Как научить ребенка считать? Палочки для детей

Мама первоклассника рассказала, какие навыки пригодились ее сыну на практике. А мы попросили эксперта дать советы, как их лучше освоить.

Метод Гленна Домана

Этот метод обучения счету основан на использовании карточек с крупными яркими точками. Принцип обучения прост: родители показывают ребенку карточку и называют число. Для начала берут карточки, на которых количество точек не превышает пяти, затем в ход идут карточки с все большим числом точек: 20, 50 — и так до 100. Благодаря таким тренировкам ребенок учится считать количество предметов зрительно, не прибегая к привычному пересчету с проговариванием или сложению-вычитанию. Правда, чтобы добиться каких-либо результатов, заниматься по карточкам нужно несколько раз в день, что довольно утомительно как для ребенка, так и для родителей.

Плюсы

 Дети легче усваивают понятие о количестве без привязки к изображению цифры или предметам.

Они учатся считать сразу большими числами — до 100 и дальше.

Минусы

 Не подходит подвижным детям, которые не могут долго сидеть на месте.

Не развивает логику и пространственное мышление, не отрабатывает практическое применение навыка.

Требует активной тренировки в течение дня, что не подойдет сильно занятым родителям.

Для обучения нужно приобретать специальные материалы и изучать принципы проведения занятий.

Когда учить детей счету

Знакомить ребенка с цифрами можно практически с рождения. Дети очень быстро все запоминают, поэтому некоторые из них уже в три года спокойно пересчитывают пальчики на руке, называя цифры по порядку. Но память в этом возрасте непроизвольная, и без тренировок малыш через время может все забыть. Поэтому считают постоянно: сколько ручек и ножек, сколько на них пальчиков, сколько съел вишенок, сколько прошел шагов.

Ребенок должен понять, что числа окружают его везде, все можно посчитать. Очень скоро он и сам начнет пересчитывать окружающие предметы. Знаний у него для этого еще маловато, не все цифры он знает, не всегда называет их по порядку, поэтому нужно внимательно следить, поправлять и подсказывать.

Когда учить детей счету

Научить ребенка считать и выполнять простейшие математические действия лучше до школы, потому что темп обучения в начальном звене не даст как следует разобраться в теме, в большинстве случаев ребенок не понимает материал, а зубрит его. Кроме того, ежедневные тренировки в течение 2-3 лет перед школой сделают свое дело, и малышу дальнейшие действия с числами будут даваться намного проще.

Уже можно?

Самые известные гуру педагогической науки считают, что до достижения ребенком возраста 3-4 лет (времени максимального развития двигательной активности) у него итак есть множество интересных, серьезных и достаточно сложных дел – научиться сидеть и ходить, освоить навыки использования горшка, начать не просто издавать отдельные звуки, а добиться связной речи, научиться справляться с одеждой, а также победить в борьбе со столовыми приборами. А еще много сил и энергии вашему ребенку потребуется для освоения и отработки совершенно нового для него навыка – коммуникации (построения социальных связей с окружающими). Имеет ли смысл дополнительно нагружать ребенка и учить считать? Большинство специалистов говорят однозначное «нет».

Читайте также:  Какая температура норма у грудничка в 1 месяц

Что же делать, если ваш малыш активно демонстрирует готовность к изучению нового и самостоятельно, без целенаправленных занятий освоил, например, цифры до 5? В этом случае – продолжать занятия с обязательным соблюдением нескольких простых, но очень важных для дальнейшего (в том числе и физического) здоровья малыша, правил:

  1. Ваш малыш должен демонстрировать устойчивый интерес к таким занятиям. Никогда не принуждайте малыша к занятиям, в этом случае он не способен будет что-либо запомнить!

  2. Все обучение должно проходить исключительно в легкой, игровой форме. Важно понимать, что любое настояние или навязывание грозит обернуться проблемами с дальнейшими уроками.  

  3. Обучение цифрам до 5, а в некоторых случаях и до 10, обычно проходит без дополнительных специальных занятий. Для этого необходимо, чтобы родители чаще озвучивали количество окружающих ребенка предметов (особенно в знакомой ему обстановке). Это может происходить незаметно в процессе любой другой деятельности.

  4. Обязательно используйте наглядные материалы – карточки, таблицы, наклейки с предметами и цифрами. Они должны находиться по всему «пути следования» ребенка и сопровождать все его передвижения в знакомом пространстве. Регулярно по мере запоминания меняйте их расположение и количество.

  5. Не должно существовать никаких временных рамок для таких занятий, если вы почувствуете, что ваш малыш через 5 минут уже потерял интерес и заскучал, сразу прекратите занятие или постарайтесь переключить его внимание на новый вид деятельности.

  6. Уровень восприятия ребенком информации может быть различным, многое зависит от настроения малыша и его готовности к изучению и воспроизведению новых или уже знакомых данных.

После трех уже поздно?

«Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий», – заявил Павел Тюленев. «Позднее обучение чтению в возрасте 6-7 лет» он называет «катастрофой для любой семьи». Сильно сказано, правда?

А вот Глен Доман: «Учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого – намного легче, чем шестилетнего!» Ненамного отстает и : «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам».

Раннее обучение чтению – явление относительно новое в нашей жизни. «Дальних» результатов пока нет, поскольку в Россию оно пришло в течение последнего десятилетия. Однако первые тревожные ласточки уже стали появляться. Психологи говорят о том, что у детей, которых слишком рано начали учить читать, появляются проблемы в социальном развитии. Условно говоря, таким ребятишкам очень сложно вписаться в детский коллектив. И вовсе не потому, что они интеллектуально «выше» своих сверстников. А потому, что навыки социализации у них не сформированы – в то время, когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. Удивлены и логопеды: дети, которых рано научили читать, оказывается, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, не могут пересказать содержание прочитанного.

Конечно, во все времена были дети, которые сами хотели научиться читать и с дотошностью приставали к родителям: «А это что за буква?», «Мама, а как это слово читается?». В этом случае чтение было их собственной задачей, и оно не мешало формированию других жизненных навыков.

Но сейчас родители, вдохновленные или испуганные слоганом «После трех уже поздно», в той или иной форме стараются приобщить свое чадо к чтению как можно раньше.

Дайте мотивацию

Теперь можно переходить непосредственно к инвестициям. Трудно объяснить важность самих вложений, ведь ребенок еще не может думать о пенсии или крупных покупках, вроде недвижимости.

Потому необходимо задать какую-либо понятную для него мотивацию. Скажем, конструктор или игровая приставка. Для примера возьмем конструктор за 3 000 рублей.

Дайте мотивацию

Вот только такой суммы целиком у вас нет, зато вы сможете выдавать ее частями на протяжении, скажем, 3 недель. Если ваше чадо действительно хочет конструктор, то он должен терпеть и прятать получаемые деньги, чтобы затем совершить покупку.

Это самый простой способ показать, что такое накопление. Теперь у ваших детей есть мотивация, к сохранению своих средств, получаемых от вас.

Как научить ребенка считать до 10

Начинать знакомство с первым десятком можно уже с полутора лет. Обучение проходит в несколько этапов;

  • Первая ступенька – это действия с бытовыми предметами. Пересчитываем все, что попадается на глаза: ложки, ступеньки, пальчики, тарелки. Цифры пока не показываем, а приучаем малыша к звучанию и порядку чисел первой десятки.
  • Постепенно начинаем знакомиться с цифровым изображением числа. Назвали количество предметов – показали нужную цифру. Здесь помогут специальные детские книжки для обучения счету.
Как научить ребенка считать до 10
  • Вводим порядковые числительные и, если есть интерес, учим малыша писать цифры (на асфальте, в песке, на листе бумаги).
  • После того, как дошкольник умеет называть числа одно за другим, потренируйтесь быстро считать в обратном порядке, а затем парами.

Понятию о числе десять легче всего научить с помощью пальцев. Сначала считают пальчики на одной ладошке по очереди: от 1 до 5. А после усвоения с помощью второй руки учат счету до 10. Поможет и подсчет ступенек на лестнице, ведь вы видите их минимум дважды – выходя из дома и возвращаясь.

Как научить ребенка считать?

Наиболее целесообразно использовать детали набора для изучения математических действий. И начать следует со сложения и вычитания.

Смоделируйте ситуацию:

  1. «Перед тобой лежит одна палочка». Попросите ребенка положить требуемое количество предметов перед собой.
  2. «Я даю тебе еще 2 палочки». Протяните ему указанное количество палочек.
  3. «Сколько у тебя теперь палочек?» Ребенок начнет считать. Когда закончит счет, он сделает вывод, что теперь у него 3 палочки.
  4. Усложните задание. Пусть малыш под палочками выкладывает плиточки с цифрами, обозначающими количество предметов на столе. Так он от наглядных примеров перейдет к абстрактным действиям с графическими символами – цифрами.

Когда малыш поймет, что при сложении число предметов возрастает, а при вычитании уменьшается, можно переходить к изучению знаков «плюс», «минус» и «равно».

Читайте также:  Битва бактерий. Какие препараты помогут при дисбактериозе

← Летающая феяГоворящий хомяк →

Комментарии (624)

    Написать комментарийДругие материалы рубрики Обзор камеры для детей. Видеоняня Летающая фея Кто такой кот Басик?

    Образование остатка.

    Когда ребенок освоил основной опыт, что происходит в момент, когда заработанное тратишь в один день, а также как получить более крупную покупку, важно также научить ребенка экономить. Это урок отлично осваивается в магазинах, при совместных покупках. Объясните ребенку, например, почему вы на больших распродажах покупаете огромную коробку стирального порошка или же большую упаковку туалетной бумаги. Посчитайте вместе, сколько стоило бы такое же количество товара без скидки. Каждый из нас в магазине обращает также внимание на скидочные кампании для различных продуктов – опять же обговорите с ребенком, почему выбираете молоко с „желтым” ценником – как вы экономите в данном случае. Что это значит? Это значит, что тратите меньше, чем запланировали ранее и поэтому в ежемесячном семейном бюджете образуется незапланированный остаток, которым вы можете распоряжаться по своему усмотрению – оставить на следующий месяц или совершить какую-то покупку, „чтобы побаловать себя”. Поверьте – ребенок очень быстро освоит этот урок и поймет, как можно тратить меньше, чтобы в результате покупать больше.

    Считаем в пределах 10

    Родителям стоит обучить ребенка счету в пределах 10 еще до школы. Методик «Считаем в пределах 10» довольно много, родители могут выбрать ту из них, которая подходит их ребенку. Вот несколько советов по обучению:

    • начать стоит с усвоения понятий «много», «мало» «несколько»;
    • затем нужно усвоить понятия «столько же», «поровну», «больше» и «меньше»;
    • следующий этап – обучение выделению предметных комплексов, и перечислению предметов, входящих в комплекс с обозначением объединяющего их принципа. К примеру, из корзины с игрушками нужно выбрать только машинки.

    Овладение счетом, как правило, происходит в возрасте 4-6 лет:

    Считаем в пределах 10
    • в 4 года ребенка знакомят с цифрами первой пятерки и их образованием, обучают прямому счету до пяти, а потом и до 10;
    • пятилетнего ребенка знакомят с числовым рядом, он должен понять, что у каждого числа свое место. Причем, каждое последующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему;
    • далее можно учить ребенка считать двойками, тройками и пятерками.

    Для обучения сложению и вычитанию используют наглядные предметы. Основа упражнений на вычитание – удаление из группы части предметов. На сложение – прибавление части предметов к группе.

    Упражнения

    • Чтение “Буксиром”

    Малыш читает вслед за родителем в полголоса, отставая на 1-2 слога, слова. Темп увеличивается постепенно.

    • Делим на слоги

    Игра проводится в устной форме или письменной. Начинайте с простых слов, постепенно переходите к боле сложным.

    • Догоняем букву

    М……….,А, С…………….О Малыш должен тянуть пальчиком по дорожке, проговаривая звуки.

    • Как буквы подружились

    Рисуйте буквы и тяните у них ручки друг к другу. Можно использовать простые арифметические схемы С+О=СО.

    • Что лишнее?

    Из написанных по слогам слов на листе нужно вычеркнуть ненужное. Например, яблоко, груша, помидор.