Как общаться с детьми дошкольного возраста?

Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?

Как воспитать ребенка

Единственно правильного ответа нет. Это связано с влиянием внешних окружающих факторов. Есть 6 моментов, которые указывают на то, что воспитательный процесс идет в верном направлении:

  • Постоянный контакт с малышом. Психология ребенка – тонкое понятие. Чтобы работать с ней правильно, взрослые и дети всегда должны контактировать. Без обид и отговорок.
  • Отсутствие негатива в отношениях. Строго запретите себе бить ребенка. Негатив не должен быть типичным в семье, это может быть только вынужденная и крайне редкая мера.
  • Не забывайте хвалить. Похвала обязательна, даже если дочь или сын только начали проявлять склонности к творчеству, логике, спорту или другим формам активности.
  • Экспериментируйте, причем не только в методиках воспитания, но и в обычных повседневных делах. Пробуйте открывать новые горизонты всей семьей.
  • Позволяйте детям ошибаться и по возможности делайте так, чтобы над ошибками они работали самостоятельно.
  • Давайте свободу. Старайтесь воспитывать детей так, будто они уже взрослые, сформировавшиеся личности. Позволяйте принимать некоторые решения самостоятельно.

Дети не должны знать, что такое ругань и угрозы. Такие негативные моменты хорошо откладываются в памяти и всплывают уже в осознанном возрасте.

Воспитание – это работа не только над детьми. Придется учиться слышать себя и постоянно взаимодействовать с окружающими факторами. Кстати, одна из самых актуальных тем у молодых мам и пап при работе с психологом – это способы защиты малыша от внешнего влияния. Здесь важно заложить правильные установки еще с первых дней жизни.

Чего нельзя делать категорически

Публично обсуждать проступки и ошибки детей. Если вы хотите использовать какую-то ситуацию в воспитательных целях, рассказывайте о ней максимально отвлеченно, как будто герой истории — какой-то посторонний мальчик или девочка. Расскажите, что он или она сделали и к каким негативным последствиям это привело.

Унижать малышей, кричать на них, обзывать и тем более бить. За это воспитатели могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Приходить в группу с плохим настроением. Дети очень восприимчивы к настроению педагога. Их привлекают веселые, улыбающиеся люди, а хмурых и недовольных они стараются избегать. Настроение влияет и на способы общения воспитателя, и на восприятие малышей, их готовность понимать и слушаться педагога. Найдите то, что поднимает вам настроение — может быть, это веселая музыка, психологические техники, небольшая зарядка, мысли о приятных делах, которыми вы займетесь сегодня, обещание награды после работы и пр. Если день не задался прямо с утра, используйте эти средства.

Обсуждать внешний вид и поступки родителей или других взрослых в присутствии детей, даже если вам кажется, что они спят или заняты своими делами.

Установить доверительные отношения гораздо легче, чем вы могли подумать!

Вот ряд простых советов, которые помогут вам завоевать доверие ребенка, воспитать в нем послушание и помочь в его социализации.

Установите для себя 3 принципа для построения и развития взаимоотношений с ребенком:

  1. Любовь. Любовь – это именно то чувство, которое может быть положено в основу отношений с ребенком. Оно является необходимым базисом, на который с развитием отношений будут надстраиваться воспитание, послушание, забота, порядочность и все, что сопутствует процессу взросления ребенка и развитию его взаимоотношений с родителями.
  2. Безусловное принятие. Очень важно ценить ребёнка не за какие-либо заслуги, а просто за то, что он есть. Многие молодые родители вводят в отношения с детьми принцип эквивалентности: хорошо себя вел – я тебя люблю, плохо – я тебя не люблю и поэтому ты подход подталкивает ребенка к неправильным выводам.Во-первых, к мысли о том, что хорошее поведение имеет свою стоимость и за него можно требовать с родителей компенсацию.И, во-вторых, что любовь родителей обусловлена поведением ребенка и есть периоды, когда родители его не это может служить причиной для вспышек гнева и агрессии со стороны детей.Поэтому, чтобы наладить именно конструктивные взаимоотношения, почаще напоминайте себе, что вы принимаете и любите ребенка не за что-то, а безусловно и независимо от чего-либо.
  3. Независимость. Чтобы малыш вырос самостоятельным, уверенным в себе, необходимо с раннего возраста давать ему возможность принимать решения. Начинать можно с обычных и, на первый взгляд, малозначительных вещей – куда пойдем (туда или сюда), что будем делать (кататься на горке или запускать кораблики). Поощряйте стремление ребенка к принятию решений и мягко направляйте его, если вдруг его решения являются «неправильными». Это очень важное свойство характера, которое стимулирует появление осознанности своих действий и учит ребенка языку аргументов.
Читайте также:  Как научиться играть в футбол: правила игры

С чего начать? Начните с простого – возьмите себе за правило хотя бы раз в день задаваться вопросом, соблюдаете ли вы эти 3 простых принципа, общаясь с вашим малышом, и вскоре вы сможете заметить, что ваши отношения стали более органичными и вам гораздо проще донести важную мысль до сознания ребенка.

Основания для ограничения общения с ребенком

Запретить общаться с ребенком без веских на то причин, по прихоти одного из родителей – нельзя. Единственное, что может ограничить право близких родственников на общение с ребенком, – угроза интересам и правам, психическому и физическому здоровью, нормальному нравственному развитию несовершеннолетнего.

Родительские права, включая право на общение, не могут реализовываться в разрез интересам детей (п. 1 ст. 65 Семейного кодекса).

Основания для ограничения общения с ребёнком:

        • ненадлежащее, жестокое обращение с детьми;
        • алкоголизм, наркомания;
        • асоциальный образ жизни;
        • психическое расстройство или другое заболевание хронического течения;

Вышеперечисленные обстоятельства могут стать основаниями для официального ограничения прав родителя (ст. 73 Семейного кодекса). Но если отобрать ребенка и ограничить в правах можно только через суд, то скорректировать порядок общения с ребенком можно несколькими способами. При этом действия будут аналогичными как для лица, желающего добиться общения с ребенком, так и для родителя, желающего ограничить общение с детьми неблагополучного экс-супруга или близкого родственника.

Законодательное регулирование вопроса

Как и все остальные аспекты в сфере интересов детей, общение их с родителями регулируется Семейным кодексом.

В СК прописано, что оба родителя обладают одинаковым объемом прав и обязательств по отношению к ребенку, независимо от семейного положения.

Развод никаких корректив в ситуацию не вносит (статья 66), так как бывшим родитель может стать только в случае лишения прав.

В рамках законодательства существует два варианта построения взаимоотношений между разведенным отцом и ребенком.

  • Добровольное соглашение между родителями – может быть заключено в письменном виде, составляется в двух экземплярах, подписывается сторонами. Если в нем же оговаривается размер и частота выплаты алиментов, необходимо заверять у нотариуса.
  • Установление порядка общения через суд – принудительная мера, когда бывшая супруга мешает отцу участвовать в жизни ребенка, общаться с ним.

Соглашение о детях

Мирная договоренность – это лучший способ не травмировать ребенка в период развода родителей. Соглашение о детях заключается между бывшим мужем и женой в письменном виде, после чего заверяется в нотариальной конторе.

В документе указываются все спорные моменты, которые могут возникнуть между родителями:

  • Место жительства ребенка;
  • Вопросы, касающиеся содержания совместных детей;
  • Проведение отдыха с ребенком, поездки за границу;
  • Выбор образовательных и медицинских учреждений;
  • Общение с бабушками, дедушками и иными родственниками;
  • Срок действия соглашения.
Читайте также:  Глицерин для детей: инструкция по применению, особенности применения

Упорядочить общение с ребенком позволяет график встреч. Он составляется двумя родителями, где указывается место посещения, длительность свиданий и дни визитов. В том случае, если супруги не могут согласовать график, порядок общения с несовершеннолетним установит суд. При вынесении решения, судья принимает во внимание позицию органов опеки, ребенка старше 10 лет, а также его эмоциональную привязанность к каждому из членов семьи.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ПОДЕЛИЛИ ИГРУШКУ?

Дележ игрушек — это базовый конфликт, если в доме больше, чем один ребенок. Если вы только думаете о втором, то сразу планируйте, как будете решать вопрос с игрушками. Это такая же рядовая задача, как и “какие выбрать памперсы?” — то, что будет происходить в вашем доме регулярно!

Как же решать такие проблемы?

Шаг 1. Определить статус игрушки. В каждом доме есть личные вещи каждого члена семьи, есть общие, а есть те, которые принадлежат первому, кто их заполучил. Тоже самое и с игрушками: есть те, к которым ребенок особенно привязан, они принадлежат ему, и он может делиться ими только по собственному желанию. А есть общие игрушки (и все признают это!).

Шаг 2. Помочь защитить свое. Если у игрушки есть хозяин, а другой ребенок взял ее без спроса, то мы должны встать на сторону владельца. Это очень важно — дать ребенку возможность защитить свою собственность! Вы должны показать, что вы — на его стороне и помочь вернуть ему игрушку. Только сделать это надо без агрессии.

Шаг 3. Обучить правилам. “Захватчику” мы должны объяснить, что чужое брать без спроса нельзя. Даем ребенку понятную для его возраста формулировку: “Если ты хочешь поиграть с игрушкой брата/сестры, нужно у него попросить. Вот так”. В свою очередь, пострадавшему мы объясняем, что не стоит вырывать игрушку назад, а нужно подождать минутку и попросить отдать. Или договориться об условиях, на которых ребенок согласен ею поделиться.

Шаг 4. Установить правила, если игрушки общие. Тут вы берете обоих детей и проговариваете с ними правила: вы можете играть по очереди, один поиграет, потом поменяетесь.

Что делать, если дети не хотят делиться?

Дети — большие жадины, особенно маленькие. Они не умеют ждать, не хотят терпеть, а требуют “здесь и сейчас”. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что маленькие собственники будут очень щедрыми по отношению друг к другу с малых лет. Но мы можем помочь им.

Для того, чтобы дети научились делиться, им важно понимать собственные чувства. А именно: что я хочу и как я могу это получить цивилизованным способом? Поэтому с того момента, как ребенок начал говорить, помогайте ему проговаривать свои чувства. Это первый шаг! Как видите, тут родительская функция совпадает с первым звеном формулы дружбы между детьми — быть адекватным зеркалом.

Следующий этап для ребенка — научиться просить. Да, что называется, “словами через рот”. Когда ребенок научился говорить “Я хочу это!” — бинго, первый шаг в нужном направлении сделан. Дальше помогайте ему вежливо выразить свое желание: “Ты должен попросить. Как ты будешь просить? Ты должен сказать: Андрюша, дай мне это, пожалуйста!”.

Вслед за просьбой ребенок обычно уже протягивает ручки, чтоб схватить объект желания. Поэтому третий этап — научиться ждать ответ. Вы можете удержать ребенка за плечи/за руку и попросить: “Подожди, он должен ответить, даст он тебе это или нет”. Так постепенно ребенок понимает, что он не может хватать все без спроса. Начинается обучение коммуникации. Но это еще не все!

Учим объяснять свою просьбу и договариваться. Даже если ребенок может сформулировать свое желание и подождать ответ, очень часто он будет сталкиваться с отказом. В таком случае, можно помочь малышу объяснять свою потребность: “Я хочу на немножко, мне очень надо. Дай, пожалуйста”. Или даже договориться: “Я возьму всего на минуту и сразу верну”. Можем научить обмену игрушками.

Очень важно приучать детей искать способы, как можно получить желаемое — так мы формируем у них упорство и стремление достичь цели мирным путем! Ведь хотеть чего-то очень сильно — совсем неплохо, если мы умеем выражать свое желание и добиваться цели социально приемлемыми способами.

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

Похвала ребенка — как это делать правильно?

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Полезный совет напоследок

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

Трудный ребенок – какой он?

Поднимая вопрос общения с детьми, нельзя не сказать, что есть малыши, с которыми легко и комфортно, они контактные, быстро вклиниваются в разговор, их не трудно заинтересовать и вовлечь в игру. Вместе с тем есть такие ребята, с которыми не могут справиться даже профессиональные педагоги. В ряде случаев нетипичное поведение – это проявление пробелов в воспитании, иногда – результат некоторых психологических расстройств, но чаще всего – особенности характера ребенка.

Что обычно понимают под термином «трудный ребенок»? Дети, проявляющие агрессию, озлобленность, замкнутость, систематическое непослушание или не умеющие соблюдать элементарные нормы поведения в обществе, считаются трудными. К каждому из них нужен свой подход, ведь любая проблема имеет свой первоисточник. Следует всегда помнить, что до возраста 3-4 лет малыши не умеют делать что-то назло, они просто прощупывают границы дозволенного. И если родители вовремя их не сузили до определенных рамок, то в старшем возрасте это чревато проблемами. Сейчас мы попытаемся выяснить, как общаться с детьми дошкольного возраста, исходя из особенностей их характера.