Как научить читать ребенка быстро и правильно

Научить своего ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из легких. Чтение — основа для успешного обучения детей в школе, поэтому многие родители стремятся научить своего ребенка читать еще до поступления в первый класс.

Принципы скорочтения

Научиться быстро читать — посильная задача для любого человека. Весь процесс обучения скорочтению построен на следующих принципах:

Принципы скорочтения
  1. Подавление субвокализации — мысленное проговаривание текста при чтении про себя. При этом вырабатывается способность распознавать слова по их визуальному типографическому образу.
  2. Расширение области зрительного восприятия. Специальные упражнения улучшают периферическое зрительное восприятие, благодаря чему читатель получает возможность охватывать большее количество слов, вплоть до целой строки. Меньшее число перевода взгляда во время чтения позволяет повысить его скорость и снизить утомляемость.
  3. Избавление от «регрессий» — возвратных движений глаз во время чтения, перечитывание пройденного текста. Этот навык тесно связан с развитием памяти.
  4. Обучение концентрировать и удерживать внимание на процессе чтения. Для этого читатель учится подавлять внутренний диалог и не реагировать на внешние раздражители.
  5. Овладение техникой поверхностного чтения (просматривание), благодаря которой читатель быстро находит ключевые слова и фразы в тексте, содержащем малую информативную плотность. Данный навык считается наиболее сложным в освоении, поскольку одновременно затрагивает несколько познавательных процессов.

ОСОБЕННОСТИ и ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

  • В процессе всего курса обучения очень тщательно проводится диагностика.
  • По динамике изменения результатов проводится серьезная и кропотливая аналитическая работа, в соответствии с которой программа корректируется в процессе курса обучения.
  • Находятся причины отставания, устраняются барьеры, мешающие ребенку воспринимать, хранить и воспроизводить информацию.
  • В центре решаются самые сложные задачи, устраняются глубинные причины отставания, восполняются пробелы в школьной программе за несколько (!) лет, корректируется психика ребенка.
  • Это не репетиторство, не натаскивание по тем или иным вопросам, не битьё по хвостам, а обучение высокому уровню интеллектуальной работы. Отладка процессов поступления, хранения и воспроизведения информации.

Работа над произношением

Обучение пересказу

Развитие образного представления

Когда и как следует учить буквы

Интерес к книге может проявиться у малыша в самом раннем возрасте, когда он еще физиологически не готов читать. Подражая взрослым, ребенок берет в руки газету или журнал и «читает». Важно внимательно отнестись к этому моменту, не потушить эту первую искорку, а похвалить.

Приемы обучения буквам:

Когда и как следует учить буквы
  1. С самого рождения окружите ребенка изображением букв. Азбука может быть представлена на обоях или предметах мебели в детской комнате, можно приобрести или самим смастерить буквы-подушки, кубики, прикрепить магнитный алфавит на холодильник.
  2. Учите звуку, который дает буква, т. е. «б», а не «бэ», «м», а не «эм». Обычно ребенка просят повторять буквы, как в алфавите, что в дальнейшем приводит к трудностям в чтении по слогам. Алфавит можно оставить на более поздний возраст, вплоть до семи лет или до той поры, когда дошкольник уверенно научится читать по слогам.
  3. Показывая и называя буквы в бытовом общении, следует сразу ассоциировать их со словами. Для ассоциаций подбираются понятные и эмоционально значимые для ребенка слова: «мама», «папа», «баба», имена, названия любимых игрушек.
Читайте также:  7 шагов для быстрого похудения при ГВ кормящей маме

Что предложить почитать детям

Малышам, которые только научились читать, скучно изо дня в день проговаривать ничего не значащие слоги. Если ребенок знает уже несколько букв, нужно предлагать ему составленные из них слова, так гораздо интереснее.

Когда детки научатся складывать слоги, им дают коротенькие интересные тексты. Это необязательно сказки. Есть прекрасные познавательные и поучительные рассказы Осеевой, Драгунского, Бианки и других детских писателей.

Ребенок со скоростью чтения 80 и более слов в минуту уже способен за один раз прочитать 1-2 печатных страницы. Читает, как ему удобно, вслух или про себя.

Что предложить почитать детям

Если школьник прочитывает 120 слов в минуту, можно сказать, что это уже быстро, но далеко не предел. Таким детям, помимо обязательной, разрешают предпочтительную литературу. Главное, что выбор этой литературы должны сделать они сами. Если интересен жанр фэнтези, не стоит отговаривать и навязывать классику.

В школе предъявляют достаточно строгие требования, и уже в 5 классе на урок литературы необходимо прочитать до десятка страниц текста, который не всегда оказывается интересен. Даже если ребенок и прочитает все заданное, то чаще всего не запоминает сюжет и не может его пересказать. Здесь необходима помощь родителей. Нужно читать вместе: он одну страницу, мама – другую вслух. После этого следует объяснить непонятные моменты и слова, возможно, после разбора, произведение не покажется таким уж скучным.

СКОРОЧТЕНИЕ НЕ ИГРУШКИ

– После 16 лет – пожалуйста, но пока ребенок не научился читать, а процесс автоматизации чтения длится несколько лет, скорочтение – это не игрушки, – считает Момот. – Обучать напрямую скорочтению вредно. И если у ребенка есть остаточные или серьезные нарушения фонематического слуха (способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. – Прим. ред.), восприятия или анализа, то скорочтение убьет процесс обучения чтению.

Она убеждена, что ребенок умеет читать только тогда, когда единицей его чтения является предложение. Психолог связывает это с речемыслительными процессами.

СКОРОЧТЕНИЕ НЕ ИГРУШКИ

– Если единицей чтения ребенка является словосочетание, он никогда не научится писать сочинения, делать умозаключения и выводы, – говорит специалист. – Пока у ребенка не сформирован навык чтения в принципе, какому скорочтению его можно научить?

Читайте также:  Деформация головы у новорожденного — что нужно знать родителям

Чтение, по словам Момот, сложный мыслительный процесс. А сейчас в школах не формируют понятийное мышление, отсутствует научный подход к образованию. Поэтому «маркетологи от образования», как их называет Галина, на этом и зарабатывают. Школы скорочтения, уверена она, – это уловки для родителей, которые хотят потешить свое эго, избавиться от чада, не заниматься им в надежде, что какие-то чудесные дяди вырастят из их ребенка вундеркинда.

Тренировка техники чтения

Еще несколько упражнений для развития читательских навыков:

  1. Отработка отрывков. К действительному показателю (например, 40 слов в минуту) добавляют 30 слов. Ребенок каждый день трижды перечитывает отрывок из 70 слов (в конкретном случае) вслух, стараясь уложиться в минуту. Отработка продолжается в последующие дни, пока скорость чтения не достигнет 70 слов в минуту. Тогда к этому показателю добавляют еще 30 слов и стараются достичь уже новых результатов (100 слов в минуту). Основная задача – научиться читать 180 слов в минуту.
  2. Чтение «волной». Ребенок сначала читает текст, расположенный обычно. Потом читает на листе, повернутом под прямым углом, затем – перевернутый текст, и опять повернутый под прямым углом, но в другую сторону.
  3. Чтение таблиц. В таблице (сначала 4*4, потом количество ячеек увеличивают) пишут буквы, слоги или слова. Ребенок перечитывает их столбиками на одном дыхании. Для увеличения угла зрения ребенок должен прочитать их без ошибки в заданном направлении (сверху-вниз, слева-направо).
  4. Чтение и пересказ. Если малыш читает плохо, то он слушает, а потом пересказывает. При этом важен сам факт пересказа, а не его качества (подробности, от нужного лица).

Оптимальное чтение для детей разных возрастов (в минутах)

  • Первоклашки должны читать не торопясь (можно и по слогам) минимум 30 слов.
  • Второклассники способны осознанно и без допущения ошибок (ударение, интонация, соблюдение пауз) прочесть 50-60 слов.
  • Учащиеся 3-4 классов должны не просто справиться с 75-90 словами, но и выразительно читать, соблюдать все правила передачи устной речи, самостоятельно находить ошибки во время чтения.
  • Ученикам средних классов следует читать более 100 слов.

После того как ребенок освоит буквы алфавита, можно начинать учить его читать. Методик, как научить ребенка читать по слогам, существует множество, на нашем сайте вы найдете несколько полезных советов.

Какие трав от кашля наиболее безопасны для детей и как из применять, читайте в данном материале.

Полезные методические рекомендации по слоговому чтению

Поскольку самой популярной методикой обучения чтению является всё-таки слоговой метод, родителям стоит взять во внимание следующие рекомендации:

  1. Ключевой принцип обучения — от простого к сложному. Потому вначале целесообразно выучить открытые гласные А, О, У, Ы, Э (ребёнку их проще произносить), после уже закрытый И. Точно так же лучше сперва освоить твёрдые звонкие согласные, а потом уже глухие и щипящие.
  2. Чтобы ребёнок запомнил букву, не нужно привязывать её к конкретной картинке (А — аист, Б — барабан и т. д.). Иначе может закрепиться устойчивая ассоциация, и в дальнейшем могут возникнуть трудности при соединении букв в слоги (малышу будет трудно понять, как из барабана и аиста получается БА).
  3. Первые слоги лучше изучать простые — из двух звуков, согласного и гласного (МА, МУ, ПА, ПУ и т. д.). Главное — чтобы дошкольник понял, как один звук соединяется с другим (не буквы, а именно звуки). Затем можно переходить к слогам, где первым идёт гласный (АМ, УМ и т. д.).
  4. При обучении слоговому чтению родителям стоит пользоваться слоговой таблицей. Она позволяет читать слоги и по вертикали (разные согласные сочетаются с одним гласным), и по горизонтали (один согласный комбинируется с различными гласными).
  5. Когда ребёнок освоит слоги, первые слова, которые он будет читать, нужно выбирать самые простые, двусложные (ПА-ПА, МА-МА, МЫ-ЛО и т. п.).
Полезные методические рекомендации по слоговому чтению

Слоговая таблица — хорошее подспорье при изучении с ребёнком слогов

Читайте также:  11 знаменитостей, в семье которых растут “особенные” дети

Читаем без артикуляции

Проговаривание слов у детей во время чтения – это настоящий бич для техники скорочтения, так как дополнительная артикуляция замедляет скорость.

«Губы!»

Так называется команда, которую необходимо применять для тренировки беззвучного чтения. Слыша команду «губы!», ребёнок прижимает палец и читает про себя. Услышав «вслух!», он начинает читать вслух.

Занимаем рот

Если у ребёнка никак не получается читать молча, губы шевелятся, язык ходуном ходит, займите его рот.

Читаем без артикуляции

Пусть карандаш грызть – плохая привычка, лучше поставьте чашку с орехами. Некоторые советуют жевательную резинку, но сомневаюсь: можно не жуя проглотить.

Барабаним по столу

Заблокировать речь поможет барабанная дробь пальцами. Нужно только подобрать мотивчик и заранее его отработать: сначала лёгкий для «воспроизведения», затем можно посложнее.

Под музыку

Читать «без сопровождения» помогает ненавязчивая музыка. Советуют включать джазовые композиции.

Упражнение Потерянные буквы

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн… полочка.

Нов… футболочка.

Больш… ложка.

Рыж… кошка.

Еще вот такую фразу:

Упражнение Потерянные буквы

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не …….

И еще вот такие:

Ок-ок-ок мы построим …….

Юк-юк-юк поломался наш ……

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.