Как научить ребенка читать быстро и правильно в домашних условиях?

 Д етский нейропсихолог и мама двоих сыновей Валентина Паевская (@valentinapaevskaya) – о том, почему важно просить ребенка читать вслух и как настольные игры развивают навыки чтения.

Почему ребенок не любит читать?

В процессе работы с ребенком многие мамы и папы сталкиваются с трудностями. Иногда малыш выказывает неприятие и отказывается учиться читать. Причин подобных проблем может быть несколько, поэтому стоит разобраться в них тщательнее:

  • Некоторые дети не привыкли читать с родителями. Быть может, они еще не научились получать удовольствие от чтения.
  • Дошкольнику, проводящему много времени за компьютером, достаточно трудно получить наслаждение от умственной работы, которую предлагает литература. Он привык получать информацию без усилий определенных участков мозга – красочная виртуальная реальность дает возможность сразу окунуться в созданный художником мир.
  • Проблема отцов и детей сегодня особенно актуальна. У взрослых существуют устойчивые представления о жизненных приоритетах, а дети создают собственную картину мира, получая информацию из телевидения и интернета. То, что старшее поколение считает важным, интересным, младшим представляется неактуальным.
  • В современном обществе в процессе общения принято широко использовать слова, обозначающие действие. Глаголы вытеснили прилагательные, которые делали речь более яркой, насыщенной и эмоциональной. Есть мнение, что та литература, на которой выросли сегодняшние родители, их детям кажется неинтересной и слишком унылой.

В современном обществе многие дети не любят читать книги. Причиной этого может стать пример взрослых

Оптимальный возраст для обучения ребенка чтению

Последнее время повсюду пропагандируется раннее развитие ребенка, и чем раньше, тем лучше. И к чтению это имеет непосредственное отношение, ведь существуют методики, которые позволяют учить ребенка читать и писать с рождения. Но так ли это важно, научить ребенка читать в 1–2 года, как об этом говорят? Как научить читать, чтобы в будущем у него не возникло проблем в школе и не пропало желание познавать мир дальше, в том числе через книги?

Прежде чем сесть за азбуку, ребенку важно овладеть следующими навыками:

  • ползает на четвереньках;

  • переставляет предметы с места на место;

  • играет с водой;

  • прыгает на одной и двух ногах;

  • внимательно следит за поведением насекомых и животных;

  • способен осторожно обращаться с хрупкими предметами;

  • умеет ловить мяч одной и двумя руками;

  • понимает обращенную к нему речь и выполняет простые просьбы;

  • малышу не требуется помощь врача-логопеда, он правильно произносит все звуки;

  • ребенок ориентируется в пространстве, не путает слова «левый» и «правый», «низ» и «верх» и т. д.;

  • употребляет в активной речи сначала слова, а затем говорит предложениями;

  • способен держать карандаш тремя пальцами;

  • осторожно обращается с животными;

  • ходит по бордюру.

На первый взгляд, эти навыки не связаны с чтением. Но если ребенок не овладел этими способностями, обучение чтению вызовет у него трудности.

Чтение – непростой мыслительный процесс, требующий определенной психологической подготовки. Перечисленные способности дают необходимую базу, которая позволит научиться читать ради получения новых знаний и писать, чтобы выразить свою мысль. Один год или два года – это возраст двигательной активности, а не знакомства с теоретическими знаниями. То, что ребёнок не научится в этом возрасте читать, никак не повлияет на его дальнейшее развитие. К 7– 8 годам ребёнок, рано освоивший чтение, как правило, ничем не отличается от ровесников, которые начали читать в 6 лет и раньше.

Сделав выводы из вышенаписанного, становится понятно – в вопросе обучения чтению спешка не нужна!

Не стоит равняться на сына или дочь друзей, лучше внимательно наблюдать за своим ребенком, чтобы вовремя заметить, что он готов учиться.

Оптимальный возраст изучать чтение 4–5 лет. По статистике, ребенок в этом возрасте обладает усидчивостью и проявляет интерес для овладения навыками чтения.

Обучение чтению очень сложно? Сможет ли мама сама научить своего ребенка читать?

Мне задают много вопросов про обучение чтению. И довольно часто приходится слышать: “Обучение чтению очень сложно! Смогу ли я научить своего ребенка?”

Научить своего ребенка читать может каждая мама. Мало того, именно у мамы это получится лучше, чем у любого другого человека, потому что только мама хорошо знает и понимает своего малыша.

Но, конечно, не все будет легко и просто. А почему? Потому что у молодой мамы, конечно, нет опыта! Ведь она начинает учить читать впервые в жизни! Да, она сама отлично умеет читать. Но уметь читать и научить читать – это разные вещи.

Обучение чтению очень сложно? Сможет ли мама сама научить своего ребенка читать?

Во-первых, надо настроиться на то, что вам придется поучиться. Не вспоминать свои школьные уроки и делать так же, как делала ваша учительница. Перестроиться, поняв, что перед вами не школьник, а маленький ребенок. Это значит, что надо просто играть! А в игре можно попутно и читать научиться. Ну и во-вторых, надо запастись терпением и не обращать внимание на неудачи (а они обязательно будут, особенно в начале).

Читайте также:  Защита прав ребенка в школе: от теории к практике.

Мы все привыкли, что обучение чтению – это некий процесс, похожий на загрузку компьютера. То есть мы что-то выдаем ребенку (показываем, называем), он это увидел, услышал, понял, даже показал в ответ, что он понимает, и все. Для нас это – как бы пройденный этап. У нас не возникает сомнения о том, что мой ребенок может чего-то не понять, или понять как-то не так, или просто не запомнить.

И в этом самая главная загвоздка – мы переоцениваем возможности ребенка. Или лучше сказать, мы не понимаем, что дети мыслят совершенно иначе. Нам кажется, что одного или двух объяснений достаточно. Мы начинаем думать, что или мы что-то делаем не так, или что же за идиот ребенок, что у него нет ни памяти, ни восприятия.

На самом деле секрет в том, что все-все нужно повторять очень много раз! Да. Именно так – делать одно и то же. Ну просто очень много раз. Причем, порой бывает, что более сложные вещи ребенок уже запомнил, а простые, – все время забывает. И нас это раздражает, мы начинаем переживать, думать, что мы какие-то не такие, что ребенок какой-то не такой. Но так случается со всеми детьми.

То есть, наверное, есть дети, которые запоминают все с первого раза и сами по себе обучаются читать, достаточно показать ему буквы. Но это, наверное, один из тысячи… Я таких детей, честно сказать, сама не видела, хотя слышала истории о том, что вот у кого-то есть ребенок, которого не учили, он всему научился сам.

В этом, как мне кажется, есть доля лукавства или забывчивости со стороны родителей, потому что сам ребенок научиться читать не может. Ему в любом случае кто-то должен если не объяснить принцип чтения, то хотя бы показать и назвать буквы или же прочитать много простых слов. А дальше он уже сам может сделать выводы и начать читать.

Обучение чтению очень сложно? Сможет ли мама сама научить своего ребенка читать?

Безусловно, такие одаренные дети время от времени встречаются, но их подавляющее меньшинство. Может быть, даже и не один из тысячи, а еще меньше. А большинству детей требуется время, требуется огромное количество повторений, требуется терпение и родителей, и терпение самим детям.

Кроме повторения, детям жизненно необходимо, чтобы обучение было интересным. Только тогда они будут готовы смотреть, слушать, запоминать, угадывать, прочитывать. Если нет принуждения, нет натаскивая, а есть игра, то любой ребенок включается в процесс и, рано или поздно, выдает результат.

Но если даже игра не помогает, то, скорее всего, просто не настало время для обучения чтению. Ребенок не готов! Ему еще очень рано! И даже если все его друзья научились, а он еще нет – это не беда и не проблема. Придет время, и все встанет на свои места. Ребенок обязательно научится читать и писать. А также всему остальному, что нужно. А пока не тратьте силы, время и нервы и пойдите с ним в лес или в кружок рисования. А может, просто поиграйте в конструктор или в куклы.

Как приучить ребенка к чтению

Чтение, как и любой навык, требует тренировки. Для того, чтобы процесс чтения стал лёгким и приятным, нужно время.

«А как заставить читать?» — в корне неправильный вопрос! Ни в коем случае ребёнка нельзя «заставлять». Принуждение навсегда вызывает негативное отношение к любому делу. И чтение здесь не исключение. Если родители будут превращать чтение в унылую «обязаловку», то от этого у малыша сформируется убеждение, что чтение – это ужасно, плохо и трудно.

Как правило, с травмой от чтения живут сами родители. Они вспоминают, как в детстве заставляли читать их – и передают привычку к мучительному чтению-наказанию своим детям. Как же разорвать этот замкнутый круг? Как сделать так, чтобы ребёнок читал сам, регулярно и с удовольствием?

Обратимся с этим вопросом к нейропсихологу, руководителю школы «Супермозг» Гюзель Абдуловой.

— Очень важно научить ребёнка читать правильно, заложить прочный фундамент эффективного чтения и скорости мышления. Ваш ребёнок научился читать по слогам. Он хорошо знает все буквы, складывает их в слоги, слоги в слова. Но читает медленно, пересказать текст и ответить на вопросы не может. Что делать?

В первую очередь важно понять, что на каждом этапе формирования навыка беглого чтения появляются и развиваются конкретные умения.

Читайте также:  Гимнастика для детей, ее значение в правильном развитии ребенка

Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа! 

При этом важно учесть, что каждый ребёнок индивидуален. Часто ребёнку просто не хватает времени для достижения уверенного уровня. Материал усложняется, ребёнок начинает отставать от других и попадает в группу неуспевающих. Неудачи множатся и перерастают в неразрешимый конфликт. Конечно, такая ситуация отбивает всякое желание читать.

Проблемы возникают не потому, что ребёнок не может понять и научиться, а потому что не успевает развиваться в некомфортном для себя темпе.

Что делать?

Несколько простых советов вернут вам и ребёнку желание общаться с книгой.

  • Занимайтесь, когда ребёнок отдохнул, не голоден и хорошо себя чувствует.
  • Обязательно покажите ребёнку, что совместные занятия для вас удовольствие, щедро хвалите за успехи.
  • Поддерживайте игровую форму занятий. В игре дети усваивают любой навык непроизвольно, без усилий.
  • Занимайтесь не более 30 минут или даже меньше, если замечаете, что ребенок устал. Малышу трудно долго удерживать внимание и интерес на одном предмете. Чаще меняйте виды деятельности и упражнения.
  • Ведите дневник успеха, в котором отмечайте достижения ребенка — даже самые маленькие победы.

Предлагаю несколько интересных игр, чтобы чтение быстрее из скучного занятия превратилось в удовольствие!

Вращающиеся буквы.Слоги за «шторкой».

Система игр и тренировочных упражнений вы найдёте в моей книге-тренажёре «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение». Всего за 10 недель регулярных занятий  вы  ликвидируете все трудности в чтении у вашего ребёнка.  Программа подробно расписана по шагам: дыхание, артикуляция, игры на отработку навыков чтения и подробные методические рекомендации помогут создать атмосферу увлекательного, занимательного и полезного общения.

Превратить чтение в удовольствие – легко!опубликовано 

По книге Гюзель Абдуловой «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение» 

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Подготовительные упражнения, которые помогут научить ребенка хорошо читать

  • Танцы и прослушивание музыки для развития чувства ритма у малютки.
  • Упражнение «Угадай звук». Перечислите несколько слов, начинающихся на один и тот же звук. Попросите карапуза назвать его. В дальнейшем можно предложить крохе придумать слова, которые начинаются или оканчиваются заданном звуком.
  • Полезной будет известная всем игра «Города», в которой малыш должен назвать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего. Совсем не обязательно, чтобы слова были названиями географических объектов.
  • Взрослый загадывает определенный звук, кроха должен отыскать его в словах, которые называет взрослый, громко хлопнув в ладоши.
  • Игра в школу. Предложите малютке испробовать на себе роль учителя. Пусть будущий школьник пояснит взрослому изученный материал. Такой прием положительно влияет на мотивацию обучения, помогает организовать повторение выученного.
  • Игра «Отыщи ошибку». Взрослый говорит фразу, в которой допускает ошибку, например: «В портфеле лежит тучка». Маленький ученик должен обнаружить неточность, и назвать слово правильно.
  • Игры с предметными картинками. Попросите малыша отыскать картинки, на которых нарисованы предметы со схожими по звучанию названиями, например дом – сом.
  • Игра «Посели жильцов». Для этой игры нужно изготовить макет картонного домика с несколькими окошками. Пусть отпрыск «заселит» в домик предметы, начинающиеся с заданного звука.

«Жили были дед и баба» или научите ребенка сами

Никто не может лучше научить ребенка читать, чем его мама и папа. Это потому, что чтение подразумевает нечто большее, чем просто озвучивание слов на странице. В самом сильном смысле чтение является как эмоциональным, так и интеллектуальным делом — переплетение письменного текста с собственным жизненным опытом. Если дошкольнику повезет, он переживет это как теплое, заботливое время, когда он сидит на коленях у мамы и переворачивает страницы, идет в библиотеку с папой за интересной книгой, а в субботу утром обнимается с родителями в постели, когда они читают его любимые истории.

Возможно, ребенок еще слишком мал, чтобы понять, что именно ему читают, но он испытывает глубокие эмоции, которые будут длиться всю жизнь: чтение — это любовь, чтение — это безопасность, а чтение — это хорошо.

Тест для родителей: готовы ли вы обучать

  • Вас беспокоит большое количество людей, которых вы знаете и которые редко читают ради удовольствия?
  • Вы хотите, чтобы ваш ребенок любил читать и развил в себе страсть к чтению?
  • Вы обеспокоены школьными программами чтения, которые делают акцент на фонетику и зрительные слова, а не на понимание? Понимание — это способность понимать и интерпретировать прочитанное. Чтобы ребенок мог понять прочитанное, он должен не только расшифровать текст, а также должен установить значимые связи между тем, что он прочитала, и тем, что он уже знает. Он также должен уметь глубоко задуматься над тем, что он прочитал.
  • Вы беспокоитесь о том, что школы приносят больше вреда, чем пользы из-за своей одержимости заставить детей читать в детском саду?
Читайте также:  Гендерное воспитание детей: различия в воспитании девочек и мальчиков

Если вы киваете на все эти вопросы, вы идеальный кандидат, чтобы научить своего ребенка читать. К сожалению, слишком многие родители ошибочно полагают, что чтение должно преподаваться обученными педагогами и требует дорогого комплекта рабочих тетрадей, алфавитных карточек, специальных книг и других ресурсов. Нет ничего более далекого от правды. Никто не может лучше научить ребенка читать, чем его родители!

Мой лучший друг — это человек, который даст мне книгу, которую я не читал. – Авраам Линкольн.

Правила к обучению чтению

Для того, чтобы процесс обучения чтению происходит легко и в удовольствие соблюдайте следующие правила:

Правила к обучению чтению
  1. Изучая алфавит, правильно называйте буквы. Буквы в дошкольном возрасте произносятся так же, как и звуки. Букву М называйте как звук»М», никак не ЭМ, буква К произносится , как «К», а не КА. Это правило является очень важным и грубая ошибка, если родители его не соблюдают. Научить ребенка читать, если вы неправильно заучили буквы будет очень сложно и потребуется длительное время на исправление этой ошибки.
  2. Начинайте учить ребенка читать только если он к этому готов. Это при мерно к 5-ти годам. Можно начать учить и раньше, но только в том случае, если у него есть предрасположенность к этому (смотрите критерии готовности).
  3. Не заставляйте ребенка читать силой, не оказывайте на него давления. Если он категорически не хочет дайте ему время, а потом медленно и постепенно в виде игровых приемов вернитесь к обучению
  4. Выбирайте методику, которая подходит к возрасту ребенка. Если вы решили начать обучение с раннего возраста, то это методика целых слов. Если решили подождать до 5 — 6 лет то лучше подойдет методика Жуковой, Зайцева.
  5. Если ребенок проявил интерес к чтению и научился читать по слогам не торопите его читать предложения и тексты. Задавайте вопросы о прочитанных словах. Необходимо. чтобы ребенок понимал то, что читает.
  6. Важно хвалить малыша за малейшие успехи. Он должен чувствовать, что им гордятся. Так он будет стараться еще больше. Можно придумать систему поощрения: собирать в копилку монетки, камушки или собирать наклейки, фишки.
  7. Обучение чтению — это длительный процесс, поэтому запаситесь терпением. Будьте доброжелательны, не кричите на ребенка. Если чувствуете, что начинаете злиться, лучше выйти из комнаты, подышите, попейте водички и лучше отложите занятие.
  8. Следите за временем занятий. При малейшем утомлении переключайте его на другой вид деятельности или предложите игру. У детей 5 — 6 лет занятие длится не более 25 минут. У детей 3-4 лет не более 15 минут. Даже если ребенку очень нравится желательно провести физминутку или кинезиологические упражнения. Но это не относится к игровым способам обучению чтению. Здесь нет необходимости устанавливать временные ограничения.

Как обучить читать самостоятельно и в домашних условиях

Практически все методики обучения сходятся на том, что проще всего научить дошкольника читать в игровой форме, без принуждения, использовать пример родителей и понятный ему читаемый материал. Запомните простые правила:

  • Выберите одну методику и следуйте ей.

  • Ошибкой называют побуквенное произношение, отдавайте предпочтение способам, основывающимся на изучении слогов, складов, предложений.

  • Откажитесь от обязательных уроков в определенные часы. Выделяйте для занятий время спонтанно, не утомляйте ребенка длительной учебой, на одно занятие достаточно отвести 10-15 минут.

  • Изучайте слоги, слова во время игровых упражнений, а после сделайте так, чтобы изученный материал всегда был на виду у вашего ребенка и он привыкал его читать. Поиграйте в “угадай звук”, чтобы натренировать фонетический слух. Вызывайте ассоциации, пусть ребенок ответит на вопрос, на что похожа та или иная буква.

  • После изучения первых трех гласных звуков следует объяснить ребенку, как разные звуки сливаются в один слог. Примените визуализацию — ставьте рядом кубики или карточки, пишите буквы на конструкторе и соединяйте его.

  • Помните о мотивации. Учите слова, используя интересный пример, который может быть также поощрением — спойте ему песню о медвежонке, включите мультик об уточке, угостите вкусным яблоком, а потом перейдите к написанию и чтению.

  • Обсуждайте читаемый материал — это способствует более осмысленному восприятию визуально и на слух.

Обучение ребенка беглому чтению — трудоемкий процесс. Однако он принесет свои результаты, ведь потом маленькому школьнику будет проще начинать осваивать новое, впервые сев за парту уже с определенным багажом знаний и навыками учебы.

Как научить ребенка читать по букварю Жуковой

Эта книга предлагает сочетание традиционных и современных методик. Уже на третьем задании ребенку предстоит чтение слогов. В книге есть подробные инструкции по проведению уроков, поэтому даже родители без педагогического образования легко смогут организовать занятие. Чтобы научить ребенка читать в домашних условиях, применяется такая схема:

  1. Знакомство с гласными и согласными.
  2. Учимся читать по слогам.
  3. Осваивание закрытых складов.
  4. Переход от простых слов к сложным.