Как научить ребёнка самостоятельности. 5 важных шагов для родителей

Прежде чем изучить развитие самостоятельности у старших дошкольников, нужно дать определение понятию «самостоятельность».

Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

Внесите элемент игры

Что нужно знать о самостоятельности ребенка?

Перед тем, как развить в ребенке самостоятельность, нужно понять, что в таком случае нужен индивидуальный подход. В первую очередь, детям важно одобрение родителей. Ответив слишком резко на самостоятельный поступок, вы можете сделать ребенка зажатым. Если кроха решил подарить маме цветы и сорвал их с клумбы, не стоит жестко критиковать. Похвалите за знак внимания и только после объясните, что именно он сделал не так.

Вы считаете, что ваш сын слишком замкнут, и думаете, как развить в ребенке самостоятельность? Не спешите, возможно, он весьма ответственный для своего возраста. Психологи утверждают, что у каждого периода в детстве есть своя «ведущая деятельность». В возрасте 1-3 года – это действия с предметами. От 3-х до 7 лет речь идет об игровом процессе, а уже с 7 до 14 лет можно говорить об учебе. Если ребенок выполняет самостоятельно действия по соответствующей возрасту сфере, его можно считать вполне ответственным.

Что должен знать первоклассник

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

Особенности формирования и воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста

В педагогической системе М. Монтессори самостоятельность рассматривается как биологическое качество, присущее ребенку с первых дней его жизни, которое можно углядеть как в умении держать голову (2,5-3 месяца), так и в коммуникативных навыках (2-3 года). Необходимо вовремя выявить первые стремления ребенка к автономности и поддержать их, заложив тем самым основу для формирования самостоятельности у детей.

  1. К достижению 3-летнего возраста ребенок должен овладеть элементарными навыками самообслуживания: кушать, одеваться/раздеваться, умываться, собирать вещи/игрушки. Также для этого периода характерно проявление свободы выбора – одежды и игрушек для прогулки, любимой посуды для еды, излюбленных мест отдыха и времяпровождения.
  2. Воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет заключается в том, чтобы поддержать желание ребенка проявлять свою независимость и воссоздавать сценки из взрослой жизни. Расширьте его границы, привлекая к ежедневным делам, трансформируемым с помощью сказок и игр в увлекательное приключение.
  3. Старшим деткам поручайте выполнять бытовые обязанности, касающиеся всей семьи. В этом возрасте приходит осознание ответственности за действия, возможность анализа собственных результатов и ошибок.

Мотивация

Можно дать ребенку право выбирать, но в определённых границах. К примеру, предложить ему не «Желаешь ли ты сложить игрушки?», а «Желаешь ли ты сложить игрушки прямо сейчас либо после прогулки на улице?». В первом варианте по сути не предусматривается выбор. Даже если ребёнок не захочет убрать игрушки, то его заставят этим заняться. Он в недоумении, а зачем же задавать такой вопрос? Следует подчеркнуть, что второй способ предусматривает уборку игрушек при любом исходе, но ребёнок сам решает, когда ему удобно будет этим заняться. Таким способом он ощущает, что с его мнением считаются, его желания имеют значение. 

Чтобы научить детей самостоятельности, необходимо дать им понять, что любые поступки влекут за собой свои последствия, а именно от ребёнка зависит какими они окажутся. Именно поэтому не нужно отбирать у детей соломинку, когда они пытаются кушать ею кашу. Они сами поймут, что это очень неудобно. Совершая самостоятельные действия, дети учатся не бояться ошибаться. 

Если ребенок с чем-то пока не справляется самостоятельно, то не стоит огорчаться. Он может бросать ботинки, которые не удаётся одеть, бросаться одеждой и громко кричать. Родители должны научить ребёнка обращаться за помощью правильно, к примеру, произнеся фразу: «Помоги мне пожалуйста!». Но, не стоит тут же бежать делать все за него. Сначала необходимо дать ему возможность разобраться самостоятельно, только слегка подтолкнуть его к этому. Можно показать ребёнку как сопоставляются пуговицы с петельками, застегивая лишь одну, а дальше пусть попробует это сделать сам. Все старания вашего ребенка непременно нужно хвалить. 

Кричать, шлепать ребёнка, взывать к его совести при попытках родителей научить его самостоятельности, всегда не эффективно. Приучая детей к самостоятельности, необходимо быть последовательным и спокойным. Наличие уверенности в собственных силах и терпеливость родителей непременно помогут ребёнку в освоении всех необходимых навыков.

От родителей нужна свобода и поддержка

Основная задача родителей — предоставить настолько много свободы, чтобы малыш перестал в них нуждаться. Это и про то, как научить ребёнка самостоятельности и про то, как отдать ему ответственность за свою жизнь. Что важно знать, чтобы не опустить руки и вместе радоваться процессу освоения малышом новых навыков?

Запаситесь терпением. Когда у вас появится чёткое осознание, насколько важна самостоятельность ребёнка — вам не придётся перебарывать себя. Вы будете радоваться и подмечать всё новые и новые успехи, перестанете злоупотреблять словом «нельзя» — появится  больше «попробуешь сам?». Пускай до сих пор, как и полгода назад не получается надеть кофту самостоятельно. Но раньше он вообще никакого элемента не делал сам, а сейчас уже находит руками переднюю часть; вы ему продеваете замок, а он тянет вверх собачку.

Выражайте радость. Малыш чувствует ваш эмоциональный фон, демонстрируйте радость от любой деятельности, какой бы она ни была.  Гречка по всему полу рассыпалась — «Здорово, я люблю подметать!»; вода разлилась — «У нас тут есть тряпка, я очень люблю собирать воду тряпкой!»; руки испачкал — «О! Я так люблю мыть руки! Пойдём с тобой мыть руки?». Так вы показываете, что это не обязательства, которые он ещё не в состоянии взять на себя. А что это совместная деятельность, от которой вы вместе получаете удовольствие.

Читайте также:  Готовим ребенка к рождению брата или сестры

Когда вы позитивно общаетесь в любой ситуации, то очень поддерживаете малыша. Чтобы он не боялся, что его будут ругать за неудачный опыт. Что он может разбить стакан, а вы проявите заботу: «Ничего страшного». И тогда в следующий раз он будет мотивирован на развитие воли, усилит контроль и донесёт стакан в целости.

Будьте готовы помочь в любой момент. Если ваш ребёнок что-то научился делать сам, это совершенно не значит, что с этого момента вы ему больше никогда не поможете. У него, как и у родителей, есть разные эмоциональные состояния — не выспался, хочет есть, устал, начинает заболевать, хотя симптомы ещё не видны. Поэтому с радостью и готовностью идём на помощь, не блокируем свои действия. Так в воспитании мы демонстрируем поддержку и показываем, что не оставляем малыша одного бороться с трудностями жизни. Что всегда готовы его поддержать и очень любим помогать другим.

Наблюдайте. Только через наблюдение мы видим, как дети уже освоили навык, и они всегда найдут возможность показать свой интерес. Здесь следует иметь храбрость отойти на задний план в нужный момент. Не передержать, не допустить гиперопеки, а дать ребёнку возможность провести работу по построению себя.

Забудьте про идеальный вариант. Не стремитесь к нему, не мучайте себя и ребёнка. Книги не будут идеально стоять на полке, пирог не будет идеально украшен, а пол подметён. Должно быть не это, а радость и желание вместе что-то делать, идти вперёд. Вам двигаться к намеченной цели, а ребёнку — к воспитанию самостоятельности и уверенности в себе в будущем.

Предоставляйте возможности. Любая деятельность детей предварительно продумана мамой или папой. Предоставить возможность — это значит обеспечить доступ на уровне роста и соразмерность, чтобы тряпка, губка или мыло помещались в ладони. Всё продумывается, показывается, но не объясняется. И показывается столько раз, сколько нужно.

Не поправляйте. На этапе формирования новых навыков желательно ребёнка не поправлять и не корректировать. Минимум  вмешательства и запретов, кроме случаев, когда видите вред для ребёнка, окружающих людей или предметов. Во всех остальных ситуациях смотрим и радуемся, как он осваивает мир и пространство вокруг.

Станьте компетентным взрослым. В любом деле мы в первую очередь воспитываем себя, нужные знания даются матери только с опытом. Изучите подводные камни организации повседневных дел. Узнайте, как заинтересовать ребёнка и что делать, если что-то не получается. Так формируются взрослые навыки гармоничного человека: умение решать проблемы, быть ответственным и управлять своей жизнью.

Статья подготовлена по материалам семинара «Самостоятельный ребёнок» Тамары Киселёвой — Монтессори-педагога и эксперта курса «Одеваюсь сам!»

В каком возрасте пора задуматься о детской самостоятельности

Не стоит думать, что самостоятельность – качество, само по себе развивающееся «когда-нибудь» потом. Никогда не бывает рано. Начните с малого, и результат не заставит ждать. Почувствовали — малыш способен справиться с задачей, пусть и через слезы, крики, истерики, дайте ему шанс научиться все делать без помощи взрослых.

Будьте стойкими реалистами: невозможно освоить навык с первого раза, не допустив ошибок. Не позволяя детям делать элементарные вещи, вы неосознанно воспринимаете их несмышленышами, что ведет к развитию комплекса неполноценности, а с другой стороны формирует в них заядлых эгоистов.

Предлагаем ознакомиться Рвота у ребенка без температуры

Не берите на себя то, что ребенку уже по силам

Развивайте в себе веру в ребенка и его способность быть самостоятельным. Не ругайте себя за то, что вы не можете что-то проконтролировать. Не расстраивайтесь, если у сына или дочки не вышло с первого раза всё сделать без ошибок. Это нормально. Хвалите себя, когда позволяете своему ребенку быть самостоятельным. Это куда лучше, чем быть родителем-перфекционистом.

Читайте также:  Первые дни новорожденного дома: что нужно знать и уметь

Разделите ответственность. У ребенка с самого начала должно быть понимание, что уроки — это его дело, а не мамино, не папино и не бабушкино. Задача родителя — организовать рабочее место, первый раз объяснить технологию («Достаешь дневник, смотришь, что задано, выбираешь, что делать вперед. Если что-то не понял, спрашиваешь у меня. В конце проверяешь, что всё сделал» и т.п.), помочь, если возникли трудности.

Взрослый не должен усаживать ребенка за стол, сидеть рядом, звонить другим родителям и учителям, чтобы выяснить, что задано. Если ребенок не записал задание или пропустил урок, поручите ему самому связаться с одноклассниками. Лучше школьник что-то забудет, чем привыкнет перекладывать ответственность за свои дела на родителей. Чтобы перестать забывать, надо хоть раз столкнуться с негативными последствиями своей невнимательности.

Формирование детской самостоятельности в дошкольном возрасте

Формирование самостоятельности в возрасте дошкольного обучения связано с усвоением дошкольником различных видов деятельности. Постепенно через эту деятельность ребенок начинает проявлять свою собственную позицию. Если поначалу самостоятельность ребенка проявляется в действиях репродуктивного характера, то постепенно она перерастает в творческую инициативность.

Сознание ребенка начинает работать более ясно, он стремиться контролировать самого себя и оценивает свои действия. Причем разные виды деятельности оказывают влияние на разные аспекты этой стороны личности.

Например, игровая деятельность дает возможность формировать у ребенка инициативу и активность. Многие научные исследования описывают разные подходы к игре с детьми.

Например, М.И. Лисина описывает сущность игры, как формы общения. Д.Б. Эльконин воспринимает игру, как способ овладения деятельностью взрослых людей. пишет о том, что игра есть проявление развития умственных способностей ребенка.

Все эти подходы, сосредотачиваясь на одной из сторон игры, недостаточно полно описывают сущность детских игр в целом.

Как помочь дошкольнику?

Добившись определенных успехов в младшем возрасте, вы подошли ко времени, когда ребенка пора готовить к более серьезным изменениям в его жизни, а точнее, к поступлению в школу. Очевидно, что в школе самостоятельность для ребенка очень важна. Как помочь дошкольнику:

  • Начните с небольших поручений, постепенно приучая вашего дошкольника к дисциплине. Попросите его застелить постель или покормить собаку, полить цветы или убраться в комнате.
  • Наступает время, когда необходимо немного отдалить маленького члена семьи от постоянного присутствия взрослых в его жизни. Попробуйте оставить ребенка дошкольного возраста одного дома на непродолжительное время.
  • Многие папы и мамы превращают простую поддержку детей в постоянную опеку. Излишняя опека вредна для растущего сознания, она способна подорвать у малыша веру в собственные возможности и силы, он должен сам принимать решения, особенно в дошкольном возрасте.

Обсудив все составляющие, мы получаем, что воспитание самостоятельности у ребенка – это воспитание правильного поведения родителей по отношению к своему маленькому сокровищу. Воспитание самостоятельности у детей строится на поощрении и поддержке, тогда вы действительно поможете им стать полноценной личностью, обладающей собственным мнением и умеющей отвечать за свои поступки.Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »