Как помочь грудничку, который не спит весь день

В представлении молодых мам новорожденный младенец должен только кушать и спать весь день и ночь. Почему-то такой режим считается естественным и необходимым для здоровья малыша.

Как приучить ребенка спать в садике

Как приучить ребенка спать в садике

Приучить ребенка спать в садике непросто, и зачастую этот процесс зависит вовсе не от родителей, а от подхода и строгости воспитателей. Однако мама с папой просто обязаны провести с малышом беседу, уточнить, по какой причине он не спит, и попробовать разъяснить пользу и необходимость дневного сна. Если ваш ребенок мал, вы можете посчитать, что беседы лишь пустая трата времени, но это вовсе не так. Малыши все прекрасно понимают, особенно если мысль пытаются донести не назидательным, а объясняющим тоном. В процессе разговора следует также выяснить причины, почему ребенок не хочет спать в садике. Нередки случаи, что ему кто-то мешает или он чувствует себя неуютно или не защищенным. При первом раскладе крайне необходимо побеседовать с воспитателем. Кстати, процесс приучения ребенка ко сну в детском саду в любом случае должен контролироваться не только родителями, но и воспитательницей. Именно она и нянечка наблюдают за обстановкой в детском коллективе, в том числе и во время тихого часа, благодаря чему именно от них стоит ждать объективной оценки того, почему малыш отказывается спать. В случае отсутствия уюта или ощущения незащищенности, рекомендуется давать ребенку в детский сад его любимую игрушку, скажем, ту, с которой он спит дома. Если случай тяжелый и ваш малыш не просто тихо валяется с открытыми глазами, а мешает другим детям, возможно, придется во время тихого часа наведываться в детский сад и контролировать ребенка. Неплохим способом будет отвести его в другую комнату и провести воспитательную беседу. Чтобы приучить ребенка спать в садике, нужно оговорить все нюансы с воспитателями: например, попробовать попросить их проводить активные игры с детьми за час до дневного сна, а также предупреждать, что скоро придется отправиться в спальню. Не забывайте о режиме сна в выходные. Старайтесь полностью повторять распорядок, которому малыш следует в детском саду. Пожалуй, это самый лучший способ, с помощью которого родители могут повлиять на приучение ребенка спать в садике. И не забывайте о благоприятной и уютной атмосфере дома. Часто проблемы малыша с дневным сном связаны с переживаниями из-за неспокойной атмосферы, царящей дома.

Ребенок не адаптируется к детскому саду

Добрый день! Моему ребенку 4 года, мы стали ходить в детский сад в 1 год 10 месяцев. У ребенка плохой иммунитет, мы постоянно болели и продолжаем болеть. У нас есть подозрение на бронхиальную астму, мы сейчас обследуемся, т.к. часто болел бронхитом обструктивным. Мы ходим мах 10 дней, и 2-3 недели болеем. Летом не болеем вообще, за 4 месяца он не болел ни разу.

В этом году пошли 15 сентября, отходили неделю и заболели на 2 недели. Потом вышли на 4 дня, и у ребенка началась рвота в детском саду, с промежутками в 2-3 дня. Мы сдали все анализы, сделали узи желудка, все ок. Выяснили, что ребенка пичкали едой насильно. Мы воспитателям высказали, чтоб не кормили насильно.

Появилась новая проблема: ребенок перед детским садом хочет какать уже 3 дня подряд, даже если дома только что сходил. Я думаю, на нервной почве. Их заставляют самих вытирать попу, а мой ребенок переживает, что плохо вытрет. У нас закончилась бумага, воспитатель дала ему чужую и сказала: не рви много, чужая ведь. Дома я его приучаю самому вытирать.

Ребенок не хочет ходить в детский сад, он комплексует, боится, что его будут ругать, что он не так что-нибудь сделает. Воспитатели на мою просьбу помочь ему адаптироваться после лета не прилагают никаких усилий. Каждое утро он плачет и просит меня подождать, когда он покакает. Ребенок очень переживает, а они списывают это на адаптацию к детскому саду. Подскажите, как помочь моему ребенку адаптироваться и реже болеть.

Отвечает Ольга Сергачева, детский психолог:

Здравствуйте! В вашем случае, думаю, следует уже говорить не об адаптации ребенка к детскому садику, а о последствиях плохой адаптации (или скорее дезадаптации). Частые заболевания (в том числе и ОРЗ и простой насморк) в вашем случае скорее психосоматические, т.е. основная причина — психологические проблемы. Если не решить эти проблемы, то заболевания будут продолжаться и усложняться. Появление таких симптомов, как рвота и желание покакать, говорит, что в настоящее время проблемы серьезные (так можно и до невроза дойти). Весь организм ребенка уже просто кричит — мне плохо, помогите мне! Детский сад для ребенка сейчас уже является стресс-фактором, который запускает весь механизм проблем. Врачи и таблетки в данном случае не являются единственным способом решения проблемы — вы устраняете симптомы, а не причину.

Обязательно, просто необходимо обратиться к детскому психологу. Ребенку необходима психологическая помощь, работа с психологом. Если в детском саду вам согласны помочь и поработать с ребенком — хорошо. Если нет — ищите другого детского психолога и идите за помощью. Воспитатели и заведующая в лучшем случае будут соглашаться с вами и делать то, что для них не сложно. В наших детских садах много детей, и воспитатели не нацелены на индивидуальный подход, особенно со сложным ребенком. Проявляйте активность сами. Вам сейчас очень трудно, вы очень устали, много переживаний и хлопот, но вашему сыну еще сложнее — он маленький и беззащитный в этом сложном окружающем мире. Постарайтесь собрать все свои силы, всю свою любовь и вместе с походами к врачам и детским психологам находите время, чтобы дарить своему сынишке нежность, заботу, минуты ласки и любви. Он в этом сейчас так нуждается.

Читайте также:  5 главных причин почему ребенок не хочет ходить в садик

Как научить ребенка засыпать самостоятельно | Комаровский

При воспитании ребенка родители могут сталкиваться с самыми разными проблемами. И во многих случаях возникают сложности при укладывании малыша в кровать. Действительно, научить ребенка засыпать без каких-либо дополнительных манипуляций совсем нелегко. Поэтому и Комаровский обращал на такой момент серьезное внимание в своей передаче. Знать, как приучить ребенка засыпать самостоятельно, полезно любому родителю.

Но, чтобы выяснить, как научить ребенка засыпать самостоятельно, Комаровский сначала советует разобраться в причинах отсутствия нормального сна. По большей части к проблемам со сном приводят следующие ситуации.

  1. Ребенок просто не привык самостоятельно засыпать. Практически в 98\% случаев наблюдается именно такое затруднение. Ничего опасного в нем нет, поэтому справиться в подобной ситуации несложно.
  2. Детская травма тоже может привести к сложностям с засыпанием. Но Комаровский успокаивает родителей, говоря, что такое происходит крайне редко. Тем не менее, если причина именно в психологической травме, без участия специалиста обойтись бывает практически невозможно.

Если наблюдается первая описанная ситуация, Комаровский не называет серьезных причин для того, чтобы ребенок не засыпал самостоятельно. Но приучить его засыпать все равно иногда не выходит. Поэтому родителям важно точно представлять, как должен выглядеть процесс отхода ко сну. Комаровский описывает его довольно полно.

И для начала нужно сказать, что приучить ребенка засыпать желательно примерно к полутора годам. Если до этого момента привить ребенку подобную способность не удалось, потом сделать это будет весьма проблематично.

Создание условий, чтобы ребенок самостоятельно засыпал

Тем родителям, которые пытаются разобраться, как приучить ребенка засыпать самостоятельно, Комаровский, прежде всего, рекомендует защититься от ряда характерных ошибок. Родителям ни в коем случае нельзя делать следующее.

  1. Сразу оставлять ребенка одного в комнате. Если малыш не привык засыпать самостоятельно, то сразу научить его этому не получится. А оставив малыша без контакта с мамой и папой, можно сделать только хуже. Это чревато некоторыми проблемами с психикой. Поэтому «разлучение» должно быть максимально мягким.
  2. Пытаться приучить засыпать, не объясняя, для чего это нужно. Ребенок, привыкший засыпать на руках у родителей, просто не поймет, почему его лишили физического контакта. Здесь поможет апеллирование к тому, что ребенок уже вырос и может спать отдельно.
  3. Намеренно игнорировать страхи ребенка. Чтобы удалось научить его самостоятельно засыпать, важно проявлять внимание. Поэтому Комаровский рекомендует в первое время очень чутко относиться к малышу, создать для него самые комфортные условия.

Прежде всего, необходимо учесть именно представленные моменты. Но каким образом можно научить ребенка самостоятельному сну, принимая во внимание описанное выше? Об этом Комаровский может рассказать более подробно.

Как приучить ребенка засыпать самостоятельно по Комаровскому

Можно представить ряд рекомендаций, соблюдение которых позволяет родителям облегчить ребенку самостоятельное засыпание. Комаровский дает следующие советы, которые важно учитывать в полной мере.

  1. Необходимо постепенно разрывать контакт между ребенком и матерью. Особенно это важно в том случае, когда ребенок обычно спит с родителями. Первую неделю можно укладывать между матерью и ребенком мягкую игрушку или подушку. Это позволит малышу отвыкнуть от физического контакта.
  2. Приучать ребенка засыпать самостоятельно, сразу отправляя его в другую комнату, не стоит. Комаровский советует сначала поставить детскую кроватку рядом с кроватью родителей. Только после того, как ребенка удастся научить засыпать, таким образом, можно переставлять его кровать в детскую. Но все равно первые ночи родители должны оставаться со своим чадом, пока оно не уснет.
  3. Чтобы научить ребенка засыпать без крика, его важно успокоить перед сном. Для этого нужно читать сказки или смотреть спокойные мультики. Комаровский также советует родителям петь колыбельные.
  4. Создать для ребенка условия, которые позволят приучить его засыпать, можно, если положить в кровать любимую детскую игрушку. Малыш сможет обнимать ее и в результате компенсирует отсутствие физического контакта с родителями.
  5. В особых ситуациях ребенку можно разрешать спать с родителями. Комаровский говорит, что при поездках или после сильных потрясений нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. Сделать это удастся именно за счет «совместного» сна.

Если принять во внимание такие рекомендации, приучить ребенка самостоятельно отходить ко сну окажется намного проще. Соблюдая рекомендации Комаровского, обязательно удастся сделать засыпание простым и безболезненным.

Сколько спит ребенок от до года

  • 0 – 1 месяц. Новорожденный спит большую часть суток — в среднем 19 – 20 часов. Просыпается он только для того, чтобы поесть, день и ночь не различает, сутки строятся по формуле: бодрствование – еда – сон.
  • 1 – 3 месяца. Формула «бодрствование – еда – сон» сохраняет свою актуальность. Ночной сон становится более продолжительным, однако ожидать, что двухмесячный ребенок проспит 10 часов, не стоит. Максимальный ночной интервал без еды — 5 – 6 часов (чаще всего не более 4).
  • 3 – 6 месяцев. Активность ребенка в часы бодрствования заметно возрастает и отнимает довольно много сил. Восполнить их может сосание грудного молока, которое, в свою очередь, опять требует некоторых усилий.
  • 6 – 12 месяцев. Количество периодов дневного сна сокращается: малыш спит в светлое время суток 2 – 3 раза, к 1 – 1,5 годам — 1 – 2. Приемы пищи не связаны со сном, в течение дня их пять. Важно соблюдать правило: ребенок ест, пока не сильно устал, в противном случае он может отказаться от приема пищи и, уснув, долго не проспать.
Читайте также:  10 способов научить ребенка произносить и писать слова правильно

Норма сна лишь приблизительный ориентир. Если у малыша отличное настроение, он бодр, позитивно настроен, предприимчив и с легкостью берется за любое начинание — отклонение на час в любую сторону вполне допустимо и нормально.

Но помните: по данным одного исследования, посвященного природе сна, даже один час регулярного недосыпания снижает эффективность функционирования мозга, внимательность, приводит к нарастанию усталости к вечеру. Излишний сон также не идет на пользу — приводит к вялости, неприветливости, заторможенности. Знание этого призвано напоминать родителям, чтобы они тщательно следили за объемом и качеством сна ребенка.

Травмы в детском саду: кто несет ответственность

Травмы в детском саду – не такая уж большая редкость. Разбитые коленки и синяки обычно родителей не очень волнуют, такие травмы дети часто получают и дома. В этой ситуации главное, чтобы ребенку вовремя оказали медицинскую помощь. Но кто виноват, если ребенок получил серьезную травму?

Как ни странно, иной раз в том, что ребенок получил травму в садике, виноваты бывают родители. Если мама или папа не передали малыша воспитателю, а он в это время упал – отвечать за травму ни педагог, ни руководители детского сада не будут. Некоторые родители, особенно если ребенок ходит в старшую или подготовительную группу, просто подводят его к воротам садика и отправляют дальше одного, а то и вовсе отпускают прямо из дома или от автобусной остановки. Между тем в каждом саду есть Инструкция по охране жизни и здоровья детей, которая составляется на основании федерального и регионального законодательства, и в ней всегда сказано, что воспитатель принимает детей от родителей и отдает вечером также родителям или тем, кто пришел за ребенком вместо них.

Детсадовские травмы бывают разные. И отвечают за них разные сотрудники. Например, если дети подрались и один очень сильно ударил другого – отвечает воспитатель, который по своим должностным обязанностям должен был предотвратить или вовремя погасить конфликт. За то, что ребенок влез на подоконник и свалился, пока воспитатель выходил из группы, тоже отвечает педагог, поскольку он должен находиться в том же помещении, что и дети. А вот если воспитатель был с одной подгруппой детей, а получил травму ребенок из другой подгруппы, с которой занималась в это время няня – должны возникнуть вопросы уже к руководству садика, которое не сумело правильно организовать работу. Няня за здоровье детей ответственности во многих садах не несет.

Но в некоторых случаях ответственность за травму несет и няня. Например, когда группа детей возвращается с прогулки, а в это время няня несет обед, спотыкается и обжигает кого-то из малыше горячим супом. Если няня споткнулась потому, что на ней была обувь, не соответствующая нормативам – отвечать будет она. Инструкция по технике безопасности предусматривает, что обувь, которую няня носит на работе, не должна сваливаться или развязываться. Няня в шлепанцах будет отвечать за травму обязательно.

Нередко случается, что дети получают травмы из-за неисправности того или иного оборудования в группе, музыкальном или физкультурном зале, на прогулочной площадке. Например, на малыша упала шведская стенка – кто виноват? За состояние оборудования, конечно, отвечает в первую очередь тот, кто на нем работает. Если физкультурный руководитель заметил, что стенка шатается, он должен сообщить об этом руководству, написать соответствующую заявку тому, кто по условиям договора оборудование обслуживает, и временно не допускать детей на неисправную стенку. Кроме того, в каждом садике есть методист, который и должен следить за тем, чтобы все, чем пользуются дети, соответствовало нормам безопасности. Это не только спортивные снаряды, но и мебель в игровых уголках, стулья, кровати и все остальное. Мебель должна соответствовать росту и быть прочной. За этим следят и надзорные органы, которые регулярно должны контролировать детские сады. Санэпидемстанция проверяет не только качество продуктов и воды, но и освещенность, и высоту мебели, и многое другое.

За любую серьезную травму наказывают в первую очередь заведующую. Конечно, на сто процентов от подобных происшествий не застраховано даже самое идеальное детское дошкольное учреждение. Но от организации работы зависит очень много. В каждой группе должны быть все необходимые инструкции – должностные для воспитателей и няни, инструкция по технике безопасности, инструкция об охране жизни и здоровья детей. Обязанность заведующей – ознакомить всех сотрудников с этими инструкциями под роспись. Если это не делается регулярно, а ребенок получил травму – отвечать будет заведующая. Кроме того, в этот же день должно быть проведено служебное расследование. Составляется акт, который должен быть отпечатан в двух экземплярах. Один экземпляр получают родители, другой – управление образования.

Что должен делать педагог, если ребенок получил травму? Необходимо срочно вызвать медицинского работника детского сада, который и решит, нужно ли вызывать «скорую». Необходимо также немедленно поставить в известность заведующую или методиста и вызвать родителей пострадавшего малыша.

Какую именно ответственность несет детский сад за травму ребенка – зависит от тяжести травмы и степени вины каждого сотрудника. Ответственность может быть дисциплинарной, административной или даже уголовной. Вопрос о возмещении вреда здоровью может быть решен как путем переговоров родителей с виновниками, так и через суд.

Как укладывают деток?

Перед самим тихим часом дети обязательно обедают, после моют руки и лицо, посещают туалет. После этого они идут в спальную комнату. Воспитатели сразу обращают внимание на ребят, которым бывает трудно успокоиться и настроиться на сон, они могут подходить к ним и расспрашивать, что их беспокоит, поглаживать по спинке.

После того, как детки успокоятся, им читают сказки, стихотворения, иногда поют колыбельные песни.

Мнение экспертаДомина Валентина Александровна — педагогПедагог детского развивающего центра, мама троих детейНо часто в садиках воспитатели просто не успеваю или не хотят проделывать все эти ритуалы, детей просто отправляют в кровати и заставляют спать, не успокоив и не подготовив ко сну. В этом случае успокоиться, и тем более заснуть, для них может быть очень трудно.

Читайте также:  Чему научить ребенка в 5 лет

Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?

Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:

  • не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием — педагог уже ведет занятие с другими детьми и не обязан отвлекаться;
  • отказаться стирать, чистить и гладить одежду ребенка — это обязанность родителей, как и подбор сменных вещей;
  • потребовать, чтобы ребенка с симптомами заболевания осмотрел врач во время утреннего приема в группу;
  • узнавать, по каким причинам ребенок не пришел в детский сад;
  • давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.

Нельзя забывать и о праве педагогов ДОУ на уважение к себе и своему труду. Оскорбительные высказывания в их адрес, незаслуженные упреки, не предусмотренные правилами требования («неужели вы не можете вечером посидеть с моим ребенком полчаса, если я опаздываю?») недопустимы и незаконны. Обязанности и права родителей перечислены в ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Почему малыш не хочет ложится отдыхать в тихий час?

Отказ от сна может быть вызван разными причинами:

  • Тяжелая адаптация. Период адаптации для некоторых ребят может проходить очень трудно, он может проявлять себя не только в отказе спать. Это период приспособления к новым условиям – постоянный контакт с другими детьми, новый режим и правила, раннее расставание с мамой… Чтобы период адаптации проходил легче, нужно заранее подготовить чадо к новой жизни: рассказывать ему о садике, объяснять, что это новый шаг на пути к взрослению.

    Важно стараться как можно больше времени проводить с ребенком – играть с ним, читать перед сном, расспрашивать, как прошел день, что нового он сегодня увидел или узнал.

  • Нарушен режим сна. Причиной может быть нерегулярный отход ко сну и непродолжительный сон, бессонница. Ребенок может просто не захотеть спать вовремя. Чтобы этой проблемы не было, просто старайтесь укладывать кроху в одно и то же время, а перед сном свести все активные игры и отвлекающие моменты (телевизор, яркий свет) к минимуму.
  • Малыш поздно проснулся и не устал. Причиной отказа от сна также может быть поздний подъем. В этом случае ко времени дневного сна ребенок просто не успевает устать. Оптимальное время бодрствования в возрасте 3–6 лет – около 6 часов. Необходимо найти оптимальное время утреннего подъема. Начните будить кроху в 6:30-7:00.
  • Ребенок не может расслабиться. Это также может быть связано с тяжелой адаптацией. Можно давать ребенку класть в кроватку любимую игрушку, так он будет чувствовать себя спокойнее. Хорошо успокаивает чтение вслух.
  • Мешают другие дети. Такое тоже часто встречается, в этом случае можно попросить воспитателя придумать какое-нибудь занятие для возмутителя спокойствия, например рисование или пластилин, чтобы не отвлекать других детей от сна. Советы воспитателю о том, как проще уложить ребятишек спать, читайте ниже.
  • Страх отделения от мамы. Повышает тревожность малыша, родителям важно обеспечить для него психологическую поддержку, больше времени проводить вне сада в совместных важно быть уверенными в том, что они все делают правильно, постараться избавиться от чувства вины за то, что ребенок ходит в садик. Не нужно торопиться оставлять кроху на целый день. Сначала постарайтесь забирать его сразу после сна и вместе идти гулять, чтобы приучить его с радостью ходить в садик.
  • Гипервозбудимость. В этом случае не стоит заставлять малыша спать. Попросите воспитателя, чтобы он немного посидел с ребенком на кроватке и погладил его по спинке. Это поможет ребенку успокоиться и быстрее заснуть.
  • Отвлекающие факторы. Это могут быть посторонние шумы, температура в комнате, жужжание насекомых. Поговорите с воспитателем об этой особенности своего ребенка.

Нормы в цифрах: сколько должен спать грудной ребенок

Только что родившийся ребенок обычно спит большую часть суток: 20-22 часа. Он просыпается на 20-40 минут, чтобы поесть и пообщаться с мамой, и почти мгновенно засыпает снова. С возрастом количество сна уменьшается, и грудничок 1-3 месяцев спит уже по 15-18 часов в сутки (3-4 раза по 40-90 минут днем и ночью).

К 6-месячному возрасту крохи переходят на два дневных сна, а общее время сна уменьшается еще на 1,5-2 часа. В период с года до полутора лет малыш постепенно переходит на 1 дневной сон и спит около 13-14 часов в сутки.

Если грудничок плохо спит на регулярной основе, не добирая свои часы, это может негативно сказаться на здоровье, росте и развитии крохи.

Протест против завтрака

Вполне логично, что если ребенок позавтракал дома, а по дороге в садик еще и булочку с печенькой съел, в садике он есть не станет. Детский завтрак вообще тема отдельная – чтобы малыш ел с аппетитом и завтрак пошел на пользу, от момента пробуждения должно пройти не меньше часа, а для некоторых даже больше. Так что, если вы хотите, чтобы малыш полностью влился в садичный режим, терпите и не кормите его перед садиком.

Что делать: еще один вариант – если вам проще и спокойнее кормить малыша дома, договоритесь с воспитателем, что будете приводить ребенка после завтрака, либо, пока остальные сидят за столом, ваш будет играть. Но, далеко не в любом садике на такой вариант могут согласиться и у них на то свои, достаточно веские причины.