Что должен знать ребенок при поступлении в 1 класс в 2019 году?

В возрасте 5-6 лет лучше всего начать заниматься подготовкой малыша к школе. Это можно сделать как самостоятельно, так и при помощи специализированных школ или частного преподавателя.

Подготовка к школе: быть или не быть?

Многие родители задумываются, важна ли подготовка к школе, нужно ли готовить ребенка к этому важному событию. Одни готовы учить свое чадо день и ночь, а другие говорят: «мы шли в школу, ничего не умея, и наши дети там всему научатся».

Так нужно или нет?

Школа – новая важная ступенька в жизни ребенка. И если раньше дошколята ждали этого момента с радостью и нетерпением, то теперь все чаще дети собираются в школу с неохотой, а родители со страхом. Почему? Да потому что современная школа предъявляет к будущему первокласснику достаточно высокие требования. И если первоклассник им не соответствует, это может значительно осложнить ему жизнь.

Подготовка к школе: быть или не быть?

К сожалению, прошли те времена, когда дети приходили в первый класс в свои семь лет, не умея ни читать, ни писать. Теперь для успешного обучения уже до поступления в школу ребенок должен обладать определенными способностями и иметь за спиной немаленький багаж знаний и навыков. Те ребята, обучение которым дается не легко, которые никак не могут запомнить эти похожие друг на друга буквы и цифры, которые не понимают с одного раза, как сливается слог и почему буквы и звуки это не одно и тоже…. будут испытывать трудности с первого же дня обучения. Смогут ли они работать в том темпе, в котором работает класс? Ведь не смотря на то, что дети, поступающие в один класс, совершенно разные, требования к ним предъявляются одинаковые и критерии оценок едины для всех.

А если интеллектуальный потенциал у ребенка высокий, он все понимает с полуслова и схватывает налету? Скорее всего, он справится со свалившимся на него потоком информации, вот только если бы не это «негласное» тестирование и деление на классы.

И сколько бы мы не спорили о его правомерности и не рассуждали о том правильно это или нет, оно было, есть и будет. На этом самом тестировании учителя проверяют, умеет ли ваш ребенок читать, писать, считать, решать задачи и т.п. И по его результатам предлагают обучение по той или иной программе. И вот здесь даже самый смышленый дошкольник, который просто не успел еще получить определенные навыки, не сможет показать себя с лучшей стороны и неоправданно попадает не в тот класс, в котором бы хотели его видеть родители.

Психологическая и физическая готовность к школе, и что делать есть ребенок не готов

Принимая решение о поступлении ребенка в первый класс, необходимо учитывать его готовность к школе. Родители могут не только проследить этот момент, но и скорректировать его, если есть еще время.

Симптом неготовности Помощь ребенку
Сложное усвоение чтения печатных букв или письма Прежде чем обучаться чтению или письму, нужно начинать с основ: освоить моторику, улучшить внимание, натренировать память. Нельзя перескочить эти этапы, и если есть проблемы в чтении, то стоит усилить упражнения на освоение простейших навыков. Когда мозговые структуры дозреют до более сложных задач, то переходить к ним.
Не может сделать звукобуквенный анализ С помощью игровых упражнений нужно объяснить ребенку разницу в понятиях звука, слога, слова, как определить глухость и звонкость, твердость и мягкость звуков речи.
Ребенку сложно решить простые логические задачи, слабая зрительная и слуховая память, невнимательность, мелкая моторика недостаточно развита. Такие симптомы становятся заметными уже в возрасте 4-5 лет и лучше сразу начинать коррекцию. Можно подобрать целый цикл упражнений «от простого к сложному» на каждый из навыков. Главное не давить на ребенка и выбирать задания в формате игры.
Замена одного звука другим в речи. Например, вместо «река» говорит «йека», заменяя «р» на «й». Лучше сразу обратиться к логопеду, чтобы он поставил правильный звук, и это не отразилось на письме.
Несформирована лексико-грамматическая категория речи. Идет видоизменение окончаний и слов. Например, вместо «цыпленок» говорит «курчонок», не «дождливая погода», а «дождиковая». Хорошо помогут различные составления рассказов по картинкам, упражнения на придумывание концовок рассказа. Также ряд упражнений на развитие связной речи поможет ребенку лучше освоить этот навык.

Лучше за год до поступления в школу обратиться к специалисту, чтобы он определил, есть ли пробелы в навыках и что именно, а главное как нужно подтянуть. Тогда можно будет без спешки подготовить ребенка и облегчить ему адаптацию.

Когда лучше начинать?

Кто бы что ни говорил, начинать обучение лучше в 7 лет. Многочисленные рассуждения о раннем детском развитии не всегда совместимы с реальной жизнью. Даже умному и творческому ребенку проблемы со здоровьем могут закрыть возможность обучения с 6 лет. Не понимая этого, родители рискуют нанести вред своему отпрыску.

После пяти лет у детей начинают складываться важные для будущего обучения потребности. Это стремление заниматься серьезной деятельностью, общаться с ровесниками и стремиться к успеху. А также быть хорошим в глазах учителя и родителей, то есть самоутверждаться в отношениях с другими.

Если ребенок ослаблен, ему будет трудно работать в классе. Он начнет быстро утомляться и даже правильную осанку за партой хранить не сможет. Для овладения навыком письма ребенок должен иметь развитую мелкую моторику. Но и крупные мышцы обязаны быть «на высоте» — малыш должен уметь бегать, прыгать, кидать мяч и играть со сверстниками.

Почему лучше позже, чем раньше

В большинстве случаев специалисты советуют не отдавать малыша в первый класс раньше 7 лет. На это есть ряд причин. Сегодня в первый класс идут дети от 6,5 до 8 лет. В этом возрасте разница в полтора года огромна. Детки постарше выглядят порой более серьезными и собранными, они выносливее и лучше учатся. Здесь дело не только в учениках, но и в системе образования.Наша школьная система осталась такой же, как почти полвека назад, а дети за это время очень сильно изменились. Они стали менее самостоятельны и взрослеют позднее по независящим от них причинам. Детей, родившихся в шестидесятые-семидесятые годы, родители приводили в школу один раз, 1 сентября, а потом первоклашка с ключом на шее ходил сам, дома делал уроки, грел себе еду и еще младших из садика сам забирал. Тогда это считалось нормальным, сегодня подобная ситуация практически недопустима.Дети без присмотра во дворе не гуляют, на праздниках сами себе игры не организовывают – на это есть аниматоры, дома одни почти не остаются и уроки без родителей в большинстве своем не делают. А школа до сих пор ориентируется на того серьезного первоклашку, который сегодня уже внуков в школу собирает. Именно поэтому многие специалисты советуют не торопиться с учебой и дать малышу время повзрослеть.

Если вы не можете понять, готов ли ребенок к школе, обратитесь к специалисту. Психолог предложит ребенку пройти соответствующие тесты и поможет вам принять решение.А вы сталкивались с подобными проблемами? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением и опытом!comments powered by HyperComments

Миф № Подготовка к школе никому еще не навредила и лишней точно не будет

Большой такой миф. Многие родители, принимая решение о необходимости подготовки, действуют по принципу: «Все идут, и мы идем». И это решение может выйти малышу боком.

Вот вам пример из жизни. У моих знакомых есть дочь Света. Девочка очень тихая, неторопливая, спокойная. Отдали на курсы при школе. Детей в группе много. Учат их там читать, писать. А Светланка за ребятами ну никак не успевает. Учительница устала ей замечания делать. А Света просто устала на эти курсы ходить. Но тихо продолжала это делать, потому что так мама сказала.

Миф № Подготовка к школе никому еще не навредила и лишней точно не будет

Сейчас Светка во втором классе. Учится плохо. В школу ходит с неохотой, потому что надо. У нее о себе сложилось устойчивое мнение. Выражается оно в короткой фразе: «Я не смогу». И все тут. Возможно, ей поможет психолог, с которым она занимается. Я на это очень надеюсь.

На мой взгляд, Свету нужно было не на школьные курсы отдавать, а к репетитору водить. Там бы она смогла заниматься в своем собственном темпе, и никто бы ее за это не ругал и не уничтожал бы ее самооценку. И с родителями общения побольше. Кто, если не они, сможет помочь ребенку поверить в себя.

Или еще один вариант, мальчик ходит в детский сад. Воспитатели утверждают, что все у него идет хорошо и отлично получается. Но родители, чтобы перестраховаться записывают его еще и на курсы при школе. Ну а что? Лишним то не будет!

Ошибаются. Будет! Пацан целый год сидит за партой, пыхтит над заданиями. Ждет первого сентября. И вот осень пришла! И он в первый класс пришел. А там те же парты, те же уроки, тот же учитель и те же задания, только теперь не два раза в неделю, а каждый день. Результат? Разочарование и снижение интереса. Как-то не хочется в школу больше.

Миф № Подготовка к школе никому еще не навредила и лишней точно не будет

Принимая решение отдать будущего первоклашку на подготовительные школьные курсы, не смотрите на всех. Смотрите на своего ребенка. Он же один такой. Он особенный у вас. И то, что подойдет большинству, ему может быть противопоказано.

Как определить, готов ли ребенок к школе?

Список требований к идущему в школу ребенку достаточно велик. Ошибочно полагать, что такой большой объем знаний малыш приобретает за один год подготовительных курсов. Не стоит ограничиваться развивающими занятиями в детском саду, желательно еще заниматься подготовкой самостоятельно.

Читайте также:  Для чего ребенку нужен домашний питомец и кого лучше купить

Лучше начинать готовить ребенка к школе с 4-5 лет, чтобы к 6-летнему возрасту он обладал полной готовностью к освоению школьной программы.ИНТЕРЕСНО: собираем ребенка в школу: список необходимых вещей для первоклассника

Попробовать определить, готов ли ребенок к школе, можно и в домашних условиях по специальным методикам. Однако разумнее оставить эту обязанность за психологом детского сада или школы. Он проводит диагностику подготовки детей к школе. Будет оцениваться развитость мышления, полнота знаний, эмоциональная зрелость и социальная готовность ребенка к школе, по итогам которой родителям дадут советы и рекомендации, какие стороны стоит подтянуть, на что обратить внимание. Где-то может понадобиться коррекция.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: техника скорочтения – упражнения для детей с 7 лет

Самостоятельно определить степень готовности можно, проведя подобие собеседования по вопросам этой памятки. Если на большинство из них малыш может ответить и выполнить задания, то он готов к школе. Если нет, то нужно с ним еще поработать и восполнить пробелы в знаниях.

Конечно, если собеседование будет провалено по причине незнания или стрессовой ситуации, в приеме в школу или лицей отказать не могут. Однако, имея полезные умения и навыки, обладая большим багажом знаний, самому ребенку будет легче успевать за школьной программой. Он покажет себя с лучшей стороны и сможет держать успеваемость на высоком уровне.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Кто поможет сделать выбор

Часто родителям трудно самостоятельно определить, готово ли их шестилетнее чадо к школе. В этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам:

  1. Воспитатель детского сада. Педагог, работающий в группе, всегда сможет сразу выделить наиболее «взрослых», развитых детей, которым вполне можно пойти в школу в шесть лет. Это становится понятно уже в среднем звене. Таких ребят можно порекомендовать перевести в группу постарше за год до их выпуска (из средней сразу в подготовительную).
  2. Психолог. Специалист поможет оценить эмоциональную зрелость ребёнка, его темперамент, укажет на возможные психические проблемы, даст ценные указания.
  3. Педагог на курсах подготовки к школе. Даже если родители сомневаются, отдавать ли в будущем году своё чадо в первый класс, можно в любом случае пойти на «подготовку». Занятия покажут, как малыш справляется с обучением. Учитель, работающий там, также поможет семье сделать выбор.

Не нужно только слушать свои амбиции. Ведь учёба должна приносить ребёнку не только пользу, но и радость. Также нельзя опираться на мнение окружающих и советы подруги, у которой шестилетний сын или дочь пошёл в первый класс («а чем мой хуже?»). Каждый ребёнок индивидуален, и задача родителей — понять, что необходимо именно ему.

Кто поможет сделать выбор

Помочь определиться помогут специалисты — например, воспитатель группы, которую посещает ребёнок

Каждый ребёнок уникален, и никто не знает его лучше, чем родители. Если малыш хочет в школу, демонстрирует высокие параметры развития, то можно отдать его в первый класс и в 6 лет. Однако иногда взрослым лучше умерить свои амбиции и дать сыну или дочери подольше насладиться беззаботным детством — это бывает необходимо для гармоничного становления личности.