Методики развития детей раннего возраста

То, что нужно развивать мелкую моторику у детей знают практически все родители. Но не все понимают, зачем, насколько это важно и как это делать. Рассмотрим все важнейшие аспекты в развитии сенсомоторики.

Своевременное развитие речи

Тридцать миллионов слов Язык оказывается главным стимулятором развивающегося мозга. Обработка словесной информации у ребенка, чье раннее языковое окружение оставляет желать лучшего, идет медленнее и менее эффективно.

Невозможно бегать, не научившись ходить. Невозможно произнести первое слово, не услышав и не поняв его. В первые три года жизни родительская речь способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для социального, эмоционального и когнитивного развития.

Когда мама или папа говорят о запахе подгузника, окраске цветка или форме треугольника, они с первых дней жизни малыша создают питательную языковую среду, необходимую для формирования юного мозга.

Своевременное развитие речи

Постоянная беседа с ребенком очень важна, но важно и ее качество.

Представьте мозг в виде копилки. Если в нее бросать только копейки, эта копилка, даже набитая доверху, не поможет оплатить обучение в колледже, не говоря уже об институте. Точно так же, если детский мозг заполняется лишь «трехгрошовыми» словами, он не потянет обучение в колледже.

Напротив, если вы день за днем будете заполнять его самым разнообразным словарным запасом, мозг «разбогатеет» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение. Интенсивное общение идет в тесной связке с настройкой: родители должны больше разговаривать с ребенком, особенно о том, на что направлено его внимание.

Методика раннего развития Монтессори

Ранее развитие детей по Монтессори невозможно без предоставления им полной свободы. В основе системы лежит самостоятельное выполнение заданий. Родителям запрещается мешать ребенку делать упражнения. Допустима только незначительная помощь по необходимости. «Помоги мне сделать самому» – главный девиз системы обучения.

Впервые Мария Монтессори применила свой подход в работе с болезненными детьми. На то время она занималась с ними в детском саду с помощью развивающих игрушек, которые делала сама. Они выполняли две функции: веселили детей и вырабатывали моторику и мышление. Достижением Монтессори стало то, что ее подопечные, страдающие умственной отсталостью, научились читать, писать и считать.

Предлагая эту методику ребенку, вам потребуется много разных предметов, которые помогут развить сенсорный опыт малыша. Можно играть в следующие игры:

  • Сортировка предметов. Потребуются предметы, которые отличаются формой, цветом и размером. Отличный вариант – игра с пуговицами, но нужно следить, чтобы малыш не проглотил мелкий предмет.
  • Башня из кубиков. Элементы игры должны быть разными по размеру. Подойдет готовая башня, купленная в магазине.
  • Пирамидка. Задача ребенка заключается в отыскивании одинаковых элементов, например, квадратов, кругов.
  • Разноцветные таблички. Основа игры – разноцветные, одинаковые по размеру таблички из дерева, которые отличаются только цветом. Требуется совмещать пары табличек одного цвета. Чем старше ребенок, тем больше цветовых пар потребуется.

Преимущества системы:

  1. Выработка самостоятельности, внимательности, наблюдательности ребенка.
  2. Активное развитие левого полушария мозга за счет проработки мелкой моторики.

Начинать развитие по Монтессори можно до года, в 8-10 месяцев. Система не подходит для чрезмерно активных детей.

Развитие и его виды

«Активное воспитание ребенка в возрасте от 0 до 2-3» – вот такое определение дает интересующему нас термину Анна Раппопорт. При видимой безобидности и пользе данного явления, в обществе оно нередко вызывает негативные эмоции и насмешки. Все дело в том, что трактовок и форм его воплощения в жизнь существует множество.

Читайте также:  Как простить детей, чтобы не было мучительно больно жить

ИНТЕРЕСНО: как правильно проводить воспитание ребенка от 0 до года?Воспитание детей от 1 до 3 воспринимается в качестве антагониста традиционному обучению, которое начинается по канонам европейской культуры с 6-7-летнего возраста ребенка. Под ранним развитием ребенка подразумевают иногда не только уроки с грудничками, но и работу с детками младшего и среднего дошкольного возраста, то есть с ребятами 3-4 и 4-5 лет.ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рекомендованный план развития ребенка 2-3 лет

Традиционная возрастная психология сконструировала деление раннего развития детей на три вида по его адекватности возрастной категории. Это:

  • Преждевременное. Малыш не может воспринимать в силу физиологических, психических и психологических причин ту информацию, которой хотят его напичкать, либо те навыки, которые хотят ему привить. Ясно, что учить младенца сидеть невозможно.
  • Позднее. Ситуация, когда человеку хотят привить знания и умения, которые уже должны были быть в его арсенале в силу физиологической, психической и психологической готовности. К примеру, учить ребенка читать после 8 – поздно. Он, разумеется, научится, но процесс будет менее продуктивным и рациональным. Другая ситуация – учиться балету ребенку в 10 уже точно поздно.
  • Своевременное. Соответствие возраста и параметров развития ребенка тем навыкам и знаниям, которые пытаются ему привить.

Для успешного обучения нужно четко понимать, в каком возрасте ребенок готов воспринять определенную информацию

Объективному большинству кажется наиболее адекватным своевременная разновидность. Она соответствует возрастным показателям и индивидуальным особенностям человека. Однако и первый, и второй вариант тоже имеют право на существование. Главное – поставить цель и не действовать вопреки желанию ребенка, здравому смыслу и физическому состоянию.

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Возраст человека 4-6 лет – это этап личностного развития, являющийся продуктивным для закладывания у него основ сенсорного восприятия. Развитие чувственного анализа ребенка связано с усвоением сенсорных норм и совершенствованием умения ориентироваться в окружающем пространстве.

Сенсорное воспитание дошкольников включает в себя несколько этапов:

  • развитие правильного чувственного восприятия, формирование сенсорных эталонов;
  • обучение всестороннему исследованию предметов;
  • развитие умения различать цвета, формы и величины;
  • формирование аналитического восприятия.
Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Как происходит сенсорное развитие дошкольника 4-6 лет?

Формирование сенсорных эталонов у ребенка 4-6 лет происходит, как правило, в игровой деятельности. Педагоги и психологи предлагают малышам задания на подражание, узнавание предметов на ощупь, сравнения их свойств и выбор знакомых предметов из нескольких предлагаемых. Таким способом дошкольники учатся анализировать, сравнивать предметы, делать выводы, знакомятся с новыми для себя предметами окружающей действительности и их свойствами.

Познание сенсорных эталонов начинается с чувственного знакомства с предметами окружающего мира, тактильными ощущениями. Позже ребенок сталкивается с многообразием форм, цветов, звуков, вкусовых качеств, весом и другими признаками предметов, с которыми соприкасается. Так постепенно формируется адекватное восприятие окружающей действительности.

Советы родителям

(Посмотрите видео: 8 мин. 11 с.)

  • всесторонне обследовать предметы;
  • конструктивно взаимодействовать со сверстниками и контролировать
  • заботься о домашних животных, не обижать их;
  • самостоятельно следить за своей гигиеной;
  • отличать живые и неживые предметы;
  • участвовать в разнообразных домашних делах (готовка, уборка, ремонт, стирка и т.д.);
  • аккуратно пользоваться опасными предметами (ножницы, иголка, нож, утюг).
Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста.

При занятиях с малышом желательно использовать дидактические и развивающие игры.

(Посмотрите видео: 11 мин. 10 с.)

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста – важное мероприятие для формирования гармоничной личности. Оно является фундаментом для дальнейшего умственного развития. Своевременно полученный опыт и знания помогут ребенку в процессе учебы в школе и в дальнейшей жизни.

Речь и пальчики взаимосвязаны!

Развитие мелкой моторики у детей — важнейший этап, определяющий насколько быстро и правильно будет происходить формирование речевых навыков. Дело в ом, что центры головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев расположены в непосредственной близости друг к другу. В ходе проведения электрофизиологических исследований, учеными разных стран было установлено, что, когда ребенком выполняются ритмичные движения пальцев, резко активизируется деятельность определенных отделов мозга — двигательной речевой зоны, сенсорной (височной), то есть, под влиянием импульсов, идущих от пальцев, формируются речевые области.

Читайте также:  Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей

Лепка — отличное упражнение для развития у ребенка навыков мелкой моторики.

Речь и пальчики взаимосвязаны!

От родителей требуется не только окружить ребенка вниманием, заботой, обеспечить всем необходимым для счастливого детства, но и принимать активное участие во всех процессах его развития.

Первым и главным шагом является формирование высокого уровня мелкой моторики. Она развивается уже с рождения, первоначально кроха учится управлять своими ручками, выполняет простые жесты, например, захват погремушки всей ладонью. Затем он учится управлять пальчиками, берет игрушку указательным и большим пальцами. Сначала движения неловкие и негармоничные. Стимулирование этого навыка — процесс постепенный и индивидуальный, у каждого он протекает по-разному. Но, если он не активен, то затормозится развитие речи, координации, ловкости, памяти, внимания, интеллекта.

Сенсорное развитие дошкольников

Объясняйте такие понятия, как близко и далеко, лево и право, впереди и сзади, над и под и т. п. Это совершенствует пространственные представления. Например, в процессе игры сказать ребенку «Поставь слева машинку», или «Возьми сзади мяч».

Для различения неречевых звуков нужно включать музыку или звучание отдельных инструментов. Прислушиваться на прогулке к шелесту листвы, пению птиц, шороху шин. Даже во время приготовления еды можно обратить внимание на работающий миксер, шум льющейся воды из крана, шипение и свист кипящего чайника.

Социальное развитие пятилетних детей

Развитая речь способствует качественному и углубленному общению детей со взрослыми. Ребенку интересна позиция взрослого, его мотивы и ценности. Общение в детском коллективе происходит в процессе игры, в которой сталкиваются разные точки зрения, дети учатся подчиняться социальным правилам.

Пятилетний возраст — период жалоб. Дети жалуются взрослому на поведение сверстников, но не из-за желания наказания, а чтобы сформировать для себя систему приемлемого поведения. Жалуясь на другого, ребенок пытается понять, какие действия допустимы, выделить правила поведения.

Особенности развития памяти у детей дошкольного и школьного возраста

Память детей от 3 до 6 лет имеет отличительную особенность, запоминание у них развито на автоматическом уровне. Именно поэтому педагоги рекомендуют в этом возрасте начать обучать малышей иностранным языкам.

Дошкольники быстро и хорошо запоминают иностранные слова, что существенно облегчает изучения языка в будущем. У дошкольников младшего возраста с 3 лет начинает активно развиваться долговременная память. Малыш запоминает все, что имело эмоциональную нагрузку и впечатлило его.

Хотя запоминание происходит неосознанно, так как ребенок еще не имеет конкретной цели, у него нет осознанной необходимости держать в памяти что-либо. У детей младшего дошкольного возраста появляются задатки логического мышления, хорошо развита моторика.

Словесная память начинает сочетаться со смысловой, что отражается в умении составлять небольшие осмысленные рассказы или умение пересказывать несложные тексты. В старшем дошкольном возрасте, начиная с 5 лет, память ребенка становится более образной и эмоциональной.

Пересказы историй или сочинение рассказов приобретает более эмоциональную окраску. Начинает проявляться произвольная память, что позволяет ребенку запоминать то, что от него требуют. Формирование произвольной памяти свидетельствует о готовности ребенка к обучению в школе.

Читайте также:  Знакомство с книжкой, или Как читать с маленьким ребенком

Поэтому если к 5-6 годам ребенок еще не в состоянии пересказывать тексты и запоминать несложные рассказы, родителям следует заняться тренировкой его памяти. Для развития памяти детей младшего дошкольного возраста можно использовать логические игры, учить и запоминать стихотворения, детские песенки. Любые, даже незначительные успехи, должны поощряться родителями, чтобы стимулировать у малыша желание к занятиям.

Методика Зайцева

Николай Зайцев, переводчик по профессии, начинал свою трудовую деятельность с преподавания взрослым русского языка как иностранного. В скором времени у него начал вырабатываться свой метод быстрого обучения языку — наглядный, простой, без обилия правил.

Затем Зайцев попытался применить свои наработки, занимаясь со школьниками, но этот возраст оказался невосприимчивым к его методу. Наконец, педагог переключился на самых младших детей — от 1,5 лет — и неожиданно заметно преуспел. Годовалые малыши начинали говорить, а младшие дошкольники — читать уже после нескольких занятий. Так пособия Зайцева, быстро обучающие чтению и счету, были взяты на вооружение педагогами и родителями.

1. В первую очередь, известны «кубики Зайцева» — отличающиеся друг от друга по размеру, с нанесенными на их грани разноцветными буквами. Последние на гранях объединены в «склады» (некое подобие слога), из которых ребенок, ставя рядом несколько кубиков, собирает слово. Частью пособия являются таблицы, по ним можно находить и пропевать склады, строить слова.

2. Счет и умножение любых чисел в пределах до 100 и далее под силу освоить 4 – 5-летнему дошкольнику, занимающемуся по играм «Стосчет», «Счетные палочки Зайцева», «Пять в кубе», «Тысяча и еще» и др. Каждая из них также сопровождается методическим пособием и таблицами.

3. Таблицам в системе Зайцева отведена особая роль: они систематизируют материал так, что правила русского языка и математики становятся наглядными и простыми для освоения и запоминания.

4. В детских садах, применяющих зайцевскую систему обучения чтению и счету, урок длится около получаса. Материал подается в игровой форме, за партами никто не сидит — наоборот, можно бегать, прыгать, лежать на полу, топать ногами, хлопать в ладоши.

5. Таблицы в виде плакатов висят на стенах, к ним можно подходить в любой момент, они всегда перед глазами, что позволяет лишний раз освежить в голове материал и тем самым закрепить его.

6. Непринужденная обстановка, игровая атмосфера, отсутствие жесткой регламентированности как в подаче материала, так и в правилах поведения — все это создает уникальную атмосферу, когда детей не надо заставлять учиться.

Помимо усвоения навыков чтения и счета, играя с пособиями Зайцева, малыши тренируют мелкую моторику, память, внимание, развивают речь, учатся самоконтролю.

Задачи на координацию

Часто бывает так: мозг работает быстрее, чем руки, и это приводит к опискам, перестановке букв или даже слогов. Из-за поспешности может сформироваться неразборчивый почерк, либо хоть и аккуратное, но чрезмерно медленное письмо.

Тут вся загвоздка в нестойкой связи между полушариями, недостаточном самоконтроле, а также в произвольности действий руки из-за задержки развития лобных долей мозговой коры.

Этот нюанс хорошо корректируется следующими упражнениями. Взрослым тоже придется непросто — попробуйте и убедитесь!

Что делать:

  • Одной рукой пишем свое имя, а другой — слово «молодец»
  • Рисуем картинки, например, человечков: одной рукой — из кругов, другой — из треугольников.
  • Раскрашиваем рисунок: правую его часть — левой рукой, левую — соответственно, правой!
  • Обводим рисунок по контуру сразу двумя руками.