К школе готов? Всё, что нужно знать родителям первоклассника

Вот и наступило время, когда малыш попрощался с детским садом. Впереди важный и ответственный день – начало учебы в школе. Самое время заботливым маме и папе задаться вопросом: «Что должен знать ребенок перед школой?» Об этом поговорим сегодня.

Лучший возраст для начала подготовительных занятий

Многие родители задаются вопросом, когда же лучше начать подготовку ребенка к школе. Кто-то начинает заниматься с ребенком с двух-трех лет, а кто-то вовсе не видит необходимости в дошкольных занятиях. Сегодня есть масса упражнений и практических рекомендаций по обучению детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Дети в этот период любознательны и легко воспринимают информацию в игровой форме. Если ребенок начинает активно проявлять интерес к обучению, задает вопросы об окружающих его предметах и явлениях, пытается читать буквы и учить цифры, выстраивает первые причинно-следственные связи, то он готов к занятиям.

Главная задача взрослых – поддержать интерес ребенка, помогать ему искать ответы на важные вопросы и не отказывать в помощи. Возраст 5-6 лет является оптимальным для начала подготовки ребенка к школе. Занятия должны помочь малышу психологически и интеллектуально подготовиться к новому жизненному этапу. Без них ему будет очень сложно адаптироваться к высоким учебным нагрузкам.

Общее развитие

Знания о себе и своей семье

Ребенок должен знать и выговаривать свои имя, фамилию, отчество. Кажется, что просто, но некоторые малыши до последнего уверены, что их зовут Зайка или Котик, просто потому, что дома их по имени не зовут. Будущий первоклассник уверенно должен отвечать на вопрос о том, сколько ему лет и когда у него день рождения, есть ли у него братья или сестры. Знать, как зовут членов семьи, где работают мама и папа, свой адрес и, в идеале, номер телефона хотя бы одного родителя, а также название города, в котором живет.

Познания о времени и пространстве

К школе ребенок должен понимать, сколько существует времен года и в какой последовательности они сменяют друг друга, сколько в году месяцев и как они называются, сколько дней в неделе, их названия и последовательность.

Также нужно научить его правильно понимать время и ориентироваться по часам, рассказать, что такое день и сколько в нем часов, чем отличается день от ночи и что больше: минута, час или день. Безусловно, к школьному возрасту ребенок должен знать, где право и где лево.

Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу?

Подготовка к школе должна быть направлена на развитие у будущего первоклассника базовых навыков: физических, интеллектуальных, социальных и психологических.

Прежде всего, состояние здоровья малыша должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом или физиологическом аспекте, то ему лучше обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Не случайно перед поступлением в первый класс малыш должен пройти осмотр у врачей (педиатра, хирурга, ортопеда, офтальмолога, отоларинголога, дерматолога, невролога, гинеколога /уролога, стоматолога, психолога) и сдать различные анализы.

Кроме того, ребенок должен уметь свободно общаться, понимать инструкции и просьбы, ясно выражать свое мнение и сообщать о потребностях.

Обязательно нужно научить будущего первоклассника называть:

  • ФИО (собственные и родителей)
  • Свой домашний адрес и телефон, город, страну
  • Самые распространенные растения, животные
  • Дни недели, времена года, количество месяцев в году
  • Цвета, виды спорта и популярные профессии
  • Имена известных писателей, поэтов
  • Основные правила дорожного движения

Ребенок должен уметь:

  • Решать простые задачки, отгадывать загадки
  • Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть небольшое стихотворение
  • Считать до 10-ти и выполнять простые арифметические действия
  • Читать небольшие предложения
  • Обращаться с ножницами, вырезать по контуру
  • Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур
  • Различать «лево» и «право»
  • Знать, как дойти от дома до школы
  • Быть коммуникабельным и не бояться/стесняться сверстников

То есть для того, чтобы успешно учиться в школе, у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания и самоорганизации. Всему этому можно научиться как дома, так и на специальных подготовительных курсах.

Подготовка к школе в домашних условиях

В этом случае, все зависит только от родителей, которые должны с терпением и оптимизмом учить дошкольника необходимым навыкам. Главная задача – превратить на первый взгляд скучный процесс в занимательное времяпрепровождение, заинтересовать ребенка и не ругать его за ошибки. Ведь малыш переживает даже больше, чем родители, и постоянное давление может развить у него комплекс неполноценности и другие психологические барьеры.

Читайте также:  Введение первого прикорма для ребенка на искусственном вскармливании

Родители должны активно участвовать в процессе подготовки к школе: вместе читать, писать, лепить, рисовать, делать аппликации, собирать пазлы, мозаику. Чтобы сделать обучение практически незаметным и интересным занятием, можно задействовать различные игры, и тогда даже обычная прогулка превратиться в приключение. Вместе считайте дома, птичек, называйте цвета, читайте названия улиц и магазинов, обсуждайте происходящее вокруг. Не забывайте гулять на площадках вместе с другими детьми- пусть ребенок учится общаться и играть со сверстниками без вас. Дома к нему на занятия могут приходить любимые игрушки, герои сказок, вместе с которыми малышу будет интереснее учиться. После прочтения книги или просмотра мультфильма делитесь друг с другом впечатлениями, побуждайте ребенка к анализу и рассуждениям.

Учтите, что занятия должны длиться не больше 30 минут, иначе у ребенка пропадет интерес и кончится терпение. Лучше чередовать уроки с прогулками, играми и рукоделием. Важен также и режим дня: в одно время вставать, кушать, гулять, заниматься и ложиться спать. Так ребенку будет проще привыкнуть к школьному распорядку.

Специальные курсы для подготовки к школе

Такие курсы существуют и в самих школах, и в некоммерческих организациях, и в частных студиях. Однако к выбору нужно отнестись  ответственно и серьезно. Ведь нередко случается, что на этих кружках детей учат просто выполнять какие-то определенные задания и упражнения вместо того, чтобы развивать креативность, коммуникабельность и способность рассуждать и мыслить. Поэтому при подборке курсов родители должны осведомиться, по каким программам проходит подготовка к школе, какого уровня специалисты работают с детьми, нужны ли какие-нибудь пособия, сколько человек будет в группе (лучше не брать индивидуальные занятия, так как ребенок должен учиться общаться с другими детьми и быть социализированным). Стоит учитывать продолжительность и интенсивность занятий, чтобы не перегружать малыша.

Стоимость уроков будет зависеть от уровня учебного заведения, преподавателей, от частоты занятий, учебных пособий и других услуг (питание, работа психолога, физкультура). Обычно цена варьируется от 1000 до 5000 рублей за занятие.

В школу без стресса

– Родителям нужно выбирать не школу, не программу, а учителя, – убеждена Алла Чуникина, медицинский психолог краевого психоневрологического диспансера для детей. – Тем более что и те, кто будет учиться по традиционной системе, и те, кто пройдёт развивающие программы, закончат 4 класса, научатся читать и писать, сдадут всероссийские проверочные работы и дружно отправятся в 5-й класс практически на одну и ту же программу.

В школу без стресса

По мнению психолога, желательно, чтобы школа, в которой предстоит учиться ребёнку, была поближе к его дому. Ради учёбы в престижном лицее или гимназии, расположенных на другом конце города, ребёнка рано поднимают, везут по «пробкам», опаздывая на занятия… Это всё для него огромный стресс. К тому же, если ребёнок далеко живёт, то у него, как правило, нет друзей ни в школе, ни во дворе. А ведь это время, когда он должен научиться жить в коллективе, договариваться с товарищами, решать конфликты.

Что должен уметь ребёнок к школе с точки зрения психолога? Рисовать, раскрашивать, лепить, знать свои имя и фамилию, возраст, дату рождения, домашний адрес, страну, в которой живёт, времена года, дни недели, обобщать понятия (например, яблоки и груши – это фрукты, а морковь и лук – это овощи), рассказать небольшой рассказ по картинкам, а, услышав рассказ, пересказать его, назвать главных героев и главную мысль.

В школу без стресса

– Сейчас нет особых требований, чтобы ребёнок умел читать и писать, – подчёркивает опытный психолог, – но я знаю очень мало детей с сохранным интеллектом, которые не умеют этого до школы. Поэтому если у ребёнка перед школой какие-то проблемы с этими умениями, то родителям стоит обратиться к психоневрологу и с медико-педагогической комиссией подобрать программу попроще.

Что ребенок должен знать по чтению

Буквы;

  • Уметь соотносить звук с буквой;
  • Вычленять звуки из слова;
  • Подбирать слова на заданный звук или букву;
  • Читать слова и простые предложения (по слогам);

Не стоит забывать и про навыки письма. Ребенок должен уметь:

  • Обводить картинки по контуру
  • Обводить печатные буквы по контору
  • Правильно держать ручку в руке
  • Копировать геометрическую фигуру по клеточкам

Здесь перечислены основные знания и умения, которыми должен овладеть ребенок к поступлению в первый класс. Конечно, слово «должен», здесь не совсем уместно, так как многие перечисленные знания, по идеи, должны вкладываться именно в начальной школе. Но так как большинство школ проводят тестирования знаний и умений детей перед поступлением в первый класс, рекомендуется «подтянуть» ребенка в определенных областях. Многие умения и знания вкладываются в ребенка воспитателями и логопедами в детских садах, но многое перекладывается на плечи родителей. К счастью, сейчас все больше открывается дошкольных образовательных центров, в которых педагоги подготавливают детей к школе.С какого возраста следует начинать обучать детей буквам и цифрам

Теперь поговорим о том, с какого возраста следует начинать обучать детей буквам и цифрам. Все зависит от самого ребенка. Запомните, главное, чтобы ребенок сам захотел осваивать ту или иную область. Конечно, с 6 – ти летними детьми дела обстоят хуже, так как хочешь — не хочешь, а учиться надо. Но и здесь стоит искать альтернативу – обучайте ребенка через игру. Считайте на улице птиц, деревья, лужи и т.д. До поступления в школу главное для детей – это игра, через игру они способны освоить многое, главное не давите на них, у ребенка можно отбить всю охоту учиться. Нельзя детей запугивать: «Не выучишь стих – гулять не пойдешь». Между ребенком и родителем должны быть доверительные отношения, ребенку должно нравиться то, что он делает. Еще раз отмечу – действуйте через игру. Если ребенок не хочет учить стих, предложите ему поиграть в театр, устройте вечером представление для всей семьи. Объясните ребенку, что к представлению необходимо готовиться, подучить некоторые слова. Чтобы ребенку было интересней – учите стихи и Вы. Когда ребенок заинтересуется, с ним будет намного легче сговориться. Если ребенку нет 6 лет – он вправе отказаться от изучения букв и цифр. Многие профессора считают, что дети до школы вообще должны только играть, они ведь дети, детей нельзя лишать детства. Он считает, что если ребенок хочет учить буквы – пусть учит, не хочет – значит еще не время. Не согласиться с ним просто невозможно, так как раньше, когда учились мы, такого не было, а точнее не было таких замысловатых тестов. Детей обучали письму и счету в школе. Сейчас же школьные программы построены иным образом. Программы рассчитаны на читающих детей и на детей, которые знакомы с простейшими вычислениями в пределах 10. Это о программах для обычных школ. Про гимназии и лицеи лучше умолчать, так как там совершенно другие требования, там знаний цифр в пределах 10 будет не достаточно. Если ребенку только 3 года, а у него уже появился интерес, например, к буквам, что же, замечательно, покажите ребенку буквы, подыщите обучающие игры. Но не перестарайтесь, для каждого возраста должны быть разные подходы к обучению букв. Какой мы можем сделать вывод? Всему свое время. Ребенок обязательно овладеет необходимой информацией, но мы с Вами должны ему помочь. На первых этапах используйте игру. Игра поможет ребенку привить интерес к наукам.

Читайте также:  Кормление грудью снижает риск развития рака молочной железы

Собеседование в школу — как проходит?

Что должен знать будущий первоклассник?

  1. Своё имя, фамилию и отчество, домашний адрес и телефон.
  2. Как зовут родителей (имя, отчество), их профессии.
  3. Название города и страны, где он живет. Иногда просят назвать другие известные малышу страны мира.
  4. Основные цвета.
  5. Знать и отличать «лево-право».
  6. Домашних и диких животных, названия фруктов и овощей, чем они отличаются.
  7. Названия основных природных явлений.
  8. Уметь отличать время суток, знать, сколько дней в неделе, их названия. Определять времена года, знать название месяцев, сколько их в году.
  9. Знать названия самых распространённых профессий, виды их деятельности.
  10. Знать известные виды спорта.
  11. Назвать известных писателей, а иногда и сказочных героев.
  12. Уметь рассказать о своих любимых занятиях, самые важные праздники и самое главное – уметь ответить на вопрос «Зачем ты идёшь в школу?
  • Запоминать простое предложение и уметь его повторить (из 5-6 слов);
  • Рассказать любимую сказку или прочитать стишок.
  • Уметь пересказать коротенький рассказ.
  • Рассказать, что изображено на картинке по памяти;
  • Составить рассказ по картинке;
  • Точно скопировать простой геометрический узор;
  • Уметь писать графические диктанты.

Что такое графический диктант?Учитель диктует, сколько клеточек нужно пройти в определённом направлении: две клетки влево, одна вниз, три вправо и т.д. Если ребёнок все сделал правильно, то контур замыкается и получается определённая фигура из клеточек.loading…

  1. Уметь считать в пределах десяти (туда и обратно), уметь уменьшать или увеличивать число на 1 и 2. Уметь вставить пропущенные цифры в числовой ряд.
  2. Уметь сравнивать предметы между собой. Знать понятия «больше», «меньше», «поровну».
  3. Знать названия простых геометрических фигур. Уметь поделить их пополам, на 3, 4 части.
  4. Уметь решить простые задачки и головоломки.
  • Исключить лишний предмет из группы;
  • Дополнить группу не достающими предметами;
  • Распределить предметы по группам, по определенному признаку;
  • Определить, чем отличаются предметы, чем они похожи.
  • Раскладывать картинки во временной последовательности (что сначала, что потом).
  • Находить отличия на двух картинках.
  1. Читать коротенькие предложения и понимать их смысл.
  2. Уметь отличать гласные от согласных, звуки от букв.
  3. Поделить слово на слоги, прочитать по слогам.
  4. Уметь найти определённую букву в слове.
  5. Подобрать слова на заданную букву.
  1. Уметь правильно держать в руке ручку и карандаш.
  2. Аккуратно закрашивать рисунки, не выходя за заданный контур.
  3. Уметь соединять точки, поучая определенные изображения (рисовать по точкам).
  4. Обводить аккуратно рисунок по контуру.
  5. Продолжить штриховку, уметь самостоятельно заштриховывать рисунки.
  6. Рисовать прямые, волнистые, прерывистые и ломаные линии, знать, чем они отличаются.
  7. Уметь симметрично дорисовать вторую половину рисунка.

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в класс

«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители.

Действительно, образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года.

Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе?

Мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию, и увереннее будет чувствовать себя в школе.

Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован.

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Читайте также:  10 вещей, которые облегчают жизнь беременной

Ребёнку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, если его будут спрашивать. Расскажите малышу, что ждет его в школе, как он будет учиться, как учились вы, когда были маленькими.

Это поможет ему не испугаться непривычной официальной обстановки и не забыть от волнения все, что знает.

Итак, ребенок поступающий в школу в 1 класс знает ответы на следующие вопросы (это минимум, который может быть дополнен):

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в класс

Общий кругозор

  • Назови свое полное имя, отчество и фамилию.
  • Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  • Сколько тебе лет?
  • Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  • Кем работает мама? Кем работает папа?
  • У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
  • У тебя есть друзья? Как их зовут?

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник умеет:

  • прочитывать простой текст из нескольких предложений;
  • писать буквами или скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла окно».
  • четко произносить все звуки, имеет хорошую артикуляцию;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

Математика, счет

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «

Перед школой будущий ученик не должен:

Дополнительно готовиться к обучению. Не стоит перенапрягать детей перед началом школьных занятий и заставлять прочитывать и прописывать в день по странице. Дайте им возможность отдохнуть летом, а для занятий будут 11 лет обучения в школе. Если дошкольника настойчиво привлекать к систематическим занятиям перед школой, то ребенок будет знать – в этом учреждении потребуют то, чего он не желает делать. Считать учебу ежедневным праздником. Не рассказывайте ребенку придуманные истории о радужном обучении в школе. Не обманывайте малыша, ведь он скоро сам сложит мнение о процессе учёбы. Бояться предстоящего обучения. Желая научить ребенка нести ответственность за свои поступки, взрослые часто пытаются держать дошкольника в строгости. Но иногда путают строгость и запугивание. В итоге первоклассник негативно относится к учёбе, не хочет идти в школу. Из-за психологического перенапряжения в этой ситуации могут проявляться навязчивые состояния: нервный тик, эмоциональная нестабильность, пагубные привычки сосать палец или грызть ногти.

Перед школой будущий ученик не должен:

Коммуникативные навыки

Даже если ребенок эрудирован, оказавшись среди малознакомых детей и учителя, он может смутиться, испугаться и не смочь говорить. Бывает, что дети дома болтают – не остановишь, а в школе все время молчат. Это вызвано страхом перед чужими людьми и непривычной ситуацией. Поэтому важно заранее подготовить ребенка к такой перемене, рассказать о школе – как пространстве, где все другое, но в котором безопасно быть собой. Можно поделиться своим радостным школьным опытом.

Коммуникативные навыки

Если ваш ребенок не успел освоить что-то из этого списка – не отчаивайтесь. Как показывает практика, в первый класс приходят дети с абсолютно разным уровнем умений, и далеко не всегда первоклассники-умники остаются таковыми и дальше. Ребенок в период младших классов обладает огромным рвением и потенциалом к изучению интересных ему явлений. Поэтому основная цель школы и родителей в эти годы – создать комфортные условия для развития дарования.

Как подготовить ребенка к школе? Подготовка к школе дошкольника Видео:

Не стоит поддаваться панике, если подготовка к школе вашего ребенка началась не в три-четыре года, а в пять лет. Систематически занимаясь, вы успеете научить ребенка всему необходимому к школе. Но если вашему ребенку уже 6 лет и на следующий год ему идти в школу, тогда обязательно обратитесь  специалистам: профессиональной няне, репетитору. Устройте ребенка на курсы подготовки к школе. Хорошо, если эти курсы будут в той школе, куда вы собираетесь потом определить ребенка на обучение. Главное, выполняйте все домашние задания,  оставайтесь активными собеседниками со своим ребенком. Зная критерии готовности, вы также можете многому научить ребенка самостоятельно.