Если ребенок не слушается, его нужно научить

Приветствую! У одной из моих хороших подруг Валерии есть мальчик Костя. Как и родители, он очень смышленный и любознательный.

Что должен знать первоклассник

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

Когда начинать учить ребенка писать?

Письмо – сложный процесс. Учителя настаивают, что не нужно торопиться изучать курсивные буквы и цифры. Малыш дошкольного возраста попросту к этому не готов, и вот почему:

  • Мелкая моторика рук не выработана, наблюдается заторможенность координации нервно-мышечного регулирования и зрения, окостенение фаланг пальцев не дошло до своей финальной стадии. То есть, физическое и психическое состояние ребенка к каллиграфическому письму не готово!
  • Каждый знак имеет свой алгоритм написания. Если у родителей нет специального педагогического образования, помочь детям технически правильно рисовать буквы не получится. Скорее всего, они заучат неправильную последовательность написания, и в первом классе придется их переучивать.
  • Ранее начало обучения грозит плохим почерком. Чтобы выработать красивый почерк, ребенку необходимо потратить много времени. В дошкольном возрасте дети воспринимают любую информацию через игру. Вряд ли им удастся долго концентрироваться на написании одних и тех же символов.
  • Дети плохо ориентируются в тетради. Специалисты настаивают, что дошкольникам письмо дается трудно, потому что они еще плохо усвоили такие понятия, как вправо-влево, близко-далеко, вверху-внизу. Как результат – ребенок не держится линии при написании букв и цифр.

В организации каллиграфического письма важна не только техника обучения, но и правильная посадка ребенка за столом, положение рук, тетрадки, способность воспринимать информацию, последовательность ее подачи.

Однако, заниматься с детьми можно! Чтобы ученику было легче научиться писать в первом классе, дошкольный период должен быть посвящен подготовке к освоению письма.

Оптимальный возраст для занятий грамотой – 4.5–5 лет. Если начать заниматься в этот период, то к 5–6 годам дошкольник будет готов к написанию печатных букв, а к 6–7 – прописных.

С другой стороны, полное игнорирование дошкольного образования родителями грозит тем, что ребенок попросту не захочет обучаться в будущем. Ему будет сложно воспринимать новую информацию и осваивать новые навыки. Он может отставать от одноклассников. Учителя признаются, что если ребенка не научили базовым навыкам до 6-7 лет, они будут иметь трудности в работе с прописями. Такие детки, например:

  • Не умеют держать ручку;
  • Не ориентируются в рабочей тетради;
  • Поворачивают ее неправильной стороной, вверх ногами для удобства;
  • Рисуют слишком маленькие или большие буквы и цифры.

Вывод: заниматься с пятилеткой можно и нужно, однако, львиную долю процесса должна занимать подготовка к письму, а не его активное освоение.

Как сделать первые шаги

В годовалом возрасте или чуть меньше карапуз начинает проявлять самостоятельность, он начинает подниматься на ножки, пытается передвигаться с помощью опоры. Именно в этот период можно помочь ребенку научиться ходить самостоятельно.

Делать это нужно аккуратно, малыш должен почувствовать поддержку взрослых. Можно взять чадо за ручку и погулять с ним по квартире, посмотреть, что происходит за окном, найти, где прячется домашнее животное, или встретить вместе папу с работы.

Читайте также:  Особенности нарушений сна у детей в грудном возрасте

Для мальчиков лучше приобрести специальный толокар, а девочкам — детскую коляску, детишки будут с удовольствием двигать их перед собой и при этом опираться на них, что не даст им упасть во время движения.

Если ребенок до сих пор пользуется ходунками, то придется от них избавиться. Дело в том, что процесс активного передвижения должен проходить естественным путем, а не при помощи сидячего приспособления. Многие детские врачи считают, что ходунки приносят больше вреда, нежели пользы, так как в них тело принимает неправильное положение.

Важно не таскать ребенка за собой, а стимулировать его ходить на ножках самостоятельно. Если вы видите, что тело ещё не готово к ходьбе, но по норме малыш уже должен пойти, можно обратиться к детскому массажисту за помощью.

Малыша необходимо постоянно поощрять к движению, вызывать у него желание передвигаться. В таком случае он научится бегать гораздо быстрее. Мамочка может присесть в конце комнаты и попросить подойти к себе или принести что-нибудь. Деткам очень нравятся такие «путешествия», и они с удовольствием втягиваются в забавную игру.

«А вот учительница говорит…»

Авторитет первой учительницы настолько велик для первоклашки, что на второй план отодвигается даже родительское мнение. Это один из показателей благополучного включения в школьную жизнь. В числе прочих можно также назвать спокойный сон, активность, стойкий интерес к учебе, желание выполнять поручения учителя, успешность. Плач, усталость, сонливость, нежелание идти на уроки — следствия школьных проблем.

По словам Ольги Науменковой, адаптация к новым условиям жизни длится у ребенка до полугода. В это время нежелательно «догружаться» кружками и секциями, профилями или иностранными языками.

То, что у ребенка будет что-то не получаться в школе, на уроках — факт. В такой ситуации грамотный педагог должен спокойно, в игровой форме подбодрить ученика, вселить уверенность в успех, нивелируя неудачу, но выяснить ее причины. Аналогичную линию поведения должны выбрать и родители. Ни в коем случае нельзя критиковать малыша.

Даже при благополучии в школе родитель должен всегда держать руку на пульсе учебных дел: надеяться на то, что на двух родительских собраниях в первом классе можно получить исчерпывающую информацию о своем чаде, наивно. «Стоит спросить у педагога его телефон и хотя бы раз в неделю звонить и узнавать, как у ваших Вани или Маши идут дела», — рекомендует Ольга Науменкова.

Часто родители интересуются, должны ли они делать уроки вместе со своим школьником. Специалисты непреклонны: внешний контроль в первые 2—3 года обучения должен быть обязателен. Наивно полагать, что ребенок сам будет выполнять все домашние задания. Необходимая для этого произвольность (когда внешние факторы переходят во внутренний план действий и ребенка уже не нужно контролировать, так как он достаточно самостоятельный и добросовестный) приходит в более позднем возрасте. А на первых порах не за малыша, но с ним вместе выполнять задания необходимо. Иногда достаточно просто сидеть рядом.

Что нужно делать?

Если ваш ребенок не хочет отдавать свои игрушки, не стоит его заставлять, но и поощрять развитие эгоизма тоже не надо. Воспитание – это тонкая наука, и нужно научиться понимать что, как и когда делать. Да, нелегко, я бы даже сказала трудно. Но ведь вырастить достойного человека, за которого потом не будет стыдно, согласитесь дело не простое.

Для того чтобы правильно и своевременно научить ребенка делиться, нужно соблюдать некоторые правила:

Что нужно делать?
  • Лучший пример для ребенка – пример поведения его родителей. То есть, демонстрируйте ребенку на своем примере, что нужно делиться. Например, к вам в гости пришла бабушка и принесла внуку конфеты, предложите ребенку угостить каждого конфеткой. Или другой пример: малышу подарили машинку, папе тоже интересно с ней поиграть, объясните ребенку, что можно играть по очереди.
  • Читайте больше добрых, поучительных сказок, рассказов и стихов. Подбирайте те, в которых высмеиваются жадность, скупость, а доброта и щедрость, наоборот, поощряются и являются качествами положительных героев.
  • Хвалите ребенка всякий раз, когда он сам проявляет инициативу и делиться с другими игрушками или сладостями. Никогда не отказывайтесь, если он вас угощает чем-то. Особенно в период прививания привычки делиться.
  • Будь предусмотрительны! Если знаете, что к вам в гости придет малыш такого же возраста, как ваш, заранее подготовьте достаточное количество игрушек, чтобы не было повода детям конфликтовать. Хотя по опыту знаю, что даже при наличии магазина игрушек, дети найдут повод поссориться. Им почему-то нужна именно та игрушка, которая находится в руках у другого ребенка.
Читайте также:  Ишемические изменения головного мозга у новорожденных

Есть еще один вид жадности и эгоизма: младший брат или сестра. Тут совсем другая история. Если вы мама (или папа) двух и более детей, то вы прекрасно знаете, что самому маленькому первое время достается все внимание. А старший ребенок естественно чувствует себя обделенным и обиженным. Так не должно быть!

Старший ребенок в семье должен получать свою порцию внимания, любви и заботы, а также сладостей и игрушек.

Что нужно делать?

Наблюдала как-то в супермаркете такую ситуацию, и скажу честно, сердце разрывалось от обиды за это мальчика. Обычная семья: мама, папа, мальчишка лет 6 и маленькая девочка в коляске около года. Они ходят по магазину и покупают младшей йогурты, пюре, соки и прочее. Мальчик держит папу за руку и тихонько, просящим голосом говорит: «Папа, а можно мне тоже сок купить? Вон тот маленький».

Вы же знаете, сколько стоит маленький пакет сока объемом 200 мл. Ну, совсем недорого, учитывая, сколько всего куплено младшей. Папа выдает следующую фразу: «Ты большой, обойдешься. А Светочке надо расти и кушать витаминки». Так и хотелось подойти и спросить: а старшему что, кушать витамины уже не надо? Он что вырос уже? Мне искренне было жаль этого мальчика. Но страшно то, что родители не задумываются о последствиях такого отношения к сыну. Я сомневаюсь, что он захочет делиться своими игрушками с сестрой, когда она подрастет. Более того, не удивлюсь, если он будет ее ненавидеть. И в этом «заслуга» его родителей.

Как прививать уважение к дисциплине — шагов

  1. Не провоцируйте детей на манипуляции – соблюдайте единство требований, они должны твердо усвоить, что папины, мамины и бабушкины «нельзя» одинаково бескомпромиссны и непоколебимы. И не подставляйте друг-друга. Бывают случаи, когда мама говорит нельзя больше 2 конфет в день, а бабушка «втихаря» дает малышу сладкое. В таком случае нужно донести бабушке мысль, что своим поведением, она порождает конфликты с ребенком в вашей семье, показывает ребенку, что мамиными правилами можно пренебрегать,  и учит ребенка делать что-то втихаря от родителей. Сначала, это более-менее безобидная конфета, а что будет в подростковом возрасте? Поэтому, если вы заметили такое поведение близких, то обязательно обсудите эту проблему с ним и вызовите человека на осознанность. Скорее всего он делает это не со зла, и не осознает последствий.
  2. Научитесь игнорировать неуместные детские запросы и учредите запрет на ситуативное нарушение. Твердое «нельзя» не подразумевает «можно только сегодня», «чуть-чуть», «чтобы никто не узнал» и прочие уловки.
  3. Блюдите установленный распорядок. Малышу будет легче выработать «правильные» полезные привычки и привыкнуть к дисциплине, если не будет необоснованных отступлений от режима дня.
  4. Подробно объясняйте детям не только суть, но и необходимость конкретного запрета. Малыш или тинэйджер должен не только принять во внимание, но и осмыслить, почему в этой ситуации ему необходимо вести себя именно так, как требуют старшие. То есть вам нужно подумать самим для чего этот запрет, на сколько он обоснован, в интересах ли он вашего ребенка. Затем объяснить и установить правило, нарушение которого приводит к определенному наказанию. Наказание психологи советуют выполнять после одного предупреждения. Для достижения результата взрослые должны наладить диалог, в идеале добиться ответной реакции. Поскольку дошкольники не способны удерживать информацию очень долго, потому родители должны быть готовы к многократному, терпеливому и доброжелательному повторению просьб, указаний.
  5. Не частите с частицами «не» и дозируйте распоряжения. Нет ничего удивительного в бунте юного наследника, которому многое запрещают, особенно если взрослые выдают требования пачками. Обоснованные, понятные и посильные для выполнения установки должны усваиваться последовательно и постепенно. Незрелый мозг не в состоянии усвоить весь свод правил, да и не всем взрослым это под силу.
  6. Будьте дружелюбны. Эмоциональный прессинг и жесткие методы воспитания зачастую вызывают противоположный эффект. Начинать стоит с поручений, которые детвора выполняет легко и охотно. Не скупитесь на похвалу, создавайте позитивную эмоциональную атмосферу, сдерживайте раздражение, контролируйте свою интонацию, силу голоса.
  7. Учитывайте физиологию. Для сброса энергетического напряжения, гармоничного физического развития и отменного настроения детям разных возрастных групп нужна интенсивная двигательная активность. Жесткие ограничения и контроль на каждом шагу могут вызвать протест или депрессию у самых послушных и покладистых ребят.
  8. Станьте образцом для подражания – просто сами не делайте того, что вы запрещаете детям.
Как прививать уважение к дисциплине — шагов

Дорогие друзья, надеюсь, что предоставленная мною информация была Вам интересна и полезна. Делитесь ею со своими друзьями и знакомыми, у которых есть дети. Возможно, сведения станут пособием для налаживания контакта с карапузами или вышедшими из-под контроля подростками. До новых встреч!

Читайте также:  Виды молочных смесей: как подобрать и на что обратить внимание

Правило пятое

Осознанно контролировать переключение внимания.

Очень часто бывает невозможно создать в условиях квартиры или дома библиотечные условия, где царила бы тишина и спокойствие. Внешние факторы, не зависящие от ученика и его родителя, такие как звуки с улицы, от соседей, могут и будут непроизвольно отвлекать внимание от концентрации на предмете. Да и не всегда, тем более в начале, получается не думать ни о чем, кроме занятия.

В этих случаях поможет только сознательный самоконтроль самого ребенка. Необходимо, чтобы он понимал самостоятельно, что мысль уходит в другое направление, приложил волевое усилие к возврату ее на то место, где произошло «отключение». Этот навык придет не сразу, для этого нужно потрудиться, но с каждым разом общая устойчивость внимания будет становиться все выше и сильнее.

Что еще стоит знать?

Быстрое и правильное чтение – залог успешного обучения в школе. Ребенок, который читает медленно, не сможет хорошо подготовиться к уроку, а значит, рано или поздно начнет отставать в усвоении школьной программы по всем предметам.

Родители детей, которые уже освоили элементарную технику чтения, часто интересуются, как научить ребенка читать быстро и хорошо. Между тем, научиться быстрому считыванию информации с листа бумаги намного сложнее, чем просто складывать буквы в слова и предложения. Во время чтения задействуются и слуховые и зрительные анализаторы, и память, и воображение, и мышление, и многое другое. Кроме того, скорость чтения должна быть сравнима со скоростью речи.

В данной статье мы расскажем вам, почему некоторые дети читают в замедленном темпе, а также как можно научить ребенка читать быстро и правильно.

Причины замедленного чтения у детей

Основные причины, которые влекут за собой замедленное чтение у ребенка, могут быть следующими:

  • скудный словарный запас;
  • банальная невнимательность;
  • плохая память;
  • слабый артикуляционный аппарат;
  • недостаточный объем оперативного поля зрения. В этом случае ребенок охватывает взглядом не целое слово, а лишь первые 2-3 буквы;
  • привычка перечитывать каждое слово по несколько раз;
  • слишком сложная литература, не подходящая по возрасту.

Упражнения для развития быстрого чтения

Поделиться статьей с друзьями!

Учим английские слова для детей – игры

Классический способ изучения новой лексики – словарные карточки (то есть слово + перевод + картинка). Кстати, в нашем блоге есть целая “книга” карточек с наборами слов.

Примеры словарных карточек от Lingualeo. Полный список находится тут.

Но будет еще лучше, если вы создадите их совместно с малышом. Вместе подберете картинки, приклеите их к листочкам бумаги или картона и т.д. Тогда уже во время подготовки к “играм в английский язык” ребенок что-то усвоит. Что дальше делать с карточками? Вот несколько вариантов:

Учим английские слова для детей – игры

1. Карточки можно использовать для игры в пантомиму. Сначала вы говорите малышу английское слово (и показываете его на карточке), а ребенок должен изобразить это слово жестами. Потом можно играть в “обратную” пантомиму – ребенок (или вы) изображаете животное, действие, предмет, которое он вытянул, а остальные участники угадывают.

2. Игра “Show me”. Кладете перед ребенком несколько карточек, а затем из этого списка называете одно слово – ребенок должен коснуться нужной карточки.

3. “Yes-No game”. Вы демонстрируете карточки и говорите слова верно или неверно (показывая бегемота, произносите “тигр”). Ребенок отвечает “Yes” или “No”.

– Is it a tiger? – No!!!

4. Игра “What’s missing”. Раскладываете ряд карточек (4-5 штук). Смотрите на них вместе с малышом и проговариваете слова. Ребенок закрывает глаза, а вы убираете одно слово. Назови, что пропало?

5. Игра “Jump to…”. Вы раскладываете на полу карточки в вертикальный ряд и даете ребенку задание допрыгнуть до какого-то слова (отлично подойдет, если малыш заскучал).

Учим английские слова для детей – игры

Это лишь несколько механик с использованием карточек. Включив фантазию, вы сможете придумать еще больше вариаций игр. А мы пойдем дальше. Какие еще игры можно использовать?

1. Виселица – классическая словесная игра. Но лично меня жуткий образ виселицы очень пугает, поэтому предлагаю от него уйти. Например, можно сделать по типу вот этой онлайн игры: нарисовать мышку, а рядом – начать рисовать котика. Когда котик готов – мышка проиграла