Логопедический массаж для развития речи ребенка

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.

При всей пользе укрепляющего массажа для ручек, способствовать речи и мышлению он будет слабо, если с малышом не разговаривать. При массаже родителям нужно комментировать движения стихотворениями. Есть и несколько массажных игр, которые будут интересными малышу.

  1. Рыбалка.

Интересный массаж пальцев можно делать в воде. Во время купания в ванной или в емкости с водой попросите грудничка изображать ладонями рыбок. Родителю нужны рыбок ловить и отпускать с комментариями.

  1. Снежок.

Для игры вам понадобиться различная бумага. Скатайте листы в бумажные шарики разной величины. Грудничок хорошо должен ощущать пальчиками фактуру бумаги. Положите все «снежки» в мешок и попросите его устроить снегопад. Он должен забираться ручками в мешок и разбрасывать «снежки» по ковру. После такой игры делайте массаж пальчиков и вместе с малышом верните «снег» в мешок до следующего раза. Одновременно с игрой можно научить ребенка делать уборку в своей комнате.

Существуют также детские увлекательные игры с наборами Монтессори, Никитиных и других авторов. В играх множество деталей, играя и ощупывая которые, малыш будет эффективно разрабатывать моторику пальчиков.

Логопедический массаж.

Логопедический массаж для развития речи у детей, может стать очень хорошим помощником.

То, как быстро, начнёт разговаривать ваш ребёнок, зависит от многих факторов. Один из них, это то, насколько подвижен его язык, губы, мимика лица. Развитию речи у детей, очень хорошо помогает артикуляционная гимнастика.

Но помимо неё, для лучшего результата, можно делать и логопедический массаж. Который, простимулирует все речевые зоны, язык. Конечно, массаж должен делать профессионал. Но чаще всего, маленькие дети очень трудно идут на контакт с чужими людьми, которые ещё и пытаются им что-нибудь сделать.

Поэтому часто, единственным выходом остаётся, делать массаж самим. Нежные мамины руки, могут принести гораздо больше пользы, чем руки даже самого хорошего массажиста и логопеда.

Для того, чтобы правильно делать логопедический массаж, нужно увидеть как это делает профессионал. Поэтому видео будет вам очень хорошим помощником.

Польза логопедического массажа

Что такое логопедический массаж — это направленное механическое воздействие на мышцы, нервы, сосуды и ткани периферического речевого аппарата. Проводят его для нормализации произношения звуков. Регулярные процедуры также помогают:

  • стимулировать развитие разговорной речи;
  • разработать правильное произношение звуков и слов;
  • нормализовать мышечный тонус речевого аппарата;
  • развить спектр кинестетических ощущений;
  • повысить эластичность мышечных волокон;
  • восстановить голос и улучшить его качество;
  • развить правильное дыхание;
  • улучшить глотательные рефлексы.

Массаж не имеет возрастных ограничений, и для профилактики возникновения нарушений его можно делать новорожденным с 2 месячного возраста.

Показания

Логопедический массаж для развития речи у детей назначают при:

  • алалии, которая сопровождается отсутствующей или недоразвитой речью при нормальном слухе и интеллекте;
  • дислалии или нарушенном произношении звуков при отсутствии проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата;
  • паралалии, которая отличается тем, что имеет несовершенное произношение как органический недостаток;
  • дизартрии или проблемах с произношением, вызванным заболеваниями нервной системы;
  • задержке развития речи и нарушениях голоса;
  • заикании и дрожании связок;
  • гипотонии и нарушении речевой деятельности;
  • церебральном параличе.

Артикуляционный массаж проводят в комплексе с дыхательной и артикуляционной детской гимнастикой. Их совместное выполнение нужно для облегчения процесса произношения большого количества звуков, в т.ч. и сложных.

Противопоказания

Необходимость проведения сеансов, их количество и тип согласуется с логопедом. Массаж и упражнения выполняются ежедневно, если у малыша хорошее самочувствие и нет противопоказаний. К ним относят:

  • повышенная температура, простуда и ОРЗ;
  • воспаленные десна, герпес или стоматит;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • кровотечения из носа;
  • болезни кожи, аллергия или диатез;
  • тошноту, рвоту, понос;
  • болезни глаз;
  • онкологию;
  • психические расстройства, заболевания ЦНС, дефекты развития ВНС;
  • эпилепсию;
  • эмоциональную или физическую усталость.

Проведение массажа в домашних условиях включает в себя активное воздействие на нервные рецепторы, поэтому, если ребенок склонен к судорогам, нужна осторожность. Если малыш начинает во время проработки плакать, кричать, показывать недовольство — сеанс прекращают.

Читайте также:  Молочница у женщин: симптомы и лечение

Основные понятия и требования к проведению логопедического массажа

Качественный логопедический массаж при задержке речевого развития даёт отличный результат по устранению речевого нарушения. Количество сеансов рассчитывается индивидуально для каждого ребёнка с ЗРР. Сеансы в основном должны проводятся ежедневно. Для того, чтобы специалист мог делать данную процедуру ребёнку, ему необходимо пройти специальное обучение – медицинские курсы, при этом детально изучить анатомию и физиологию детского организма, во избежание нанесения ему травм.

Важно! Строго запрещается специалисту делать массаж, имея украшения на руках или поражённые кожные покровы. Ногти должны быть острижены, руки чистые и тёплые.

Разновидности массажа рекомендованных при ЗРР

На практике используется два вида массажа:

Вид массажа

Особенности применения

Логопедический массаж

Способствует нормальной работе тонуса мышечной мускулатуры и улучшает работу мышц артикуляционного аппарата.

Массаж воротниковой зоны

Позволяет с помощью определённого воздействия на отдел воротниковой зоны, насытить кислородом и усилить кровообращение в той зоне коры головного мозга, которая отвечает непосредственно за речь.

Противопоказания к применению

Запрещается проводить процедуру, если наблюдается один из ниже перечисленных диагнозов:

  • острые инфекционные заболевания;
  • повышение температуры, озноб;
  • инфекционные заболевания кожных покровов (герпесы, язвы, дерматиты);
  • лимфаденит (воспаление лимфатических узлов);
  • инфекционные болезни глаз (конъюнктивиты);
  • инфекции полости рта (стоматиты, гингивиты);
  • повышенное / пониженное артериальное давление.

Инструменты в работе логопеда

Во время проведения процедуры специалист может использовать следующие инструменты для логопедического массажа:

  • профессиональные вибромассажёры;
  • массажные зонды;
  • руки.

Какую бы технологию и рабочий инструмент не выбрал логопед, одним из первых и самых главных аспектов в работе специалиста – это умение найти контакт с ребёнком, расслабить его.

Место проведения массажа

Ряд требований предъявляется и к кабинету, для проведения процедуры. Он должен быть оснащён всем необходимым: детские игрушки, кушетка, табурет и кресло для работы. Если же процедуры проводятся в больнице, то из кабинета стоит убрать те вещи, которые могут напугать малыша (медицинские инструменты, наглядные пособия и материалы). В кабинете для проведения процедур всегда должна быть комфортная температура.

Основные этапы логопедического массажа для детей

Массаж должен быть направлен сразу на несколько зон: голова, шея, лицо и ротовая полость.

Массаж лба

Начинать массаж следует с мягких поглаживающих движений, которые разогревают мышцы. Обеими руками подушечками пальцев проводите от центра лба к вискам, не надавливая. Затем от бровей двигайтесь к линии роста волос.

Массаж щек

Также подушечками пальцев разминайте и слегка растягивайте щеки малыша. Пытайтесь делать массаж мягко, не доставляя болезненных и неприятных ощущений ребенку. Двигайтесь от уголков рта к ушам. Сверху вниз погладьте щечки.

Массаж носа

Двумя руками одновременно погладьте нос от переносицы по направлению скул, то есть по скату. Сделайте легкие растягивающие движения на крылья носа. Затем погладьте носогубную складку от носа к уголкам губ.

Массаж рта

Массаж рта начинается с упражнений на губы. Верхнюю губу слегка пощипывайте и поглаживайте к уголкам. С нижней губой повторите движения.

Массаж подбородка

Разминайте подбородок от центра к уголкам губ. Слегка поглаживайте по той же траектории.

Повторять процедуру следует 2-3 раза в неделю. Следует пройти курс от 10 до 20 1-2 месяца можно повторить курс.

Логопедический массаж языка при помощи зубной щетки

Для массажа ротовой полости логопед обычно использует специальный зонд, который может быть разным по виду и форме. В домашних условиях его можно заменить зубной щеткой.

Возьмите индивидуальную зубную щетку и стерильную салфетку. Попросите малыша сделать язык лопаткой. С помощью салфетку аккуратно ухватите пальцами кончик языка малыша.

Для того, чтобы увлечь малыша, проводите процедуру в игровой форме. Мы вам подскажем, как это сделать лучше.

язычок, чтобы тот проснулся.

Малыш уже проснулся, а вот язычок еще спит. Поможем ему проснуться. Для этого его нужно аккуратно погладить.

От середины языка к кончику проведите тыльной стороной щетки. Не запихивайте ее слишком далеко, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Поглаживайте так некоторое время

2. Солнышко встало

Пока язычок спал, успело выйти солнышко. Оно светит своими яркими лучиками. Нарисуем их на язычке.

От центра языка водите тыльной стороной щетки «лучики» к границам языка по периферии. Также не уводите щетку к небному язычку.

3. Солнце озаряет елочку.

Лучики солнца освещают елку, которая растет во дворе. У нее мощный ствол и аккуратные зеленые веточки.

Проводим щеткой снизу вверх, словно это ствол дерева. Рисуем «веточки» по боковым сторонам язычка

4. Елочку колышет ветерок.

Подул ветер и сдул пыль с нашей елочки.

Словно подметаете язык, аккуратно поводите щеточкой слева направо.

Читайте также:  10 золотых правил для родителей годовалого ребенка!

5. Ветер качает дым из печи.

Из печной трубы домика по соседству выходит дым. Ветром его шатает в разные стороны.

Сверху вниз по длине сделайте зигзагообразные движения.

6. Ветер подул влево.

Яблони в саду качает от ветра. Сначала они наклонились вправо. Затем влево.

Проводим щеткой от левого края к правому и наоборот.

7. Начался дождик.

Вдруг пошел дождь и начал прибивать пыль к земле.

Легкими покалывающими движениями похлопайте по всему пространству языка.

8. С деревьев упали яблоки.

Основные этапы логопедического массажа для детей

От дождя с деревьев в саду посыпались яблоки.

Тыльной стороной щетки слегка похлопайте по всему языку.

9. Огромная лужа.

От дождя натекло много воды и образовались большие лужи.

Гладкой стороной водите по кругу по часовой стрелке от центра.

Противопоказания

Не стоит делать массаж в том случае, если у ребенка есть инфекционное заболевание, которое находится в остром периоде. К таким заболеваниям относятся:

  • Конъюнктивит,
  • герпес на губах и другие заболевания слизистых,
  • стоматит и заболевания полости рта,
  • хронические воспаления кожных покровов,
  • воспаление лимфатических узлов,
  • сильная пульсация сонной артерии,
  • ОРЗ,
  • гнойные и грибковые заболевания.

Советы родителям

Основные этапы логопедического массажа для детей
  • Перед тем, как начинать курс логопедического массажа, следует проконсультироваться с педиатром.
  • Врачи рекомендуют первую процедуру проводить под присмотром профессионального логопеда, чтобы тот мог скорректировать движения родителя.
  • Делайте массаж аккуратно, без грубого пощипывания и нажатия. Опирайтесь на реакцию ребенку.
  • Старайтесь обыгрывать свои движения, чтобы малыш не скучал во время массажа. Так он будет спокойнее переносить процедуры.

Как организовать занятия по развитию мелкой моторики

Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное – занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Следуйте за интересами ребенка

Помните, что в индивидуальном подходе нуждаются все дети, а не только те, кто по каким-либо причинам выделяется из коллектива. Это является одним из важнейших принципов воспитания и обучения. Любой педагог и родитель должен стараться учитывать интересы ребенка, чтобы коррекционная работа позволила добиться положительных результатов с одной стороны и реализовать разностороннее развитие личности с другой. Так мы сможем сформировать у ребенка те черты и качества, которые будут ценны для него.

Занятия должны учитывать интересы ребенка

Массаж шейно-воротниковой зоны и точечный массаж в логопедии

Шейный отдел позвоночника — наиболее уязвимый отдел. Позвонки имеют меньшую массу, прочность, мышечно – связочный аппарат не так крепок как, к примеру, в грудном или поясничном отделе.

Есть в нем и своя особенность: через шейные позвонки проходят сосуды, кровоснабжающие головной мозг.

Нарушение кровообращения в голове приводит к снижению зрения, слуха, частым головным болям, вплоть до мигрени, вегето-сосудистым нарушениям, нарушениям цикла сна и бодрствования, речевым нарушениям и прочее.

Именно поэтому широкое распространение получил массаж шейно-воротниковой зоны.

Польза от массажа воротниковой зоны неоценима, ведь эффекты включают в себя, помимо улучшения микроциркуляции тканей, укрепления мышечного корсета шеи, снятия мышечного спазма, мощное рефлекторное влияние.

Оно заключается в развитии сосудистой реакции (как расслабление, так и спазм сосудов), седативном или тонизирующем эффекте, регуляции работы внутренних органов.

При помощи данной процедуры можно нормализовать артериальное давление, справиться с некоторыми причинами нарушений сна, да и просто улучшить настроение пациента.

  • Назначается такой массаж в случаях, когда диагностированы следующие врожденные или приобретенные отклонения:
  • — частичная потеря или незначительное нарушение голоса
  • — разнообразные дефекты речи
  • — гипертонус лицевых мышц
  • — неконтролируемое слюноотделение
  • — дизартрия, дцп, заикание
  • — проблемы развития артикуляционных мышц и пр.
  • Часть первая:
  • Анатомо-физиологические особенности ШВЗ; краткое описание проблем данного отдела позвоночника. Показания и противопоказания к массажу ШВЗ
  • Базовые приемы массажа, применяемые для работы на ШВЗ; Схема массажа ШВЗ при различных заболеваниях и нарушениях.
  • Элементы мягких мануальных техник ( ПИРМ )
  • Пассивные упражнения для улучшения подвижности мышц шеи и нормализации мышечного тонуса
  • Точечный массаж на ШВЗ
  • Часть вторая:
  • Основные понятия точечного массажа: энергетические меридианы, БАТ, цунь и пр.
  • Показания и противопоказания к точечному массажу и, в частности, в логопедии
  • Способы нахождения точек на теле и корпоративные группы точек, применяемые в логопедической практике
  • Тонизирующая, седативная и нейтральная работа с БАТ и показания к ним
  • Схемы точечного массажа при различных речевых нарушениях. Комплексный подход к лечению
Читайте также:  ЛФК для детей с нарушением осанки в картинках

Наш фильм включает в себя: понятие и изучение основных приемов классического массажа, которые будут использоваться при массаже ШВЗ. Так же мы научимся восстанавливать подвижность шейного отдела, благодаря дополнительным методикам массажа и гимнастики.

Овладеем навыками точечного массажа, который является уникальной техникой помощи людям с лечебной, оздоровительной, косметической целью, а также в случае экстренной доврачебной помощи.

И самое главное — освоим как данные виды массажа используются для детей и взрослых с различными видами речевых нарушений.

Если Вам нужны документы о повышении квалификации, Вы можете приобрести наш дистанционный курс

Пожалуйста, имейте ввиду, что на каждую копию фильма установлена защита от копирования, каждый фильм имеет индивидуальный серийный номер и воспользоваться просмотром Вы сможете только на своем компьютере или ноутбуке. На мобильных устройствах наши видеокурсы работать не будут.

Расслабление речевых мышц

Расслабляющий логопедический массаж применяется при спазмическом состоянии речевых мышц (мускулатуры лица, губ и языка). Повышенный мышечный тонус снимается с помощью аккуратных поглаживаний и легких надавливаний.

Процедура начинается с расслабления шейных мышц, для чего проводятся плавные вращательные движения головой. Далее проводятся поглаживающие движения для лицевой мускулатуры, затем – для губных мышц. Завершается сеанс легкими вращательными и постукивающими движениями пальцами по губам.

Расслабление лицевых и шейных мышц способствует уменьшению гипертонуса, улучшению речевой деятельности ребенка.

Массаж зубной щеткой

Приборы для массирования можно взять разные. От специальных вплоть до обыкновенных. В бытовых обстоятельствах совершать разрешается массаж языка при дизартрии зубной щеткой. Для процедуры необходимо предварительно достать щетку с нежными ворсинками.

Под язык помещаются салфетки из марли, какие надо будет сменять каждые две минутки, так как у малыша в течение операции будет изобильное слюноотделение. Перемещения щеточкой обязаны быть без мощного надавливания . Кольцевые перемещения допускают, однако уже после подготовительных процедур. Разрешается прерывистыми движениями чистить язык щеткой по всей площади.

Массаж зубной щеткой

Уровень действенности упражнения возможно установить по реакции малыша. Если ему понравится процесс, то он будет ощущать позитивные эмоции, проявляя их на собственном лице. Зачастую практикуют выполнение процедуры у ребенка в виде забавы , что будет превосходным развлечением и нужным времяпрепровождением.

Язык ребенка обязан быть целиком ослаблен

Техника

Проведение логопедического массажа выполняется на мышцах речевого аппаратаМассировать обычно начинают с лица, так снимается общее напряжение организма. Начинают гладить лоб, медленно спускаются к подбородку. Двигают пальцами мягко, по горизонтали от центральной части лица к краям: от центра лба к вискам, от бровей к верхней части ушей, от век к ушным раковинам, от скул к ушным мочкам. Повторяют 2–3 раза.

Далее переходят к основному массажному комплексу. Ниже пошагово описываются процедуры для каждой части артикуляционного аппарата.

Массаж языка логопедический

Движения выполняют от края органа к корневой части.

Техника
  1. Обхватывают пальцами кончик, двигают им вверх-вниз, в левую и правую стороны, вдвигают вглубь и вытягивают изо рта.
  2. Поддерживая орган снизу, поглаживают его большим пальцем от центра к краям и круговыми движениями.
  3. Обхватывают орган большим и указательным пальцами, гладят его верхнюю и нижнюю поверхность.
  4. Осуществляют вибрационные движения: покачивают орган, несильно стучат по нему пальцем.
  5. Массируют уздечку, двигая пальцем вверх-вниз.
  6. Гладят поверхность органа тканью, имеющей разную текстуру.
  7. Зубной щёткой с мягкой щетиной рисуют на слизистой поверхности разные буквы.

Если у пациента повышено слюноотделение, то под язычок подкладывают чистую бумажную салфетку, меняют её после намокания.

Массаж губ

Эти процедуры включают также массирование носогубных участков и подбородка.

Логопедический массаж должен приносить малышу только положительные эмоции

  1. Пальцами трут губы.
  2. Делая круговые движения пальцем, перемещаются от правого уголка рта к левому и обратно.
  3. Верхнюю губу массируют вправо, нижнюю – влево, затем меняют направление движения.
  4. Щиплют губы и кожу вокруг рта.
  5. Давят на губы.
  6. Делают несильные удары пальцами.

Массаж рук

Техника

Массируют по отдельности пальцы и ладонь. Каждый пальчик прорабатывают от крайней фаланги до основания. Первый – мизинец.

  1. Давят на подушечки с усилением нажима.
  2. Прорабатывают ладонь, применяя стишок «Сорока — белобока».
  3. Рисуют пальцем на ладони спираль.
  4. Водят по ладони шипованным резиновым мячиком су-джок.
  5. Погружают пальцы в ёмкость с разной крупой.