты плохая девочка», наоборот, необходимо сказать: «Ты поступил (поступила) недостойно. Давай вместе подумаем, как нужно было поступить в этой ситуации правильно». Таким образом, ребенок не будет унижен, более того он будет анализировать поступок без агрессии и обиды.

7Наказание только по делу

Если малыш провинился, родители должны спокойно объяснить ребенку за что он наказан. Наказание должно следовать только за проступки, но не за то, что у него не получается.

8Проявление уважения к мнению вашего ребёнка

Еще одним способом повысить самооценку малыша является просьба помощи ребенка или совета. Например, папе или маме иногда полезно сказать: «Мне сейчас очень нужна твоя помощь накрыть на стол», «Как ты считаешь, нужно сегодня полить яблоню?». Важно относиться к крохе как к взрослой личности.

9Слова любви

Крайне важно дать понять своему ребенку, что несмотря ни на что он любим. Родителям стоит чаще говорить: «Ты у меня самый замечательный!», «Я тобой горжусь!», лишний раз обнять и поцеловать просто так.

Придерживаясь вышеперечисленных советов можно значительно повысить самооценку своего чада, главное всегда их придерживаться и регулярно говорить ребенку слова поддержки и любви.

Как формируется самооценка младших школьников

Развитию самооценки в младшем школьном возрасте нужно уделять большое внимание. Соответствующие мероприятия должны проходить в классе регулярно. Дети, которые еще не достигли возраста 7 лет, не в состоянии осознанно формировать оценку личности. Они мыслят образами. У детей дошкольного возраста формируется лишь осознанный интерес к самооценке.

Читайте также:  Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях

Развитие самооценки в дошкольном возрасте происходит постепенно и имеет свои особые черты. Впервые попав в школьную среду, дети стремятся разделить своих одноклассников на группы. Мысленно они называют одних хорошими, а других плохими, одних слабыми, а других сильными. Иерархия в детском коллективе может формироваться необыкновенно быстро. Уже через 3-4 месяца в классе на первом году обучения достаточно четко распределены все роли. Однако со временем школьные успехи и достижения меняют социальные роли и иерархические связи в детском коллективе. На самооценку ребенка начинают сильно влиять замечания педагогов и оценки за выполненные задания. Школьник постоянно сравнивает себя с другими детьми. Когда сверстники или старшее поколение стремятся поддерживать такое сравнение, ребенок начинает воспринимать его как основной инструмент самооценки, какая бы она ни была.

Большое значение имеет то, как ребенок воспринимает свои первые оценки. Младшие школьники, у которых неустойчивая самооценка зачастую занижена, нелегко смиряются с невысокими баллами, полученными за домашнее задание или ответ у доски. Внутренне они не соглашаются с такой оценкой их деятельности и нередко создают конфликтные ситуации. Однако конфликты только усугубляют ситуацию. Эмоциональное напряжение нарастает, волнение усиливается, ребенок приходит в растерянность.

Как формируется самооценка младших школьников

Постепенно дети начинают воспринимать оценки как ярлыки и переносят оценки за ту или иную деятельность на личность. Например, школьник, получивший тройку за несколько контрольных работ, начинает казаться одноклассникам не очень хорошим человеком, характер которого и способности также можно оценить лишь на 3 балла. Так у детей развивается привычка наклеивать ярлыки и переносить оценочные высказывания учителей на личность сверстников в целом.

Формированием правильной самооценки редко занимаются целенаправленно, предоставляя ребенку возможность самостоятельно сложить мнение о себе самом. Однако немногие ребята могут правильно оценить свой характер и поступки, поэтому в большинстве случаев дети нуждаются в деликатной и ненавязчивой помощи мудрых взрослых.

Хвалим и ругаем правильно!

Раз уж мы не единожды делали ударение на похвале, как способе достижения адекватной самооценки, то будем делать это правильно.

По мнению ведущих исследователей детской психики, ребенка можно хвалить за все, кроме того, что достигнуто не своим трудом.

Хвалим за хорошие оценки, достижения, участие в конкурсах и соревнованиях, красивые рисунки и поделки, хорошие поступки.

Ругая ребенка, всегда отделяем поступок от личности.

Например, это делается таким образом: «Ты хороший у нас малыш, но ведешь сейчас себя просто отвратительно».

Еще один психологический момент — хвалим при всех, ругаем — наедине.

Уважаемые родители, наши дети – это в первую очередь отражение нас самих, помните об этом, когда в очередной раз захотите сравнить своего малыша с более успешными детьми. Если родители помнят эту простую истину, то у них есть хорошие шансы сформировать адекватную самооценку у своего ребенка.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Развитие самооценки школьников и диагностика

Так как основы самооценки у ребенка закладываются преимущественно в раннем возрасте, а продолжают свое формирование в школьном возрасте, то они могут поддаваться коррекции и воздействию.  Именно поэтому родители малыша, учителя и другие взрослые должны принимать во внимание особенности ребенка и предпринимать определенные меры по формированию у него адекватной самооценки. И значительную роль на этом этапе развития ребенка играют именно межличностные отношения ребенка со своими сверстниками. От того насколько продуктивно дети будут общаться со своими сверстниками во многом и будет зависеть направленность развития детской личности. Поэтому, если ребенок сможет научиться взаимодействовать с коллективом, то есть вероятность того что его самооценка будет адекватной. Но и вклад родителей при этом обязательно должен быть. Они должны время от времени поощрять малыша и хвалить. Только так ребенок сможет разобраться в хитросплетениях своего внутреннего я сможет развить правильную самооценку самого себя.

Адекватная самооценка подростка

Процесс формирования самооценки подростков гораздо сложнее, в принципе, как и сам подросток. Однако на этом этапе развития ребенка, как раз, и определяется дальнейший ориентир его во взрослой жизни. Согласно мнению ученых, именно в подростковом возрасте у ребенка наблюдается увеличение адекватности своей самооценки. Подростки гораздо ниже оценивают себя по тем критериям, которые считают для себя наиболее важными. Именно это и может говорить о большом реализме подростков.  Как правило, старшеклассники склонны воспринимать себя более обобщенно, они способны передавать свое настроение, ощущения, раскрываться в любимых занятиях и увлечениях.

В подростковый период жизни ребенка взрослому человеку отводится особое место.  Объясняется это тем, что подросток начинает по-другому воспринимать облик разных людей. Исходя из этого, подросток уже и начинает понимать самого себя. В основном для подростков характерно в образе воспринимаемого человека выделять элементы облика, его физические способности, а уж потом и его выразительное поведение.  И как правило в подростковом возрасте девочки имеют значительно меньшую самооценку по сравнению с мальчиками. Такая тенденция связана напрямую с тем, что девочки очень сильно связывают свою самооценку с собственной внешностью.

Развитие самооценки подростка: что важно делать родителям?

Несмотря на то, что в период созревания дети  по большей части имеют  своих авторитетов, поддержка родителей им крайне важна. В этот период родители ни в коем случае не должны критиковать ребенка, чтобы не усугубить ситуацию. Тем более если у ребенка есть определенные проблемы с уверенностью в себе. Критиковать подростка не стоит даже из благих побуждений. Любая критика ими будет восприниматься искаженно. Очень важно в этом возрасте помочь ребенку обрести уверенность в плане внешности. Родители могут предложить подростку сходить к стилисту или купить красивую и модную одежду. Можно также предложить им привести в порядок кожу и зубы. Такие порывы подросток действительно оценит.

Читайте также:  Как смириться с тем, что ожидаешь ребенка нежеланного пола?

Кроме того, очень важно поддерживать подростка. Не забывать хвалить его достижения, а в особенности похвала от родителя того же пола, что и подросток. Помимо этого, родитель должен следить за своим поведением, ведь ребенок по большей части пытается подражать своим родителям. Таким образом родители должны постоянно транслировать ребенку две важные идеи: что они классные и что они успешные. Причем ребенку они должны говорить, что он точно такой же как и они, а в некоторых моментах даже лучше родителей.  Важно также позаботиться от создании новых знакомств у ребенка. Для этого подростка можно отправить на различные кружки и спортивные секции. Попадая в новый коллектив, подросток может раскрыться совершенно по-новому. Тогда окружающие смогут увидеть его другую сторону, а он в последующем посмотрит на себя из глазами. В любом случае, чем шире будет круг общения подростка, тем больше граней его личности откроются и тем объемнее станет его представление о самом себе.

Подробнее о формировании самооценки у детей будет рассказано в этом видеоролике. Не забывайте оставлять комментарии и высказывать пожелания.

Перспективность самооценки

Перспективная самооценка оказывается приближенной к «идеальному» образу «Я», о котором писала Г. М. Сагач и другие ученые. У ребенка с высокой перспективной самооценкой любая деятельность вызывает интерес, ведь он надеется еще раз самоутвердиться, получить удовольствие от «победы». Это признак активной жизненной позиции.

[note]Таким образом, целесообразен вывод первый: воспитание активной жизненной позиции возможно через формирование завышенной или адекватной, приближенной к завышенной, перспективной самооценки.[/note]

Следовательно, остерегаться высокой перспективной самооценки, а тем более пытаться ее искусственно занизить — нецелесообразно.

Другое дело, что при высокой перспективной самооценке у детей важно:

  1. искренне признавая его достижения, целенаправленно и систематически приучать анализировать предыдущий опыт и делать правильные выводы при планировании на будущее (например: «Я смогу выполнить эту работу, если проконсультируюсь у учителя, воспользуюсь справочником, мне поможет папа, когда подрасту и т. д.»);
  2. воспитывать у ребенка трудолюбие, силу воли, умение определять цель и достигать ее;
  3. ориентировать индивида на самообразование и самовоспитание;
  4. обучать его гуманного, толерантного отношения к другим людям;
  5. обучать этике общения.

Такая воспитательная система не занизит перспективной самооценки личности и одновременно позволит зафиксировать, стабилизировать ее адекватную, приближенную к завышенной, итоговую самооценку, которая станет основой серьезного анализа и реального планирования на будущее.

[note]Вывод второй: для воспитания активной жизненной позиции ребенка важна сформированность у него адекватную, приближенную к завышенной, самооценку.[/note]

Целесообразен учет на практике такой характеристики самооценки, как ее устойчивость.

Однозначно, что крайне неустойчивая самооценка не способствует становлению активной жизненной позиции. Сохранение устойчивой самооценки становится для человека потребностью, и нарушение ее порождает такое явление, как аффект неадекватности (то есть устойчивое негативное эмоциональное состояние, которое возникает в связи с неуспешной деятельностью).

Если перспективная завышенная самооценка сочетается с завышенной итоговой, состояние аффекта является достаточно опасным. Индивид не осознает неуспеха или не хочет его признавать.

Состояние аффекта может вызвать у такого человека проявления недоверия, повышенную обидчивость, подозрительность, агрессивность, негативизм.

Когда же высокая перспективная самооценка сочетается с адекватной итоговой, недовольство ситуацией преимущественно выступает дополнительным стимулом для работы личности над своим совершенствованием, становится источником усиленной активной деятельности.

Подытоживая сказанное, убеждаемся, что оптимальной следует считать завышенную перспективную самооценку и адекватную, приближенную к завышенной, итоговую самооценку.

Этой позиции придерживались американские психологи Е. Берн и X. Дж. Джайнотт.

Применение нами с целью проверки указанных выше практических рекомендаций по формированию оптимальной самооценки позволило заметно повлиять на поведение детей, существенно повысить уровень их общественной активности. Педагоги работали в тесном контакте с семьями воспитанников, уча родителей правильно воспитывать детей.

Наблюдение за поведением детей в учебной, игровой и трудовой деятельности показали, что в экспериментальных группах дети:

  1. дети почти не обижают друг друга;
  2. как правило, умеют помогать окружающим, сами замечают, кому нужна помощь и стараются ее оказать;
  3. дети умеют отстаивать собственное мнение, даже если оно противоречит взглядам окружающих;
  4.  дети с уважением относятся к одноклассникам (нередко после занятий и в выходные дни собираются в кого-то во дворе, чтобы играть вместе);
  5. не имеющие отвращения к другим;
  6. спокойные, уравновешенные;
  7. дети умеют планировать свои действия и предвидеть их последствия;
  8. инициативные;
  9. занимают активную жизненную позицию;
  10. дети с интересом относятся к новой, неизвестной ранее работы;
  11. дети довольно точно определяют настроение другого человека и соответственно реагируют на него.

Для экспериментальных классов свойственна высокая интенсивность межличностной коммуникации.

Знание практиками механизмов формирования оптимальной самооценки ребенка и активной жизненной позиции личности выступает одним из ведущих факторов успешной организации воспитательного процесса.

Формируем правильное отношение детей к деньгам

Деньги – одна из самых обсуждаемых и противоречивых тем. Одни считают их злом и источником всех проблем, другие бредят богатством. Где же истина? А она у каждого своя. И прежде чем воспитывать правильное отношение детей к деньгам, нужно самому принять какую-то позицию.

Причем важно найти баланс, чтобы деньги не были ни культом, ни злом. Ведь, по сути, они не несут ничего плохого, а все проблемы заключаются в нас самих. Разве приносят зло деньги, спонсируемые на построение больниц, поддержание детских домов? Знайте им цену и учитесь правильному обращению.

Ну, о каком отношении или финансовом воспитании может идти речь, если ребенок постоянно видит ожесточенные споры родителей по поводу семейного бюджета и взаимные обвинения? Подобное поведение приведет к тому, что ребенок вырастет жадным и мелочным или абсолютно не приспособленным к жизни в современном обществе. Вы этого хотите? Тогда давайте учиться финансовому воспитанию детей вместе.

Первые уроки по воспитанию правильного отношения ребенка к деньгам можно начинать уже с 5-7 лет. Как раз в этот возрасте малыш проявляет интерес к цифрам, использует нарисованные деньги в своих играх, и находит весьма неожиданные решения для их применения.

Читайте также:  Как объяснить ребенку, зачем нужно учиться?

Первым шагом может стать участие ребенка в планировании семейного бюджета. Умение правильно рассчитать затраты на будущую неделю и продумать варианты экономии, станут надежным фундаментом для начала самостоятельной жизни.

Покажите малышу как разделить необходимые платежи на группы: обязательные (квартплата, продукты питания и одежды, спортивные секции и прочее), желаемые (походы в кафе, цирк, театр), накопления (откладываем на машину, отдых) и необязательные (игрушки, сладости).

Зная сколько денег расходуется, малютка сможет научиться планировать. Поставьте совместную цель сэкономить определенную сумму и думайте вместе как этого можно достигнуть. И не забудьте назначить приз за достижение цели. Подобная практика научит очень многому. Вы даже не представляете, насколько легче ребенку будет во взрослой жизни.

В возрасте 6-7 лет предложите ребенку начать откладывать деньги. Мало того, что это будет еще одним шагом на пути к умению правильно относиться к деньгам, но и поможет крохе стать более самостоятельным.

Формируем правильное отношение детей к деньгам

Единственный нюанс – нужно правильно поставить цель накопления, иначе это занятие может быстро надоесть. Пусть малютка откладывает себе на очень желанную игрушку.

Надеюсь, вы не ждете совершеннолетия? Первые карманные деньги нужно выделять уже с 6-7 лет. Так ему хотя бы будет на чем учиться.

Объясните ребенку, что такое кармане деньги и дайте свободу выбора. Пусть сам решает: купить мороженное или конфеты. А может откладывать часть из них на новейший конструктор.

Выдавать их нужно раз в неделю в определенный день. Причем сумма никогда не должна варьироваться. Возрастать она может только с возрастом, но никак не с увеличившимися расходами.

Некоторые родители практикуют поощрение ребенка за выполненную работу или хорошую успеваемость в школе. Конечно заманчиво, но не забывайте об обратной стороне медали. Ваша задача заинтересовать кроху учебой, а не возможным вознаграждением.

Полезная информация. Моей дочери 6 лет — надо попробовать

Я родился как раз во времена перестройки. Денег не хватало. Просить как то было не удобно, лучше бы давали определенную сумму и я бы распоряжался. Никогда не отказывали, говорили если надо куда то . попроси, дадим. Но зато желание работать и быть не зависимым у меня стало очень большим. Коммерческая жилка во мне присутствует)

Меры предосторожности

Чтоб не пришлось задумываться над вопросом, как помочь ребенку повысить самооценку, нужно заранее позаботиться о ее нормальном формировании.

  1. Никогда не проводите сравнения. Недопустимо сравнивать своего ребенка с соседским малышом или даже с родным братом или сестрой. Важно понимать, что каждый карапуз имеет свои индивидуальные особенности. Если в данный момент ему не удается то, что уже умеют его ровесники – это не показатель отставания в развитии или проблем со здоровьем, всему свое время.
  2. Не стоит избавлять ребенка от повседневных дел, но и перегружать малыша недопустимо. Идеально, если Вы будете ставить перед ним задачи, выполнение которых будет ему под силу. Он уже сейчас должен привыкать к ответственности.
  3. Хвалите своего сына или дочь, но только за реальные успехи. Лестные речи приведут к завышению самооценки. У ребенка не сформируется взаимосвязь между тем, за что его ценят по достоинству, он восхищение его делами будет принимать, как должное, начнет считать себя лучше других.
  4. Если прибегаете к наказаниям, объясняйте малышу, чем он провинился, почему именно таким способом Вы решили его наказать, как впредь вести себя правильно.
  5. На личном примере демонстрируйте, как нужно встречать неудачи в своей жизни. Что-то не получилось, не нужно опускать руки, находясь рядом с чадом, произнесите вслух, что в следующий раз обязательно все получится.
  6. Если у ребенка появляются какие-то идеи, какими бы бессмысленными они Вам не казались, поощряйте его, не ломайте веру в успех задуманного дела. А если малышу все же не удастся осуществить свою идею, поддержите его.
  7. Важно социализировать ребенка. Общение – залог нормального развития, в том числе и становления адекватной самооценки.
  8. Не критикуйте своего малыша, даже мысленно не думайте, что он плохой.
  9. Уважайте своего ребенка и его выбор.
Меры предосторожности

Важно знать, как повысить самооценку ребенку, что для этого необходимо сделать. Родители должны понимать, к каким трудностям в повседневной жизни и в будущем приведет неуверенность в себе, сформировавшаяся на сегодняшний день у их дочери или сына. Не пускайте на самотек заниженную самооценку у своего чада, повышайте его веру в себя, в свои силы, свой успех. Если самостоятельно справиться не удается, не бойтесь обращаться за помощью к опытному психологу, который сумеет повысить самооценку, прибегнув к особым упражнениям и практикам.

Чего не нужно делать

Существуют типичные ошибки родителей, пагубно влияющие на самооценку ребенка:

  • Критикуя, нельзя переходить на характеристику личности. Негативную оценку можно давать только поступкам. Лучше сказать «я не люблю, когда у тебя в комнате бардак», а не «ужас, какой ты неряха».
  • Неэффективно примешивать к похвале критические замечания, упреки. Нельзя говорить: «Как здорово, что ты убрался в комнате, а то обычно у тебя жуткий бардак!».
  • Нельзя наказывать малыша, когда он не справляется с наплывом негативных эмоций, любым недостатком, прилагая искренние усилия.
  • Не рекомендуется вспоминать о старых проступках. Так можно сформировать у ребенка ощущение вечно виноватого.

Важно! В первую очередь, ребенок реагирует не на поступки и слова родителей, а на их эмоциональную компоненту. Полные раздражения и презрения высказывания в адрес малыша могут навредить его самооценке гораздо больше, чем самое строгое наказание.

Корректировать самовосприятие ребенка можно и нужно. Главное в этом деле – начать с работы над собой, поднимать собственную самооценку и развивать эмоциональный интеллект.