Дошкольное Развитие Ребенка от 3 до 7 лет

Первые четыре месяца новой жизни позади. Итоги приобретенных способностей и навыков интересны каждому родителю. Малыш уже немного адаптирован к окружающей среде. На данном этапе жизни меняется вся системы детского организма. Развитие ребенка в 4 месяца многогранно, и следить за его поведением весьма интересно. На данном этапе жизни происходят изменения в психологического и физиологического характера.

Половое развитие дошкольника

К дошкольному возрасту у большинства детей сформировалась сильная идентичность мальчиков или девочек, и они продолжают исследовать свое тело еще более целенаправленно. Поскольку дошкольники достаточно взрослые, чтобы понимать, что некоторые вещи нельзя делать публично, вы можете объяснить своему ребенку, что даже если что-то приятно, если к нему прикоснуться, это следует делать наедине. Если вы за это ругаете его / ее, это только усилит чувство вины и стыда. Дошкольники также достаточно взрослые, чтобы понимать, что никто – даже члены семьи или другие доверенные лица – не должны прикасаться к ним так, чтобы они чувствовали себя некомфортно. Ваш дошкольник будет и дальше узнавать от вас важные сексуальные установки, начиная с того, как вы реагируете на людей противоположного пола, и до того, что вы думаете о наготе.

По мере того как дошкольники проявляют любопытство ко всему, они часто задают своим родителям такие вопросы, как «Откуда берутся дети?» или “Почему у моей сестры нет пениса?” На подобные вопросы постарайтесь ответить как можно откровенно и естественно. Узнайте, что именно ваше чадо хочет знать, а затем конкретно ответьте на вопрос. Нет необходимости вдаваться в подробности, если в этом нет необходимости. Например, вы можете объяснить, что мужчина и женщина могут зачать малыша и что малыш растет внутри живота женщины. Если это устраивает вашего ребенка, вам, возможно, не нужно будет сообщать дополнительную информацию о том, как он делает малыша, позже.

Половое развитие дошкольника

На этом этапе дети, как правило, проявляют любопытство не только к собственному телу, но и к телам других людей. Если вы обнаружите, что ваш малыш играет в доктора с другим ребенком того же возраста, важно не реагировать слишком остро. Для них это просто невинная игра. Но, конечно, если другой человек – ребенок старшего возраста или взрослый, у вас будут веские основания для беспокойства. Спокойно попросите ребенка одеться и отвлеките его игрушкой или игрой. Вы можете принять это как признак того, что вашему чаду интересно свое тело, и помочь ему узнать о нем другим способом, например, книгой на эту тему, написанной специально для дошкольников.

Некоторые родители детей дошкольного возраста встревожены, когда слышат, как их дети говорят о парне или девушке. Если ваш ребенок говорит вам это, помните, что дети не придают словам такое же значение, как взрослые. Большинство экспертов сходятся во мнении, что лучше всего реагировать на подобные новости нейтрально. Не поощряйте такое поведение, но и не выражайте беспокойства.

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ СДВГ у детей Дошкольная дисциплина: стратегии и проблемы Обезвоживания у Детей Ребенок опаздывает в школу

Половое развитие дошкольника

Режим дня четырёхмесячного грудничка

Советуем прочитать информативную статью про то, сколько должен кушать новорожденный ребенок.

Просыпаться, кушать и засыпать рекомендуется в одно и то же время. Это удобно, а главное правильно. Мама должна знать, что спит в этом возрасте ребенок до 4 раз в день между приемами пищи по полтора, два часа.

Ночной сон составляет до 10 часов с перерывом на кормление. Возможно, что в этом возрасте за недостатком грудного молока, мама введет прикорм. Овощное и фруктовое пюре приходится по душе практически всем грудничкам. Использовать можно магазинное питание или же приготовленное на домашней кухне. Для приготовления возьмите овощи и фрукты:

  • зеленые яблоки;

  • сливы;

  • кабачок;

  • брокколи;

  • картофель;

  • свеклу;

  • морковь.

Любой овощ и фрукту вводят в рацион постепенно, в малой дозе. Половина чайной ложки для первого раза — оптимальная доза. Такой метод позволяет избавить от аллергических реакций, потому как продукты малыш пробует впервые. Вместе с прикормом малыш питается молочной смесью или маминым грудным молоком.

Готовить пюре из овощей и фруктов самой или купить питание в магазине, каждая мама решает индивидуально. Естественно кушанья, приготовленные в домашних условиях вкуснее и полезнее. Для приготовления требуется вымыть и отварить ингредиенты, затем воспользоваться миксером или блендером для размалывания.

Доктор Комаровский приводит пример режима для четрыхмесячного крохи:

6:00 — пеленание, прием пищи, сон. 8:30 — утреннее умывание. 8:45 — прием пищи, держим малыша столбиком, для того, чтобы вышел воздух. 9:00 (9:10) — сон. 12:00 — кушаем и гулим. 12:30 — дневная прогулка, летняя — не больше часа, зимняя – до часа. Учитываем погодные условия. 15:00 — кушаем. 15:30 — сон при открытом окне на проветривании, без сквозняка, главное одеть малыша. 17:00 — бодрствуем и играем. 18:00 — трапезничаем и готовимся ко сну. 19:30 — еще немного бодрости. 20:30 — вечерняя ванна. 21:00 (21:30) — трапеза, сон.

Теперь о зубках. В этом возрасте в индивидуальных случаях могут прорезаться первые зубки, капризы такому положению дел свойственны. У малыша появятся признаки появления зубов – слюноотделение, проба всех предметов на вкус, понос, повышенная температура тела. Для смягчения болей и устранения дискомфорта, дайте малышу прорезыватели, смажьте десна растительными гелями.

Русский язык

— понимать прослушанный и прочитанный текст;

Читайте также:  Лучшие американские комедии 90-х годов: ТОП-20

— устно составлять текст из 2-4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;

— вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

 — различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие звуки;

— определять в слове ударный слог;

 — делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трехсложные слова без стечения согласных);

— знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;

— различать понятия "звук" и "буква";

— переносить слово по слогам (простые случаи: слова из слогов типа согласный+гласный);

— писать разборчиво;

— писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;

— находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, а также описки;

— находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;

— различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

— составлять предложение из набора форм слов;

— правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;

— читать про себя, а также вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов;

— писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.

Причины задержки развития речи у детей лет

К ЗРР 4 года приводят различные причины. Некоторые из них воздействуют на плод в утробе матери, некоторые — во время родов и после рождения.

Антенатальные причины:

  • осложнения беременности, угроза выкидыша, токсикоз, гестозы;
  • болезни будущей мамы — обострение хронических заболеваний, инфекционно-воспалительные, травмы, интоксикации, вредные привычки;
  • состояния, которые привели к гипоксии плода — патология плаценты (аномалии, отслойка), обвитие пуповиной.

Во время родов:

  • преждевременные роды;
  • стремительные роды;
  • травмы во время родов;
  • неадекватное ведение родов, применение акушерских щипцов.

После родов к задержке речевого развития у детей 4 лет могут привести:

  • травмы, особенно для развития речи опасны черепно-мозговые;
  • болезни — неврологические, к примеру, ДЦП, энцефалопатии;
  • неблагоприятная обстановка в семье — конфликты, родители не занимаются ребенком;
  • противоположная ситуация — гиперопека, чрезмерное давление и требовательность родителей;
  • чрезмерные нагрузки — физические (спорт), умственные (перегруженность занятиями).

Предрасполагающими факторами являются наследственная предрасположенность к ЗРР в 4 года. Это могут быть генные нарушения, врожденные аномалии нервной системы,

Важные моменты развития крохи по месяцам: общая таблица

Предлагаем ознакомиться с общей таблицей детских моторных навыков, которые фиксируются в том или ином возрасте. Обычно тот или иной двигательный акт происходит в определенный месяц жизни. Первая улыбка, гуление и так далее отражает развитие костно-мышечной системы и головного мозга.

Первые пару месяцев после рождение малютка почти ничего не умеет, а лишь учиться фиксировать свой взгляд на короткое время. Его движения хаотичны – тело пока не подконтрольно ему. Практически невозможно определить какие-либо отклонения от нормы в этот период.

Опытный доктор обнаружит сильное повышение или снижение мышц тонуса и прочие признаки, указывающие на тяжелое поражение мозга. Считается, что если младенец не предпринимает попыток подняться из положения лежа на животе, не пытается отклонить голову, то, видимо, происходит задержка моторного развития – в этом случае придется предпринять комплекс действий.

Если к шестому месяцу малютка не переворачивается со спины на бок или живот и наоборот, то это может указывать на ряд факторов – большинство из них не опасны и являются физиологическими.

Восьмимесячный ребенок не ползает и не стремится к этому? Обратитесь к врачу-педиатру для обследования. К годовалому возрасту малышу следует сделать хотя бы несколько шагов, даже при поддержке близких людей. Этого не случилось? Возможно, причина в задержке моторного развития. По утверждению ВОЗ имеются обширные возрастные диапазоны, позволяющие освоить двигательные навыки, поэтому волноваться рано. Ребенок вполне может отставать от нормы на пару месяцев. Если срок более длительный – консультация с врачом обязательна.

Процесс освоения разных навыков весьма индивидуален. Каковыми могут быть последствия задержки моторного развития? Если случилась задержка в развитии моторики, то может быть несколько последствий и их можно избежать, если своевременно выявить отставания освоения двигательных навыков.

Серьезное отставание в моторном развитии может обернуться развитием отставания от сверстников в плане разных движений. Последствия: нарушается процесс адаптации и жизнедеятельности.

Сколько бы ни было месяцев младенцу, задержка моторного развития нарушит его взаимодействие с окружающим миром. Как это происходит? Замедляется темп развития в сфере психического процесса и органов чувств.

Если случай тяжелый, и к задержке моторного развития прибавляется психическая составляющая, не исключено формирование инвалидности. Это происходит из-за неспособности крохи усваивать новые акты (психические, двигательные).

Чтобы избежать неприятных и труднопреодолимых последствий, рекомендуем тщательным образом следить за тем, чтобы он осваивал разные двигательные навыки. Начинается такое освоение с простейших навыков: движения в сторону интересующих игрушек. Все эти мелочи постепенно ведут к такому сложному двигательному акту, как ходьба. Изучите соответствующую таблицу – информация о том, как должны развиваться моторные навыки, полезна не только специалистам, но и семье малыша.

Как подавать информацию?

После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него развивающие игры. Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: как грамотно обеспечить раннее развитие ребенка?). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие занятия и игры с детьми с 1 года

Голосовое общение с ребенком необходимо подкреплять образами и наглядными примерами. Помните – словарный запас малыша невелик, ему легче понять то, что вы пытаетесь ему донести, через жесты и игровые ситуации. Читая книжку, обязательно объясняйте крохе, почему и зачем герои сказки совершают какие-то действия. Если хотите смоделировать какую-то определенную ситуацию, придумайте собственную сказку. Такие приемы служат частью воспитания ребенка. Почитайте подробнее о развитии речи ребенка с 1 года до 2-х лет.

Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге – когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.

Правильная похвала

Психологи из Чикагского университета Сьюзан Левин и Сьюзан Голдин-Мидоу изучали последствия похвалы, полученной в раннем детстве. Они анализировали разновидности словесного поощрения, которое слышат от родителей малыши в возрасте от года до трех.

Пять лет спустя ученые проверили, соотносится ли тип мышления ребенка, например пытливость или инертность, с похвалой, полученной в детстве. Связь оказалась поразительной.

Первый этап исследования показал, что уже к четырнадцати месяцам родители привыкают хвалить ребенка в одном стиле, то есть за ум или старание.

Правильная похвала

Через пять лет выяснилось, что дети, которых в первые три года больше хвалили за процесс, то есть за усердие и усилия, в семь-восемь лет с более высокой вероятностью были склонны к расширению кругозора. Еще более удивительным оказалось, что пытливый ум предопределяет отличную успеваемость по математике и чтению во втором-четвертом классах.

Как было доказано, такие дети обычно уверены, что их успехи обусловлены упорным трудом и преодолением препятствий, а способности можно улучшить благодаря старанию.

Вывод: даже годовалых малышей следует хвалить за старания, а не за врожденные способности.

полезных занятий для годовалого малыша

Основная цель игр с ребенком в возрасте года – это общение и удовольствие. Малышу необходимо выражать свои эмоции, развивать ловкость и моторику рук. Развивающие пособия пока лучше отложить в сторону, не стоит перегружать ими интеллект. Осваивать знания ребенок сможет с помощью крепкой базы в виде навыков, которую и необходимо для начала создать.

Игры с водой

Малыши любят плескать в воде, это факт. Чтобы совместить приятное с полезным, устраивайте пару раз в неделю водные игры. Переливание воды из стакана в стакан, плавающие утята, водный конструктор с присосками и пищащие игрушки/брызгалки – все это доставит маме с ребенком море удовольствия и поспособствует развитию навыков малыша.

Простые аппликации

полезных занятий для годовалого малыша

Аппликации помогают развивать воображение, мелкую моторику и усидчивость. Нарежьте из цветной бумаги простые геометрические фигуры – круги, квадраты, треугольники. Покажите малышу, как из прямоугольника и двух кругов получится машина. Слегка смазав клеем-карандашом, предложите крохе прилепить нос или ушки медведю. Такие простые занятия вместе с родителем принесут младенцу много положительных эмоций.

Сенсорика с сыпучими материалами

Годовалый ребенок только начинает знакомиться с различными материалами, развивая свое восприятие ощущений. Хороший способ развить сенсорику внешнего восприятия – игры с крупой. Начните с малого: насыпьте в баночки из-под детского питания крупу или мелкие макароны, дайте ребенку их потрясти. Будем интереснее, если в каждую баночку добавить пищевой краситель. Также можно поиграть с манкой – распределите крупу на подносе и порисуйте с малышом пальчиками на ней.

Учимся лепить

Отличный способ развить мелкую моторику крохи – дать поиграть ему с кусочком обычного теста. Покажите малышу, как можно сминать тесто в ком. Делая мелкие движения кистями и пальцами рук, у ребенка формируется ловкость, стимулируется развитие мозговой деятельности.

Интересно! Для занятий подойдет и солёное тесто. Сделать его очень просто: нужно смешать 200 г муки, 200 г соли, 125 мл воды и 2 ст.л. растительного масла. Первые “поделки” малыша или отпечаток ладошки на тесте можно подсушить на воздухе и сохранить на память.

Очень хорошее видео – пальчиковая гимнастика для малышей. Полезно для развития вашего малыша:

полезных занятий для годовалого малыша

Читаем сказки

В годик удержать внимание на книге и её прослушивании малыш еще не сможет, но он непременно обратит внимание на яркие иллюстрации. Знакомьтесь с простыми сказками – “Колобок”, “Теремок”, “Курочка Ряба”. Ребенок постепенно будет запоминать героев, а после полутора лет может пытаться воспроизводить фрагмент из полюбившейся истории. Добрые сказки с детства учат правильному поведению и навыкам общения.

На чтение 8 мин.

Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.

  • Нет ничего страшного, что у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
  • Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
  • Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.

Игры с водой нравятся всем детям без исключения: вылавливание предметов из воды; переливание воды из одной емкости в другую; впитывание воды губкой, ее отжимание и многое другое.

  • Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.
полезных занятий для годовалого малыша

Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.

Развитие творческих способностей в год

  • В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных. Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
  • Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
  • Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
  • Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.
Читайте также:  Женские имена апрель 2021 церковные именины Святцев, Ангела

Что должен уметь ребенок в месяц

Первый месяц после рождения сына или дочки пролетает незаметно, но, несмотря на то, чтобы большая часть суток уходит у крохи на сон, он уже учится и осваивает некоторые навыки, чем безмерно радует своих родителей. Маме и папе в этот важный период очень важно научиться понимать и чувствовать своего малыша, а поможет в этом знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц.

Физиология и рефлексы месячного малыша

В первый месяц после рождения детки активно развиваются и только начинают знакомство с окружающим миром.

Родителям не стоит переживать из-за того, что малыш за первые дни может несколько потерять в весе – это связано с тем, что в организме новорождённого находится излишняя жидкость, от которой он и избавляется.

Совет

Но, спустя пару недель он уже достигает веса при появлении на свет, а затем следует и прирост показателей – примерно на 30 г вдень, так что к месяцу карапуз весит от 3,4 до 4,5 кг. В длину тело детей в этом возрасте может достигать 50-54 см.

За месяц происходит ряд изменений в детском организме, который активно перестраивается, адаптируясь к иным условиям после длительного внутриутробного пребывания:

  • постепенно разрушаются кровяные клетки с типом гемоглобина плода, по причине этого изменяется и работа кровеносной системы;
  • пищеварение приспосабливается к другому типу питания;
  • начинают самостоятельно функционировать дыхательная и гормональная система;
  • происходит формирование иммунитета малыша, вследствие проникновения в организм различных бактерий.

Поскольку малыш рождается со сформированным зрением, органами слуха, способностью к тактильным ощущениям, поступающая извне информация заставляет интенсивно совершенствоваться его мозг, нервную систему. Благодаря этому, малыш начинает двигаться и управлять, хоть и не вполне осознанно, разными частями своего тела.

Важную роль в этом играют и заложенные у новорождённого рефлексы:

  • сосательный, позволяющий ему питаться грудным молоком;
  • опоры и ходьбы, сказывающийся в сгибании суставов;
  • поисковый, который проявляется в открывании рта и наклонении головки ребёнка, при нажатии на центр его нижней губы при кормлении.

Есть и другие рефлекторные действия карапуза, способствующие развитию функции нервной системы и все они должны у него присутствовать, что является вполне нормальным.

Одним словом, развитие ребенка в 1 месяц, идёт полным ходом, и родителям нужно фиксировать все достижения малыша, а также их отсутствие, чтобы не пропустить нежелательных нарушений.

От правильного развития ребёнка в первые и последующие месяцы после появления на свет зависит дальнейшее полноценное формирование органов и жизненных систем младенца.

Есть определённые критерии, по которым можно судить о темпе его роста. Конечно же, это первые навыки грудничка:

  • малыш потихоньку учится держать головку, лёжа на животике, и пусть это длится всего несколько секунд, он уже не падает личиком в пелёнку;
  • дитя совершает непроизвольные движения ручками и ножками, может прогибать спинку, приподнимать ягодицы, но надо понимать, что пока эти действия неосознанные;
  • детишки начинают издавать свои первые самостоятельные звуки – они напоминают бульканье, но уже не похожи на «уаа» новорождённого, это первичные зачатки речи;
  • из-за развития слухового аппарата дети уже могут воспринимать звуки, прислушиваться к голосам родителей, в это время, желательно, оградить их от резких и громких звуков;
  • развиваются тактильные ощущения карапуза, поэтому он уже способен положительно реагировать на объятия матери и её нежные прикосновения;
  • в месяц малыши начинают привыкать к определённому распорядку дня, поэтому могут просыпаться, когда приходит время кормления и засыпать в отведённые для этого часы;
  • тело младенца становится расслабленным, а движения более естественными, так как снижается тонус в сгибательных мышцах;
  • фиксация взгляда крохи также происходит лишь на какое-то мгновение, но постепенно ребёнок делает это всё более уверенно и долго, причём может следить глазками за движущимися объектами;
  • к месяцу дети уже способны различать четыре цвета – жёлтый, красный, чёрный и белый, а также отдельные линии и клетки.

Вступая в зрительный контакт с мамой, грудничок явно получает удовольствие, и на его личике уже можно увидеть осмысленную улыбку – наверное, это самое приятное умение, которое постигает младенец в первый месяц жизни.

До этого родители уже успевали заметить первые улыбки своего чада – сначала во сне, потом после купания, и вот, наконец, вполне осознанное проявление чувств, связанное с простой радостью при виде лица самого близкого человека.

Это подтверждает, что в месячном возрасте малыши уже умеют узнавать маму по виду, голосу, запаху, они прекрасно понимают, когда до них дотрагивается материнская рука.

Что нужно уметь в 1 месяц девочке, спрашивают некоторые родители. При постоянном общении с мамой, малышка уже вполне умеет «агукать», издавать другие звуки, даже показывать язычок, повторяя за родительницей.

Десять и одиннадцать месяцев

Некоторые дети в этом возрасте уже ходят. Но если малыш не предпринимает никаких попыток самостоятельно шагать, то настаивать не нужно — всему свое время. Он выполняет простые родительские просьбы:

  • Подать игрушку;
  • Взять бутылочку;
  • Кинуть мячик.

Не первый план выходит психоэмоциональное и умственное развитие. Активно совершенствуется речь. Ребенку нужно как можно больше читать, говорить с ним. За два месяца дети подрастают на 1,5 сантиметра и прибавляют в весе около 450 граммов.

На нашем сайте доступны таблицы развития ребенка по месяцам до года. Комаровский при этом никогда не разделяет детей по половому признаку.