Как научить ребенка держать карандаш правильно?

Красиво писать мечтает не только каждый ребенок, но и некоторые взрослые. Обучаться этому стоит с детства. Стоит также понимать, что между понятиями «как научиться писать» и «как научить ребенка писать» огромная разница. Поэтому родители должны отнестись к этому вопросу с полной ответственностью.

Предлагаем Вашему вниманию трогательное письмо маме от дочери до слез.

Дорогая мама! Я тебе очень редко говорю о том, что благодарна за все. Ты подарила мне жизнь. Ты заботишься обо мне, отдавая любовь, нежность и ласку. Ты всегда была примером для подражания. Я мечтала побыстрее вырасти и стать такой, как ты. Ты в любой ситуации находишь подход ко мне. Что бы я ни натворила, ты умеешь найти слова, которые заставляют меня задуматься над своими поступками. Я знаю, что ты хочешь только лучшего для меня. И хотя я редко это показываю, но всегда испытываю чувство безграничной благодарности и любви к тебе. Благодаря тебе я не потерялась в этом огромном мире. Я благодарна за твою заботу, моя любовь к тебе безгранична. Ты из тех мам, которые посвящают всю себя, воспитывая детей. Ты даришь внимание и с самого рождения ты рядом. Ты помогала мне познавать мир и развиваться. Ты играла со мной, вечерами читала сказки и всегда была рядом. Когда я болела, ты не досыпала ночами, хотела забрать все болезни с собой и не отходила от моей кровати.

Ты многому научила меня, в том числе отличать плохое от хорошего, принимать правильные решения. Когда у меня возникают трудности, я иду к тебе за помощью. Ты научила меня слушать, слышать, понимать и любить. Спасибо тебе за то, что ты оберегаешь меня. Твоя любовь вдохновляет и окрыляет. Ты умеешь развеселить, когда мне грустно, успокоить, когда тяжело. С тобой я могу просто поболтать… о чем угодно. Я доверяю твоим советам, ведь кто знает меня лучше, чем ты? Только ты понимаешь меня и чувствуешь лучше других. Какой бы вопрос у меня ни возник, ты всегда знаешь на него ответ. Ты всегда рядом и готова разделить со мной все радости и неудачи. Спасибо тебе за то, что ты мой лучший друг. Я счастлива, потому что именно ты — моя мама. Я просто хочу, чтобы ты знала, что ты — лучшая мама на свете. Прости, если невольно тебя обижаю. У нас бывают разногласия. Но, впредь я буду стараться никогда не говорить слов, которые тебя задевают, ранят и причиняют боль.

Предлагаем Вашему вниманию трогательное письмо маме от дочери до слез.

Мамуля, ты мой первый учитель. Ты помогла мне познать мир, научила распознавать добро и зло, разбираться в людях. Благодаря тебе, я получила свой первый кулинарный опыт.

Я помню, как раньше было просто. Мама разрешила — мама не разрешила. Разрешила — то есть приняла решение сама — освободила меня от ответственности. А сейчас все по-другому. Мне самой приходится принимать решения и отвечать за них. Мамочка, ты не просто родной человек, ты моя подруга и мой советчик, ты хранитель всех моих тайн, и мне всегда тепло на душе, когда ты рядом. Я хочу наполнить твою жизнь счастьем. Я постараюсь сделать все для того, чтобы на твоем лице сияла улыбка. Обещаю беречь, ценить, чаще звонить, навещать, заботиться и поменьше жаловаться. Люблю тебя! Твоя маленькая девочка.

Жизнь быстротечна. Если время от времени не остановиться и не оглянуться вокруг, она может пролететь мимо. Так пролетают секунды, минуты, дни… У нас полно забот: работа, коллеги, встречи, друзья, отношения… И все это нужно, все это очень важно. Но есть еще что-то важное то, что не занимает много времени: секунда поцелуя в щеку, минута объятия, миг поглаживания по плечу, руке, волосам. А фраза: «Мама, я так сильно люблю тебя», — это всего момент, но он остается в памяти на всю жизнь… Согревает теплом душу и сердце…

Предлагаем Вашему вниманию трогательное письмо маме от дочери до слез.

Советы и рекомендации

Для того чтобы научить ребенка красиво писать, стоит использовать некоторые ухищрения:

  • отметить маркером на ручке черту, которая будет показывать ребенку нижний предел, до которого может опуститься указательный палец;
  • поставить точку на безымянном пальце (верхней фаланге), которая указывает на то, где должна находиться ручка в момент письма.
Советы и рекомендации

Немаловажную роль в обучении играет и осанка ребенка. Внимательно следите за тем, как сидит ваш кроха во время рисования, лепки или письма. Правильная осанка поможет избежать проблем с позвоночником, поможет выработать усидчивость и концентрацию, а также благоприятно скажется на почерке ребенка.

Как подготовить малыша к письму?

Нередко ребенку в начальных классах приходится очень тяжело: малыш не умеет правильно держать в руке карандаш, не знает, как должна лежать пропись, не может правильно сидеть за партой, а тут еще и масса новых знаний, усвоить которые очень нелегко. Чтобы ребенок быстрее и легче адаптировался, родители могут предпринять следующие действия, направленные на развитие памяти, мышления и разработку моторики пальцев:

  • Показать ребенку, как правильно держать в руке ручку и карандаш, а также как должен лежать на столе альбомный или тетрадный лист, чтобы на нем удобно было писать и рисовать.
  • Раскрашивать картинки цветными карандашами в специальных книжках-раскрасках.
  • Показать крохе, как рисовать волнистые и прямые линии (вертикальные и горизонтальные). Когда у малыша будут получаться короткие штрихи, можно приступать к рисованию параллельных, а также более длинных линий. Со временем можно предложить ребенку попытаться срисовать понравившийся ему узор или картинку с какой-либо книги.
  • Научить кроху правильно сидеть за письменным столом. Важно, чтобы малыш сидел ровно, с выпрямленной спинкой и не ложился на стол.
Как подготовить малыша к письму?

Все эти занятия помогут малышу выработать необходимые навыки, которые пригодятся в процессе школьного обучения, а значит, ребенок быстрее адаптируется к новой обстановке, и все его внимание будет направлено на освоение новых знаний.

Читайте также:  25 советов родителям по обучению ребенка быстрому и правильному чтению

Родители должны понять, что нежелательно учить ребенка писать в таком раннем возрасте. Обучая письму малыша самостоятельно, родители сделают только хуже для своего ребенка. Освоить новые навыки и учиться писать в школе малышу будет намного проще физически и легче психологически, чем проходить долгий болезненный процесс переучивания. Всему свое время, а до поступления в школу время с малышом лучше проводить за общением и играми.

Чем можно помочь дома

Следует помнить Мамы, прежде всего, должны уяснить, что они не являются специалистами! Поэтому по незнанию они могут допустить роковую ошибку в формировании грамотности и правильного письма.

Если малыш испытывает определённые трудности с языком, необходимо посетить с ним логопеда чтобы полностью исключить такие нарушения, как дисграфия и дислекция. Вылечить или исправить эти нарушения письменной и устной речи у родителей самостоятельно не получится.

После посещения логопеда и исключения дисграфии можно сделать вывод, что ребёнок просто отстаёт от сверстников (то есть, процесс обучения был запущен). Поэтому в такой ситуации лучшим решением будет обращение к репетитору, имеющему профильное образование.

Если родители решили по какой-либо причине отказаться от услуг репетитора, им необходимо учитывать следующие правила:

Чем можно помочь дома
  1. Диктанты это не ежедневное занятие, а контрольная проверка знаний. Ими нельзя изводить своего сына или дочь!
  2. Для каждого класса есть слова, рекомендованные для заучивания. Их можно уточнить у учителя русского языка либо найти самостоятельно в учебнике. Они выделены на страницах специальными рамочками либо перечислены в конце книги списком.
  3. Чтобы диктант принёс пользу, он должен включать слова, рекомендованные для изучения в конкретном классе! Лучше, если родители приобретут специальный сборник, содержащий готовые тексnы с нужными словами.
  4. Чтобы заинтересовать ученика, можно использовать тексты из его любимых книг. Это будет своеобразной наградой за прилежание.
  5. Полезно несколько раз диктовать тексты, в которых допускаются грубые ошибки. При этом особо сложные слова рассматриваются отдельно – выписываются на карточки с последующим орфографическим анализом.

В следующем видео полезные рекомендации и советы для родителей и детей дает преподаватель русского языка, которые помогут ребенку научиться писать без ошибок:

В идеале соблюдается такой алгоритм:

  • изучаются слова, каждое из них медленно проговаривается вслух;
  • пишутся фразы, содержащие эти слова, или вписываются пропущенные буквы;
  • пишутся под диктовку словосочетания (ребёнок может проговаривать или комментировать письмо вслух);
  • проводится итоговый диктант с анализом ошибок, а затем ещё один, но уже на оценку.

Родители должны понимать, что обучение происходит не у всех деток одинаково. Кто-то доберётся до тестового задания спустя месяцы. И это абсолютно нормально! Нельзя ругать или укорять своего юного ученика за ошибки. Пусть этим занимаются учителя. А заботливые родители должны уметь, прежде всего, заинтересовывать и поддерживать в освоении новых знаний.

Учим ребенка писать слова 

После того, как ребенок научится писать буквы, можно переходить к написанию слов. Хорошо, если он к этому времени уже умеет читать. Так ему будет гораздо легче понять, какие буквы и для чего ему нужно написать. Если он читать не научился, то все можно осваивать в процессе.

Освоить написание слов под силу детям 5 – 6 лет. Для начала научите ребенка писать легкие слова, которые хорошо ему знакомы. Это может быть: мама, папа, дом, киса и т.д. Заведите специальную тетрадь, в которой можно тренироваться писать. Напишите в ней 5 слов большими печатными буквами. После этого произнесите их по слогам и расскажите ребенку, из каких именно букв состоит каждое из слов. Теперь попросите, чтобы ребенок показал, где какое слово находится. Сначала пусть он запомнит, как они выглядят. Когда он не будет путаться, можно попросить, чтобы он написал каждое слово по отдельности. Если он освоил, как пишутся буквы, то и со словами проблем не должно возникнуть. После того, как все слова будут написаны, и ребенок справится со своей задачей, можно написать еще 5 слов. Постепенно увеличивайте их количество.

Учимся писать

Прежде, чем ребенок сможет начать писать, ему необходимо увидеть буквы. А с этой задачей отлично справляются различные пособия-прописи, в которых указано не только то, как выглядят буквы, но и каким образом их можно написать. В хорошей прописи должно быть следующее:

  • Возможность отрабатывать не просто буквы, а элементы, которые помогают образовывать буквы (палочки, крючки, петельки и закругленные линии).
Читайте также:  Оформляем доверенность на ребёнка бабушке от родителей

Общие рекомендации и замечания

Учимся писать

Важно также, чтобы буквы повторялись не только в начале строки, а несколько раз во всей строке. Ребенок берет за образец букву, которая находится в поле его зрения, а если она будет только в начале строки, он будет сначала ориентироваться на оригинал, а затем уже на буквы, написанные своей рукой, т. к. именно они находятся в поле его зрения, поэтому каждая последующая буква будет писаться не хуже предыдущей.

Если у вас получилось найти хорошую пропись, запаситесь несколькими вариантами, чтобы малыш мог постоянно тренироваться, или отпечатайте несколько экземпляров.

Как научить писать буквы

Если решено обучать ребенка дома, лучше начинать сразу с прописных букв. Важно изучить методику, по которой будут проходить занятия. Начинают с простых элементов: палочек, крючков, волнистых линий, кружочков. Это готовит руку, позволяет контролировать силу нажатия, в дальнейшем – соединять отдельные элементы. Для этого лучше заниматься в специальных прописях, задания там даются в определенной последовательности, ребенок учится писать, переходя от простых элементов к сложным. Там же уделяется внимание правильному написанию прописных букв и их соединению между собой.

Параллельно дошкольника знакомят с внешним видом заглавных и строчных прописных букв. Не все они похожи на свои печатные обозначения, поэтому могут возникнуть трудности. Когда ребенок научится их различать и четко называть показанную прописную букву, можно переходить к их воспроизведению на бумаге.

Для начала лучше предложить ученику карандаш, так ему будет проще исправить свои первые ошибки. Заниматься следует не дольше 5 минут. Если ребенок просит позаниматься еще, процесс ему нравится и не доставляет неудобств, можно продлить до 10-15 минут.

Интересно: Педагоги замечают, что у ребенка получается выводить буквы тем лучше, правильнее и красивее, чем меньше времени он это делает. Через 5-7 минут рука устает, почерк теряет четкость, буквы начинают «плясать».

Если замечено, что ребенок съезжает со строчки, когда пишет, или не в ту сторону выводит буквы Е, Я, З и подобные (то есть «зеркалит»), перед началом занятия нужно несколько минут уделить работе над ориентацией на листе бумаги. Помогут следующие упражнения:

Как научить писать буквы
  • подобрать картинки, на которых следует найти 5-10 отличий;
  • под диктовку быстро рисовать точки на листе сверху, в правом углу, левом углу, снизу посередине и так далее;
  • рисовать маленький круг, квадрат, треугольник, большие фигуры, средние, соотносить их размеры.

Для становления почерка первоначально используют специальные тетради с дополнительной косой линией через каждые 2-4 см. Это помогает держать правильный наклон, соблюдать нужную ширину и высоту букв.

Насчет использования специальных насадок, которые помогают правильно ставить пальцы при письме и фиксировать ручку, мнения расходятся. Одни педагоги одобряют их использование, другие советуют применять их только на начальном этапе обучения. Третьи вовсе говорят, что следует сразу приучать правильно держать обычную ручку. Пусть это займет чуть больше времени, зато потом не придется переучивать или отучать от насадок.

Эффективнее на начальном этапе показывать, как держать ручку, обхватив пальцы малыша своими и водя вместе с ним по бумаге. Так он почувствует, где нужно усилить нажим, где давить чуть слабее, где отрывать руку от бумаги, а где этого не требуется. В какой-то момент родитель отпускает свою руку, срабатывает механическая память, ребенок пишет самостоятельно.

Обучение элементам и печатным буквам — 5–лет

Рисуйте пальчиками

Разучивать буквы можно, рисуя их на бритвенной пене, крупе, рассыпанной на противне, запотевшем стекле, в воздухе, мелом на асфальте или пальчиковыми красками на бумаге. Буквы можно складывать из семян и лепить из пластилина. Проговаривая букву, нужно называть соответствующие ей звуки и вспоминать слова, на неё начинающиеся.

Важно связывать букву с предметом, на которую он начинается. И правильно называть имя буквы и звук, который она обозначает. Например, букву зовут «эм», а звуки — «м» или «мь».

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Пишите элементы букв и цифр в альбоме для рисования

Начните с освоения элементов: вертикальных и горизонтальных палочек, кружочков, овалов и прочих. Задания можно найти в пособиях для дошкольников или придумать самостоятельно.

Нарисуйте образец элемента и попросите ребёнка повторить. Если он ошибается, объясните, почему нужно делать именно так. Для первых опытов лучше завести отдельный альбом для рисования, чтобы ребёнка не отвлекала разлиновка.

Тяжелее всего деткам даются верхний элемент малых букв «в», «б», нижний элемент букв «у», «з», «д», «ц», «щ». Научить писать малую букву «г» сверху вниз, а также крючочки букв «т» и «ш» тоже важно.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Выполняйте упражнения в прописях для дошкольников

В прописях для дошкольников вы найдёте массу полезных упражнений: «продолжи узор», «дорисуй орнамент», «дорисуй по образцу», «соедини по точкам», «дорисуй по клеточкам», «заштрихуй», «раскрась», «вспомни слово на букву» и многие другие. Благодаря ним ребёнок подготовит руку к более аккуратному письму, выучит написание печатных букв, станет лучше ориентироваться внутри клетки и на строке.

Читайте также:  Нужно ли помогать ребенку с домашним заданием?

Статья: Как научить ребенка держать карандаш правильно | Социальная сеть работников образования

Как научить ребенка держать карандаш правильно: советы родителям

Мамы знают, как трудно приучить ребенка правильно держать ручку. Задуматься об этом стоит раньше, чем вы начнете собирать малыша в школу. С раннего детства есть риск научить его делать это неправильно, и тогда привычка может остаться на всю жизнь.

И проблема не только в почерке, и даже не в том, какой рукой он научится писать – левой или правой. Этот процесс может выглядеть весьма странно, когда взрослый человек держит ручку как-то неуклюже, как будто клешней.

Есть несколько действенных способов обучить ребенка письму в игровой форме, можно выбрать любой, который вам придется по душе и заинтересует малыша.

Маленький ребёнок пытается взять карандаш наиболее удобным для себя образом, чаще всего в кулак. Однако ситуация осложняется тем, что подобная привычка быстро укореняется, поэтому тип держания письменных принадлежностей сохраняется на всю жизнь. Естественно, страдает детский почерк, однако это не самая важная проблема.

При неправильном положении пишущего аксессуара у ребёнка устаёт рука при работе, снижается скорость письма, может страдать осанка, усугубится искривление научить ребенка держать карандаш в руках? Необходимо тренировать маленькие пальчики, в частности, нужно развивать «щипковый захват».

Так, для развития мелкой моторики эффективными являются следующие занятия: лепка из пластилина и соленого теста; отрывание кусочков бумаги; нанизывание и собирание бусинок; застегивание пуговиц; поиск мелких предметов в песке. Такие упражнения способствуют развитию мелкой моторики, в частности, формируют захват предметов тремя пальцами.

Приобретенный навык поможет малышу быстрее научиться правильно держать карандаш в руках.

Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности.

Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам: малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного; карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний; фломастер берётся щёпотью; пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко; ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок; верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее; малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо. Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.

Как держать ручку при письме? Главный нюанс – это расположение пальцев. Праворукий человек берёт письменный предмет следующим образом: ручка кладётся на верхний отдел среднего пальчика, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой пальчик располагается слева.

У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальчика левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны. Проверить правильность захвата можно, если поднять указательный палец. Письменная принадлежность осталась на месте и даже не шелохнулась? Значит, ребёнок держит ручку верно.

К остальным пальчикам особых требований не предъявляется. Безымянный и мизинчик можно располагать любым удобным для маленького писца образом. Обычно их прижимают к ладошке.

Чтобы ребёнок окончательно понял, как правильно держать карандаш при письме и рисовании, специалисты рекомендуют напоминать малышу о следующих правилах: пишущий предмет кладётся ровно на подушку конечного отдела среднего пальчика; все три пальчика, который участвуют в удержании предмета, как будто закругляются; два других пальчика сгибаются и прижимаются к ладошке; вся кисть руки полностью расслаблена; идеальная позиция – пальчики располагаются выше полутора сантиметров от кончика ручки или карандаша; в процессе написания букв или рисования мизинчик может прикасаться к поверхности стола.

Какая методика лучше: Глена Домана, Монтессори, Зайцева?

– Первая известна тем, что на предмет крепят его название, написанное большими печатными буквами. Ребенок постепенно фиксирует, как написанное слово, и отождествляет его с конкретным предметом. Метод требует терпения родителей и регулярных занятий. Методика Зайцева интересна тем, что в отличие от системы Глена Домана, предлагает использование кубиков. В свое время выпускалось очень много разных кубиков с буквами, которые давали общее понимание алфавита. Но недостаток заключался в том, что это были отдельные буквы, составить из которых слово было сложно. Кубики Зайцева подобранные по частоте употребления в языке. К каждому комплекту есть специальная инструкция, которая объясняет родителям, как должно происходить обучение. Эта методика учитывает особенности ребенка. Здесь продумано все, начиная от размеров букв и цветов, задействованы различные анализаторы. Кроме того, методика Зайцева не стоит на месте, она развивается. Недостаток методики обучения чтению с помощью целых слов о том, что ребенок использует свои возможности только как фотограф. Задействованы внимание, сосредоточенность, память. А в кубиках Зайцева – еще и мышление, эмоции, чувства. Потому что ребенок выступает как инициатор сбора, а это для нее гораздо интереснее и естественнее. Впрочем почему мы хотим выбрать только одну методику? Я не уверен, что это даст результат. Возможен синтез нескольких методик. Кроме того, родители получат желаемый эффект только при условии систематических и приятных для ребенка занятий. Откуда берутся минусы?