Кризис первого года жизни у ребенка. Как помочь малышу?

Первые три года жизни играют огромную роль в физическом и психическом развитии ребенка. Это время, когда он приобретает базовые физические навыки. У ребенка формируется речь, закладываются основы взаимодействия с другими людьми в социуме.

Почему возникает кризис одного года?

Кризис — это важный и необходимый этап в жизни ребенка, когда накопившиеся изменения в поведении и развитии приводят к переходу на качественно новый этап.

У детей начинают появляться новые интересы и возможности изучения окружающего мира, а прежние способы их удовлетворения уже не подходят, а иногда мешают и сдерживают, поэтому ребенок ищет новые способы саморазвития.

Дети этого возраста приобретают определенную степень самостоятельности: произносят первые слова, делают первые шаги, учатся взаимодействовать с предметами. Но диапазон возможностей еще достаточно ограничен. После того как малыш начинает ходить, расширяется пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по дому, находить множество интересных вещей, требующих изучения и экспериментирования. Но вдруг выясняется, что взрослым можно пользоваться всем этим, а ему — нет. Любопытство и желание изучить все, что встречается вокруг — естественная потребность в этом возрасте, но запреты ребенок еще не понимает, они вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, недовольством, то есть всем тем, что так удивляет родителей и называется в психологии «кризисом».

Право на собственные решения

На 7-летнего малыша и дома, и в школе наваливаются разные требования, которые он должен безукоризненно соблюдать. Нежелание подчиняться и является главной причиной негативных проявлений кризиса. В ответ на все «должен», «нужно», «сделай» малыш говорит «не буду», «не стану», «не хочу».

Когда ребенок отстаивает право на собственные решения, родителям стоит идти на хитрость:

  • Формулировать требования и просьбы так, чтобы малыш выполнял их добровольно. Можно призывать на помощь любимого героя комиксов и мультфильмов или рассказывать поучительные истории.
  • Апеллировать к существующему опыту ребенка вместо давления авторитетом. Напомните малышу, что он простудился, когда захотел прогуляться без шапки в прохладную погоду.
  • Учить ребенка аргументированному спору вместо попыток заглушить его мнение. Родителям такой опыт подарит возможность услышать свое чадо, а малышу – правильно отказывать от требований взрослых.
  • Общаться на равных. Не требуйте, не угрожайте и принимайте решение за ребенка. Не раздавайте ему советы и указания, пока он не спросит вашего мнения. Спрашивайте, сколько времени потребуется на выполнение определенного задания, и следите за тем, чтобы малыш укладывался в озвученный график.

С достижением 7-летнего возраста ребенок все чаще попадает в ситуации, в которых ему ранее бывать не приходилось. Его привлекает свобода действий и независимость старших, поэтому он изо всех сил старается им подражать. Формирование ассоциативного ряда «первый класс-ответственность-взросление» только подливает масла в огонь. Как результат – кризис переходного периода и стресс для родителей.

Терпение взрослых и расширение возможностей малыша – это главные помощники в преодолении этого сложного жизненного этапа.

Первый скачок роста — новые ощущения

5-я неделя

Лейтмотив: «Слышу, вижу, чувствую, не могу объяснить»

Что теперь умеет малыш:

  • улыбается;

  • рассматривает предметы в его поле зрения;

  • внимательно прислушивается к звукам и произносит собственные;

  • реагирует на прикосновения.

Особенности поведения

Плачет без повода, капризничает. А все потому, что однажды, проснувшись, малыш обнаружил, что мир вокруг стал другим. Единственное понятное для него и близкое существо — мама. Вот и требует он настойчивым криком ее постоянного внимания. Часто ложится на живот: для него такая поза еще и символ защищенности.

Что делать родителям?

Сохраняйте спокойствие. Берите малыша на руки, прижимайте к себе. Не стоит в этот период прерывать кормление грудью. Если придерживались графиков кормления и сна, в кризисный период от них лучше отказаться.

Развивайте умения ребенка. «Зеркальте» его поведение: он улыбается — улыбайтесь в ответ. Разговаривайте с малышом, произносите слоги: «ма, па, ба, да», реагируйте на его звуки, повторяйте за ним. Карапуз сейчас начинает внимательно рассматривать того, кто с ним общается, узнает маму, папу — обозначайте того, кто с ним беседует, нянчится. Помните, что ребенок в этот период различает предметы на расстоянии около 30 сантиметров. Не торопите события — не пытайтесь показать все игрушки одновременно. Выберите сегодня одну, завтра другую. Приближайте ее к малышу, затем отведите сначала в одну, затем в другую сторону. Зрительная гимнастика должна быть непродолжительной — минуты 2–3. Развивайте тактильные ощущения карапуза: дайте ему почувствовать предметы с различными поверхностями.

Читайте также:  Первые дни с младенцем дома: 6 советов маме

Что умеет малыш в один год:

  • хорошо ходит без опоры, начинает бегать, перешагивает через препятствия, делает первые попытки прыжков;
  • пьет из чашки, держит ложку, пытается есть самостоятельно;
  • знает свое имя и имена ближайших родственников;
  • учится пользоваться горшком;
  • выполняет несложные действия с игрушками;
  • слушает чтение детских книжек взрослыми, рассматривает картинки;
  • выполняет несложные поручения – принести куклу, подать мяч;
  • машет ручкой «пока»;
  • умеет произносить несколько слов, пытается подражать речи взрослых или старших детей, повторяет отдельные слова;
  • умеет играть в несложные игры, например в «ладушки».

Период от одного до трех лет – это время, когда ребенок не сидит на месте и большую часть находится в движении. Малыш отличается большой любознательностью, стремится «исследовать» различные предметы и мебель в доме. Он уверенно держится на ногах, бегает, прыгает, пытается играть в активные игры, ездить на трехколесном велосипеде.

Риски кризиса

Суть кризиса – отделение ребенка от матери. Мама не всегда понимает необходимость и значимость этого отделения. Если потребность ребенка в самостоятельности остается неудовлетворенной, то он незамедлительно реагирует протестом и недовольством при давлении со стороны взрослых, неуважении его желаний.

Если мама регулярно игнорирует желания ребенка, ограничивает самостоятельность, «лучше знает, что нужно ребенку», то негативные реакции малыша не заставят себя ждать:

  • крик протеста;
  • бурные двигательные реакции (махи руками, отрицание головой из стороны в сторону);
  • обиды и слезы;
  • демонстративное надувание щек и т. д.

Взрослый все еще нужен ребенку, но стиль общения теперь должен быть другим. Взрослый должен способствовать отделению ребенка, насколько бы тяжело не было самой матери (не все готовы признавать взросление детей, тем более в таком раннем возрасте).

Читайте также:    О детских конструкторах  

Кризис месяцев у ребенка

Здравствуйте, дорогие читатели!

Эта статья о том, как нас настиг знаменитый кризис 6 месяцев! Почему знаменитый? Потому что это один из ключевых моментов в развитии ребенка. Читайте дальше, и вы узнаете, что меняется в поведении ребенка и как пережить этот кризис с наименьшими потерями для нервов мамы и малыша.

Что происходит с ребенком в 6 месяцев?

Примерно в 26 недель в голове у каждого младенца что-то щелкает, и малыш в одно мгновение перестает воспринимать мир таким, каким он казался вчера. Оказывается, между всеми объектами вокруг есть РАССТОЯНИЕ! То есть до сего момента ребенок фактически думал, что мир — это красивая картинка, разве что мама и папа материальны. И тут — бац, картинка оживает. Коробка внезапно становится реальным объектом, который можно потрогать и облизать! А еще до нее нужно как-то дотянуться, но сколько времени проведешь в пути, минуту или неделю, не понятно. Так что с 23 по 26 неделю ребенок постигает такое понятие, как дистанция от одной вещи до другой.

Неудивительно, что малыши в этот период становятся беспокойнее — нужно все потрогать и убедиться, что оно вполне осязаемо, что до этого можно дотянуться. Наша дочка еще в 5.5 месяцев стала больше проситься на ручки и настойчиво требовать поднести ее к цветам, магнитам, полотенцу, маминым цацкам, зеркалу и так по кругу несколько раз. Все нужно было обязательно пощупать/распотрошить/уронить, вот тогда миссия считалась выполненной