Методика развития речи детей дошкольного возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка. Итак, какие этапы проходит развитие речи у детей раннего возраста.

Для чего деткам нужно развивать речь в детсаду

Во время занятий по развитию речи детки дошкольного возраста смогут четче произносить звуки, а также расширят границы своего словарного запаса. Таким образом крошки осваивают речевую грамоту, учатся строить диалоги со сверстниками, а также совершенствуют грамотность. Занятия проводятся в игровой форме и в виде театрализованных представлений, во время которых малыш может повысить знания культуры.

Основной акцент в таких программах делается именно на формировании связного донесения мыслей и умения строить предложения в любой ситуации. Таким образом малыши учатся получать и обрабатывать услышанную информацию, а затем грамотно излагать ее. Уровень развития речи крохи свидетельствует о ее воспитании и даже логическом мышлении.

Детские психологи настоятельно рекомендуют закладывать “речевой фундамент” еще в дошкольном возрасте, так как тогда малыши наиболее восприимчивы к новой информации. В последнее время увеличилось количество деток с отставанием и дефектами в разговоре, которые возникают из-за интеллектуальной задержки в развитии. Если вовремя не решить данную проблему, ребенок может испытывать дискомфорт при общении со сверстниками в школе, а то и стать объектом насмешек и издевательств.

Вместе с этим ищут и читают: Проверить очередь в детский сад через интернет и Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей

Pекомендуется

  • Следить, чтобы остальные члены семьи говорили грамотно: ребёнку необходимы правильные образцы для ориентации.
  • Следить за тем, чтобы ребёнок слышал и видел взрослого, который к нему обращается. .
  • Говорить с паузами, чтобы дать ребенку возможность услышать, понять, повторить и/или дать ответную реакцию.
  • Поощрять любую речевую инициативу ребёнка.
  • Комментировать/называть действия, осуществляемые ребёнком и окружающими его людьми.
  • Развивать память и внимание через игру. Например, построить башню, проговаривая, в какой последовательности располагаются элементы. Затем разрушить постройку и попросить ребенка построить такую же.
  • Развивать способность к подражанию через копирование жестов, действий, мимики, движений животных и других людей.
  • Развивать слуховое внимание с помощью анализа звуков и шумов. Например, если раздался лай собаки или шум мотора, спросить: «Что ты слышишь?”
  • Максимизировать работу мышц артикуляционного аппарата самыми разными способами — в том числе употреблением жесткой пищи (овощей, фруктов)
  • Развивать мелкую моторику с помощью игр с крупами и мелкими предметами (например, прищепками), застегивания пуговиц, лепки.
  • Развивать дыхательный аппарат: выдувать мыльные пузыри, задувать свечу, дудеть в дудку и т. д.
  • Если в возрасте 1,5–2 лет ребенок всё ещё сосёт пустышку и/или грудь, необходимо отучать от этой привычки.
  • А если вам нужна консультация и супервизия специалиста, мы всегда рады помочь и всегда на связи! Позвоните нам по телефону +7(921) 995-61-57 или запросите обратный звонок через форму

    От лепета к лепетным словам 

    Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции. Шаг 1  Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» — положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал)) Шаг 2Стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: "Кто пришел, кто это, позови маму". Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами "Как Ваня упал? Бах!" Ориентировочный возраст — с года до полутора лет Шаг 3Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его "речевую продукцию" 

    1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл) 
    2. Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла) 
    Читайте также:  Как выглядит серная пробка и как удалить ее из уха

    Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.: ма, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га Шаг 4. Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов Слово звукоподражание: 

    • Барабан бам-бам-бам 
    • Упал бах, бабах 
    • Качаться, качели кач-кач 
    • Дождик кап-кап 
    • Гусь га-га-га 
    • лягушка ква-ква 
    • Дай, дать? дай 
    • Собака ав-ав 
    • Ворона кар-кар 
    • Спать а-а-а, бай-бай 

    Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному. 

    Шаг 3 и 4 — приблизительно в полтора года Шаг 5 Появление слов взрослого лексикона: 

    • Бабака (собака) 
    • Титики (часики) 
    • Моти (смотри) 

    Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком» Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала) Приблизительный возраст начала этого этапа -год 8 месяцев. Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»:Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста. Есть дети, которых я бы назвала максималистами "или все или ничего". Похоже, что они думают так: "Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию". Что делать? Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек" взрослого слова. Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым. 

    • Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!»   Как проверить слух ребенка

      Одной из частых причин задержки речевого развития является н…

    • Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка 
    • Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа. 
    • Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га» 
    • Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного) 
    • Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком. 
    • Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке: 
    Читайте также:  Сыпь у новорожденных: сыпь на лице, на щеках, на теле, голове у новорожденного ребенка, причины \ Что нужно знать родителям?

    Методика общей проверки развития речи

    В этой диагностике человек проверяет может ли ребёнок самостоятельно менять формы слова, правильно ли он понимает их значение, может ли построить различные предложения. Правильно ли у него работает ассоциация предметов с другими вещами.

    Для этого взрослый человек загадывает простое слово. Например, волк, лиса, кукла, машина и т.д. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. Спрашивая про описание предмета. Как выглядит он. Какой у него размер. Есть ли он у него дома.

    Высокий – правильно отгадывает все слова.

    Средний – может отгадать только 1. Или все, но с большими подсказками.

    Низкий – не может отгадать слово.

    Многие родители не проводят диагностику развития речи у детей дома. Хотя разработанные методики позволяют это делать. Большое количество заболеваний и отклонений можно выявить с помощью диагностики на ранних стадиях и вовремя помочь ребёнку.

    Как помочь развитию речи детей раннего возраста

    Чтобы стимулировать формирование речи с раннего возраста, необходимо развивать все способы восприятия. В первые годы об окружающем мире ребенок узнает через ощущения, собственные действия и получаемый отклик.

    Рекомендации для речевого развития через сенсорную систему:

    1. Осязание. Тактильные чувства дарят первые представления о жизни. Важно постоянно прикасаться к новорожденному, делать массаж, зарядку. Также рекомендуется знакомить его с текстурами: выбирать игрушки из разных материалов, предлагать потрогать воду, траву или цветы на улице, крупы или песок.
    2. Зрение. Учит фокусироваться, сосредотачиваться, обращать внимание на предмет и удерживать его взглядом. Кроме мобиля или бортиков в кроватке, необходимо также показывать обстановку в квартире, знакомить с предметами (автомобили, деревья, птицы и пр.) на улице.
    3. Слух. Рекомендуется создавать насыщенное звуковое пространство: бытовые звуки, музыка, пение. С рождения требуется постоянно говорить с ребенком, комментировать свои действия, называть предметы вокруг. Важно отвечать на лепет, повторять звуки, чтобы стимулировать подражание речи взрослого.
    4. Вкус. Предлагая незнакомый продукт, необходимо его назвать, описать вкус (яблочное пюре сладкое), свойства (творог делается из молока, которое дает корова). Это познакомит ребенка с новыми понятиями.
    5. Обоняние. Запахи ассоциируются с предметами, которым соответствуют. Через обоняние ребенок учится различать приятные и неприятные ощущения, расширяет сенсорный диапазон.
    6. Моторика. Подвижность способствует познанию мира, поэтому нельзя ограничивать перемещения. В безопасном пространстве повышается уверенность в себе, развивается любознательность, игровые навыки. Связь мелкой моторики и речи доказана научно. Пальчиковые игры, любые упражнения с маленькими предметами, бытовые действия (завязать шнурки, самостоятельно есть ложкой) способствуют развитию точности движений и произношения.
    Читайте также:  Как завоевать доверие родителей. Как вернуть доверие родителей? ⇒

    Методы развития речи у дошкольников.

    Вывод по главе

    Наиболее эффективным методом развития речи ребёнка раннего возраста является его участие в разных видах деятельности.

    Продуктивная деятельность ( аппликация, лепка, рисование ) формируют у ребёнка представление о форме, цвете или свойствах того или иного предмета. В процессе занятий у ребёнка развивается воображение, мелкая моторика и самое главное — речевая активность. Ребёнок открывает для себя много нового и ему хочется обо всём узнать, так формируется диалог малыша со взрослым или педагогом.

    Вывод по главе

    Игровая деятельность позволяет ребёнку улучшить не только координацию движений во время игры с предметами, но и качество и количество слов в его активном словарном запасе, так как ребёнок даёт имя предмету/игрушке, придумывают ситуацию,в которой находится и поясняет свои действия. Таким образом, мы можем сказать, что игра является плодотворным способом развития речи у детей.

    Все предложенные нами методы способствуют развитию и совершенствованию речи ребёнка, а также позволяют предотвратить её задержку.

    Коммуникативные

    Используемые в данных методах приемы развития речи младших школьников предполагают:

    • Создание определенных речевых ситуаций или же их выбор из жизни.
    • Подключение ролевых игр и труда, походов и экскурсий, специально организованных наблюдений, а также других способов, позволяющих накопить материал и впечатления.
    • Применение любых видов деятельности, в процессе которых появляется потребность в высказывании.
    • Создание воображаемых сюжетов.
    • Подбор разнообразных жанров (выступлений по радио, докладов, рекламы, телепередач).
    • Пробу написания собственного текста в прозе или в стихах.

    При применении коммуникативной методики развития речи младших школьников от детей понадобится овладение системой умений, состоящей из семи групп. В их число входят:

    • связанные с темой предлагаемого сочинения и ее раскрытием;
    • позволяющие подчинить составленный учеником рассказ определенному смыслу с выражением собственной мысли, эмоций и отношений к поступкам героев;
    • позволяющие собрать и накопить материал, выделив из него главное и второстепенное;
    • способствующие систематизации текста, составлению его плана и работе над композицией;
    • позволяющие подготовить соответствующий теме словарь, а также подбирать фразеологию, образы и т.д.;
    • позволяющие составить текст, записав его без ошибок или изложив устно, применяя элементы импровизации;
    • помогающие совершенствовать уже написанное, проверяя пунктуацию, орфографию, а также производя редактирование.

    Вам будет интересно:Нихонго Нореку Сикэн: уровни

    При применении подобной методики на уроках развитие речи младших школьников выражается в их умении критически анализировать сказанное не только собой, но и сверстником, рецензировать сочинения, написанные другими учащимися, а также объяснять допущенные ошибки и выявлять их причины.

    Стоит отметить, что составленные детьми рассказы имеют огромную воспитательную силу, так как являются самовыражением личности ученика.

    Цели и задачи логопедических занятий

    Проводя занятия, которые обучают рассказыванию, нужно преследовать следующие цели:

    закрепить навык общения, важно развивать коммуникационные функции; учить строить монологи; побуждать осуществлять самоконтроль во время построения высказываний; активизировать их психические процессы для речевой активности.

    Для того, чтобы научить связно и развернуто излагать свои мысли, нужно добиться следующих задач:

    • помочь усвоить правила построения речевых высказываний. Дети должны соблюдать тему, последовательность, передавать логическую связь, каждый отдельных эпизод должен иметь завершенность и соответствовать общей теме сообщения;
    • научить планировать свою дальнейшую речевую деятельность, выделять главный мысли;
    • научить грамматически оформлять свою речь в соответствии с правила русского языка.