Неусидчивый ребенок: что делать родителям?

Все чаще можно услышать жалобы родителей первоклассников: неусидчивый ребенок что делать? К сожалению, в младших классах заниматься такой проблемой уже достаточно сложно. Приходится совмещать коррекционные мероприятия с обучением.

Воспитание самостоятельности ребенка

Недостаток обязанностей у малыша грозит:

  • Внутренней неуверенностью (малыш решит, что родители не могут доверить ему дела);
  • Требовательностью (ребёнок видит, как мама всё делает и просит делать ещё больше);
  • Вероятностью развития депрессии, переживаний, повышенной тревожности;
  • Нетерпимостью к неприятным, но необходимым усилиям.

Чем больше ребёнок делает самостоятельно, тем крепче, сильнее уверенность в собственных силах.

Все его ошибки становятся большой движущей силой.

Самостоятельность помогает малышу в формировании характера. Чтобы впервые самому застегнуть пуговицы, собрать рюкзак в школу, необходимо собраться и приложить усилие. Это помогает воспитывать волевые качества характера. Ребёнок не станет самостоятельным, если вы просто скажете, заставите делать что-то. Это приходит постепенно, с определённым опытом. Важно понять, что как в большом спорте, тут важны постоянные тренировки, без постоянных упражнений точно не достичь больших побед.

Для воспитания в ребёнке самостоятельности, важно позаботиться об атмосфере в семье, правильной домашней обстановке.

Почему дети рассеянные и невнимательные: причин

Заметить, что у малыша рассеянное внимание, можно ещё в детском саду. Он не играет подолгу ни в одну игру, ему вообще неинтересны занятия, требующие усидчивости: рисование, лепка из пластилина, собирание пазлов или мозаики.

Но родители обращают внимание, что их ребёнок неусидчивый и невнимательный, только в школе.

Что же делать, когда начинает страдать успеваемость ученика?

Прежде всего, нужно определить истоки детской рассеянности:

Почему дети рассеянные и невнимательные: причин
  1. Синдром рассеянного внимания обычно идет рука об руку с гиперактивностью. В научной среде для такого состояния существует краткая аббревиатура: СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Те детки, кому ставят такой диагноз, очень подвижные. Им на самом деле сложно превозмочь себя и сконцентрироваться на каком-нибудь занятии. Они постоянно отвлекаются по любому поводу. Если диагноз поставлен, то нужно обязательно принимать корректирующие меры, чтобы не дать симптомам усилиться со временем. Чем позже начинается лечение, тем сложнее его применять.
  2. Иногда родители сами провоцируют развитие невнимательности у своего чада, задаривая его игрушками. Из-за того, что всякий раз у малыша появляется новое увлечение, ему нет нужды запоминать и увлекаться чем-то определённым. Таким образом, не происходит тренировки памяти, и кроха становится рассеянным. Как развить внимательность у ребёнка в таком случае? Очень просто: перестаньте покупать всё новые и новые игрушки своему баловню, несмотря на безграничную любовь к нему.
  3. Если ваш малыш часто болеет простудными и вирусными заболеваниями, его общему состоянию не позавидуешь. Мало того, что все силы тратятся на борьбу с болезнями, так ещё сказывается недостаток кислорода, движения и солнечного света. Ведь не пойдет же гулять простуженный ребёнок! От этого страдает концентрация внимания, и ученик становится рассеянным, даже если дома ничто не отвлекает его от занятий.
  4. Обстановка дома определённо влияет на способность ребёнка сосредотачиваться на учебе. Когда в маленькой квартире живут родители, дети, бабушки с дедушками, о тишине приходится только мечтать. Второй случай – это когда взрослые постоянно скандалят. Психика ребёнка становится неустойчивой, он ожидает внезапных громких звуков и привык прислушиваться к окружающей обстановке. То есть, полной сосредоточенности на работе не бывает никогда.
  5. Ещё один фактор, негативно влияющий на способность малыша к концентрации внимания, это чрезмерная загруженность. Амбициозные родители желают, чтобы их отпрыск был самым успешным, самым одарённым и так далее. Исходя из своих эгоистических побуждений, они перекладывают нагрузку на хрупкие детские плечики. От ученика требуют отличных оценок в школе, его возят на развивающие занятия по языкам, или математике, или шахматам; а еще спортивные секции и обязательное чтение на ночь. Но любой ресурс не безграничный, и от постоянного напряжения сломается даже самый надёжный механизм. В случае детей первой страдает внимательность.
  6. Диаметрально противоположная ситуация – это когда школьник не успевает по учёбе, потому что не понимает, зачем вообще ему это надо. Родители, а потом и все взрослые, не имеют в его глазах авторитета. То, что ему пытаются втолковать о важности образования, он считает несущественным. Гораздо важнее для него общение с дворовой компанией или игра в онлайн-стрелялки. Здесь идёт речь не о рассеянном внимании, а об отсутствии мотивации для получения образования. Как только ребенок осознает, что ему это позарез необходимо, он преобразится на глазах.

Исходя из всего, что перечислено, становится ясным, что не всегда причиной детской забывчивости является врождённая болезнь.

Очень часто рассеянность становится результатом неправильного воспитания ребёнка.

А раз так, то наверняка есть рецепт, как бороться с невнимательностью.

Домашнее задание

Для подготовки ребенка к самостоятельному выполнению домашних заданий необходимо пройти несколько этапов. Помните, что у детей это происходит по-разному: кто-то может этому научиться за неделю, а кто-то — за несколько месяцев. Поэтому родителям необходимо набраться терпения и быть готовыми протянуть руку помощи. Во-первых, определите свое отношение к школьным отметкам: главное для Вас — десять баллов любой ценой либо интерес ребенка к познанию и уверенности в своих силах? Во-вторых, отучите себя от привычки исправлять каждую ошибку. Просто попросите остановиться и подумать, возможно, ребенок сам заметит и исправит свой недочет. Но и накапливать ошибки тоже не стоит, ведь это может снизить уверенность ребенка в себе.

Условия развития мозга

  • 1. Безопасность. Это самая важная составляющая развития ребенка. Иначе мозг любого человека, и ребенка в том числе, действует по одной из схем: «бей, беги, замри». Только в безопасной среде мы способны развиваться.
  • 2. Привязанность. Крепкие, теплые, доверительные отношения позволяют ребенку развиваться.
  • 3. Общение. Давно известно, что разговоры полезны для детей. Важно, чтобы разговоры были с паузами, а не в формате 24/7.
  • 4. Свободная игра. Она позволяет развиваться воображению, мышлению, учит социальному взаимодействию и служит основой для успешной учебы.

Как можно самостоятельно распознать неусидчивость ребенка в дошкольном возрасте

Лучше всего предупредить неусидчивость в школе заранее. Ее уже видно в детском саду. Как самостоятельно диагностировать предпосылки к школьной неусидчивости в дошкольном возрасте?

Это легко сделать при помощи обыкновенной раскраски. Предложите ребенку раскрасить новую раскраску и понаблюдайте, сможет ли он удерживать внимание достаточно, чтобы закрасить хотя бы один рисунок. Для чистоты эксперимента, купите книжку, которая будет интересна малышу.

Как можно самостоятельно распознать неусидчивость ребенка в дошкольном возрасте

Ребенок 5 лет может и должен справиться с этим заданием. Он будет активно и с интересом раскрашивать книжку. В 4 года допускается еще неплотное закрашивание, пропуски и заходы за линию. Если малыш капризничает, не хочет, отвлекается и требуется ваша помощь, – что-то не так. Это признак явного неблагополучия и нужно искать его причину.

«У тебя все получится!»

Теперь немного о том, как помочь ребенку стать уверенным в себе. Над этим тоже следует работать с самого детства. По сути, главное, что должен слышать ребенок для формирования у него уверенности, – это «Ты молодец!», «У тебя получится!», «Я в тебя верю!» и так далее. В первую очередь – именно от родителей. Во вторую очередь – от других родственников, воспитателей, школьных учителей, университетских преподавателей, тренеров, друзей, товарищей.

Развивая свою самостоятельность и принимаясь в пять лет за уборку своей комнаты, ребенок должен четко знать: он все делает верно. И вместо того, чтобы говорить ему: «Какой ты неаккуратный, здесь игрушки не убрал, и здесь коврик помял, и здесь кровать не заправил!» — скажите: «Какой ты молодец, ты так здорово справился, для первого раза просто отлично, а давай еще уберем в коробку мишку, поправим коврик и заправим кровать – и будет вообще идеально!»

Почаще хвалите своего ребенка. Сформируйте такие отношения, в которых он будет обращаться к вам за советом и помощью, и будет делиться с вами подробностями своей жизни. Ребенок должен знать: вы – на его стороне, что бы ни случилось. Предположим, вас вызывают в школу из-за плохого поведения ребенка. Ребенок должен знать: вы примите его сторону, вы защитите его перед одноклассниками или учителями. Даже если ребенок не прав и заслуживает наказания, помните: наказывать его можете только вы, и только после откровенного разговора и разбора всех его ошибок и проступков. Чужие люди не имеют права наказывать вашего ребенка.

Очень многие родители задаются вопросом: что делать с плохим поведением ребенка? В первую очередь, необходимо понять, в чем причина такого поведения. Может быть, ваш ребенок холерик и экстраверт, и ему чисто физиологически сложно сдерживать свою порывистую натуру? К сожалению, учителя редко понимают это. А может быть, напротив, ваше чадо – интроверт, и ему сложно заставить себя участвовать в командных соревнованиях, школьной театральной постановке, для него даже отвечать у доски, перед всем классом, – страшное испытание? Необходимо всегда учитывать такие вещи.

Кроме того, не стоит делать упора на отметки в дневнике или общественную деятельность ребенка. Оценки – это вовсе не показатель знаний и не гарантия будущей успешности и состоятельности. Ребята, закончившие когда-то школы и университеты с золотыми медалями и красными дипломами, оказываются среднестатистическими рабочими и служащими, а бывшие «троечники» и хулиганы добиваются высоких должностей и еще более высоких доходов. Все дело в самостоятельности и уверенности в себе – не в оценках. Запомните это.

Как ментальная арифметика помогает сконцентрироваться

Занятия ментальной арифметикой способствуют развитию числовой памяти. Ученики, осваивающие ментальную арифметику, показывают поразительные результаты при запоминании чисел по сравнению с обычными детьми того же возраста. Это связано с тем, что они не просто запоминают числа, но и задействуют воображение — представляют их в виде бусин на специальный счётах — абаке.

Елизавета Ронгинская, менеджер по развитию центра «Менар»: «По нашим наблюдениям, концентрация внимания у ребёнка, который занимается более месяца, увеличивается. Это замечают не только преподаватели, но и родители.

Связано это с двумя факторами: мотивация и форма организации образовательного процесса. На начальном этапе ребёнок удивляется возможностям ментальной арифметики (это происходит уже на пробном занятии), что мотивирует его на обучение. Учебный процесс выстроен таким образом, что большинство заданий — на время и скорость. Отсюда и повышение концентрации внимания. Когда ученик выполняет ментальную работу на компьютере, он понимает: если пропустит хоть одно число в цепочке, то даст неправильный ответ. Ученикам с низким уровнем концентрации внимания уменьшают количество цифр в цепочке, увеличивая её по ходу развития его навыков.

На занятиях ментальной арифметикой дети развивают внимание параллельно навыкам быстрого счёта. Поэтому специально работать над концентрацией не нужно!».

Ирина Мешко, директор центра «Менар» в Сестрорецке: «Мы сравниваем результаты ребят, которые ходят к нам на подготовку к школе. Те из них, которые дополнительно посещают занятия по ментальной арифметике, считают, читают и выполняют различные задания педагогов качественнее и быстрее своих сверстников».

Центр «Менар» в Сестрорецке гарантирует, что уже после месяца занятий ментальной арифметикой ребёнок будет лучше концентрироваться на заданиях, его память окрепнет, он научится быстрее считать в уме. Первое занятие бесплатно: вы сможете воочию убедиться в том, что обучение принесёт пользу и будет интересно ребёнку. Условия обучения в центре комфортные и безопасные, а занятия ведут только квалифицированные педагоги, прошедшие специальное обучение.

Как повысить внимательность у ребенка

  1. Повторение инструкции: когда вы дали инструкцию ребенку, попросите его повторить её, чтобы убедиться, что он услышал / понял то, что от него ожидается.
  1. Сенсорная интеграционная терапия: устраняет проблемы с вниманием, которые имеют сенсорную природу.
  1. Взгляд глаза в глаза: подойдите к ребенку ближе, чтобы он мог слышать вас и видеть ваше лицо; спуститесь до его уровня.
  1. Простой язык: используйте ясный, конкретный язык, когда делаете запросы, и, при необходимости, показывайте, что вы от него хотите.
  1. Уменьшите фоновый шум и отвлекающие факторы, чтобы помочь ребенку удерживать внимание достаточно долго и усвоить информацию, необходимую для выполнения задания.
  1. Развивайте восприимчивость речи (т.е. понимание сказанного), чтобы он лучше понимал ожидания и информацию и, следовательно, мог лучше реагировать на услышанное.

Занятия, помогающие развить внимательность у школьника

Научить ребенка быть внимательным и собранным можно через разные виды деятельности и специальные занятия. Приведём лишь некоторые примеры.

Как повысить внимательность у ребенка
  • Сенсорная деятельность, такая как:
  • полосы препятствий, требующие выполнения физических задач,
  • прогулки с животными,
  • прыжки на батуте,
  • езда на велосипеде и самокате,
  • махи (вперед и назад, из стороны в сторону, поворотные),
  • тактильные игрушки.
  • Дискретные навыки: действия, которые имеют определенную начальную и конечную точки, такие как головоломки, строительные задания, лабиринты и рисование по точкам.
  • Узконаправленные задачи: действия, которые очень специфичны и требуют очень целенаправленного внимания, такие как сортировка, организация и категоризация действий (например, карточные игры, такие как Uno или Memory).
  • Визуальные расписания позволяют ребенку увидеть и понять, что будет дальше. Расписания также помогают людям организоваться, планировать наперед и, таким образом, более эффективно привлекать внимание, поскольку они знают, что приближается завершение.
  • Таймеры (в идеале визуальные) помогают с переходами, поскольку они сообщают ребенку, как долго и когда ему придется выполнять какое-либо действие. Таймеры позволяют предупредить ребенка о приближении задачи или требования.
  • Обработка слуха: постепенно увеличивайте количество отвлекающих факторов, пока ребенок выполняет задание. Начните с выполнения задания в тишине, затем введите «белый шум» (например, помехи по радио), затем классическую музыку, затем передачу по радио и, наконец, ведите разговор с собеседником в комнате.

6 способов развить внимание ребенка

Что такое внимательность и как ее развить

Под термином «внимательность» понимается способность человека фокусироваться на объекте или действии, не отвлекаясь на посторонние предметы. Это свойство личности важно в любом деле, будь то учеба, карьера или личная жизнь.

Внимательный человек, по сравнению с рассеянным, способен выполнить больший объем работы. Он подмечает мелочи, принимает верные решения, тратит меньше времени на усвоении информации, легче сосредотачивается.

В психологии выделяют несколько видов внимания:

  • Произвольное. Тесно связано с силой воли. Проявляется тогда, когда человек ставит перед собой задачу и целенаправленно ее выполняет. Формируется под влиянием социума, индивидуальных особенностей и внешних факторов.
  • Непроизвольное, или пассивное. Возникает при появлении какого-либо раздражителя. В этом случае не требуется волевое усилие, человек автоматически обращает внимание, например, на яркий свет, громкую музыку или вошедшего в комнату человека.
  • Послепроизвольное. Имеет цель, для осуществления которой не требуются волевые усилия. В получении желаемого результата человек заинтересован, поэтому действует с удовольствием.

Как стать внимательным

Существует много техник, позволяющих улучшить концентрацию. Сделать это можно в любом возрасте, главное — регулярно уделять этому время.

Как развить внимательность у ребенка

Даже самого непоседливого малыша можно научить концентрации. Делать это лучше в игровой форме. Например, попросите ребенка принять удобную позу, закрыть глаза и сделать 10 вдохов и выдохов. Это поможет сосредоточиться и успокоиться.

Что такое внимательность и как ее развить

Другие упражнения на внимательность:

  • Взять 2 маркера в обе руки и нарисовать одновременно одинаковые фигуры на листе бумаги.
  • Найти в тексте буквы и сделать с ними определенные действия. Например, зачеркнуть все «А», подчеркнуть «О», обвести «И». Детям, которые еще не умеют читать, буквы можно заменить символами.
  • Прочитать небольшое предложение, одновременно постукивая карандашом по столу. Ребенок должен сосчитать количество стуков и повторить предложение.
  • Найти отличия между картинками. Это можно делать как на страницах печатных изданий, так и в реальной жизни. Для этого достаточно запомнить, например, игрушки, расставленные на полке, а затем попросить знакомого убрать одну из них. После чего вы должны сказать, что изменилось. Кроме внимательности это упражнение тренирует еще и память.

Выбирайте задания, согласно возрасту, чтобы было интересно и результативно. Кроме этого, занятие любым видом творчества развивает наблюдательность, усидчивость и концентрацию.

Большинство развивающих практик довольно просты и не требуют много времени для выполнения, главное — регулярность. Так, идя по дороге домой, попробуйте рассмотреть все, что вас окружает: цветы, деревья, дома, магазины. Вы удивитесь, сколько всего вы не замечали.

Читайте также:  Воспитание детей от 0 до 3 лет, как правильно сформировать характер?

Базовые упражнения по улучшению внимания:

  • Метод Айвазовского. В течение определенного времени смотрите на выбранный объект, стараясь его запомнить. Затем закройте глаза или отвернитесь и постарайтесь максимально точно воспроизвести все детали. Постепенно усложняйте задание.
  • Заучивание стихов, текстов, номеров телефонов, адресов, дней рождений знакомых. Делайте это не просто машинально, а создавая определенные образы и ассоциации.
  • В течение 5-8 минут прислушивайтесь к звукам, которые вас окружают. Так вы научитесь не просто слушать, а слышать.
  • С закрытыми глазами попробуйте услышать биение своего сердца и отследить дыхание. Дополнительно это поможет расслабиться и успокоиться.

Есть также мобильные приложения, улучшающие когнитивные функции мозга. Скачайте их на телефон и выполняйте задания. Проводите с пользой свободное время.

Привить ребенку усидчивость и внимательность

Стоит согласиться, что вопрос невнимательности, нежелания ребенка сосредоточиться на каком-то важном деле, очень беспокоит многих родителей. И нужно отметить, что для беспокойства повод, конечно, есть, как и выход из сложившейся ситуации!

Важно, не упустить время, и начать работать в этом направлении как можно раньше до того момента, когда ваш малыш станет первоклассником.

Так уж повелось, что не всегда на жизненном пути растущих и активно развивающихся детей, встречаются исключительно высококвалифицированные специалисты, которые вовремя заметят в ребенке те проблемы, над которыми нужно поработать самим и подсказать родителям как действовать в том или ином случае, в общее благо дитя. И тогда, уже оказавшись за партой в школе, ребенок может столкнуться с массой сложностей на уроке, причина которых кроется в неспособности вникнуть в суть темы. Если своевременно ему не помочь в этом, то ситуация в конечном итоге может повернуться таким образом, что ребенок напрочь потеряет желание ходить в школу, заниматься на уроке, проявлять себя как личность, боясь оказаться непонятым и не принятым педагогом.

Усидчивость или внимательность, что важнее?

На самом деле, эти два качества тесно дружат между собой. Первостепенным стоит выделить внимание, которое проявляется в те моменты, когда ребенок некоторое время способен следить за тем, что кажется ему интересным.

Усидчивость же, это результат воспитательной работы, который отличается тем, что ребенок сознательно пытается вникнуть в суть дела, довести его до логического завершения, даже если, оно не представляет для него интереса. Важно, начать прививать своему чаду внимательность, уже с трехмесячного возраста.

Замыслы родителей, как правило, осуществляются в игровых ситуациях. Однако делать это необходимо деликатно, понимая, что промежуток концентрации ребенка на чем-то одном, в таком возрасте совсем невелик.

И лишь с каждым годом, этот промежуток будет постепенно увеличиваться, однако стоит знать, даже пятилетнему ребенку, свойственно непроизвольное внимание. Это говорит о том, что если объект, который вы настойчиво навязываете ребенку, ему неинтересен, то и добиться того, что он вдруг вызовет у него интерес по вашей просьбе, не удастся.

Этот длительный процесс развития способности в ребенке концентрировать внимание избирательно, развивать усидчивость, займет у родителей немало времени, но впоследствии, когда результат будет достигнут, приобретенные качества очень положительно скажутся на успехах ребенка в школе, да и вообще, по жизни.

Советы, помогающие развить внимательность в ребенке:

Привить ребенку усидчивость и внимательность

Исключите во время занятий с ребенком все, что может его отвлекать, тем самым мешая сконцентрироваться; 

Подбирая для ребенка задания, всегда учитывайте время, которое понадобится для его выполнения. Как только ему надоест заниматься предложенным вами делом, он тут же прекратит это делать, и никакие уговоры не спасут ситуацию. И что самое главное, не принесут желаемого результата;

Исходите из способностей конкретно вашего ребенка: если он обладает повышенной любознательностью, желанием заниматься с удовольствием, то и занятия с таким ребенком могут быть более продолжительными и усложненными по содержанию. Но если ваш ребенок часто болеет, пассивен, и быстро утомляется, не перегружайте его, и не заставляйте делать то, что ему не по силам;

Ходите с ребенком в театр;

Сопровождайте все то, чем вы занимаетесь интересной, активной речью, покажите ребенку, что для вас это занятие ничуть не менее интересно. Обязательно побуждайте ребенка к диалогу, таким образом, вам будет понятно, интересно ли ребенку то, чем он занимается, и возможно у него возникнут какие-то идеи для будущих занятий. Не скупитесь на похвалу, поощряя ребенка за его труд;

Для того чтобы исключить утомляемость ребенка, разнообразьте задания: не стоит делать акцент лишь только на письме под диктовку либо изучении геометрических фигур, попробуйте весело и задорно чередовать наполнение совместных занятий;

Не нужно подавлять ребенка и пытаться сделать его лучше, ставя ему в пример соседского мальчика, который по вашему мнению, успешнее его. Исходите из возможностей именно вашего чада, и не переставайте заниматься с ним, в комфортном для него режиме.

И конечно, самым важным условием, которое важно соблюдать родителям в любой жизненной ситуации, это не терять терпения в систематической, порой тяжелой работе воспитания ребенка.

Не нужно паниковать, это может превратить ваши действия в безграмотные поступки, способные навредить ребенку. Гораздо правильнее будет проконсультироваться со специалистом, если вы не знаете, как поступить в какой-либо ситуации, чем просто перестать действовать, или идти на авось.

Ведь не напрасно говорят, что дети – отражение родителей, поэтому пусть это отражение вас лишь радует!