Особенности обучения детей дошкольного возраста

Ваш ребенок учится с трудом? Не хочет ходить в школу? Он ленится, и учиться его не заставишь?

Кстати

Насчёт гаджетов. Не стоит считать их безусловным злом. Родители часто жалуются, что ребёнку неинтересно ничего, кроме игр в смартфоне, но это очень удобная позиция — электронное устройство просто обвиняется во всех грехах. А что сделали сами родители, чтобы привлечь детское внимание? Предложили ли они ребёнку совместное интересное занятие, увлекли ли разговором? Добиться результата здесь — это большая работа и огромная ответственность, особенно если ребёнок действительно хочет стать космонавтом.

Повышаем мотивацию к учебе: эффективных советов

  1. Используйте игру. Игровая форма подачи поможет в понимании материала, и она не предполагает балльного оценивания, а потому понравится всем. Подойдут любые типы игры: упражнения, тренинги, на основе соревнований. Прекрасное подспорье для игрового обучения – детские настольные игры: домино, лото, мемори.
  2. Поддерживайте увлечения. Не навязывайте детям свои хобби. Дайте им свободу – помогите раскрыть потенциал в том, что их увлекает: будь то кулинария или запись видеороликов.
  3. Поощряйте. Часто хвалите школьника за проделанную работу – вербально, тактильно, но не материально. Это важно, иначе наступит время, когда чадо оценит результаты своего труда дороже, чем вы сможете заплатить. Создавайте атмосферу доверия, а не формируйте товарно-денежные отношения.
  4. Интересуйтесь полученными знаниями, а не оценками. Обсуждайте, как можно применить знания, полученные на школьных предметах, в жизни, размышляйте вслух вместе. Не забывайте, что оценивание – процесс довольно субъективный, а потому ребенок вовсе не обязан быть отличником.
  5. Создайте в доме «ученую» атмосферу. Психологи из Гарварда доказали, что хорошая библиотека мотивирует детей больше читать. Развивайтесь сами и подключайте к этому процессу ребенка: делитесь с ним интересной информацией, через время он станет делать так же. Вместе читайте, смотрите познавательные фильмы. Используйте новые технологии, ведь гаджеты созданы не только для просмотров мультфильмов и игр. С их помощью можно осваивать полезные программы по рисованию, программированию, проектированию.
  6. Позвольте ребенку учиться так, как он хочет. Кому-то для концентрации нужно сидеть за столом в тишине, а кому-то удобно осваивать новое на диване под негромкую спокойную музыку.
  7. Честно и внятно говорите со своим ребенком. Не игнорируйте вопросы «как это работает?», «что это?». Отвечайте подробно и откровенно.

Как привить ребенку интерес к учебе?

Принято считать, что школа должна привить ребенку интерес к учебе, но в большинстве случаев мы видим абсолютно противоположное явление. Так дети, идущие в первый класс с горящими глазами, в конце октября упираются ногами, цепляются руками за косяк квартиры и кричат «не пойду!» А почему? Ответ предельно прост: «скучно и неинтересно». Как привить интерес ребенка к учебе? — этим вопросом озадачиваются многие родители в определенные периоды жизни. Сейчас современная система образования нацелена на результат, мотивация одна — дать детям больше знаний. А каким образом и насколько запомнятся эти знания, это уже вопросы второстепенного значения. Вот и получается у современных детей: «не хочу, не буду, не пойду».

Читайте также:  Защита прав ребенка в школе: от теории к практике.

Как заинтересовать ребенка учебой?

Прежде всего, детям дошкольного возраста нужна — мотивация. Порой родители любят поделиться с ребенком школьными историями из жизни, но сами того не замечая они могут невольно напугать ребенка. Например, «Вот когда я был маленький, я принес двойку и отец мне показал, что такое ремень» Ребенок на подсознательном уровне запишет эту ситуацию и будет учиться из страха, а не из-за любви к знаниям. А желание и возможность, как известно вещи разные. Поэтому, правильно мотивируйте ребенка. Покажите на личном примере, чего вы добились. Объясните, что только благодаря усердию, стараниям можно чего-нибудь добиться.

Порой ребенок не учится, не потому что он ленивый, а потому что он не понимает. В классе 23 ребенка, и учительница не может уследить за знаниями всех. Постепенно ребенок начинает отставать, потом появляется нежелание высовываться, потом еще что-нибудь. И в результате, преуспевающий ваш ребенок «докатился» до двоек. А все почему? Потому что вовремя не объяснили. Спрашивайте, интересуйтесь, как ребенку в школе? Как ему дается материал? И если что-то вызывает у него вопрос — разбирайте с ним, но не делайте за него всю работу. Иначе, рискуете потом до десятого класса сидеть за уроками, пока ваше чадо гуляет.

Еще одним фактором неуспеваемости ребенка в обучении может быть излишняя загруженность. Что делать бедному ребенку, если у него с утра школа, потом гимназия, затем танцы и все это на фоне плавания и хоккея. Неудивительно, что ребенок просто не успевает внимательно выполнять и изучать какие-то предметы — у него не хватает времени вдаваться в подробности. Рациональный подход к обучению так же один из ключей к успеху в обучении.

Учитывайте возраст ребенка

1. Миллион «почему», или 3-5 лет

Осваивать новые знания дети начинают еще в детском саду. «Почемучек» 3-5 лет интересует каждая мелочь, которую он видит, а потому заставлять его учиться вам не придется. Здесь важно набраться терпения и пытаться удовлетворить любопытство малыша простыми и доступными для его понимания объяснения. Ни в коем случае не игнорируйте и не отвечайте с раздражением в голосе, иначе вы отобьете охоту к учебе и заложите негативный опыт приобретения знаний.

Используйте каждое «почему» как возможность поддержать родительский авторитет, развить мышление, воображение и память ребенка, а также дать ему понимание, что быть любопытным, умным – это здорово!

2. Западня для дошколят, или 5-6 лет

В этом возрасте дети активно готовятся к поступлению в первый класс. Частая ошибка родителей – начинать учить малыша арифметике, письму, чтению, совершенно не принимая во внимание степень зрелости его аналитического мышления и используя сомнительные методики. Из-за высокой перегрузки затормаживается развитие зрительно-моторной координации, ухудшаются способности к концентрации внимания и саморегуляции поведения. В результате ребенок попадает в западню: в последствие он будет с трудом высиживать целый урок, неправильно понимать инструкции к заданиям, начнутся проблемы с дисциплиной и оценками.

Дошколята хотят не столько узнать что-то новое, сколько почувствовать себя успешными, знающими. Если поставить малыша в положение неуспеха, постоянно показывать, что ему далеко до идеала, предъявлять завышенные требования, об учебной мотивации можно забыть. Низкая самооценка, боязнь провала, отсутствие веры в себя, просто не дадут ребенку успешно учиться.

3. Школа начинается, или 7-10 лет

Во время школьных уроков дети постоянно оказываются в ситуациях «не знаю» и «не умею», а потому умение справляться с учебными трудностями являются неотъемлемой частью учебного процесса. Овладение этим умением становится основной задачей в начальной школе.

Как вы можете помочь ребенку? Во-первых, организуйте школьнику удобное рабочее место, где его ничего не будет отвлекать. Во-вторых, оказывайте ему помощь: напомните, что надо сесть за уроки, найдите справочную литературу, разберите вместе условия задачи или подскажите, как нарисовать схему… Это не значит, что вы выполняете за учителя его работу, вы помогаете самостоятельно применять новые знания, поскольку ребенку трудно и даже немного страшно. В-третьих, поддерживайте малыша, замечайте его маленькие успехи, не скупитесь на похвалу. Одно ласковое слово мотивирует намного эффективнее, чем тысячи упреков, угроз и запретов.

Метод Искры Даунис (письма от любимого персонажа)

Ребенок просыпается утром, а под подушкой лежит письмо от сказочного персонажа, например, Карлсона. В этом письме Карлсон сообщает ребенку, что у него есть подарок, описывается место, где он лежит. Ребенок действительно в указанном месте находит подарок. На следующий день письмо становится немного длиннее, Карлсон рассказывает интересные истории из своей жизни или пишет о чем-то важном из жизни ребенка. Каждый день письма удлиняются, читать их становится все легче и интереснее. А чтение ассоциируется с удовольствием и радостью.

Здесь мне вспоминается собственный детский опыт. Я не любила читать в детстве, не видела в этом процессе ничего интересного. Но однажды мне подарили книжку-раскраску с веселыми заданиями, которые читать приходилось самостоятельно. Нужно ли говорить, что прочитана она была максимум за два дня?

Познавательная мотивация

Лучшей мотивацией среди всех остальных является именно познавательная. Она всецело является частью учебного процесса. С ее помощью ребенок только радуется приобретенным знаниям и умениям. Дети активно проявляют любопытство, ищут разнообразные подходы к решению поставленной преподавателем задачи.

Три основных составляющих познавательных мотивов:

Познавательная мотивация
  1. Позитивные чувства к образовательному процессу.
  2. Радость при узнавании чего-то нового.
  3. Мотивация, находящаяся в деятельности.

Под такого рода мотивам подразумевается нечто в деятельности, которое заставляет заниматься ею не зависимо от каких-то других причин. Такое обычно именуют интересом. Ничто не определяет его возникновение, но что-либо может подкрепить или пошатнуть его. Главной задачей семьи становятся воспитание стремления к знаниям и желания получать образование. Это будет огромным преимуществом в будущем ребенка.

Проблемы с учебой у подростков

Если адаптация к школе давно прошла, а ребенок по-прежнему не желает учиться, постарайтесь деликатно выяснить у него причины такого поведения. Если всему виной конфликт со сверстниками, возьмите инициативу в свои руки. Часто грамотно организованный досуг очень сближает одноклассников, и вчерашние «враги» легко становятся друзьями.

Читайте также:  Детские программы. Преимущества тенниса и нашей школы.

Иногда причиной плохих оценок может стать предвзятое отношение учителя. В таком случае постарайтесь спокойно поговорить с педагогом и убедить, что его предмет очень важен для вашего ребенка и, возможно, он продолжит изучать его в университете. Часто такой прием дает результаты, и учитель начинает относиться к ученику намного мягче.

Несколько советов родителям

  • Не гонитесь за отметками, а цените знания, которые ребенок получит в школе. Важно, чтобы он научился думать, анализировать и самостоятельно находить информацию, а не машинально заучивать уроки.
  • Не применяйте угрозы и физические наказания. Такие методы провоцируют агрессию и ненависть.
  • Откажитесь от финансовых поощрений и штрафов. В таком случае вы рискуете превратить семейные отношения в товарно-денежные.

Не пускайте процесс обучения ребенка на самотек, полагая, что учитель сможет заинтересовать и привить любовь к знаниям. Только родители досконально знают свое чадо и смогут найти к нему правильный подход.

Включим немного музыки для настроения? Сейчас играет: Открыть сайт Клубер FM | Приложение для iOS | Приложение для Android

Мотивация детей к учёбе

Чтобы замотивировать ребёнка и вернуть ему интерес к учёбе, стоит разобраться, какие виды мотивации бывают. Согласно «Энциклопедии детской мотивации» их несколько.

Внутренняя и внешняя

Внешняя мотивация влияет на ребёнка извне: назидания родителей, контроль со стороны учителей, обещание награды, оценки или наказания.

Внутренняя мотивация зависит от самого ребёнка и базируется на интересе, любопытстве, гордости и чувстве собственного достоинства. В другом случае — на чувстве стыда и ожидании наказания.

Позитивная и негативная

Положительная мотивация основана на получении награды: моральной (гордость и удовлетворение) или вещественной (хорошая оценка, ласка, вкусность или подарок).

Негативная основана на внутреннем неудовлетворении, стыде, страхе, боли, долге, избытке негативной обратной связи.

Постоянная и временная

Постоянная мотивация — это та, для поддержания которой не требуется дополнительных подкреплений: похвалы или награды. Временная, напротив, требует постоянного подкрепления и подогревания интереса. Она будет пропадать без регулярного поощрения.

Как правило, дети больше ориентируются на внешние мотивирующие факторы, а их интерес к учёбе требует регулярного подкрепления — как самолёт требует дозаправки топлива. При этом внутренняя мотивация намного сильнее и устойчивее внешней, а позитивная на длинной дистанции более перспективна, чем негативная. Для формирования постоянной положительной внутренней мотивации необходимо привить ребёнку чувство успеха, показать, что он может легко справиться с учёбой.

Если учиться лень…

Лень – это первый признак усталости. И не надо говорить, что первоклассники не устают.

Устают…

Из-за чрезмерной опеки родителей…

Из-за многообразия новых впечатлений…

Из-за эмоций и адаптации….

Да, много из-за чего.

Помочь в этом можно.

Самый простой путь – правильная мотивация. То есть не обращение к совести ребенка и рассказы страшилок «ты будешь работать дворником». А повышение уровня интереса к учебе.

Хорошо работает простейший трюк: попросить первоклассника рассказать родителям «забытый» ими материал. В этом случае ребенок не просто выучит тему, но и поймет ее.