Навыки развития ребенка до года по месяцам

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

Мозг ребенка

Еще до рождения у ребенка начинает выстраиваться структура головного мозга. У новорожденного крайне мало связей между клетками головного мозга — нейронами. С первых дней происходит активное создание связей между нейронами (синапсы). По современным оценкам, в 1 секунду создается около 2 миллионов новых нейронных связей. Такой активный процесс происходит на протяжении первых нескольких лет жизни ребенка. Закладывается основа мозга, который достанется ребенку в будущем, который определит ход его дальнейшего развития. На развитие мозга оказывает влияние, как родитель, так и среда. В последнее десятилетие проводится множество исследований на эту тему. Так в одном из исследований было показано, что продолжительный стресс значительно тормозит скорость развития мозга. Поэтому ребенку так важна безопасность, забота в первые годы, активное взаимодействие с ним, а также среда, богатая сенсорными стимулами (воздействие на ребенка через его зрение, слух, осязание и т.д.).

Структура мозга Новорожденного, Младенца 1 месяца, Младенца 9 месяцев, Двухлетнего ребенка и Взрослого.

Мозг ребенка

Очень кратко и схематично попытаемся понять ход развития мозга ребенка. На рисунке изображено, как изменяется структура мозга на клеточном уровне. У новорожденного ребенка (Newborn) уже есть нейроны (главные клетки мозга), но они еще не соединены между собой и не работают как надо, поэтому нет осознанных движений, речи и др. проявлений функций мозга. С рождения при сенсорной стимуляции, мозг ребенка начинает активно выстраивать связи между нейронами, преимущественно хаотично, объединяя «все со всем», образовывая огромный «клубок» нейронных связей. Этот процесс продолжительный и со временем сменяется другим, не менее важным процессом — оптимизации и удаления не используемых нейронных связей. Мозг переходит от приоритета количества связей к их качеству. В конце рисунка мы видим, что нейроны мозга взрослого (Adult), имеют меньше связей, чем мозг двухлетнего ребенка (2 Years). Это не говорит нам, что ребенок умнее взрослого, а как раз наоборот, хоть связей между нейронами у взрослого меньше, но они более толстые, его мозг имеет более сильные связи, а значит, может быстрее и лучше ими пользоваться. Для выживания и адаптации к опасному миру, мозг ребенка должен создать триллионы связей (охватить огромный пласт информации окружающего его мира) максимально быстро, чтобы как можно скорее уверенно овладеть не только движениями, но и такими сложными умениями как речь, мышление, жизнь в обществе. Именно поэтому обучение ребенка в раннем возрасте происходит значительно, легче чем взрослого. Так как у взрослого мозг уже сформирован и поэтому намного менее пластичен, а мозг ребенка, практически «чистый лист», который требует заполнения.

Развитие мозга ребенка

Объём мозга новорожденного составляет около 25% от своего будущего взрослого объёма. Первыми развиваются сенсорные отделы мозга, которые отвечают за: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Затем следуют моторные зоны, речевые центры. И лишь потом области, отвечающие за когнитивные функции (познание, мышление) и контроль, их развитие продолжается долгие годы, так как они являются более новыми областями мозга (в эволюционном плане) и поэтому созревают дольше и позже всех.

Мозг ребенка

Упражнения, выполняемые лежа на спине

Потягивания рук с фиксацией в согнутом положении (вверх, вниз в сторону). Возьмите руки ребенка в свои ладони, отведите их максимально вверх. Руки должны быть прямыми. До начала движения плечевого пояса по столу аккуратно потяните малыша за руки вверх, после чего через стороны верните руки в положение вдоль туловища. Согните же в локтевых суставах, легко прижимая кисти ребенка к его плечам. Выполните такое же упражнение с потягиванием вниз и сгибанием рук в локтях (рис. 1).

Читайте также:  Как одевать новорожденного на прогулку весной: список одежды

Отведите руки ребенка в стороны, слегка потяните их, после чего согните в локтевых суставах, прижимая кисти малыша к плечам. Можно выполнить это упражнение под разным углом отведения рук по отношению к туловищу. Каждое упражнение необходимо повторить 2-3 раза.

Круговые движения руками. Возьмите руки ребенка в свои ладони и выполняйте круговые движения в плечевых суставах максимально широкими движениями. Сделайте 3-5 повторений (кругов) каждой рукой. Упражнение может выполняться симметрично (обе руки в верхнем и нижнем положении) или попеременно (одна рука находится в верхней точке движения, другая — в нижней) (рис. 2). Основное предназначение упражнения — развитие плечевых суставов (с точки зрения подвижности, растяжения и выносливости), дельтовидных и трапециевидных мышц.

Массаж грудной клетки. Массаж грудной клетки проводится в обычном порядке, описанном ранее. Количество движений 3-5 каждого вида. По окончании массажа необходимо выполнить несколько нажатий на грудную клетку (2-3) для активизации дыхания и профилактики застойных явлений.

Активное присаживание с работой бицепсами. Возьмите ребенка за кисти рук и, слегка поддерживая, побуждайте его присесть. Во время выполнения упражнения держите свои руки таким образом, чтобы руки малыша были согнуты — в это время активно работают двуглавые мышцы плеча (рис. 3). Упражнение направлено на развитие мышц плечевого пояса и рук.

Массаж живота. Проведение массажа живота ничем не отличается от описанного выше. Количество массажных движений каждого вида (поглаживание, растирание, разминание) от 4 до 6.

Повороты прямых ног в стороны. Захватите голени ребенка так, чтобы ваши большие пальцы были на их задней стороне, а остальные обхватывали переднюю часть. Поднимите прямые ноги ребенка вверх и опустите их в сторону до касания со столом (с поворотом таза); поднимите снова вверх и опустите в исходное положение. Проделайте 3-4 раза в каждую сторону (рис. 4). Старайтесь, чтобы ноги ребенка не сгибались и не было поворота туловища на бок (поворачиваться должен только таз). Упражнение направлено на развитие мышц тазовой области, спины, живота и сгибателей бедра.

Приглашаем вас на занятия для мам и пап!

Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно

Есть множество способов стимулировать умственное и физическое развитие ребенка. Малыш в этом возрасте очень любознателен, подвижен и рад получать новый опыт вместе с вами. Вот как вы можете содействовать его развитию:

  • Продолжайте разговаривать с малышом и читать ему. Делайте акцент на звуках, слогах и простых словах, и малыш, возможно, начнет повторять за вами.

  • Поиграйте в «ку-ку». Эта простая игра не надоедает малышам и очень их веселит. Вы можете «искать» друг друга по очереди, прячась за тканевой салфеткой.

  • Дайте малышу ложку. Моторные навыки развиваются, и ребенку будет полезно и занимательно поиграть ложкой (например, когда он сидит на стульчике для кормления). Так он привыкнет держать в руке столовый прибор, а этo прекрасный шаг навстречу тому, чтобы он учился есть сам.

  • Проявите фантазию при выборе игрушек. Игрушки для восьмимесячного ребенка не должны быть замысловатыми. Пластиковый контейнер и деревянная ложка могут увлечь малыша ничуть не меньше, чем дорогая развивающая игрушка.

  • Проводите время на полу. Играть с малышом на полу очень здорово для его развития. Попробуйте покатать перед ним мячик вперед-назад, и, возможно, он тоже скоро освоит эту игру.

месяца

В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.

Развитие ребенка: третий месяц жизни 

На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.

  • Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
  • Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
  • Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
  • Может узнавать окружающих и радуется им.
  • Громко смеется и подражает мимике взрослых.

Вероятные отклонения

Необходимо знать, что в девятимесячном возрасте у некоторых детей могут проявляться отставания в развитии, об этом будут свидетельствовать следующие признаки:

  1. Не проявляет никаких эмоций.
  2. Не может сидеть. Или сидит, но всё ещё не держит равновесие.
  3. Не умеет совершать перевороты.
  4. Не пытается повторять услышанные звуки.
  5. Не испытывает чувство страха.
  6. Не проявляет интерес к игрушкам.

Если у вашего малыша наблюдаются какие-то симптомы, лучше обратиться к врачу. Он поможет развеять все сомнения или поможет справиться с проблемой.

Что должен уметь ребёнок в месяцев

Давайте поговорим о том, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев. Эти знания очень важны для мам, поскольку они помогают им правильно подобрать игры по возрасту малыша и простимулировать таким образом своевременное развитие важных умений и навыков любимого карапуза. А ещё это очень интересно!

Список того, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, помимо того, что он уже успели научиться к началу месяца, включает несколько интересных дополнений.

  • У 10-месячного ребёнка отлично развиты эмоции и коммуникативные навыки – именно на этой базе и появляется чувство юмора. Малыш уже вполне может запомнить, что именно вас веселит, и время от времени радовать вас любимым «трюком», ожидая в награду улыбку и аплодисменты.
  • Заметно активизируется процесс социализации ребёнка – он с удовольствием играет с другими детками в песочнице, правда, пока не очень охотно делится игрушками и часто норовит пополнить свои запасы чужими вёдрами, машинками или куклами. Не стоит ругать малыша, старайтесь разрешить ситуацию спокойно, но справедливо и твёрдо.
  • К этому времени природа, словно направляя ребёнка, переключает его внимание с крупных игрушек на мелкие предметы. У мамы появляется дополнительный повод для беспокойства – если ребёнок проглотит монету или засунет в нос бусину, аптечкой для новорождённых тут не обойтись – придётся идти к врачу.
  • В досуге ребёнка к концу десятого месяца появляются примитивные ролевые игры. Стараясь подражать взрослым, он будет тянуть к уху телефон, пить из чашки и даже стараться накормить куклу. Учтите, что фантазия у малыша пока не работает – всё это только имитация, поэтому не забывайте время от времени подкидывать ему свежие идеи. Существуют разнообразные игрушки, такие как Tiny Love, развивающие навыки вашего ребенка.
  • Меню ребёнка в этом возрасте уже включает разнообразную по вкусу и форме подачи пищу: он ест каши ложкой и с удовольствием грызёт печенья и фрукты, нарезанные мелкими кусочками. Обратите внимание – некоторые продукты могут провоцировать икоту у новорождённых и более взрослых детей: например, сырая морковь или сухарики из чёрного хлеба.

Как помочь 10-месячному ребёнку освоить важные умения

Большинство действий 10-месячного ребёнка кажется нам пустыми, неосознанными забавами. На самом деле, это не так.

  • Если вас раздражает, что ребёнок целенаправленно разбрасывает игрушки, вам необходимо знать, что это важный этап развития ребёнка. Так он познаёт мир, пробует свои силы и тренирует мозг – он должен это делать. Если 10-месячный ребёнок не умеет этого, стоит показать ему, как это весело. И, конечно, стоит научить его складывать игрушки в корзину или ящик – это тоже интересно.
  • Продолжайте стимулировать интерактивное взаимодействие с ребёнком – он уже должен знать, где у него ушки, ротик, глазки и что делать, если мама говорит «дай руку». Игры в «ладушки», «воздушные поцелуи» и «пока-пока» станут отличной демонстрацией развития 10-месячного малыша.
  • Также нужно практиковать групповые игры – это поможет ребёнку активнее социализироваться. Привлекайте к чаепитию кукол, водите хороводы с мишками – всё это позволит малышу понять, что вместе с друзьями играть гораздо веселее.
Читайте также:  Кризис одного года у детей – признаки и что делать родителям

Помните о том, что ответственность за правильное развитие ребёнка полностью лежит на его родителях – учите своего ребёнка играючи каждую секунду вашего общения.

Несколько советов для родителей

Постоянно занимайтесь своим малышом. Не думайте, что, если он самостоятельно может играться игрушками, то можно пустить его развитие на самотек. Не кричите и не бейте ребенка. Но наказывайте его за ошибки: оставьте на какое-то время без игрушек или запретите смотреть любимый мультик. Как правило, дети очень быстро понимают правила поведения и в следующий раз надо просто напомнить им последствия их поведения. Однако им нужна и похвала за хорошее поведение.

Просите малыша о помощи. Во-первых, ему это понравится, а во-вторых, это приучит его помогать.

Давайте карапузу возможность проявлять самостоятельность и разрешайте ему больше ходить. Не запрещайте своему чаду копаться в листьях или песке. Поощряйте проявления симпатии чада к другим людям. Пускай он им машет, улыбается, говорит с ними.

Растем и прибавляем в весе

Существуют определенные стандарты роста и веса ребенка на каждый месяц — по ним родители могут сделать вывод о том, как малыш развивается физически, не отстает ли по этим показателям от своих сверстников. Мальчики должны иметь средний рост 80,4-88,4 см, средний рост девочек колеблется в диапазоне 79,7-87,6 см.

Отклонения от стандартов в росте могут быть связаны с индивидуальными особенностями развития ребенка и генетической предрасположенностью. Сильное расхождение в показателях может быть обусловлено патологией эндокринной системы. Для того чтобы быть уверенным в отсутствии заболеваний, необходимо проконсультироваться у педиатра.

Вес детей в возрасте 1 год 9 месяцев индивидуален и зависит от многих факторов, но педиатры рекомендуют в первую очередь ориентироваться на нормы, чтобы в случае расхождений пройти обследование у врача. Должен вызвать беспокойство показатель веса у мальчиков меньше 10,2 кг, вес девочек – меньше 13,3 кг. Нормальные показатели веса у мальчиков — 10,6 — 13,6 кг, у девочек – 10,5 — 12,8 кг.

В месяцев ребёнок не сидит – нормально ли это?

Рождение крохи – прекрасный момент в жизни молодых родителей. Они счастливы и радуются каждому новому движению малыша. Однако забывать о том, что процесс развития должен идти по всем правилам, не стоит. Каждый возрастной этап предполагает приобретение ребёнком определённых навыков. Современная литература подробно описывает эти моменты. Молодые родители об этом знают. Что же им делать, если в 8 месяцев ребёнок не сидит? Ведь в этом возрасте он должен быть уже вполне самостоятельным. Он должен свободно переворачиваться на спину с живота, вставать на четвереньки, использовать руки как опору. То есть быть достаточно физически развитым. Ну а если в 8 месяцев ребёнок не сидит, это уже не совсем нормально.

В месяцев ребёнок не сидит – нормально ли это?