Как научить быстро читать первоклассника

Ни для кого не секрет, что сегодня, к сожалению, многие современные подростки не читают книги,  предпочитая им различные гаджеты. Многие родители обеспокоены тем, что их сын или дочь не знают и не читают ни классическую, ни современную литературу, зато великолепно разбираются в новинках  компьютерных игр.

Обучения в игре считается самыми эффективным. Не жалейте времени на обучающее развлечение дошкольников, забудьте о скучных уроках, тогда добьетесь успеха быстрее.

Как научить быстро читать первоклассника

Игры на изучение букв

  • Рисуем буквы, разукрашиваем, лепим. Используйте раскраски, готовьте трафареты сами.
  • Пазлы. Собираем буквы из частей. Пазлы изготовьте сами и разрежьте на крупные куски или купите дидактический материал в магазине.
  • Мемори. На маленьких листочках запишите буквы. Разложите карточки на столе. Дайте малышу запомнить, потом переверните. Пусть ищет нужную букву по образцу.
  • Пишем на песке, манке. Приписывание букв на сыпучем материала тренирует память, моторику одновременно.
Как научить быстро читать первоклассника

Игры на умение складывать слоги

  • Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
  • Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
  • Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
  • Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.
Как научить быстро читать первоклассника

На развитие навыка чтения

  • Звуки по кругу. Детям нужно придумать слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Например, окнО-ОсА-Альбом и т.д.
  • Чтение со взрослыми. Книга кладется на столе, чтобы текст был виден родителю и малышу. Когда читает один, второй следит. Прерывайтесь неожиданно, просите продолжить. Развивается внимание, зрительная память.
  • Ищем ошибку. Родители дают малышу текст с ошибками с ловах. Например, КоСа съела всю траву на поле. Сол(Ь) просыпали на стол. Задача ребенка найти и справить ошибку во время чтения.
  • Кто говорит? Пригодятся ирушки-зверушки, чистые листочки. Вместе с ребенком подпишите карточки: Мее, Хрю, Му и т.д. Пуст подставит к игрушкам нужный слог и прочитает.

Другие новости

  • Ракета с рисунками победителей конкурса «Детское радио в космосе» отправилась к МКС
  • Научное шоу и увлекательные эксперименты: В Москве пройдёт «космический» фестиваль для детей «WOW! HOW?»
  • Открытая жеребьевка Всемирного онлайн-чемпионата по «Футболу для дружбы» 2021
  • Объявлены победители конкурса «Стань звездой в ЦДМ»
  • Победительница конкурса «Стань звездой в ЦДМ» спела в прямом эфире Детского радио
  • Рисунки победителей конкурса «Детское радио в космосе» прибыли на МКС
  • Барин в зоопарке! Роскошные условия для самого крупного грызуна
  • Детское радио запустит третий сезон «Детского Радиовидения 2021» мега-вечеринкой
  • “Динамичные ребята” устроили большой музыкальный праздник
  • Программа ПАО «Газпром» «Футбол для дружбы» 2021: Юные участники из 211 стран и регионов установят новый Мировой рекорд Гиннеса
  • Вика Старикова — Живой концерт на Детском радио
  • Именное дерево в подарок новорожденному москвичу
  • Новая сцена Детского музыкального театра юного актера открывается 15 мая спектаклем «Пеппи Длинныйчулок»
  • Раздел для детей на портале “Активный гражданин”
  • Квартира со встроенной “Монополией”. И такое бывает
  • Ура, завтра пятница! Отдыхаем после уроков вместе с ведущими Канала Disney
  • Детское радио приняло участие в пресс-завтраке Росприроднадзора по поводу старта Международной премии «Экология – дело каждого»
  • Главные мультипликационные новинки: динозавры, индейцы, кролики и магия!
  • Детское радио запустило новый проект «Готовим на Детском»
  • Детское радио запускает новый сезон конкурса «Детское Радиовидение 2021»
  • Зачем и когда учиться читать

    В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

    • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

    • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

    • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

    • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

    Читайте также:  Навыки развития ребенка до года по месяцам

    Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

    К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

    И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

    Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

    Составляем план тренировки

    Ну что ж друзья, как говорится, назвался тренером — разрабатывай план тренировки! Не переживайте, это не сложно. Давайте подсмотрим за тренировкой бегуна.

    Сначала разминка, чтобы мышцы разогреть, чтобы травм и растяжений избежать. Потом СБУ — специальные беговые упражнения, которые могут быть направлены на развитие координации движений, на прямолинейность бега, на правильную постановку стоп и т.д. Оказывается бегуны тренируются бегать не только бегая! Ну а уже в конце тренировки собственно бег и фиксирование результатов.

    Переносим полученные знания в интересующую нас область, то есть в область чтения и составляем свой план.

    Составляем план тренировки

    Итак план тренировки юного читателя:

    1. Разминка.
    2. СЧУ — специальные читательные упражнения.
    3. Чтение.
    4. Фиксирование результатов.

    А теперь пройдемся по каждому пункту плана подробнее.

    Как же привить интерес и любовь к чтению?

    1. Во-первых, для ребенка нужно создать определенную среду. Чтобы ребенок любил читать, мама с папой должны показывать свой пример. Если он будет видеть это с самого раннего детства, чтение книги станет для него нормальным процессом.

    Можно завести дома некую привычку-ритуал – семейное чтение, когда вы собираетесь всей семьей, кто-то один читает, а остальные слушают.

    2. Запишите ребенка в детскую библиотеку. Библиотека – это совершенно особый мир, особая атмосфера. Ребенок видит очень много книг, у него появляется возможность выбирать, а выбор усиливает интерес. То, что он сам выбрал, он старается прочитать.

    3. Используйте поисковые чтения: задайте вопрос по какому-то произведению – а ребенок, читая книгу, будет искать ответ на него. Это тоже очень мотивирует.

    4. Увяжите мультфильм, который он посмотрел, или спектакль, на который вы сходили, с книгой. Скажите ребенку: «Знаешь, а ведь есть такая книга, и в ней гораздо больше всего, поэтому она гораздо интересней!»

    5. Ошибка родителей – навязывать какие-то произведения или круг чтения, совершенно не считаясь с желаниями ребенка. Прислушивайтесь к желаниям и интересам ребенка: что он хочет прочитать, что ему интересно? Используйте интересы ребенка, чтобы найти ему соответствующую литературу.

    Кроме того, важно понимать, что определенные книги должны быть прочитаны в определенном возрасте. Бывают книги, до которых ребенок еще не дорос, и он просто не поймет их. Вы можете предложить ему определенный список литературы, а дальше пусть он выбирает сам.

    6. Еще один мотивирующий прием – отмечать количество прочитанных книг. Когда ребенок видит результат, его это мотивирует: вот сколько книг он прочитал!

    Надеемся, что все эти приемы помогут вам быстро и эффективно приучить ребенка читать!

    Смотрите также:Как пробудить интерес к чтению?Смартфоны детям не игрушка!Летнее развитие: снизьте темп, но не тормозите!Не знаете, как объяснить ребенку? Расскажите сказку!Оратор — штаны на лямкахЕсли вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди. Буду вам очень благодарен! Спасибо!

    Нужно ли заставлять ребёнка читать?

    Специалисты читают, что если до 14 лет интерес к чтению не привит – то можно говорить, с большой долей вероятности, что он уже и не появится. Напротив – если ребенок 13-14-15 лет вдруг садится с книгой и предпочитает книгу общению со сверстниками, то родителям вместо впадения в эйфорию от наконец-то зачитавшего ребенка, нужно задуматься – от каких событий в своей жизни ребенок уходит в книги?

    Возникает вопрос: как приучить читать подростка? Многие родители своё отношение к чтению очень чётко проявляют фразой – как его (её) заставить читать? Заставить ребёнка нельзя! Ребёнок развивается по общим законам природы, и всё, что делается по принуждению – делается плохо.

    Конечно, вы можете его заставить, запугать, и пока ребёнок будет бояться ваших угроз – конечно, он будет читать. Но со временем ребёнок растёт, его страх уменьшается, а любовь к чтению не появляется.

    Чтение под принуждением проходит только с одной мыслью – достаточно ли прочитано, чтобы избежать наказания. Принуждением к чтению можно вызвать отвращение к чтению и полностью отбить желание читать вообще.

    В том случае, если вы начнете заставлять читать подростка, то встретитесь уже не с молчаливым согласием и подавленным недовольством, а с явным протестом и вспышками гнева. В этом случае будет уместнее уже говорить не о развитии интереса к чтению, а о работе с детско-родительскими отношениями для снижения напряжения во взаимоотношениях.

    Итак, ответ на вопрос – “Как заставить?” И “Нужно ли заставлять?” категоричен – НЕТ. Заставлять ребёнка не нужно. Как же помочь ребёнку полюбить чтение?

    Упражнения для первоклашек

    Первый класс недаром считается наиболее сложным для ребенка – в этот период он адаптируется к непривычным условиям, учится дисциплине и коммуникации со сверстниками. Именно поэтому специалисты рекомендуют приступать к упражнениям для быстрого чтения лишь во втором полугодии, когда первые эмоции и впечатления немного улягутся, а у малыша появятся силы и энергия для дополнительных тренировок. Что касается методик, то чаще всего для этих целей используют:

    ♦ Автоматизированное чтение слогов Для этого упражнения необходимо обзавестись слоговой таблицей. На каждом занятии первоклассник должен прочитывать хотя бы 1-2 строчки, постепенно ускоряясь. Это позволит научиться читать слова «автоматически» и натренировать артикуляционный аппарат (тогда не будет проблем с дикцией). Более того, данный метод позволяет ребенку приобрести орфографические навыки и повысить уровень грамотности.

    Хоровое чтение Эта «разминка» помогает развить артикуляцию и подготовиться к более сложным заданиям. Для этого в начале каждого урока малыш должен прочитывать несколько фраз или скороговорок в среднем темпе (в параллель с родителями, учителями или одноклассниками).

    Комплекс заданий Это упражнение состоит из нескольких частей. Для начала ребенок самостоятельно прочитывает незнакомый текст – по истечению минуты останавливается и отмечает место, до которого успел дойти. После небольшого отдыха чтение повторяется (с самого начала) и снова прерывается через 1 минуту. В большинстве случаев ребенку удается прочитать гораздо больше – это его радует и мотивирует продолжать занятия. Оставшуюся часть текста можно прочитать вместе.

    Задание «Буксир» В этом упражнении роль «буксира» выполняет один из родителей, который задает не очень медленный, но и не слишком быстрый темп чтения и начинает вслух проговаривать текст. Через несколько предложений взрослый замолкает, но продолжает читать про себя. Еще через несколько фраз родитель снова произносит текст вслух. Это позволяет проверить, в каком темпе читал школьник и насколько он замедлился.

    Прыжок-остановка Упражнение предназначено для развития зрительной памяти и тренировки внимания, оно также учит быстро ориентироваться в тексте. Для этого школьник начинает читать книгу, но по команде родителя закрывает глаза и делает короткий перерыв на 15 секунд. После этого ребенку необходимо быстро найти в тексте то место, где он остановился, и продолжить чтение.

    Половинка Для этого упражнения-игры потребуется несколько листов А4. На них необходимо написать слова из 2-3 слогов (например, «собака», «мальчик», «чайник»), разрезать на карточки (например, на «маль» и «чик», «чай» и «ник») и перемешать. Ребенку остается лишь правильно подобрать подходящие слоги.

    Учимся читать по слогам

    Первый этап обучения, после освоения алфавита, – чтение по слогам. Реальные советы, помогающие легко пройти эту ступень:

  • Определите готовность ребенка. Не спешите начинать обучение с 2-3 лет, ведь в этом возрасте малыш еще не готов к активным занятиям. Оптимальное время для слогового чтения – 5-6 лет, непосредственно перед школой.
  • Используйте специальные буквари. На рынке сейчас предлагается много пособий по слоговому чтению. Выбирайте простую книгу с интересными картинками, можно нестандартными заданиями, чтобы малыша захватывал этот процесс.
  • Соблюдайте порядок и учите звуки, а не буквы. Чтобы ребенок понял, как правильно формировать слоги, нужно обозначать буквы только звуками «М», а не «эм». Начинайте с гласных, добавляйте к ним «м» и «л», в последнюю очередь переходите к шипящим и двузвучным буквам.
  • Повторяйте и не спешите. На каждом новом занятии не забывайте повторять уже пройденный материал. Присоединяйте новую информацию постепенно, максимально незаметно для малыша.
  • Пользуйтесь методическими пособиями — рабочими тетрадями «Как научить ребенка читать быстро?».
  • Учимся читать по слогам

    Только после того, как ребенок уверенно начнет произносить слоги, можно приступать к полноценному обучению словесного чтения.

    Как научить ребенка читать по слогам без проблем?

    Формулировка “без проблем” не зря вынесена в заголовок вопроса. Дело в том, что детское чтение фундаментально отличается от взрослого как раз тем, что ребенок не использует на полную фонематический слух и изначально вынужден изучать буквы, а не слоги.

    Однако, основой слова все-таки является слог. Вспомните как ваши родители учили вас читать и как вы учите своего малыше. Скорее всего, свято веря в то, что основой изучения чтению является буква, которую потом объединив со своими соседями нужно трансформировать в слово. Гоните эту идею от себя вот прямо сейчас.

    Дело в том, что заставив ребенка читать слова по буквам, поправляя детское прочтение на полные названия букв, например вместо детского «мы» или «пы» заставляя читать «эм» или «пэ», вы оказываете ему медвежью услугу. Начав заниматься с ним как можно раньше и заставляя вот так читать слова вы потратите от 4 до 6 месяцев в уже более взрослом возрасте, когда в школе понадобится переучиваться на более беглое чтение. Ребенок поймет, что основа — это проговаривание целого слога, но все равно продолжит в уме произносить буквы. После этого будет формировать их в слоги, а только потом артикулировать. Это сильно усложнит процедуру развития навыка взрослого чтения.

    Чтоб избежать этой проблемы можете обратить внимание на практические задания в наших рабочих тетрадях. А можете просто скачать в интернете слоговую таблицу и начать заниматься по ней — этого хватит, чтоб преодолеть одну из главных проблем — побуквенного детского чтения.

    Особенности методики Н. Жуковой

    Многие поколения детей обучались чтению по букварю. Занятия по книге требуют усидчивости. Среди множества авторских азбук учителя и родители выделяют букварь Н. Жуковой. Но как научить ребенка читать в таком случае?

    Поэтому доходчиво объясняет, как прочитать «ба-ба», превращая отдельные звуки в слоги, а не протягивая буквы: «бэ – а – бэ – а». Сначала изучают гласные А, У, О. Потом из них создают сочетания: АУ, УО, УА, ОУ, АО, ОА.

    Напевая эти сочетания и пальчиком соединяя буквы, дети учатся сливать гласные. Затем приступают к изучению согласных. От простых слогов переходят к более сложным. На занятиях можно использовать магнитную азбуку Н. Жуковой.