Детские страхи — причины, симптомы, диагностика и лечение

У любого плохого поведения детей есть определенные причины, которые не всегда легко обнаружить. Часто это поведение достигает своей цели, в результате чего ребенок получает то, что он хочет (внимание, сладости, игрушки). Оно может быть показателем нормы, т.е. ребенок ведет себя в соответствии с тем, что он видит дома.

Вебинар «Детские страхи. Что должны знать и уметь родители?».

года в рамках проекта онлайн-поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, Иванова Анна Ярославовна, педагог дополнительного образования отделения социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», провела вебинар «Детские страхи. Что должны знать и уметь родители?».

В вебинаре участвовало 8 человек, среди которых были родители, воспитывающие детей с ОВЗ, а также педагоги, которые оказывают социальную и психолого-педагогическую помощь таким детям и их родителям.

В начале вебинара педагог отметила, что страх — это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Многие страхи возникают у детей под влиянием и воздействием взрослых, поэтому важно уметь справляться с тревогами как детям, так и родителям. Страхи как явление должны остаться в детстве и после 12 лет большинство страхов уходит из жизни ребенка. Если этого не происходит, то мы говорим о психологических проблемах в эмоциональном плане.

В разных культурах дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в раннем детском и дошкольном возрасте — страх отделения от матери, в 7-8 лет — страх смерти и т.д. Это служит доказательством общих закономерностей психического развития. Некоторые психологические особенности делают возникновение страхов у детей более вероятным. К такого рода особенностям относятся прежде всего эмоциональная чувствительность и тесно связанная с ней впечатлительность, которые, подобно эмоциональной памяти, приводят к яркому, образному запечатлению травмирующих событий жизни.

Анна Ярославовна познакомила участников вебинара с основными причинами возникновения страхов у детей, их признаками и видами, основными возрастными страхами в разный период жизни ребенка, а также с основными методами коррекции, среди которых наибольшее внимание было уделено методам арт-терапии и игровой терапии.

Педагог дополнительного образования подготовила для родителей практические рекомендации по работе с детскими страхами в домашних условиях.

Бельтикова Марина Дмитриевна,

член ресурсного центра,

заведующий отделением социальной реабилитации

и психолого-педагогической помощи.

Что нужно знать об обращении к психологу (для подростков)

Психологическая поддержка (практическое пособие) Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии для взрослых Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии для подростков Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии для родителей Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии Что нужно знать об обращении к психологу (для подростков) Что нужно знать об обращении к психологу (для взрослых) Что нужно знать об обращении к психологу для родителей Выход из изоляции — рекомендации

Детские страхи: причины и последствия

Определение 1

Страхи – это ощущение тревоги или беспокойства, появляющееся в ответ на воображаемую или реальную угрозу жизни или благополучию. У детей подобные страхи, как правило, являются следствием психологического влияния взрослых (главным образом, родителей), или самовнушения.

Причинами страха могут быть события, ситуации и условия, которые являются потенциальными источниками опасности. Страх может иметь своим предметом объект или какого-либо человека, которые иногда с ним не связаны (в таком случае он расценивается как беспредметный). Может быть вызван страданием, если в детстве сложились связи между данными чувствами.

Читайте также:  Двойняшки: двойное счастье и двойные хлопоты

Возрастные страхи, то есть страхи, которые свойственные для некого определенного возрастного периода, отображают исторический путь формирования самосознания человека. Сначала ребенок опасается остаться один, без помощи близких, опасается чужих, незнакомых людей.

Часто дети категорически отказываются ходить в детский сад или школу, потому что подвергаются в коллективе оскорблениям, насмешкам и унижениям.

Несмотря на общую отрицательную окраску, страх осуществляет важные положительные функции в психической жизни ребенка:

  • страх – это особое средство познания окружающей реальности, что приводит к более избирательному и критическому отношению к ней и, таким образом, может осуществлять определенную обучающую роль в ходе становления личности;
  • в качестве реакции на угрозу страх дает возможность предупредить встречу с ней, играя тем самым адаптивную защитную роль в концепции саморегуляции психики.

Причины детских страхов

1. Семья

Как это ни странно, самая частая причина укрепления, казалось бы, простых детских страхов – это семья. Это не значит, что ребенок впервые ощутил страх в семье, это значит, что семья, сама того не зная, помогает его укрепить. Чрезмерное внимание или его недостаток, тревожность родителей, ссоры – все это «слышится и видится» маленьким ребенком.

Детский страх провоцирует и укрепляет:

  • слишком авторитарная семья,
  • одиночество, дефицит общения с родителями,
  • частые наказания,
  • гиперопека,
  • неблагополучная ситуация в семье.

Здесь все зависит от родителей. Пересмотрев и изменив свое собственное поведение и образ жизни, можно помочь ребенку правильно пережить свои страхи.

2. Физиологические причины

Детские страхи зависят от многих факторов:

  • возраст – чем младше, тем страшнее;
  • гиперчувствительность;
  • травмы;
  • недостаток физической активности и гипоксия;
  • пол – мальчики боятся реже;
  • возраст родителей – поздние дети чаще подвергаются гиперопеке, а тревожность родителей высока;
  • наследственность.

Детские страхи не развиваются исключительно по физиологическим причинам, обязательно есть наличие и других факторов.

3. Психологические причины

Это могут быть травмирующие ситуации, которые спровоцировали у ребенка сильный испуг:

  • укус насекомого или животного;
  • асоциальное поведение взрослого, взрослая истерика или паника
  • смерть родственника;
  • авария, падение с высоты;
  • конфликты в семье с громкими криками.

В подобных случаях очень многое зависит от родителей. Если они смогут обеспечить ребенку спокойную обстановку, чувство безопасности и покоя, смогут отвлечь и переключить его внимание на что-то другое, страх очень быстро пройдет.

Причины страхов

Богатая детская фантазия

Подобные страхи характерны для очень чувствительных, эмоциональных и впечатлительных малышей. Таких крох часто называют «детьми с тонкой кожей». Они очень восприимчивы к чужой боли и склонны к сопереживанию. Поэтому родителям таких деток очень важно контролировать поток информации, направленный на их малышей.

В первую очередь стоит обратить внимание на сказки. Как ни парадоксально это звучит, но множество страхов приходит именно благодаря вымышленным историям. Так что нужно отслеживать, чтобы в сказках, которые рассказываются малышам, не было пугающих и злых героев. Также важно следить за телепрограммами и мультфильмами, ведь только так вы сможете уберечь ребёнка.

Тревожность родителей, которая передаётся детям

Тут всё просто и сложно одновременно. Довольно легко понять и принять тот факт, что наличие определённого страха у кого-то из родителей с большой вероятностью перейдёт к малышу, но куда сложнее контролировать проявления своего страха при ребёнке. Но стараться нужно, если вам дорого психологическое здоровье своего отпрыска.

Гиперопека родителей и ограждение от всех опасностей

Другой крайностью может выступить стремление родителей оградить малыша от всех возможных опасностей. Взрослые постоянно отдёргивают малыша, фокусируя тем самым его внимание на предметах возможной опасности. Естественно, что такая информация при взаимодействии с богатым детским воображением – это самая благодатная почва для возникновения различных страхов в будущем.

Запугивание родителями

Часто малыши растут вполне полноценными и в меру активными, но в один момент, родителям, бабушкам или воспитателям детского сада приходит в голову припугнуть непослушного ребёнка «бабаем», Бабой-Ягой или же милиционером. А дальше уже этот процесс гораздо сложнее приостановить. У ребёнка формируется целый ряд страхов: чудовищ и ночных монстров, темноты и посторонних людей, а также многие другие.

Читайте также:  Квиллинг для начинающих с описанием, видео, схемы, фото

Конфликты в семье, ссоры родителей и телесные наказания

Это те факторы, которые приводят к максимальному количеству проблем и страхов у детей. Они очень чувствительны к атмосфере, которая царит в доме и, конечно же, взаимная холодность родителей, лишь изображающих нормальную семью, а также выяснение отношений при ребёнке, способны причинить порою непоправимый вред. Такие дети начинают бояться всего подряд.

Детские страхи очень быстро растут, подменяя одну ассоциацию абсолютно другой.

Так, в семье, где родители часто кричат на ребёнка или же применяют физические наказания, можно наблюдать следующую картину. Со временем у малыша начинает возрастать враждебность по отношению к родителям, но, так как ребёнок страстно желает продолжать любить родных, то его эмоции перенаправляются в другое русло.

Возникает огромное количество страхов, которые впоследствии только возрастают и быстро трансформируются. Поэтому порой очень сложно понять, что же послужило отправной точкой в возникшем страхе. А ведь они порой способны вылиться вполне опасные заболевания, к примеру, в астму.

Конфликты со сверстниками

Довольно распространённой причиной страхов являются проблемные отношения с ровесниками. Дети могут быть очень жестоки. И получивший травмирующий опыт ребёнок может отказаться ходить не только в сад, а в дальнейшем и в школу, но и превратится, со временем, в социофоба. К тому же есть ещё одна грань этой проблемы.

В группе или классе может присутствовать негласный лидер, склонный к запугиванию или же просто рассказывающий страшные истории. Не игнорируйте проблемы малыша. Постарайтесь с особой внимательностью выслушивать его рассказы о прошедшем дне и тогда, ни один тревожный сигнал не пройдёт мимо вас.

Невнимание со стороны родителей

Очень часто нежданные и нежеланные дети страдают от дефицита внимания со стороны родных. Такие дети, по сути, предоставленные сами себе, обрастают страхами со скоростью света. Да и как иначе? Не имея возможности объяснить как-либо окружающую и пугающую реальность, дети прибегают к единственному доступному инструменту – своей фантазии. Именно она и порождает огромное количество страхов, так как такие малыши действительно бояться всего подряд.

Дела семейные

Если во время чтения у вас возникло впечатление, что дети только и делают, что чего-нибудь боятся, то вы совершенно правы (взрослые ничуть не лучше!). Однако все самое интересное только впереди: согласно исследованиям, количество детских страхов увеличивается в старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 до 7 лет. Самый же «бесстрашный» возраст у девочек приходится на 3, а у мальчиков — на 4 года. И одна из главных задач ответственных родителей в эти прекрасные периоды затишья — не усугубить ситуацию. Что, к сожалению, далеко не всегда получается — недаром психологи в один голос твердят, что семья играет решающую роль в формировании детских страхов.

Среди них одними из самых распространенных являются так называемые внушенные страхи. Их источник, как несложно догадаться, — это сверхзаботливые родители, бабушки, дедушки, а также няни и воспитатели, которые, пытаясь оградить ребенка от опасности, перегибают палку и чересчур эмоционально предупреждают: «Не беги — упадешь!» Или: «Не гладь собаку — она кусается!» Ребенок может даже не понимать, о чем идет речь, но он безошибочно считывает тревогу авторитетного для него взрослого и добавляет новые боязни в свою копилку страхов. А также обзаводится такими чертами характера, как пессимизм, мнительность, неуверенность в себе и зависимость от чужого мнения.

Запугивание и излишняя опека, впрочем, далеко не единственный способ, которым родные могут поселить в душе ребенка тревоги. Бывает и наоборот: недостаточное внимание со стороны родителей, их эмоциональная отстраненность, излишняя строгость и суровые наказания приводят к детским страхам. И разумеется, ни в коем случае нельзя недооценивать атмосферу в семье: погода в доме действительно влияет на то, будет ваш ребенок бояться любого шороха или вырастет бесстрашным и уверенным в себе человеком.

Читайте также:  10 способов научить ребенка произносить и писать слова правильно

Соотношение возраста и доминирующего детского страха

Иногда исследователи выстраивают зависимость: возраст ребенка — доминирующий детский страх. Вот пример:

  • Дети до 1 года — страх перед громким и неожиданным шумом, перед незнакомыми людьми, раздеванием, одеванием и сменой обстановки;
  • Дети в возрасте 1 — 3 лет боятся разлуки с родителями, травм, засыпания и сна (здесь боязнь ночного кошмара). Также в этом возрасте сохраняется страх смены обстановки;
  • Ребенок 3 — 5 лет боится темноты, одиночества и замкнутого пространства;
  • Дети в возрасте 6 — 7 лет больше всего боятся смерти;
  • Ребенок 7 — 8 лет боится неодобрения со стороны родителей.

Помощь родителей ребенку

Чтобы родители могли помочь своему чаду при наличии психотравмы, им необходимо пересмотреть особенности воспитания и на основе опыта изменить тактику. Таким образом родители не будут травмировать психику ребенка, сделав условия максимально комфортными. Если же картинка воспитательного процесса не будет изменена, это может привести к тому, что в подростковом возрасте ребенок станет неуправляемым. Все эти неприятные моменты лучше обсудить с психологом, тогда родители смогут максимально правильно вести себя, чтобы ребенок не получал новых психологических травм и рос в комфортной для него среде.

Взрослому человеку от негатива из прошлого, токсичных мыслей, отравляющих жизнь, поможет избавиться курс Викиум «Детоксикация мозга».

1100

1100

Нежелание идти школу

Проще всего бороться с детским страхом у дошкольников 3-5 лет. Ночные страхи у детей этого возраста чаще всего спровоцированы развитой фантазией, которая оживляет в темноте различные предметы, делая из них монстров. Преодоление фобий начинается с разъяснения ситуации и работы по адаптации к стрессору. Если это боязнь собак, можно попробовать завести щенка.

В комнате повесьте ночник. Перед сном давайте малышу теплое молоко, купайте в расслабляющей ванне с морской солью и аромамаслами. Лучше всего на нервную систему действуют такие аромамасла:

  • чайное дерево;
  • лаванда;
  • персик;
  • мелисса.
Нежелание идти школу

Посоветовавшись с врачом, можно пропить курс витаминов Неуробекс или Мультитабс. Они способствуют укреплению нервных клеток, улучшают мозговую деятельность.

Еще одним распространенным страхом является страх детского сада. По возможности лучше дождаться 3 лет, когда малыш будет более сознательным и сможет рассказывать о происходящих событиях. Не настраивайте заранее на негатив. Расскажите ему о том, как интересно знакомиться и общаться со сверстниками, помогите ему преодолеть страхи общения. В любом детсаду есть психолог, не стесняйтесь просить помощи в работе по адаптации.

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов. Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.