Детская ложь и воровство. Что делать родителям?

Любой ребенок обманывает время от времени. Но невинное детское вранье может перерасти в хроническую проблему, и серьезно испортить отношения детей и родителей.

Заниженная самооценка

Ценности детей непонятны многим взрослым, однако менее важными они от этого не становятся. Ребенок может выдумать то, что поднимет его авторитет в глазах друзей: например, что по дороге в школу он встретил известного актера, что сосед по площадке – дрессировщик диких зверей или что прошлым летом его укусил леопард. Такая ложь безвредна – кроме разве что тех случаев, когда обман раскрывается и вместо всеобщего уважения малыш получает насмешки.

Родители должны обратить внимание на причину неуверенности ребенка.

Возможно, выдумками он пытается компенсировать отсутствие у него какой-то модной игрушки, которая есть у всех его друзей. Помогите ему найти точку опоры, которая не зависела бы от материальных ценностей. Например, успехи в спорте, рисовании или музыке принесут ребенку не меньше уважения среди сверстников, чем новый гаджет.

Как понять почему ребенок врет: причины детской лжи

Большинство родителей думают, что дети лгут, чтобы получить то, что они хотят, избежать последствий и наказания. >Это общие мотивы, но есть и некоторые менее очевидные причины, по которым дети могут не сказать правду или, по крайней мере, всю правду.>

Ребенок обманывает, потому что боится наказания

Ребёнку тяжело не врать, когда он знает, что за правду его ожидает неприятный исход. Поэтому, понимая все эти причины, нам нужно создать такие условия в семье, чтобы ребёнок мог легко рассказать нам всё, как есть.

Например, ребенок порвал на улице новые брюки, придя домой, он их тщательно спрятал. На вопрос родителей, где брюки, отвечает, что не знает, т.к. боится, что взрослые накажут за испорченную вещь. Такое поведение актуально в семьях, где родители часто наказывают ребенка, в том числе и физически.

Ребенок хочет уберечь родителя от переживаний и разочарований

Все люди ошибаются, но когда ты в глазах своих родителей должен быть идеальным и послушным, очень сложно позволить себе ошибиться. Кто-то не обращает внимание на свои промахи, но есть дети более чувствительные к критике.

Когда такой ребенок сделал что-то, по мнению родителя, плохое: испачкал одежду, потерял телефон, забыл сделать домашнее задание, то ему очень сложно признаться и легче скрыть эти факты, чтобы в нем не разочаровались.

Ребенок не врет, он приукрашивает действительность

Бывает, дети хотят приукрасить ситуацию, чтобы произвести на других впечатление, приобрести больший вес в глазах окружающих. Это происходит, когда ребёнок чувствует, что такой как есть, он недостаточно хорош.

Вместо того чтобы ругать, его нужно понять и заверить, что с ним всё в порядке и совершенно необязательно придумывать о себе то, чего на самом деле нет. Ребенок должен чувствовать свою уникальность и значимость в этом мире просто потому что он существует.

Ребенок обманывает не специально, а чтобы проверить новое поведение

Мэтью Рауз — клинический психолог из американского Института детского ментального здоровья считает, что одна из причин по которой дети лгут заключается в том, что они обнаружили эту новую идею и пытаются ее проверить, как и в случае с большинством видов поведения, чтобы увидеть, что происходит. То есть они не всегда отдают отчет, что это вранье и так делать нельзя.

Дети могут специально врать, чтобы увидеть на опыте какие последствия их ожидают и сделать вывод.

Детское вранье как психологическая защита

Фантазирование для детей работает как психологическая защита, которая помогает справиться с какими-то трудными обстоятельствами. Например, у ребёнка умерла собака. Он не хочет в это верить и фантазирует, что собака на самом деле просто убежала и живёт в лесу.

При этом он сам так начинает верить в эту фантазию, что рассказывает об этом окружающим. В этом случае мы не можем утверждать, что ребенок обманывает. Он использует фантазию, чтобы защитить себя от болезненных переживаний, к которым оказался не готов. В его субъективном внутреннем мире, собака, действительно, живет в лесу. И он в это верит.

Попытка сепарироваться от родителей

Часто дети пытаются показать нам, что нуждаются в личном пространстве, избегают контроля и расставляют свои границы. Например, ребенок может соврать, что прочитал книгу или сделал домашнее задание только потому что его желания не совпадают сейчас с желанием старших.

Он может хотеть рисовать, петь или шить, но никак не читать. Поэтому соврав, ребенок как бы показывает, что у него есть свои личные границы и время.

Повысить самооценку и получить одобрение>>

Дети, которым не хватает уверенности>> могут сказать грандиозную ложь, чтобы казаться более впечатляющими, особенными или талантливыми, повысить свою самооценку и хорошо выглядеть в глазах других. >>

Доктор Мэтью Раус вспоминает, как лечил восьмиклассника, который дико преувеличивал события в своей жизни. Например, мальчик сказал, что он пошел на вечеринку, и все начали петь для него, когда он вошел в дверь.>>

Привлечь внимание

Дети с тревогой>> или депрессией>> могут лгать о своих симптомах, чтобы привлечь внимание взрослых или друзей. Дети могут придумывать себе воображаемые болезни, трагические истории и всячески убеждать в этом окружающих.>>

Или, наоборот, могут свести к минимуму свои проблемы, говоря что-то вроде: «Нет, нет, я хорошо спал прошлой ночью», потому что они не хотят, чтобы люди беспокоились о них.>>

Читайте также:  Кто такой врач-невролог?

Что делать, и как отучить ребенка врать

Первые попытки лжи у ребенка тяжело назвать враньем в чистом виде. Малыш говорит то, что хочет видеть, а не пытается обмануть родителей. Включается детское мышление: если он опишет ситуацию как он хочет её видеть, то такой она и станет.

В малом возрасте вранье неосознанно

На следующем этапе жизни он понимает, что это так не работает. Если ребенок 8 лет врет, будь то девочка или мальчик, что делать его родителям? В семь-восемь лет дети прибегают ко лжи, чтобы упростить себе жизнь, для них это способ закрыть проблему, особо при этом не заморачиваясь. Малыш не хочет конфликтов, не знает, как их решать и как лучше поступить, поэтому прибегает ко лжи, может даже начать воровать.

Психологи советуют родителям:

Что делать, и как отучить ребенка врать
  • не паниковать из-за вранья детей, ведь это социальная технология.
  • не фиксироваться на факте вранья, а воспринимать это как этап развития личности.

К сведению! Стоит отодвинуть в сторону факт лжи и отреагировать на то, что есть на самом деле.

Возрастные особенности детской лжи

Часто дети прибегают к вранью, чтобы избежать возможного наказания, однако до 3 лет малышу незачем врать по нескольким причинам:

  • Ему еще незнакомо понятие «ложь».
  • Постоянно находится рядом с матерью, считает себя с ней единым целым, и ему нечего скрывать от нее.
  • Ложь призвана скрывать информацию и эмоции. Общение в раннем возрасте происходит, опираясь на эмоции, которые они плохо скрывают, поэтому и врать они не могут.

Не всегда стоит ругать за вранье

Начиная с 4 лет, дети осваивают механизм работы лжи и могут прибегнуть к ней:

  • Во избежание наказания.
  • Для защиты интересов близких или уважаемых людей.
  • Приписывание себе и другим людям несвойственных качеств, чтобы рассказать о несуществующих случаях из жизни.
  • Развитая фантазия приводит к формированию различных образов, которые связаны с реальностью и неотделимы от нее для ребенка.
Что делать, и как отучить ребенка врать

Возможные причины детской неправды

Чаще всего дети прибегают ко лжи, чтобы избежать стресса, однако бывают и следующие причины:

  • избежание наказания;
  • привлечение внимания;
  • избегание стрессовых ситуаций;
  • перенимание примера с окружающих;
  • наличие проблем, требующих решения.

Вранье может быть всего лишь привлечением внимания

Дети младше 7 лет часто фантазируют различные истории, выдавая их за правду. Это не ложь, просто они еще не умеют четко разграничивать реальность от вымысла. Такие истории не несут вреда, а свидетельствуют о богатом воображении.

К сведению! Чаще всего дети лгут не из плохих соображений. Они пытаются приспособиться к окружающим их условиям.

Подражание взрослым

Дети очень наблюдательны. Если ребенок постоянно видит, как лгут его родители, он начинает перенимать такую манеру поведения. Часто родители самостоятельно учат лгать, прося утаить что-то или сказать неправду педагогу или воспитателю. Это может привести к тому, что он так же будет обращаться с родителями и близкими.

Что делать, и как отучить ребенка врать

Этикет и правила поведения детей за столом

Поступки родителей могут сформировать у детей двойственные стандарты о вранье. Они видят, как мама в телефонном разговоре говорит об опоздании, а сама еще даже не начинала собираться. Или отец приукрашивает свою последнюю рыбалку, преувеличивая свой улов. В таком случае формируется установка, что лгать иногда можно.

Строгость воспитания

Если ребенка воспитывают в строгости, его протест может проявиться в виде лжи.

К сведению! Таким образом он пытается противостоять контролю и давлению со стороны взрослых. На вопросы родителей о бытовых действиях, например, чистка зубов — отвечает ложью. Этим он расширяет свои личные границы, показывая, что это его территория, и не стоит сюда заходить.

Недостаток внимания

Часто родители большую часть времени уделяют работе, чтобы обеспечить чадо всем необходимым. Однако в такой ситуации ему не хватает самого главного — внимания со стороны родителей. Он начинает сочинять различные истории и небылицы, иногда может дойти до воровства и хулиганства. Таким образом он пытается обратить на себя внимание родителей.

Стоит уделять внимание малышу

Что делать, и как отучить ребенка врать

Фантазии

Развитое воображение детей постоянно стимулирует сочинение различных историй и небылиц, которые они рассказывают окружающим. Это может быть как фантазия о несуществующем, так и приукрашивание обычных житейских ситуаций. Враньем это назвать нельзя, просто так человек проявляет свою фантазию при взаимодействии с окружающим миром.

К сведению! Бывают ситуации, когда малыш запоминает ситуацию по-своему и воспроизводит ее так, как запомнил. Это не обман в общепринятом смысле, просто он запомнил прошедшее именно так.

Порой фантазирование играет роль психологической защиты, когда подсознание меняет воспоминания, чтобы защититься от болезненных переживаний и эмоций, которые они вызывают.

Когда дети начинают врать?

  • До 3-5 лет

Для малыша еще не очевидна разница между вымыслом и реальностью. Зачастую свои фантазии он представляет, как действительный факт – обман является частью становления психики. В данном случае это еще не неправда, а просто выдумка. Дайте малышу вдоволь пофантазировать – это отличная тренировка воображения и творческих способностей.

  • От 6 до 12 лет

Дети умеют вести в возрасте 6-7 лет внутренний монолог, где они видоизменяют свои мысли, придумывают новые детали. Это возраст, когда они тонко чувствуют грань: о чем можно сказать, о чем лучше умолчать, а какие вещи можно передать иначе. «Как сделать, чтобы мама не ругалась? – думает ребенок. – Что поможет заслужить похвалу?» Детки школьного возраста начинают врать все чаще и чаще и их обман все труднее распознать. Иногда они подговаривают своих друзей и даже взрослых участвовать в их лжи, осознанно или неосознанно.

Читайте также:  Что должен уметь ребенок в 1 год: навыки и умения

Школьник 8-11 лет уже понимает, что есть выдумка, а что – реальность, он с легкостью лавирует между правдой и ложью, проводя своеобразные эксперименты, которые показывают его способности в деле обмана. Если ребенок врет постоянно, то это является сигналом серьезных проблем.ИНТЕРЕСНО: как школьнику в 11 лет заработать свои первые деньги в интернете?

О причинах детской лжи и способах решения данной проблемы смотрите в видео-ролике эксперта нашего портала:Оганесян Спиридон

детский психологнемедицинский психотерапевт

Когда говорить с ребенком о деньгах

Чтобы дети научились обращаться с деньгами, недостаточно один раз поговорить с ними. Вы должны подтверждать свои слова реальными ситуациями, взятыми из жизни. Пусть они учатся на практике, действуя самостоятельно. Воспользуйтесь следующими рекомендациям о том, как рассказать малышу о финансах.

  • После вручения подарка

Чтобы не испортить настроение вашему отпрыску, не стоит сразу после вручения подарка донимать его серьезными беседами. Подождите немного, а затем объясните ему, как лучше поступить. Ведь презенты на праздники или день рождения — отличный повод, чтобы показать, как можно сэкономить. Ваш мальчик (или девочка) получил долгожданный подарок, а это значит, что можно воздержаться от лишних трат. Особенно если ему подарили денежные средства. Расскажите, как можно распланировать денежные траты, что купить, чтобы сэкономить, и вообще, для чего это нужно.

  • Во время совершения покупок

Возьмите свою дочь и сына в супермаркет. Они должны знать, как составляется семейный бюджет.

Пусть дети увидят, что цены на разные предметы отличаются. Попросите их помочь вам найти товар с наиболее низкой ценой, чтобы сэкономить.

Когда говорить с ребенком о деньгах
  • В процессе пользования банкоматом

Дети уверены, что банкомат — это чудесная коробка, которая дает деньги, если ввести особый пароль. В реальности все обстоит совсем по-другому. Объясните им, что собой представляет банкомат, как с ним обращаться. Так они поймут, что сначала следует заработать деньги, экономить их, правильно выбирая то, на что можно потратить средства.

  • При оплате счетов

Наверняка вы платите за квартиру без детей. Но попробуйте взять их с собой, расскажите, что за свет, тепло и воду вы отдаете деньги. Поговорите о том, что мама с папой работают, чтобы ваша семья могла комфортно жить в теплой квартире со всеми удобствами.

Объясните отпрыску, как он может помочь вам сэкономить на счетах. К примеру, не оставлять свет включенным в комнате, когда там никого нет. Ведь сэкономленные деньги можно будет потратить на семейные развлечения.

Ребенок должен знать о деньгах все с самого раннего возраста. Обладая полной информацией, он сможет применять эти знания во взрослой жизни.

Как защитить детей от педофилов

Чтобы предотвратить подобные происшествия с детьми и снизить риски их попадания в руки педофилов, необходимо разговаривать со своими детьми и объяснять им, как вести себя в ситуациях с незнакомцами. О главных аспектах, на которые стоит обратить внимание, рассказала Москве 24 специалист по детской безопасности, психолог Ольга Бочкова.

1. Необходимо говорить с ребенком об интимной безопасности. Зачастую родители этого не делают и считают, что ребенок не готов к такой информации лет до 12.

На самом деле с 3–4 лет уже можно обсуждать с ребенком правило «твое тело – твое дело» – о том, что тело его неприкосновенно, особенно интимные части, которые прикрываются купальником.

Очень часто преступники преподносят это в форме игры с телом. Нужно объяснить ребенку, что в подобных ситуациях необходимо сразу же отказываться и убегать максимально далеко независимо от того, знает он человека или нет.

2. Для обучения реакции на незнакомца бесполезно ребенку давать комментарии из серии «не ходи, не говори, не делай». Эти советы бестолковые, потому что в чем-то ограничивают ребенка, но не дают ему конкретных инструкций по шагам, как себя вести. Ребенок должен четко понимать, что делать в этой ситуации.

Очень часто, даже отказываясь разговаривать с незнакомым человеком, ребенок от него никуда не уходит. И у манипулятора есть все шансы для того, чтобы ребенка разболтать и предложить быть знакомыми. Ребенок сразу становится в зоне риска.

Формулировки для детей должны звучать и отрабатываться на практике в формате инструкций: если к тебе подошел незнакомый человек, соблюдай дистанцию, откажись от его предложения, уходи сразу в безопасное людное место, созвонись с родителями и расскажи им, что такое произошло.

3. Ребенок должен понимать, где опасные места. Чужая машина, любое замкнутое пространство с посторонним человеком – это всегда опасное место. Их нужно уметь распознавать, избегать. И учиться, что делать, если вдруг приближаешься к такому месту или кто-то туда зовет.

4. В ситуации близкого контакта, если ребенок остался с посторонним наедине в малолюдном месте и понял, что происходит что-то не то, он должен уметь за себя постоять. Не стесняться кричать, не думая о том, что окружающие (или этот человек) о нем подумают плохо или будут его стыдить.

Нельзя приучать ребенка беспрекословно слушаться взрослых людей только по показателю возраста.

Кроме того, подозрения чаще падают на мужчин, но женщина также может принимать участие в преступлении, выступая в роли посредницы. Бывают случаи, что посредниками становятся и незнакомые бабушки.

5. Важно учить детей рассказывать о новых знакомствах на детских площадках, улице, в саду и школе. И дать им понять, что вне зависимости от того, сколько он играл с чужим человеком на площадке, как часто его видел, это не делает его знакомым. Важно соблюдать дистанцию и предупреждать родителей о таких контактах.

Самая распространенная схема действия педофила – войти в контакт с ребенком, представиться знакомым, сказать, что за ним прислала мама, или предложить что-то очень интересное. Такой человек может немного поиграть с детьми, заручиться их доверием и уже затем с позиции якобы знакомого человека их куда-то к себе позвать.

Читайте также:  Особенности нарушений сна у детей в грудном возрасте

Большой критерий в подобных ситуациях – перемещение с одного места на другое. Ребенка могут спросить, как пройти к остановке, и можно показать. Но если его просят проводить, то нужно отказаться, соблюсти дистанцию и уйти.

Также родителям и близким важно обращать внимание на изменения в поведении своих детей. Бывают ситуации, когда с ребенком случилось что-то страшное, но он боится рассказать об этом родителям. Нужно обращать внимание на насильственные следы на его теле. Это могут быть царапины, синяки, следы крови. Чем меньше ребенок, тем больше физиологических проявлений: энурез, ночные кошмары, крики, отсутствие аппетита, недосыпание, головные боли, тики – любые неврологические симптомы. По словам психолога, в такой ситуации дети зачастую регрессируют, переходя на предыдущий уровень развития.

Дети постарше могут вообще никак не проявлять свою травму. Поэтому важно разговаривать с ребенком и объяснять, что, в случае если произойдет нестандартная ситуация, его не будут ругать, стыдить, винить или наказывать. Главное, чтобы он поделился тем, что с ним произошло, а родители всегда помогут.

Лоскутникова Наталья

Что нужно делать если ребенок ворует?

Например, вы уверены, что ребенок взял у вас из кошелька деньги. В таком случае лучше сказать прямо: «Верни, пожалуйста, деньги, которые ты взял без спроса». Если ребенок начал отпираться и отнекиваться, то лучше продолжать разговор мягко и без угроз. Нужно во что бы то ни стало донести ребенку, что вы огорчены и расстроены его поведением.

Как вы поняли, причинами детской лжи и воровства являются в основном непонимание и семейные проблемы, но прежде чем повышать голос и физически ребенка наказывать, лучше основательно задуматься о том, с чем может быть связано такое его поведение. Наиболее оптимальный вариант решения проблемы — это взаимное доверие и подробное обсуждение того, что произошло.

Advertisement Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Рекомендации родителям: «Когда ребенок обманывает»

  • Рекомендации родителям: «Когда ребенок обманывает»
  • Причины детской лжи могут быть следующими:
  • · Ребенок хочет избежать наказания.
  • · Хочет привлечь к себе внимание.
  • · У него есть проблемы, требующие решения.
  • · Избегает стрессовых ситуаций.
  • · Берет пример с окружающих его взрослых или детей.
  • · Страх разочаровать взрослых.
  • · Когда ребенку предъявляют непосильные для него требования.
  • · Неблагополучие в эмоциональной жизни,
  • · отсутствие доверия к окружающему миру,
  • · негативное самоощущение,
  • · разлад отношений с родителями, учителями, сверстниками.
  • Когда ребенок обманывает
  1. Помните, если ребенок лжет – значит, у него есть проблемы, и он не знает, как с ними справиться. Что же делать, если вы уже столкнулись с обманом:

  2. Попытайтесь понять причину лжи и откровенно поговорить с ребенком.

  3. В разговоре сделайте акцент на том, что вы очень расстроены тем, что вас обманули (может быть даже больше, чем неблаговидным поступком),

  4. Если решили наказывать, то наказывайте в первую очередь за обман, объяснив ребенку причину наказания.

  5. Очень важно избежать в разговоре оскорблений, криков, унижений в адрес ребенка. С их помощью вы можете сформировать у ребенка страх вашей реакции на его неудачи и неблаговидные поступки, и в будущем ребенок может снова попытаться солгать.

  6. Организуйте пространство. Удалите «барьеры», мешающие коммуникации.

  7. Обратите внимание на собственную мимику, пантомимику (принимайте «открытую позу»).

  8. Говорите на «временном» языке. («Не ты плохой, а твой поступок неправильный. Но это можно исправить».)

  9. При разговоре используйте «Я -ТЫ выражения» («Когда я увидела в дневнике исправленные тобой оценки, то расстроилась. Я хотела, чтобы ты доверял нам. Из-за этого я почувствовала себя обиженной. Я хотела бы, чтобы ты лучше учился, если бы ты сказал о своих трудностях, мы бы постарались тебе помочь. Мы бы придумали что-нибудь вместе.»)

  10. В разговоре признавайте, что вы понимаете, как ребенку трудно сказать правду, но что вы оба понимаете, что произошло.

  11. Разберитесь, что заставляет ребенка лгать. Помните, что причинами этого может быть:

  • Привычка, которую «несут» из прошлой жизни.
  • Желание не огорчить приемных родителей.
  • Желание казаться лучше, значимее в глазах окружающих.
  • Фантазируют (уходят от травмирующих ситуаций в сферу иллюзий, возможно, «переживают» психотравму)
  • Попытка избежать наказания.

разберите поступок, который скрыл ребенок. Найдите пути выхода из ситуации (например, проговорите с ребенком, какие шаги нужно предпринять, чтобы исправить двойку) и что можно сделать, чтобы ситуация в будущем не повторилась.

понять, что неудачи и ошибки бывают у каждого, в том числе и у вас, что в этом нет ничего страшного. Важно, чтобы ребенок почувствовал, что вы готовы ему помогать, что любите и принимаете его таким, какой он есть и не отвернетесь от него.

14. Если ребенок солгал, чтобы получить то, что другим способом он получить не мог:

  • Откровенно поговорите с ним о том, чего хотел добиться ребенок, выдавая фантазии за реальность, и что из этого получилось,
  • Постарайтесь найти другие пути достижения желанной для ребенка цели (например, чтобы получить признание сверстников, можно научиться хорошо делать что-либо: играть в футбол, заплетать американские косички и т.д.)
  • Если по какой-либо причине достичь желаемого невозможно, объясните ребенку причины и поддержите его (например, тем, что его желание может осуществиться в будущем).