Как воспитывать подростка? 8 советов для осознанных родителей

Временные границы подросткового возраста определить сложно. Они зависят от индивидуальных качеств человека, от его социального положения. Многие исследователи склоняются к мнению, что подростковый возраст начинается в 11, а заканчивается в 21 год.

Подробный обзор

Раннее развитие способствует развитию мозга. 

Как известно, мозг малыша не прекращает формироваться после момента рождения. Наоборот, с рождения и до 3 лет формирование мозга протекает наиболее активно, и дополнительные нагрузки на этот орган сделают данный процесс более эффективным. Благодаря ежедневному получению новых знаний и опыта будут формироваться новые нейронные связи.

Ученые заметили разницу между детьми, которые получали максимальное количество информации с самого раннего возраста и теми, развитием которых занимались менее активно. Мозг первых был намного развитее и сложнее, нежели у вторых. Конечно же, многие могут возразить, что никогда не поздно наверстать упущенное.

В принципе, не поздно, но в будущем на это удет в десятки раз больше времени и усилий. 

2. Раннее развитие повышает уровень интеллекта. 

Казалось бы, что общего у щупанья гречки и складывания пирамидок с уровнем интеллекта. Но, именно такие простые развивающие занятия закладывают хорошее основание для развития гениального интеллекта.

Если наблюдать за детьми, которые с раннего возраста развивались под наблюдением родителей или учителей, можно отметить, что у них очень гибкий, живой ум, способность мгновенно реагировать, творчески подходить к решению любой задачи.

Раннее развитие способствует развитию мозга. 

Раннее развитие – это основа, на которой будет строиться весь последующий опыт.

3. Раннее развитие – это весело!

Те взрослые, которые говорят, что раннее развитие отнимает у ребенка детство, наверняка, ни разу не организовывали развивающее занятие. Детство – пора игр и веселья, беззаботности и стопроцентного родительского принятия, в котором малыши чувствуют себя комфортно и безопасно.

Развивающие игры – это именно то, что подходит под это описание. Более того, веселиться развиваясь, могут не только малыши, но и взрослые, которые занимаются с ними.

Каждое занятие не только приносит пользу интеллекту, но также положительные эмоции, которые не менее важны для формирующейся личности.

4. Развивающие занятия сближают родителей с детьми

Делая что-либо вместе, вы выстраиваете отношения, учитесь лучше понимать друг друга. Конечно же, есть множество других способов выстроить близкие отношения со своим малышом, но совместное времяпровождение в развивающих занятиях точно не будет лишним. 

5. Раннее развитие помогает малышу приобрести уверенность

Информированность, поощрение и похвала от родителей, осознание своих способностей – все это формирует здравую самооценку у ребенка.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш рос уверенным в себе, без страхов, комплексов и заниженной самооценки, вам просто необходимо помочь ему, как можно раньше, понять, что у него есть таланты и способности, он может быть успешным, пусть пока только на развивающих занятиях. 

6. Ранее развитие делает жизнь ребенка интереснее. 

Раннее развитие способствует развитию мозга. 

Неугасимое любопытство и страсть к познанию мира – это отличительная характеристика всех здоровых детей раннего возраста.

Развивающие занятия помогают утолить жажду знаний и восполнить потребность в получении новой информации и опыта.

Занимаясь развивающими играми с малышом, вы не угасите его любопытства, наоборот, еще больше стимулируете его к познанию мира, но вам удастся направить его познавательную энергию в правильное русло. 

7. Раннее развитие помогает ребенку пройти возрастные кризисы. 

Каждого малыша ожидает не один возрастной кризис. Это такие периоды, когда личность ребенка созревает, происходит ее трансформация и переход на новый уровень.

Возрастные кризисы многими детьми переносятся тяжело, не говоря уже об их родителях, которые часто даже не знают, что происходит и как помочь развивающейся личности. Но, раннее развитие помогает малышу быстрее и легче переносить такие этапы взросления.

Развитый ребенок проще выражает свои эмоции, потребности и желания, раньше становится самостоятельным. 

8. Раннее развитие – залог успешного будущего

Все мы желаем своим детям самого наилучшего. Мы хотим, чтобы они стали успешнее нас, смогли большего достичь и жили лучше. Раннее развитие помогает родителям сделать вклад в будущий успех своих детей. Ведь люди с развитым интеллектом в любой сфере деятельности смогут достичь высот. 

9. Раннее развитие – идеальная подготовка к дальнейшему обучению

Если развивать ребенка с самого раннего детства, ему будет проще усваивать образовательную программу в детском саду, школе и всех остальных заведениях.

Раннее развитие способствует развитию мозга. 

Малыши уже будут знакомы с механизмом усвоения знаний, и учеба не станет для них непосильной ношей, как часто бывает.

Более того, уже к школе малыш будет опережать своих сверстников по многим параметрам и сможет чувствовать себя уверено и свободно в новой среде. 

10. Раннее развитие прививает любовь к учению

Детские психологи в клиниках и образовательных учреждениях слышат жалобы на отсутствие интереса к обучению у детей, чаще приветствий. А все почему? Потому что не был заложен правильный фундамент. Развивающие занятия проходят в игровой форме, что только стимулирует интерес малыша к учебе. Такой подход позволяет «с пеленок» привить крохе любовь к образовательному процессу!

Читайте также:  Бить или не бить. Можно ли физически наказывать детей?

Елена,

Что умеет малыш от до месяцев

  • малыш начинает вытягивать ножки и ручки, к концу 2 месяца полностью раскрывает ладошки;
  • узнает лица родителей;
  • развивается слух и обоняние;
  • зрение еще не полностью сформировано, лучше показывать ребенку вещи на расстоянии полуметра;
  • может поворачивать голову и смотреть по сторонам лежа на животе;
  • начинает улыбаться на ласковое обращение;
  • может сжимать игрушки в руках;
  • реагирует на смену настроение окружающих (может понимать, когда его родители радуются, грустят или злятся).

С месяца ребенок уже неплохо адаптируется в окружающей среде. Теперь он спит не так долго. Продолжительность сна 11-13 часов. В дневное время малыш спит меньше, начинает бодрствовать. В этом возрасте грудничок развивается не только физически, но и психологически. У младенца постепенно начинает формироваться характер.

В этом возрасте появляются следующие умения:

Вес увеличивается примерно на 700 г, вырастает еще на 3 см.

Как правильно воспитывать ребенка с рождения: возрастные особенности

Воспитание детей того или иного возраста существенно отличается: то ли вы требуете самостоятельности от годовалого младенца, то ли сюсюкаетесь с почти совершеннолетней девицей – и что же правильно? Давайте подробнее разберемся с возрастными особенностями.

Как воспитывать малыша до года: больше любви и ласки

Важно понимать, насколько важна любовь матери в этом возрасте. Казалось бы, существо совсем маленькое, что оно может осознавать? Психологи утверждают, что до года у маленького человечка закладывается очень значимый в дальнейшем фундамент доверия. Причем не столько к родителям, сколько к окружающему миру и людям в принципе.

Не переживайте, когда станете для малыша «ведьмой»: это произойдет в любом случае, так как это естественный момент. Когда Вы не сможете помочь малышу и почувствуете себя полностью беспомощной, не кричите, не вымещайте злость, просто смиритесь. Вспомните, что тяжело не только Вам. Единственное, чем Вы сможете помочь, – оттянуть этот момент настолько, насколько можно. И, конечно же, простите себя: нет всемогущих людей.

Кортизол – гормон, вырабатывающийся при стрессе для адаптации к изменившимся условиям, он очень вреден младенцам. А потому единственная стратегия воспитания из возможных в этом возрасте – просто любить свое чадо и оберегать от различных болезней.

Как надо воспитывать детей от года до трех: не поддавайтесь на провокации

Поведение ребенка в этом возрасте несколько меняется: многим кажется, что он старается сделать все, чтобы довести до ручки своих родителей. Очень часто дитя капризничает, ломает вещи, требует, закатывает истерики. И здесь многие родители совершают главную ошибку: они стараются буквально вбить в этого маленького человека, что делать исключительно нельзя, а что можно.

Еще одним важным кирпичиком в психическом здоровье малыша является воля, которая формируется в этом возрасте. Важно не подавлять полностью инициативу маленькой личности – это способствует его самостоятельности в принятии решений. Поэтому правильным решением в этом возрасте будет давать ему проявлять себя, но в рамках такого контроля, о котором ребенок бы никак не догадывался. Не ведитесь на его истерики, но и не шлепайте в случае очередной сцены. Наблюдайте и сохраняйте спокойствие.

Как правильно воспитывать детей от трех до пяти: оберегаем, но не мешаем развитию

В этом возрасте у детей формируется коммуникабельность: надо общаться не только с родителями, но и со своими сверстниками. А потому Вам стоит позаботиться о том, чтобы сына или дочки появилась маленькая компания друзей, это можно также организовать, отправив свое чадо в детский сад или , что именно сверстники помогут научиться подчиняться понятию «нельзя»: различные игры вводят правила, нарушение которых исключает малыша из действа. Такие роли помогут Вашему чаду научиться соблюдать нормы, по которым живет все общество.

Ваша важная задача на этом этапе развития: привить навыки общения, чтобы малыш смог осознать и принять социальные правила и нормы. И последнему он должен научиться самостоятельно: очень тяжело навязать это маленькому человеку.

Как нужно правильно воспитывать ребенка-школьника: простая психология и ласка

Этот раздел очень важен, так как затрагивает аспекты воспитания и подростка, с которым достаточно бывает справиться. И если первые 6-7 классов это чудо следует всем Вашим советам, радуется каждой отличной оценке, то внезапная перемена настроения и привычек не должна пугать родителей – хотя пугает и очень часто. Ребенок взрослеет и пытается понять, что такое настоящий мир и как ему в нем выживать.

Разрыв между поколениями больше прослеживается уже в старших классах. Гормоны и половое созревание тоже оставляют свой след на поведении: покладистый ребенок может обозлиться на весь мир. Каждый родитель хочет лучшего своему чаду, но помните, что чем сильнее вы настаиваете – тем сильнее получите противодействие. А потому важно спокойно относиться к решениям своего сына или дочери – пусть ошибаются, им надо набраться опыта и понять, насколько важно прислушиваться к мнению родителей.

Характер и физическое развитие детей подросткового возраста

Подростковый возраст не имеет четких, абсолютных и определенных границ и характеристик. Всегда имеются некоторые различия, которые могут быть довольно существенными. Они объясняются влиянием:

  • специфических социальных факторов;
  • различных условий воспитания и обучения подростков.

И все же основную характеристику и линию развития детей в переходном периоде выделить можно. Прежде всего, стоит отметить, что именно для этого возраста характерно интенсивное и довольно часто неравномерное физическое созревание. Если условно изобразить этот процесс на графике, то получится довольно характерная кривая: постепенное плавное развитие ребенка до десяти лет сменяется стремительным и неравномерным подъемом, на пике которого происходит перелом и где-то к 15 годам кривая снова становится пологой и мягкой.

Младший подростковый возраст – это время бурного роста и формирования организма. Интенсивно растет тело, идет процесс окостенения скелета, совершенствуется мускульный аппарат. При этом апогей роста обычно приходится на 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков. Подчас подросток выглядит угловатым и нескладным. Всему виной неравномерное физическое развитие. Особенно интенсивно растут скелет и конечности в длину, при этом рост и формирование грудной клетки немного отстают. Все это и провоцирует некоторые характерные психологические особенности подросткового возраста. Подросток осознает свою нескладность и угловатость, стесняется ее и старается замаскировать, принимая вычурные и порою неестественные позы. Нередко он пытается отвлечь внимание от своей внешности напускной грубостью и бравадой. Даже легкая ироничная насмешка в отношении его походки, позы или фигуры может вызвать бурную реакцию, ведь подростка сильно угнетает мысль, что он нелеп и смешон в глазах окружающих его людей. Именно поэтому отношения в подростковом возрасте нужно строить крайне аккуратно, при этом особенную осторожность должны проявлять именно взрослые.

Читайте также:  Как делается массаж для новорожденных в домашних условиях

Возможны возрастные несоответствия и в развитии сердечно-сосудистой системы. В этот момент происходит значительное увеличение в объеме сердца, которое становится сильнее и работает более мощно. При этом кровеносные сосуды в развитии отстают, что нередко приводит к:

  • краткосрочным расстройствам кровообращения;
  • возрастному напряжению сердечной деятельности;
  • повышению кровяного давления.

В результате у некоторых подростков могут порой наблюдаться головокружения, временная слабость, учащенное сердцебиение, головные боли и сравнительно быстрая утомляемость. Все это совпадает с началом интенсивной деятельности щитовидной железы и прочих желез внутренней секреции и, как правило, приводит к скоропроходящим нарушениям в работе нервной системы подростка. Этим объясняется излишне бурное поведение в подростковом возрасте. Для подростков характерна повышенная возбудимость, раздражительность и вспыльчивость, которые часто выражаются в резких реакциях.

Нервная система подростков не всегда может выдерживать воздействие сильных или длительных монотонных раздражителей, и под их влиянием она часто переходит в состояние сильного возбуждения либо торможения. Подобным образом на подростка может подействовать длительное ожидание волнующего события, обилие впечатлений или сильные нервные потрясения. Реакция на подобные раздражители может быть кардинально противоположной. Одни подростки под их влиянием становятся вялыми, рассеянными и сонливыми, так как их нервная система тормозится. Другие могут совершать абсолютно несвойственные им поступки, порой вообще бессмысленные. Они становятся нервозными и раздражительными, начинают нарушать дисциплину, ставя в тупик учителей и родителей.

Естественно, все это не означает, что подростковый возраст является каким-то «инвалидным». К подростку вовсе не нужно относиться как к больному. Напротив – это возраст грандиозных замыслов и больших дел, пора активности и кипучей энергии. И грамотный педагог обязательно должен учитывать это в процессе организации учебно-воспитательного процесса.

Воспитание ребёнка в 1-года

И, наконец, о позитивном. Ниже приведены рекомендации относительно того, как правильно воспитывать ребёнка в 1-2 года.

  1. Проявляйте как можно больше внимания. В этом возрасте малыш в нём точно нуждается. Он хочет делиться с вами своими эмоциями, показывать, чему он научился, получать ваше одобрение, вместе радоваться, много общаться, играть и т. д. Никакие гаджеты, мультфильмы и суперигрушки не могут вас заменить. Ребёнку необходимо именно ваше присутствие и внимание. Подарите ему себя, ведь этот период очень ценен для вас обоих.
  2. Стимулируйте малыша к научению основным навыкам самообслуживания: ходить на горшок, мыть руки, кушать и одеваться самостоятельно. Важно, чтобы к началу посещения садика он умел всё это делать.
  3. Стимулируйте развитие речи. Проводите специальные занятия, разговаривайте с малышом эмоционально, используйте разные интонации, чётко проговаривайте слова, которым учите его. Больше общайтесь с ребёнком, комментируйте всё вокруг: когда гуляете, показываете книгу или журнал, смотрите мультфильм или просто играете.
  4. Помогайте малышу научиться самостоятельно засыпать. Способствуют этому некие ритуалы: спеть песенку, прочитать сказку, рассказать какую-то историю, «уложить спать» игрушки и т. д. Важно добиться того, чтобы ребёнок засыпал без вашей груди, без укачиваний и находился в своей кроватке.
  5. Стимулируйте развитие самостоятельности. Правильная позиция взрослых при этом – наблюдать, направлять, помогать, поддерживать, придавать уверенности (если действия ребёнка не опасны для его здоровья и не противоречат воспитанию). Но обязательно будьте рядом, ваш контроль здесь всё же необходим.
  6. Давать мини-задачи, которые понятны для малыша: «Принеси, пожалуйста…», «Давай собирать игрушки», «Сложи карандаши в коробку», «Надень…» Старайтесь при этом приобщать его к порядку и аккуратности. Хвалите за качественно выполненные задания.
  7. Чередуйте спокойные занятия с подвижными играми. Почаще переключайте внимание ребёнка с одной деятельности на другую. Не забывайте о зарядке и физических упражнениях. Малышу нужно много двигаться.
  8. Поощряйте проявление чувств. Так вы поможете малышу справляться с нахлынувшими эмоциями, научите его лучше понимать себя и других людей. Описывайте словами его поведение, например: «Ты сердишься» или «Ты так задорно смеёшься!»
  9. Не кричите и не применяйте физические наказания. Проявляйте терпение. Лучше 10 раз спокойно объяснить, что «это нельзя», чем один раз накричать. Следите за своими словами. Малыш всё чувствует, его легко обидеть.
  10. Способствуйте взаимодействию своего чада с другими детьми. Наблюдайте за тем, как он ведёт себя в присутствии сверстников. Объясняйте, как следует общаться с товарищами, что нужно помогать и дружить. Приводите примеры из книг, мультфильмов.
  11. Больше бывайте в людных местах, в гостях, способствуйте тому, чтобы ребёнок привыкал к окружающим, не боялся ваших родственников и знакомых. Постепенно нужно готовить его к посещению детского сада.
  12. Вы и ваше поведение – это пример для ребёнка. Ваши действия должны соответствовать словам. В таком случае воспитание будет понятным и эффективным. Малыш считывает ваши эмоции, заражается вашим настроением и часто копирует действия. Старайтесь не быть противоречивыми. Демонстрируйте оптимизм, уверенность, доброту и отзывчивость.

Всё в наших руках. Чем более зрелые методы воспитания мы выбираем, тем более зрелой становится личность ребёнка.

правил поведения с подростком лет

1. Не навязывайте свою точку зрения

В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями родителей.

Это не повод пытаться разубедить подростка и отрицать его выбор. Лучше всего прислушаться и попробовать разобраться в интересах взрослеющего человека. Это только добавит доверия в ваши с ним отношения.

Читайте также:  Воспитание ремнем: можно ли бить детей в целях воспитания

2. Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий

Подростковый дух это дух отрицания. Гормоны подстегивают подростка идти наперекор всему. И если еще три года назад ребенок любил семейные выезды с младшей сестрой, то теперь он может от них отказаться.

Его больше не пугает перспектива остаться одному дома. При этом, отказавшись в начале от участия в празднике или еще каком-либо семейном мероприятии, подросток может быстро передумать. Это чаще случается, если родители воспринимают отказ спокойно и не пытаются уговорить ребенка.

Прислушивайтесь и пробуйте разобраться в интересах взрослеющего человека

правил поведения с подростком лет

3. Дайте подростку личное пространство

Подростку очень важно знать, что у него есть свое пространство. Место, где он может положить личные вещи, книги, которые никто не передвинет и не переставит.

Научитесь стучаться, заходя в комнату к подростку. Даже если раньше вы никогда этого не делали. Сохранение личных границ взрослеющего ребенка поможет избежать конфликтных ситуаций.

4. Подавайте хороший пример

Вредные привычки родителей моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает что может себе позволить то же. Авторитет родителя, который подвержен зависимости, подрывается.

Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители врут родственникам и коллегам, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же, либо окончательно отстранится от родителей.

5. Помогите сформировать собственное мировоззрение

Родителям стоит поощрять индивидуальное мышление подростка. Если ребенок встает на чью-то сторону в конфликте сверстников, попробуйте построить с ним диалог. А ты правда думаешь, что твой друг прав?, А как бы ты поступил?.

В любых вопросах просите его выразить свое мнение, чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи, от которого зависит выбор места для отпуска или празднования юбилея.

6. Не критикуйте его друзей и подруг

Открытое порицание людей, в кругу которых вращается подросток, повлечет за собой либо протест с его стороны, либо факт общения с неугодными друзьями будет скрыт от родителей. Единственно верное решение позволить ребенку самому убедиться в отрицательных качествах тех или иных сверстников. И, если это случится, поддержите подростка, возможно, рассказать о похожем примере из своей жизни.

7. Позвольте подростку отвечать за свои ошибки

Даже те родители, которые предоставляют ребенку достаточно свободы, склонны брать на себя ответственность за его неблаговидные или неправильные поступки. Вместо этого стоит позволить подростку самому разобраться с проблемами. Если он случайно сломал телефон друга он должен заработать на ремонт. Если получил плохую оценку в четверти должен сам договориться с преподавателем о том, чтобы ее исправить.

правил поведения с подростком лет

8. Спокойно воспринимайте внезапные смены настроения

Если ребенок случайно сломал телефон друга он должен сам заработать на ремонт

Подросток не управляет своим настроением. Вместо него это делают гормоны. Обижаться или ругаться с ним бесполезно и не педагогично. Кроме того, это может в будущем повлиять на его межличностные отношения.

Поэтому лучше всего объяснять ребенку, чем вызваны его эмоции и научить его выражать гнев спокойно, с помощью техники Я сообщений. И сдерживаться самому. В конце концов, переходный возраст имеет свойство заканчиваться.

Елена Кононова

Что полезно запомнить?

Иногда воспитывать подростка может быть трудно, и это нормально. Постарайтесь просто пережить этот возраст — главное, вместе. Ваши интересы и жизненный опыт помогут вам не раствориться в тревоге за своего ребенка и найти с ним общий язык.

  • Давайте ребенку свободу, позволяйте ему брать на себя ответственность и учиться с ней справляться. Это поможет ему стать более взрослым и самостоятельным
  • Рассказывайте подростку о себе, своих увлечениях, переживаниях и неудачах. Так он будет больше вам доверять
  • Поощряйте увлечения подростка и попытки узнать мир — это сделает вас ближе друг к другу
  • Поддерживайте общение и не критикуйте, несмотря на возможные бунты и непонимание. Так вы будете поддерживать нить, которая связывает родителя и ребенка
  • Подросток должен знать и чувствовать, что дом — это действительно его крепость. А родители — любящие люди, которые встанут на его сторону и защитят в любой ситуации.

Мы рассказали, как воспитывать подростка — но конкретные случаи всегда полезно обсуждать с профессионалами. Если вам кажется, что у ребенка нет интересов, вы волнуетесь за его будущее и выбор профессии, записывайтесь на индивидуальную консультацию «3 шага успешной мотивации ребенка». Именно от правильной мотивации зависит будущий успех подростка. Мы поможем ему найти и четко определить свои цели, чтобы обозначить первые шаги для их достижения. Все это абсолютно бесплатно!

Поделиться1

Подростковый кризис

Подростковый кризис – понятие относительное:

  • часть исследователей считает, что это и есть весь период переходного возраста;
  • кто-то отводит на это первый год;
  • а кто-то считает, что это индивидуальный феномен, который может возникнуть в любое время в рамках подросткового возраста или не возникнуть вовсе.

Например, психолог Л. С. Выготский на этапе отрочества (подростковый период) выделил два кризиса – 13 лет и 17 лет. Первый кризис знаменует переход от детства к отрочеству, второй – от отрочества к юности.

Говоря упрощенно, кризис подросткового возраста – это пик эмоциональной активности, гормонального выброса, личностного развития. Крайний вариант кризиса – девиации.

Таким образом, подростковый кризис – это проявление внутриличностного конфликта, формируемого под влиянием внешних факторов (стиль воспитания родителей) и внутренних (несоответствие потребностей подростка и возможностей их удовлетворения).

Если родители педагогически грамотно поступают, то девиаций, аффективных вспышек и конфликтов можно избежать. Правда важно не путать гладкое течение подросткового возраста со специфическим кризисом. Некоторые дети наоборот излишне замыкаются в себе, что опасно депрессией и суицидом.

Если говорить о первичном кризисе начала подросткового возраста (переход от детства к отрочеству), то для него свойственны две главные черты:

  • снижение работоспособности, школьной успеваемости (обусловлено происходящей сменой типа мышления);
  • негативизм (негативные поведенческие реакции, вызванные стремлением к эмансипации).