Как воспитывать мальчика 10 лет — советы психолога

Вместе с воспитанием и активным развитием сына и дочки в период завершения дошкольного возраста перед родителями возникает очень важный вопрос – отдавать ли ребенка в школу? Какие особенности воспитания детей 6 лет могут свидетельствовать о готовности к этим кардинальным переменам в жизни?

Особенности воспитания детей лет.

но и способны давать им оценку, выражать свое отношение и классифицировать по различным критериям. Легко усваивая новые знания, ребенок в 6 лет достигает нормы развития, даже в случаях преждевременного рождения и соответствует уровню подготовки к школе.

Особенности воспитания детей 6 лет проводится в разных направлениях и включает в себя познавательное и речевое развитие, художественно-эстетический и социально-коммуникативный уровень, физическую подготовку. Главная задача дошкольной подготовки – создать благоприятную почву для того, чтобы дети могли с легкостью осилить любой преподаваемый предмет в школе и овладеть необходимыми знаниями.

Особенности воспитания детей лет.

Фундамент всесторонне развитого человека закладывается в дошкольном возрасте. При этом в воспитании стоит придерживаться золотой середины. Если ребенок хочет научиться читать и считать, нужно не ограничивать его в этом стремлении, и вместе с тем, при отсутствии желания не заставлять учить, а использовать элементы игры.

Правила построения занятий

Содержание

  • 1 Правила построения занятий
  • 2 Что должен уметь ребёнок в 3 года
  • 3 Кризис трёхлетнего возраста
  • 4 Виды развития ребёнка
    • 4.1 Физическое
    • 4.2 Познавательное
    • 4.3 Сенсорное
    • 4.4 Музыкальное
    • 4.5 Речевое
    • 4.6 Мелкая моторика
    • 4.7 Творческое
    • 4.8 Социальное
    • 4.9 Математика
      • 4.9.1 Минимальный уровень знаний
      • 4.9.2 Карточки
      • 4.9.3 Пазлы
      • 4.9.4 Какие нужны прописи
      • 4.9.5 Раскраски
    • Логика
    • Бытовые навыки

Все развивающие задания для детей 3-4 лет строятся в игровой форме. Так они воспринимают и запоминают информацию намного лучше.

Правила построения занятий

Проводить такие занятия лучше после дневного или ночного сна. В это время малыш лучше всего усваивает информацию. Однако играя с ребёнком в развивающие игры, нужно следить, чтобы упражнения не превышали 25 минут, так как дольше этого времени он концентрироваться не может.

Чтобы упражнения давали максимальный эффект, необходимо заранее не только подготовить вещи, которые будут при этом использоваться, но и продумать сценарий. При этом все задания должны быть направлены на развитие различных навыков, но объединены в один сюжет. Например, все задания можно построить на помощи тому или иному сказочному или же мультипликационному герою.

Уже умеют: главные навыки семилетнего ребёнка

«Он уже такой взрослый!» – эту фразу чаще всего можно услышать от родителей семилетнего ребёнка. И действительно, в этом возрасте ребёнок впечатляет навыками самообслуживания. Этот маленький, но уже вполне взрослый человек умеет самостоятельно (и притом без труда) застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, откручивать крышки на бутылочках с водой и протирать пыль, вдевать нитку в иголку и пришивать пуговицы. Некоторые дети даже могут приготовить себе простейший завтрак – залить молоком смесь хлопьев или соорудить полезный бутерброд.

«Он уже столько всего знает!» – гордятся родители своим малышом (а ребёнок в 7 лет по сути ещё малыш). Семилетка знает свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, может назвать их профессии, свой домашний адрес и телефон. Будущий или новоиспечённый первоклассник знает, в какой стране и в каком городе он живёт. Для него не проблема назвать времена года, месяцы в году или дни недели. Он знаком со всеми распространёнными растениями, животными и насекомыми, отличает диких животных от домашних, перелётных птиц от зимующих.

В это время совершенствуются и навыки письма, необходимые для успешного обучения в школе. Большинство семилеток уже правильно держат ручку и карандаш в руке, проводят непрерывные прямые, волнистые и ломаные линии, обводят по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; пишут графические диктанты, аккуратно закрашивают рисунок, не выходя за контуры, продолжают штриховку и копируют геометрические фигуры.

В возрасте семи лет многие дети неплохо читают и понимают прочитанное, отличают буквы от звуков, гласные от согласных. В формировании элементарных математических представлений у семилеток тоже прогресс: они умеют считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; сравнивать предметы.

Окружающий мир

— называть себя и членов семьи по имени, фамилии и отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес школы, название своего города/села, региона, страны;

— приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, праздников; профессий;

— различать объекты живой и неживой природы, овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные, лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

— описывать самые распространенные в родном крае растения, деревья, кустарники, травы; основные группы животных, выделять их самые существенные признаки;

— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в и.ч. за сезонными изменениями в природе), опыты под руководством учителя, вести счет времени;

— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;

— соблюдать правила безопасного поведения в природе;

— соблюдать правила безопасной работы в школе, на учебном месте школьника, безопасно использовать ресурсы Интернета и электронные ресурсы школы;

— соблюдать правила безопасного поведения пешехода, правила безопасности передвижения на самокатах, роликовых коньках.

Общее развитие

Семья и место жительства

назвать своё полное имя (ФИО), имена родителей, бабушки и дедушки

профессии родителей

свой домашний адрес (от номера квартиры и этажа до названия города) и телефон

родная страна и хотя бы несколько других стран мира

Природа

названия самых распространённых растений, животных, насекомых

различать зверей, птиц и рыб, называть отличия (нос-клюв, перья-шерсть-чешуя, лапы-крылья-плавники)

отличать диких животных от домашних и приводить примеры тех и других

называть обителей морей

  • Энциклопедии природы и животных

отличать деревья от кустарников

отличать фрукты, ягоды, овощи, приводить примеры, объяснять, где что растёт (овощи растут в поле, в огороде, а фрукты в саду)

приводить примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах и на деревьях

приводить примеры овощей, которые растут в земле, на грядке, висят на ветках

привести примеры овощей и фруктов разных цветов

назвать основные лесные деревья, кусты, ягоды и грибы

  • Книги о детёнышах животных

рассказать, зачем нужны домашние животные (животные фермы)

знать названия детёнышей животных и называть их именно так (а не называть щенка собакой): жеребёнок, телёнок, ягнёнок, котёнок, щенок, поросёнок, медвежонок, волчонок, лисёнок, бельчонок, цыплёнок, утёнок, и прочие

Набор от Safari из 11 фигурок детёнышей диких животных, которые помогут ребёнку запомнить названия животных: зебры, панды, бегемота, шимпанзе, носорога, аллигатора, гориллы, слона, тигра, белого медведя и жирафа.

  • Дидактические материалы по комнатным растениям

назвать самые распространённые комнатные растения, которые есть дома, в детском саду (желательно знать хотя бы часть данных растений: фикус, кактус, фиалка, герань, щучий хвост (сансевьерия), алоэ, хлорофитум, фуксия, традесканция, каланхоэ, бегония, антуриум, юкка)

знать некоторые камни и минералы (обратите внимание на энциклопедии Росмэн)

желательно знать названия хотя бы некоторых планет, понимать, что Солнце — не планета, а звезда, а Луна — спутник Земли)

Вещи, формы, технологии

виды транспорта: воздушный, морской, наземный, подземный и подводный (с примерами)

какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг (не путать круг и шар)

различать и приводить примеры: мебель, посуда, одежда, обувь

знать, что есть в школе (класс, парта, портфель, школьный звонок, столовая, сменная обувь и прочее)

знать, (тетради, учебники, пенал с ручками и карандашами, школьная форма)

очень важно, чтобы ребёнок смог ответить на вопрос, зачем он идет в школу, что ему может здесь понравиться (учителя, новые знания, друзья, школьный автобус, писать на школьной доске, интересные учебники…)

Человек и общество

различать лево-право, верх-низ, спереди-сзади, уметь показать правый глаз, левое ухо, левое колено, правый локоть, и т. п.

дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена, и т. п.

понятия раньше-позже

профессии

виды спорта

основные правила дорожного движения и дорожные знаки (светофор, пешеходный переход)

называть фамилии известных писателей и поэтов

называть основные праздники

уметь рассказать о своих увлечениях

понимать, что такое деньги, различать рубль и копейку

Календарь и природные явления

знать времена года и их последовательность, сколько месяцев в году, с какого месяца начинается год

ориентироваться во времени, знать времена суток

знать, сколько дней в месяце (около 30), дней в неделе, часов в сутках, знать дни недели

знать о природных и погодных явлениях (гроза, метель, засуха, извержение вулкана)

когда что делаем: снег бывает зимой (катаемся на лыжах, санках), купаться можно летом, сажаем цветы весной, собираем урожай осенью

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания. И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать. Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий. Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть. Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр. Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков. Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток. Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек. Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Читайте также:  Как научить подростков справляться с трудностями

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в класс в году в России

При поступлении в школу к будущему первокласснику предъявляются определенные требования, которые помогут ему легче адаптироваться к новым условиям и проще воспринимать программу 1 класса. Программа дошкольных учреждений обычно направлена на то, чтобы облегчить подготовку к школе и осуществить ее в условиях сада, но этого не всегда достаточно.

Гораздо лучше подготовиться к школе ребенок сможет, если родители будут заниматься его всесторонним развитием.

Общее развитие

Дошкольник должен знать общую информацию:

  • свое полное имя, фамилию и отчество;
  • называть по именам близкое окружение семьи, кем работают мама и папа, домашний адрес;
  • название своей страны и несколько других на выбор;
  • отличие овощей и фруктов, где растут, как употребляют;
  • животных и их детенышей, называть правильно;
  • отличие кустов от деревьев и травы;
  • чем отличаются птицы от рыб и зверей;
  • транспорт;
  • основные геометрические формы и на что они похожи;
  • времена года, время суток, дни недели, погоду.

Математика

Будущий первоклассник должен иметь математические навыки. А именно:

  • счет до 10 туда и обратно, находить пропущенную цифру в ряду;
  • вычитать и складывать в пределах 10, на 1-2 предмета. Например, 5-2=3;
  • сравнивать предметы по количеству, длине, ширине;
  • делать картинки из геометрических фигур, называть их;
  • делить группу предметов на равные части;
  • называть количество предметов и находить цифровое обозначение.

Чтение

Будущему ученику будет намного проще в 1 классе, если он еще до школы научится чтению. Дошкольник при поступлении в первый класс должен уметь:

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в класс в году в России
  • прочитать любую букву в алфавите и найти ее в слове;
  • подобрать несколько слов на названную букву;
  • делить простое слово, если оно состоит из 2-3 слогов;
  • читать предложение, если оно состоит из 4 слов, написано крупными буквами и слова не сложные в произношении.

Развитие речи

Кроме правильного произношения слов и звуков, в школе проверяют развитие речи. Ребенка могут попросить:

  • рассказать стишки, пересказать сказки;
  • повторить за взрослым короткое предложение не изменив слова и их порядок;
  • описать картинки после непродолжительного ее просмотра. Составить по ней простой рассказ, историю.

Культура и общение

Культура и общение выявляются в процессе общения. Ребенок должен уметь:

  • здороваться, прощаться;
  • если ему оказывают помощь, то благодарить за нее;
  • в разговоре использовать вежливые слова, особенно в просьбе;
  • в помещении разговаривать тихо, не кричать и не перебивать;
  • во время общения старших людей не вмешивается и ждет, пока они закончат;
  • не мусорит, не разбрасывает вещи, соблюдает чистоту.

Моторика

Чтобы понять, правильно ли развиты мелкие мышцы в руках ребенка, нужно обратить внимание на то, насколько он правильно выполняет простые манипуляции. Например, как ребенок:

  • держит пишущие и рисующие принадлежности;
  • проводит прямую линию без линейки;
  • перерисовывает по образцу простые фигуры;
  • лепит, делает аппликации и вырезает ножницами самостоятельно;
  • штрихует картинки, разукрашивает, не выходя за контур.

Психология и воспитание детей лет: кризисы у мальчиков и девочек в лет

Постепенно с этого возраста ребенок вступает в чрезвычайно сложный и эмоциональный период – переходный возраст. На фоне физических изменений, происходящих в теле ребенка, происходит изменение уровня гормонов, меняется эмоциональный фон и психология. В этом возрасте возникает еще один кризисный период, который нужно правильно пережить.

Дети в этом возрасте уже относительно самостоятельны, они уже не столь сильно привязаны к матери и отцу, не так сильно от них зависят. Они всеми силами пытаются проявлять свою независимость. В связи с тем, что зачастую мнение родителей расходится с их видением мира, могут возникать элементы агрессии в поведении.

Зачастую это оборачивается противостоянием между ними и родителями. Дети пытаются самовыражаться, ведя себя в противоположность тому, что от них просят родители.

Добавляет в копилку сложного поведения еще и переменчивое настроение в связи с колебанием гормонального фона – настроение может меняться без видимых на то причин, и переживать по поводу этого не нужно.

Как воспитывать ребенка в 10 лет

Далеко не все родители сейчас не знают, как воспитать девочку 10 лет или ровесника-мальчика. В попытках вырастить из своего малыша человека доброго и положительного, родители зачастую проявляют чрезмерное усердие.

Одной из самых частых проблем в воспитании становится обилие всевозможных запретов и слов «нет». Дети активно продолжают познавать мир, и такие запреты для них крайне тяжелы психологически. Ребенок просто не может их выдержать и постоянно их нарушает. В итоге приводится все к тому, что родители считают, что их запреты не имеют для ребенка смысла и значения, и что дети не хотят их слушаться.

Другой ошибкой в воспитании своих детей являются сравнение детей с другими, упреки или крики. Нельзя кричать на ребенка, важно все объяснять спокойно и без истерик. Старайтесь меньше ругать ребенка, и больше хвалить, и категорически запрещено в негативном тоне сравнивать ребенка с другими, унижать его достоинства – ребенок каждый по-своему уникален.

Вопрос о том, как правильно воспитывать мальчика или девочку 10 лет крайне сложен. В этом возрасте происходит некоторое эмоциональное отдаление и охлаждение отношений между детьми и родителями. Особенно видны различия в отношении мальчиков к мамам, и девочек к папам.

Читайте также:  Температура при грудном вскармливании

Особенно сложно данный период может протекать в тех семьях, где ребенка воспитывает только один родитель.

В этот период у ребенка должен быть близкий человек из взрослых его пола ( для девочек мама, тетя бабушка), для мальчиков – отец, брат, дядя), кому он может доверить свои переживания и страхи, с кем может доверительно говорить.

Психология мальчика 10 лет или девочки особенная в этот период, дети не совсем еще осознают, что происходит с их телом и настроением, могут формировать комплексы. В связи с этим, чтобы сформировать позитивное отношение к своему телу, стоит уделить внимание занятиям спортом.

Детям важно находиться в коллективе и общаться с ровесниками, иметь друзей,  родителям сейчас нужно вести себя так, чтобы они были для детей предметами для подражания. Особенность психологии детей 10 лет, особенно если это мальчики, зачастую толкает их на необдуманные поступки или нарушение правил безопасности. Важно, чтобы родители могли донести до сына или дочери, чем чреваты те или иные действия и поступки, к чему они в итоге могут привести.

Кричать и ругаться, сажать ребенка под арест при его проступках – не выход из ситуации, это только оттолкнет детей от вас.

Естественно, детям нужно давать определенную свободу, но понимать, насколько должен быть самостоятелен мальчик 10 лет или девочка. Детям важно ощущать свою самостоятельность и доверие к ним родителей.

Симптомы кризиса у детей 10 лет — как выявить и преодолеть

Наряду с более ранними, этот возраст у детей также кризисный. С одной стороны, они уже относительно взрослые для принятия решений и ответственности за них, с другой стороны – не имеют жизненного опыта.

В виду этого в переходный возраст у мальчиков в 10 лет или девочек могут возникать сложности в общении со взрослыми или детьми, замкнутость, неуверенность в себе и другие проблемы.

Родителям важно в этот период проявить участие и ненавязчиво предлагать помощь в преодолении этого периода.

Памятка для родителей

10 принципов развития, на которые родители должны обратить внимание:

  1. Начинать готовить к школе. С этого возраста необходимо начинать ежедневный учебный процесс в игровой форме. Это занятия по обучению грамоте, чтению, рисованию, лепке. Не следует обучать письму, главное, научить держать правильно карандаш, кисть. Регулярность обучения создаст привычку.
  2. Учить управлять своим вниманием. Сконцентрироваться полностью на чём-то одном для пятилетнего ребёнка ещё сложно, но если в этом возрасте не заложить привычку, то в школе ему будет трудно слушать учителя и не отвлекаться.
  3. Расширять границы кругозора. Ребёнку надо предоставлять максимальный объём информации, знакомить с окружающим миром, учить наблюдать и делать выводы. Для этого следует ходить с ним в театр, посещать музеи, знакомить с энциклопедиями.
  4. Тренировать память. Поскольку дети в этом возрасте имеют память непроизвольную, они запоминают только то, что им интересно, следует развивать память, для которой требуются усилия. Учить много стихов, рассказывать по памяти сказки, придерживаясь фабулы, играть в игры на запоминание.
  5. Развивать речь. Именно в этом возрасте следует обратить особое внимание на речь ребёнка и заблаговременно до школы исправить все речевые нарушения.
  6. Учить читать. Умение читать поможет ребёнку в школе с лёгкостью усваивать материал, не отвлекаясь на трудности складывания букв.
  7. Играть с детьми в сюжетно-ролевые игры. В этот период у детей происходит активное развитие фантазии, которая находит воплощение в играх. Но деятельность в игре должна быть осмысленная, с небольшими фантазийными элементами. В этот период ребёнок нуждается в свободных играх со сверстниками.
  8. Развивать таланты и способности ребёнка. Этот возраст, наиболее плодотворный для занятий рисованием, пением, музыкой, танцами. Необходимо подобрать такие занятия, которые отвечают интересам самого ребёнка. Но и не забывать о домашнем обучении: совместном рисовании, лепке, поделках из бумаги.
  9. Привлекать детей к труду. Необходимо в этом возрасте обучать и привлекать к осмысленной трудовой деятельности, домашнему труду.
  10. Подавать пример. Родителям необходимо быть примером для подражания во всём.
Памятка для родителей

Воспитание должно строиться по чёткой системе, которая ведёт ребёнка к определённой цели. Дети должны освоить огромный объём знаний и умений. Поэтому родителям необходимо знать, что должен уметь их ребёнок не только в 5 лет, но и в другие годы дошкольного возраста.

Оформление статьи: Владимир Великий

Отличие мальчиков от девочек с точки зрения психологии

Психология ребенка-девочки 8 лет: ребенок становится усидчивым, спокойным, аккуратным, сосредоточенным. Она хорошо учится и ведет себя надлежащим образом. Девочки начинают делиться секретами, появляется интерес к мальчикам, и при отсутствии взаимности сильно расстраиваются. Девочек завлекают танцы, кружки по рукоделию. Настроение всегда уравновешенное, они со всем соглашаются и выполняют поставленные перед ними задачи.

Психология мальчика 8 лет: ребенок очень активный, постоянно видит соперничество в сверстниках. Друг перед другом хвастаются своими знаниями о военной технике или оружии. Эмоциональное состояние нестабильное, не умеют скрывать чувства, поэтому могут расплакаться из-за любой мелочи. Увлекаются только теми играми, правила которых им известны и понятны. Их практически невозможно научить аккуратности, они не выдерживают монотонной работы и усидчивости во время урока.

Психология ребенка 8 лет устроена таким образом, что он нуждается в авторитете. Ему нужен человек, на которого он будет равняться и стараться выглядеть также. Мальчики ищут их среди сверстников и в частых случаях ими становятся ребята не с самым лучшим поведением.