Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Ткаченко Дмитрий Александрович (Москва, Россия)

Моторика

Каким бы странным не показалось это слово, но он у нас у всех есть – мотор! В переводе с латинского motor «двигатель», глагол movеre «двигать». Без движения нет здорового тела человека, мы двигаем руками, ногами и даже языком. Все это моторная функция мозга, и, если она нарушена на том или ином участке тела, то он парализован. У детей моторика развивается постепенно, сначала общая моторика: движение руками ногами, переворачивание, ползание, ходьба, бег, прыжки; затем мелкая моторика: тонкие движения пальчиками рук, органов артикуляции. Подготавливая малыша к совершенным движениям руки, таким как написание букв на листе бумаги, мы с малых лет учим его захватывать предметы, пользоваться ложкой, карандашами, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы и т.д.

У многих детей пальчики рук хлипкие даже к семи годам, поэтому так важно перед обучением письму тренировать руки. Особое внимание нужно уделять в дошкольном возрасте «ручным» играм: мозаика, конструктор, шнуровка, нанизывание бусин, собирание пазл, лепка, рисование, разукрашивание и т.п. Все приходит во время тренировки. Сначала мы учим держать ребенка карандаш так, чтобы он не выпал из рук, затем тренируем нажим во время рисования, затем координацию движения руки при разукрашивании и штриховке, а далее автоматизируем графомоторные навыки, подключая ориентировку на листе бумаги: вверх, вниз, вправо, влево.

Если ребенку не удается правильно держать карандаш к 7 годам, то рекомендуется следующее упражнение. Берем бумажную квадратную салфетку, сворачиваем ее в три раза и кладем в ладошку, зажимая безымянным пальчиком и мизинцем, сжимаем кулачок. Карандаш (а не ручку) кладем на средний палец, захватывая его сверху указательным и большим. Если ребенок – левша, то проделываем «операцию» левой рукой. Таким образом, придерживая салфетку в кулачке, тренируем написание элементов письма: черточек, крючочков, кружочков, петелек. При этом мышцы пальцев рук укрепляются, пальчики учатся держаться в определенном положении длительное время.

Значение мелкой моторики в подготовке руки к письму

Умение ловко работать пальчиками, а значит собирать конструктор, лепить, резать, шить, клеить и многое другое, положительно воздействует на общее развитие ребенка. Но дело не только в мастерстве что-то сделать своими руками. От развития мелкой моторики во многом зависит развитие речи, мышления и интеллекта. Умение владеть своими пальчиками прямо влияет на речевые центры мозга. Когда малыш пытается застегивать непослушные пуговицы, он не просто учится одеваться, но и заодно активизирует отделы мозга, отвечающие за речь.

Мелкая моторика в дошкольном возрасте влияет на:

  • развитие связной речи, памяти, логики, мышления, внимания;
  • готовность ребенка к письму, в процессе которого задействованы мышцы кисти и всей руки;
  • общее интеллектуальное развитие ребенка.

Развитие мелкой моторики и координации движений начинается с самого рождения малыша: сначала он сжимает и разжимает кулачки, потом пытается схватить игрушку, хлопать в ладоши, удерживать ложку в руках, а потом уже учится строить дом из кубиков, держать карандаш в руке и рисовать линии на бумаге. Этот процесс не заканчивается с поступлением в школу и требует дальнейших тренировок ловкости пальчиков.

Значение мелкой моторики в подготовке руки к письму

Кроме того, уровень развития мелкой моторики у ребенка рассматривается как один из важных критериев его готовности к школе. Чтобы ловкость пальчиков у ребенка достигла высокого уровня, нужны постоянные занятия. Именно на это и направлены почти все творческие виды дошкольной и младшей школьной деятельности.

Читайте также:  Одеяло-трансформер для малыша: как сделать своими руками?

Какие занятия и упражнения развивают мелкую моторику рук:

  1. Пальчиковые игры, театр, массаж пальчиков и кистей.
  2. Физические упражнения, например, лазание по лестнице, висение на перекладинах и т.д.
  3. Творческие занятия: лепка, рисование, аппликации, вырезание из бумаги, оригами, пальчиковое рисование.
  4. Игры с песком, крупами, глиной, любыми мелкими предметами и природным материалом.
  5. Конструирование, работа с пазлами, лабиринты, мозаика.
  6. Упражнения из методики Марии Монтессори.
  7. Тренировка бытовых навыков: умение одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, наливать воду в стакан, вытирать тряпочкой стол, поливать цветы, помогать в приготовлении простых блюд и т.д.

Игры и занятия для развития ловкости пальчиков и кистей рук должны проводиться в соответствии с возрастом ребенка. Допустимо в более старшем возрасте вернуться к простым упражнениям, но нельзя заставлять малыша делать то, что он еще не может в силу своего возраста. Желательно сохранять и систематичность таких занятия, чтобы умения ребенка постоянно совершенствовались.

Ещё документы из категории педагогика:

Урок на тему «Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса» Конспект дефектологического занятия «Осень» Урок на тему «ХОРЕОГРАФИЯ – ИСКУССТВО, ЛЮБИМОЕ ДЕТЬМИ» Конспект урока на тему «Формирование мотивации образовательной деятельности учащихся через метапредметные уроки» Урок на тему «Роль современного естественнонаучного кабинета и набора трёх «Т» (таланта, терпения, труда) как основных инструментов для всестороннего изучения ВПКН» Конспект урока на тему «Жизненные цели подростков» Сценарий групповой родительской мини-конференции «Любовь. Доброта. Забота» 65796657926579165790657376572865716X Код для использования на сайте: Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ

Идея знака

Другой очень важной предпосылкой является формирование «идеи знака». Человек постоянно использует самые разные символы, которые что-либо обозначают: буквы, цифры, знаки дорожного движения. Ребенок не сразу может прийти к пониманию такого рода абстракции.

Поначалу даже картинки он воспринимает как самостоятельную реальность. Позже он осознает, что картинки — лишь изображение реальных предметов, и может сопоставить предмет и его изображение. Затем он начинает использовать в играх предметы-заместители: палочка в зависимости от ситуации может обозначать ложку, градусник, шприц и т.п. И это очень важный показатель! Значит, идея о том, что предмет обозначается словом, а звучащее слово — написанными на бумаге знаками, близка к осознанию ребенком.

Читайте также:  Как назвать ребенка-девочку

Сама концепция письменной речи появляется у ребенка не сразу. Для него совершенно не очевидно, что с помощью каких-то странных закорючек можно что-то «сказать» другим людям. Идея фиксации информации на бумаге начинается для ребенка не с письма, а с рисования. И он сначала рисует предметы, целые последовательные сюжеты, а потом переходит к «рисованию» речи. Если ребенок имеет возможность наблюдать пишущих взрослых, то в какой-то момент он начинает подражать им. Он записывает в строчки каракулями свои «тексты».

Там может не быть ни одной настоящей буквы, но ребенок четко знает, что именно он написал, и по вашей просьбе всегда может вам это «прочитать». И на этом этапе ему очень важна поддержка взрослых. Это своего рода «лепет» в письменной речи. Если мы его поддержим, отнесемся к его творчеству с уважением и интересом, то письменная речь будет постепенно развиваться. В письме каракулями все больше начнут появляться буквы. Особенно если мы поможем ребенку научиться слышать отдельные звуки в словах и обозначать их буквами.

Именно в процессе письма ребенок осваивает графическую форму слова, принимает ее и наполняет смыслом. После этого переход к чтению происходит очень гармонично. В нашем традиционном обучении чтению через озвучивание каждой буквы, соединение букв в слоги и слова ребенок понимает написанное слово через проговаривание: он читает вслух и понимает значение прочитанного, только услышав свое собственное прочтение.

Но продвинутое чтение исключает проговаривание, будь это громкое чтение или чтение «про себя». То есть понимание происходит за счет способности связать цельный графический образ слова с его значением, представлением о предмете, минуя звуковой образ. Этому очень способствует предварительная работа по записи слов, будь это непосредственно запись рукой, карандашом, мелом или составление слов из готовых букв.

То есть письмо предшествует чтению, оно легче! Дети раньше и с удовольствием начинают писать. А читать они еще очень долго просят нас, даже уже зная буквы. Чтение — сложный интеллектуальный процесс. Если мы хотим, чтобы дети любили читать — надо, чтобы они умели это делать. Мы обычно не любим то, что трудно и не приносит успеха. Освоение чтения детьми идет очень неспешно. И поторопить их — не в наших силах.

На каждом этапе нужна определенная тренировка, приводящая к построению определенных нейрофизиологических механизмов (это, в свою очередь, возможно только тогда, когда соответствующие нервные клетки достигают физиологической зрелости). Усложнение чтения должно происходить небольшими шагами, чтобы ребенок мог понять прочитанное и получить от этого удовольствие. А пока будем наслаждаться жизнью сами и дадим такую возможность нашим детям.

Позволим им узнавать этот мир всеми доступными средствами, осваивать жизненные навыки, развивая мозг и подготавливая его к дальнейшим умственным прорывам. И пусть ни для нас, ни для наших детей чтение не превратится в тяжкий труд и обременительную обязанность. Если мы будем с удовольствием читать и сами, и детям — они обязательно этому научатся и так же будут получать удовольствие от процесса.

Читайте также:  Как правильно помогать детям из детских домов? Чек-лист

Подготовка руки к письму для старших дошкольников

В подготовительной группе детского сада воспитатели знают, как поставить руку будущему первокласснику, используя для этой цели специальные программы и методики. В случае если ребенок 5-6 лет не посещает ДОУ, вся ответственность за его подготовку к школе ложится на плечи родителей. Вопрос — как правильно и быстро это сделать, волнует многих мам и пап. Специалисты рекомендуют помимо использования картотеки развивающих игр проводить с ребенком непродолжительные (не более 15 минут), но регулярные занятия. Они должны включать в себя несколько важных для правильного письма упражнений. Это:

  • раскраска замкнутых контуров;
  • штриховка с разной длиной штриха и силой нажима;
  • рисование по точкам и клеточкам;
  • обводка контуров изображений, в том числе цифр и печатных букв;
  • графические диктанты;
  • дорисовка изображений;
  • создание узоров с помощью шаблонов или обводки различных предметов (ладошки, стакана, игрушки).

Чтобы подготовка руки к письму воспринималась ребенком как интересное, увлекательное занятие, стоит приобрести специальные рабочие тетради для дошкольников — прописи. В них собраны упражнения для постановки руки, получения навыка ориентироваться в клеточке или на странице, написания элементов букв.

До начала занятий в школе ребенка нужно научить гигиеническим правилам письма. К ним относятся два основных навыка:

  1. Правильно сидеть. Ребенок должен сидеть прямо, не облокачиваясь на стол или парту. Плечи при этом должны располагаться в одной плоскости, а голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до тетради — не менее 30 см. Ноги должны быть согнуты под углом 90 градусов и опираться всей стопой на пол или специальную подставку.
  2. Правильно держать карандаш (ручку). Объясните ребенку, что ручку следует держать не щепотью, а положив ее на средний палец, придерживая большим и указательным. При этом мизинчик должен быть прижат к бумаге, а ладонь повернута к столу. Удерживать карандаш следует на расстоянии 2 см от грифеля. Проследите, чтобы малыш не сжимал его слишком крепко, а свободный конец инструмента был направлен четко на плечо.

Знание и соблюдение этих правил поможет сформировать технику письма, сделать его быстрым, красивым, легким. В 6-7 лет малыши способны увлекаться, забывать о наставлениях взрослых, поэтому важно не только показать, но и проконтролировать выполнение.

Чтобы ребенок легко учился, радовал вас своими успехами, постарайтесь уделить его развитию как можно больше времени. Начинать занятия по подготовке руки к письму нужно задолго до того момента, как малыш станет первоклассником. У вас есть целых 7 лет, чтобы развить мышцы кисти ребенка, сделать его пальчики ловкими и послушными, научить правильно, уверенно держать карандаш. Начните прямо сегодня, не откладывая важное дело на потом. А о том, как полностью подготовить малыша к школе, читайте в статье.