Как сделать, чтобы ребенок начал читать?

Как научить ребенка читать? Вопрос о том, как правильно и эффективно научить ребенка читать быстро, задает себе рано или поздно каждый родитель. Это нормально и правильно.Гораздо хуже, когда родителю абсолютно все равно с какой скоростью и как хорошо читает его ребенок. Изучите статью и отдельно обратите внимание на рабочие тетради, чтоб узнать как научить ребенка читать. Плюс сделать это быстро, в увлекательной форме и интересно для вашего малыша.

Кому нужен репетитор

Как начать репетиторство? Понять, кому конкретно это нужно, кто ваши будущие ученики.

  • Дети 5-7 лет, которых родители желают пораньше подготовить к школе. Частный педагог преподает ребенку азы чтения, счета, иностранные языки, другие предметы.
  • Ученики 5-6 классов, не справляющиеся с нагрузкой после начальной школы. Каждый из педагогов начинает предъявлять свои требования, и многие дети теряют уверенность в своих силах, знаниях, а в конце концов реально отстают по новым предметам. Репетитор помогает наверстать упущенное, догнать программу.
  • Школьники 7-9 классов, проявляющие склонность к отдельным наукам. Здесь частный педагог помогает раскрыть потенциал, углубить знания, а также готовит к ОГЭ, конкурсам, олимпиадам.
  • Ученики 10-11 классов, которые задумались о поступлении в вузы. Нанятый преподаватель на дополнительных занятиях готовит к ЕГЭ, олимпиадам (чтобы подопечный получил льготы, положенные призерам).

При желании можете заниматься с кем угодно. Но перед тем, как работать репетитором, реально оцените, соответствует ли ваш уровень знаний поставленным задачам и насколько вы можете преподавать — объяснить, увлечь ученика, вдохновить его на достижение успехов.

О проблеме в двух словах

Нужно обратить внимание на то, что человек, привыкший к тому, что о нем кто-то другой заботиться, рано или поздно может потерять своего родителя (от старости), и тогда столкнется с реальностью, которая будет для него очень болезненной. Следом придет депрессия, злоупотребление спиртным или наркотическими веществами, не исключены суицидальные мысли.

  1. Вопрос «помогать ли взрослым детям?» даже не поднимается у американцев и западных европейцев. Они давно определили для себя модель поведения, при которой выросший ребенок становится самостоятельным, никто не продолжает оказывать ему помощь, в частности финансовую. И это учит детей уверенно стоять на своих ногах.
  2. В нашей стране нередки ситуации, когда ребенку продолжают помогать даже, когда он пересекает 40-летний рубеж. Престарелые родители помогают решать денежные вопросы, предоставляют свою жилплощадь, сидят с внуками. И, как правило, великовозрастный детина даже не задумывается о том, что родители уже немолодые, у них есть проблемы со здоровьем, и какие-то собственные интересы.

Задаваясь вопросом, должны ли родители оказывать детям финансовую поддержку, стоит учитывать, что возможны самые разные ситуации. Например, обязательно нужно помогать в следующих случаях.

  1. Когда ребенку для старта в жизнь необходимо финансовое вложение в образование, нормально, если родители дадут своему отпрыску такой шанс.
  2. В ситуации, когда взрослому человеку необходима помощь финансового вложения родителей в какое-то дело для раскрутки своего бизнеса или карьерного роста. Если они у него обеспечены и могут себе это позволить, то подобный шаг вполне допустим. Особенно, если они верят в своего ребенка, убеждены, что он добьется успеха.
  3. Можно оказывать моральную поддержку, сидеть с внуками, когда это действительно необходимо.
  4. Если взрослый ребенок действительно не может самостоятельно о себе заботиться, например, по причине инвалидности, родители должны оказывать ему помощь.

Что нужно помнить родителям:

Нужно каждый день отводить определенное время на чтение с ребенком. Лучше, если это будет делать не няня и не бабушка, а один из самых любимых и значимых взрослых. Удобнее выбрать время, связанное с какой-то последовательностью действий, скажем, перед ужином или после него.

Надо обязательно выбирать интересный текст. Если ребенок в шесть-семь лет не начал читать сам, то ему уже «Машенька и медведь» не интересна, а то, что может быть интересно, он не осилит по объему. И на этом многие останавливаются. Поэтому вы идете в хороший книжный магазин или на книжную выставку, или листаете книгу в интернет-магазине и выбираете тот объем текста и ту тему, которая вашему ребенку будет интересна, вплоть до того, что для девочки это могут быть кулинарные рецепты, а для мальчиков — сборник анекдотов, и наоборот. Сейчас много переводных текстов, где совсем немного фраз, такие тексты есть в переизданных журналах «Мурзилка».

Сначала ребенок читает примерно семь минут. Постепенно нужно увеличивать время чтения до 15-20 минут, не больше. Это самое важное, чтобы, во-первых, была информация, а во-вторых, ребенок не переутомился. Чтобы не пропустить момент, когда ребенок начал уставать, можно заводить таймер.

Если чтение дается тяжело, можно давать какую-то небольшую награду для поощрения, например что-то вкусное к чаю или настольную игру после чтения. Либо принять жетонную систему поощрения: ребенок может копить «солнышки». За неделю таких «солнышек» можно набрать пять-шесть штук. Но ни в коем случае нельзя использовать в качестве поощрения телевизор или Интернет.

Хвалите ребенка за чтение. Можно, например, провести праздник сотой страницы — купить пирог, пойти на аттракционы… Когда ребенок учится ездить на велосипеде, его нужно немножко поддержать — и он поедет. А если не держать, может не поехать. Может сильно удариться, разувериться в своих силах. С чтением дело обстоит точно так же.

Ника Батхен. Ребенок не любит читать. Кто виноват? Что делать? Как заставить ребенка читать и стоит ли это делать? Мария Брюханова. Подросток и чтение Виталий Каплан. Кривая речь

Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем сказок, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание!

Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать . Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно». Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Читая сказки детям, обязательно следите за их реакцией. Ребенок всегда даст знать, понравилась ему сказка или нет. А если Вы хотите привить своему ребенку любовь к чтению – есть один простой секрет. Начинайте читать детям сказки как можно раньше, учитывая его возраст, интересы и характер – и только в этом случае Вы станете настоящим проводником в удивительный мир чтения для своего ребенка.

16. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

17. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

18. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

19. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

20. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

21. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

22. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.

23. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

24. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

25. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

26. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир! Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Куда отправлять пробные работы и с чего начать молодым писателям

Итак, рукопись готова, вычитана и отредактирована. С чего же начать свою писательскую карьеру? Есть несколько вариантов, как опубликовать работу.

  1. Издательство. Каждый, кто мечтает стать настоящим писателем, чаще всего выбирает этот путь к успеху. Это действительно неплохой вариант, чтобы начать работать в литературе. Но важно понимать, что у каждого издательства есть свои требования, и с ними нужно ознакомиться еще до отправки рукописи, так как в случае несоблюдения текст даже не начнут читать. Вся информация обычно расположена на сайте издательства в соответствующем блоке «начинающим авторам». Чтобы шансы на успех стали более ощутимыми, лучше отправить рукопись сразу в несколько мест, не забыв ознакомиться с требованиями каждого.
  2. Размещение произведения в интернете. Например, на таких профильных платформах, как , и А если хочется не просто стать писателем, но и сразу начать зарабатывать, можно опубликовать свою работу на специальном ресурсе, например, Меценат.
  3. Толстые литературные журналы, публикующие произведения малоизвестных писателей, которые только начинают свою писательскую карьеру. В России их не один десяток, например, Звезда или Новый мир. Тот же Вестник Европы, в котором когда-то публиковался А. С. Пушкин, существует и по сей день. Стать автором в подобном журнале — шаг к известности, так как издательства с удовольствием начинают сотрудничать с писателями, у которых уже были публикации.
  4. Массовые издания. Это газеты и журналы, которые читает широкая публика, и попасть на их страницы намного легче. Стать автором в таком издании — отличный способ заявить о себе. Даже если за это ничего не заплатят, начинающий писатель сможет найти своих первых поклонников.
  5. Литературный конкурс. Здесь не будут издавать рукопись, но это реальный шанс заявить о себе. Многие детские писатели, например, Дарья Доцук, стали знаменитыми именно благодаря им. Литературные издательства с удовольствием принимают произведения таких авторов, именуя конкурс ситом современного таланта.
Читайте также:  10 золотых правил для родителей годовалого ребенка!

Как научить ребенка читать – порядок действий

Давайте попробуем разобраться в основных принципах обучения детей чтению, начиная от звуков и заканчивая словами. Эта информация будет особенно полезны тем родителям, которые предпочитают классическую методику, которая неизменно показывает хорошие результаты вот уже много и много лет.

Какие же правила стоит соблюдать родителям?

  1. Не изучайте алфавит по порядку. Начинайте с гласных звуков, которые просто проговаривать и напевать. Потом переходите к согласным.
  2. Произносите звуки. Важнейший нюанс, о котором забывают многие родители. Нужно произносить звук, а не букву. Например: М, а не ЭМ, В, а не ВЭ.
  3. Учите ребёнка соединять гласные. Тут всё просто: АУ, ОУ, УА. Малыш даже может пропеть подобное сочетание.
  4. Изучите слоги, в которых сочетаются гласные и согласные звуки: ПА, МА, БА, ДА.
  5. Начинайте всегда со слога МА, поскольку сочетание этих звуков знакомо детям с раннего возраста. «Мама» – первое и простое слово для восприятия.
  6. Тяните звуки. Сначала тяните звук М: Мммм, потом А: Аааааа. Затем соединяйте: МмммАаааа.
  7. Изучайте обратные слоги. Прямые – это когда сначала стоит согласная буква, а потом – гласная (ПА, МА, МУ). Обратные – сначала гласная, а затем – согласная (АП, АМ, УМ).
  8. Чередуйте слоги, которые начинаются со звонкой и глухой буквы. Например: ГА-КА, ПА-БА, ЗА-СА.
  9. Учите читать слова последовательно. Сперва это будут односложные слова: КОТ, ДУБ, ДОМ, СОН. Потом двусложные: МАМА, ПАПА, РАМА, МЫЛО. Потом трёхсложные и т.д.: КОРОВА, МОЛОКО.
  10. Учите читать простейшие тексты. Обычно это детские сказки, сюжет которых повторяется снова и снова. Подойдут «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

В любом случае стоит первоначально ознакомиться с рекомендациями автора методики, который подробно расскажет, как научить вашего ребенка читать. Когда вы поймёте принцип, сможете без особых проблем выстроить занятия.

Чтение по методике Домана и наш не самый удачный опыт

Из всех методик чтение по Доману, пожалуй, кажется, самым непривычным для нашего понимания. В этой системе малышу в быстром темпе на карточках показываются сразу целые слова, много слов! По утверждению Домана, ребенок очень быстро начинает запоминать написание показываемых ему слов и постепенно приходит к их чтению. «Но ведь невозможно запомнить все слова русского языка!» — должно быть, подумали сейчас вы. Однако Доман утверждает, что в процессе многократных показов ребенок не просто фотографически запоминает слова, он учится анализировать их состав. И просмотрев немало слов, малыш вскоре начинает понимать, как построено слово, из каких букв состоит, и как собственно его читать. А, усвоив это, он сможет читать не только те слова, которые вы ему показывали, но и совершенно любые.

Я очень долго скептически относилась к чтению по Доману, оно казалось мне совершенно противоестественным, но все-таки пример тех детей, которые научились читать по этой методике, подтолкнул меня начать занятия. Так как сомневалась я долго, начали мы с дочкой только в 1,5 года (Доман рекомендует начинать уже с 3-6 месяцев). Действительно, вскоре после начала занятий дочь начала узнавать демонстрируемые ей слова. Стоило только положить перед ней 2-4 слова и спросить, где написано, например, «Собака», она в 95% случаев показывала правильно (даже если я спрашивала ее о словах, которых она раньше не видела!), но вот читать сама дочь никак не начинала. Более того, постепенно мне стало казаться, что чем дальше мы продвигались, тем тяжелее ей становилось. Все больше в ее глазах я видела именно попытку угадать, а не прочитать.

Если вы поищите отзывы о методике в сети, то вы встретите как людей, напрочь разочаровавшихся в методике, так и тех, кто действительно научил своих детей читать и непросто читать, а с довольно приличной скоростью. И вот что я заметила: всех людей, которые достигли успеха в этом нелегком деле, объединяет одно – они начали занятия очень рано, месяцев до восьми. Именно этот возраст Доман называет оптимальным и не случайно: чем младше ребенок, тем лучше развита у него способность воспринимать образ слова целиком, постепенно эта способность утрачивается, и ребенок ближе к 2 годам все больше нуждается в буквенном анализе слова.

Итак, было бы неправильно называть методику полной чушью, как многие сходу это делают. В ее пользу говорит масса детей, научившихся читать, по всему миру. Но я и не буду склонять вас к ней, ведь Таисия так и не научилась по ней читать Могу сказать только одно: если вы не начали занятия по Доману до года, то уже и не начинайте, не тратьте нервы ни себе, ни ребенку.

Читайте также:  Почему родителям нужно заниматься воспитанием детей

Когда следует воздержаться от наград и подарков?

Если ваш ребенок от природы имеет высокую мотивацию, не сбивайте его ученический настрой с помощью дополнительных мер. В вашем случае вознаграждение в виде конкретного подарка за хорошее окончание четверти будет лишним. Большинство из нас стремится развивать в детях внутреннюю мотивацию. Подарки и вознаграждения – это лишь крайняя мера, которую необходимо применять, когда любые другие стимулы не работают. К тому времени, когда дети достигают младшего школьного возраста, внутренняя мотивация уже хорошо развита. Они хотят быть успешными в учебе и гордиться своими достижениями.

Ваша задача — сохранить это качество, не прибегая к дополнительным факторам. В противном случае вы рискуете снизить производительность и без того мотивированного ребенка. Когда хорошую отметку определяет только наличие награды, малыш не видит смысла в «бесплатной» учебе. Моделируйте работу, которая поможет ребенку достигнуть поставленной цели. Помимо выполнения домашних заданий, этот педагогический прием можно применять, если дело касается уборки.

Когда следует воздержаться от наград и подарков?

Чтение – важная часть жизни

Теперь подробнее остановимся на втором утверждении – о том, что взрослые должны сами любить читать, чтобы научить этому своего ребенка (см. также: как научить ребенка писать без ошибок и красиво в 3-м классе?). Известно, что дети, которые любят читать, растут в тех семьях, где чтение является важной частью жизни. Из этого можно сделать вывод – нужно показывать своим отпрыскам личный пример того, как проводить свой досуг. Если папа все свободное время посвящает компьютеру – его сын тоже будет играть в компьютерные игры. Тот отец, который каждый вечер открывает книгу, имеет шанс вырастить читающего человека.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно научить ребенка самостоятельно делать уроки?

Приучение ребенка к чтению – хорошая возможность пересмотреть свои привычки и приоритеты. Часто люди находят оправдание отсутствию в их жизни книг. Дескать, есть более важные дела, которые не дают возможность выделить пару десятков минут на литературу. Дети берут пример со старших и тоже в собственном списке важных дел отводят чтению одну из самых нижних позиций. У малыша тоже есть множество ежедневных задач, обязанностей и любимых занятий – мультфильмы, игры, компьютер, рисование и т.д.

Дети очень любят, когда именно папа читает им книгу

Учимся читать по слогам

Первый этап обучения, после освоения алфавита, – чтение по слогам. Реальные советы, помогающие легко пройти эту ступень:

  • Определите готовность ребенка. Не спешите начинать обучение с 2-3 лет, ведь в этом возрасте малыш еще не готов к активным занятиям. Оптимальное время для слогового чтения – 5-6 лет, непосредственно перед школой.
  • Используйте специальные буквари. На рынке сейчас предлагается много пособий по слоговому чтению. Выбирайте простую книгу с интересными картинками, можно нестандартными заданиями, чтобы малыша захватывал этот процесс.
  • Соблюдайте порядок и учите звуки, а не буквы. Чтобы ребенок понял, как правильно формировать слоги, нужно обозначать буквы только звуками «М», а не «эм». Начинайте с гласных, добавляйте к ним «м» и «л», в последнюю очередь переходите к шипящим и двузвучным буквам.
  • Повторяйте и не спешите. На каждом новом занятии не забывайте повторять уже пройденный материал. Присоединяйте новую информацию постепенно, максимально незаметно для малыша.
  • Пользуйтесь методическими пособиями — рабочими тетрадями «Как научить ребенка читать быстро?».
  • Учимся читать по слогам

    Только после того, как ребенок уверенно начнет произносить слоги, можно приступать к полноценному обучению словесного чтения.

    Как научить ребенка читать по слогам без проблем?

    Формулировка “без проблем” не зря вынесена в заголовок вопроса. Дело в том, что детское чтение фундаментально отличается от взрослого как раз тем, что ребенок не использует на полную фонематический слух и изначально вынужден изучать буквы, а не слоги.

    Однако, основой слова все-таки является слог. Вспомните как ваши родители учили вас читать и как вы учите своего малыше. Скорее всего, свято веря в то, что основой изучения чтению является буква, которую потом объединив со своими соседями нужно трансформировать в слово. Гоните эту идею от себя вот прямо сейчас.

    Дело в том, что заставив ребенка читать слова по буквам, поправляя детское прочтение на полные названия букв, например вместо детского «мы» или «пы» заставляя читать «эм» или «пэ», вы оказываете ему медвежью услугу. Начав заниматься с ним как можно раньше и заставляя вот так читать слова вы потратите от 4 до 6 месяцев в уже более взрослом возрасте, когда в школе понадобится переучиваться на более беглое чтение. Ребенок поймет, что основа — это проговаривание целого слога, но все равно продолжит в уме произносить буквы. После этого будет формировать их в слоги, а только потом артикулировать. Это сильно усложнит процедуру развития навыка взрослого чтения.

    Чтоб избежать этой проблемы можете обратить внимание на практические задания в наших рабочих тетрадях. А можете просто скачать в интернете слоговую таблицу и начать заниматься по ней — этого хватит, чтоб преодолеть одну из главных проблем — побуквенного детского чтения.