Анализ детских рисунков. Что в них видят психологи?

Начинать творческое развитие малыша следует с 6 месяцев. В это время кроха еще не способен самостоятельно что-либо придумать, но с удовольствием повторяет движения за мамой, радуется первому успеху.

Подробный обзор

О пользе рисования

Но какой бы тип восприятия ни был у малыша, рисовать с ним нужно. А надо это не только для мелкой моторики или чтобы легче было изучать цвета, а чисто из психологических причин. Дело в том, что цвета и сам процесс рисования не просто развивают эстетику у ребенка, они еще и благотворно влияют на его нервную систему. В психологии существует множество тестов, которые по детскому рисунку и даже по цветовым предпочтениям ребенка могут определить его:

  • жизненную активность;
  • внутренние переживания;
  • стрессовое состояние;
  • общий уровень развития;
  • умственные способности;
  • внутреннюю агрессию;
  • нестандартность мышления;
  • робость в общении и неуверенность в себе;
  • эмоциональную сферу;
  • интеллектуальный уровень развития.
О пользе рисования

Рисовать с малышом обязательно нужно хотя бы понемногу (если ему не очень нравится это занятие), чтобы наблюдать его внутреннее состояние и следить за всеми изменениями в психике и мышлении.

Вообще рисование, как и другие виды творчества, положительно влияют на развитие ребенка. Арт-терапия показана детям всех возрастов. Давно уже замечено, что любящие рисовать малыши быстрее развиваются, дошкольники становятся любознательней, а школьники, посещающие художественные школы, учатся лучше.

причин отдать ребёнка в художественную школу

Во-первых, художественное рисование немало развивает воображение ребёнка. Ведь для того, чтобы что-то изобразить на бумаге, нужно придумать в голове некий образ какого-либо предмета или животного. Например, можно вместе с мамой или папой нарисовать милого котика (-kotyka), и придумать ему что-то оригинальное. Вместе с воображением проявляется и фантазия. А это очень важный аспект в развитии ребёнка. Именно фантазия обогащает детский внутренний мир.

Во-вторых, занятия рисованием способствуют развитию креативности, что конечно же пригодится маленькому человечку в будущем.

Кроме этого увлечение рисованием может существенно повлиять на интеллектуальное развитие ребёнка посредством того же воображения. Чем больше и сложнее образы в голове ребёнка, тем активнее вырабатываются мыслительные процессы мозга.

С помощью рисования можно развить и моторные функции ребёнка. На это направлены нетрадиционные техники рисования, в особенности для детей дошкольного возраста, например, пальчиковое рисование и рисование песком. Надо сказать, что такие необычные способы развития ребёнка широко используются профессионалами по работе с детьми.

Ну и ещё один немаловажный аспект в жизни ребёнка — его эмоциональная составляющая. С помощью рисования дети способны по-настоящему релаксировать и получать огромное удовольствие. Многие дети рисуют, чтобы снять напряжение после трудного дня в школе или в подготовке к экзаменам. Занятия рисованием способны ликвидировать негативные чувства и мысли ребёнка.

Итак, как рисование влияет на психику ребёнка:

1. Развивает воображение и фантазию;

2. Способствует развитию креативности;

3. Положительно сказывается на интеллектуальном развитии;

4. Развивает моторные функции у дошкольника;

5. Удовлетворяет эмоциональные потребности.

Очень важно способствовать психическому развитию детей. Каждому родителю стоит подумать о том, чтобы отправить своих детей в художественную школу. Рисование — не только процесс творчества и интересное хобби, но и способ развить психические способности ребёнка.

Похожие страницы:

  • Выбираем полезные игрушки для развития ребёнка
  • Как привить ребенку любовь к рисованию

Свежие страницы из раздела:

  • Заработок биткоина без вложений на майнинге
  • Значимость асфальта в современном мире
  • Как помочь близким избавиться от зависимости?

Предыдущие страницы из раздела:

  • Небольшое путешествие в Казахстан
  • Открываем небольшой бизнес в Одессе
  • Как худеть без стрессов?

>

Какая польза рисования для детей?

  1. Плюс №1. Удовольствие.
  2. Плюс №2. Рисование снимает стресс.
  3. Плюс №3. Происходит самоидентификация ребенка.
  4. Плюс №4. Эксперименты.
  5. Плюс №5. Приобщения к культуре.
  6. Плюс №6. Ребенок будет знать, чем заняться в свободное время.
  7. Плюс №7. Ребенок начнет быстрее запоминать информацию.
  8. Плюс №8. Умение выражать свои чувства.

Плюс №1. Удовольствие.

Какая польза рисования для детей?

Возможно, дети еще в очень маленьком возрасте не понимают, почему они так любят рисование. Но взрослые люди, если рисуют, то получают действительно удовольствие, положительные эмоции. Именно это чувство и делает всех художников как бы отстраненными, ведь наличие карандашей, красок и бумаги заставляет их абстрагироваться от этого мира.

Плюс №2. Рисование снимает стресс.

Вы спросите, а откуда у ребенка стресс? Бывают в его жизни также неприятные ситуации, а дети часто очень болезненно реагируют на ссору родителей, или же обиду от сверстников. Рисование помогает преодолеть негативные эмоции и снять напряжение, так как ребенок увлечен процессом, и все свои физические и умственные усилия направляет на рисование. Особенно рисование хорошо помогает психологам и родителям, которые хотят понять беспокойство детей, а также причину тревожности детей и их неспокойных снов. Потому что и цвет красок имеют огромное значение, ведь если ребенок рисует темными красками, то это свидетельствует о наличии психических проблем, если яркими, то ему жизнь кажется радужным событием.

Плюс №3. Происходит самоидентификация ребенка.

Именно с помощью рисования, ребенок начинает воспринимать себя в роли «художника», который отвечает за свои действия, за подбор цветов и конечный результат. Это очень хороший вариант, который облегчит вашему ребенку выбор профессии в будущем.

Плюс №4. Эксперименты.

Какая польза рисования для детей?

Ребенок учиться комбинировать цвета, рисовать различные фигуры и линии и т.д. Он воспринимает все это как игру, но с точки зрения педагогики, это уже собственный эксперимент, который имеет конечный результат и может быть продемонстрированный взрослым.

Плюс №5. Приобщения к культуре.

дети рисование

Если ребенок рисует, он в образах формирует свое, несвойственное другим мнение, и таким образом учиться оценивать искусство. Именно так дети приобщаются к культуре, а если их поддерживают родители, то такое познание искусства будет происходить под четким руководством специальных учителей, художников, и результат будет в разы быстрее, нежели ребенок пойдет путем самопознания.

Плюс №6. Ребенок будет знать, чем заняться в свободное время.

Именно дети, которые посещают различные кружки, умеют очень четко структурировать свое время и знают, чем заняться в свободное время. Такие дети не будут шастаться по дому «от нечего делать», а всегда сумеют найти себе полезное занятие. Рисование учит всегда обращать внимание на время и то, что можно успеть сделать за это время. А это — гарантия дисциплинированности и ответственности в будущем.

Какая польза рисования для детей?

Плюс №7. Ребенок начнет быстрее запоминать информацию.

Здесь все просто. Потому что, если ребенок рисует, он начинает визуально воспринимать любую информацию и замечать мелочи. В будущем этот навык ему понадобиться, когда он пойдет в школу, будет изучать разную информацию и воспроизводить ее и во время уроков, и во время контрольных.

Плюс №8. Умение выражать свои чувства.

По факту, общение и рисование очень похожи между собой, потому что и там, и там, дети учатся выражать свои чувства. Если ребенок вникнет в сферу искусства, то он будет стараться внести свои художественные чувства и в обыкновенную жизнь, будет искать более филигранные формы сказать родителям, что он их любит, что ему это нравиться или нет и т.д.

  • 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(голосов: 2)

Читайте также:  Вопросы для детей, подростков, чтобы родителям лучше их понять

Искусство в развитии ребенка — важно дать ему возможности!

Искусство иногда кажется недоступным для нас самих. Однако, ребенку нужно помочь включить искусство в свое обучение и развитие. И это даже, если ты сама далеко не художник. Потому что, в конечном счете сейчас самое главное для ребенка — это процесс развития.

Занятие творчеством в раннем детстве действительно больше касается возможностей играть и создавать. В меньшей степени это является структурированным обучением. Таким образом, для родителей важно поддерживать такие возможности, а не пытаться направить их. Ребенок сможет учиться и узнавать большему, если дозволить ему исследовать все самостоятельно. Может показаться, что он не получает большого удовольствия от игры с щетинками своей зубной щетки. Но именно этот процесс исследования придает ценность развитию ребенка.

Важно понимать ту  роль, которую при этом играет искусство в развитии ребенка. Один из способов помочь без указаний — это предоставить ребенку побольше разных вариантов для созидания. Если ты рисуешь, например, дай ему ручку, карандаши, маркеры или краски. Теперь у ребенка появилась возможность исследовать все эти различные инструменты.

Также полезно помнить, что творчество ребенка не ограничивается только изобразительным искусством (рисование, живопись и скульптура). Например, тебе нравится писать, готовить или слушать музыку. Тогда используй эти занятия, чтобы помочь ребенку обучаться и выражать себя!

Подготовка к школе

Это 20-30 лет назад вы могли прийти в школу и уже там учиться читать, писать и считать. Сейчас к 7 годам ребенок должен знать буквы, уметь держать ручку в руке, знать азы математики. Зачем это нужно? Неподготовленный к первому классу ребенок не будет успевать за учителем, будет более слабым, чем большинство детей, неуверенным в своих силах.

Избежать попадания малыша на последнюю парту помогут грамотные подготовительные курсы к школе. Опытные преподаватели дадут детям все необходимое для первого класса, помогут развить надпредметные навыки и умения, такие, как память, логическое и творческое мышление, речь

Детский центр «Чудо-Чадо»

Преподавание в детском центре «Чудо-Чадо» в Южном Бутово ведется с использованием методик академика Николая Зайцева. Мы даем нашим ученикам не только знания, которые пригодятся в первом классе, но и учим получать удовольствия от учебы. Это особенно важно в наше время «легких» развлечений, когда ребенок игру на планшете предпочитает чтению книги.

После подготовки к школе в центре «Чудо-Чадо» малыш будет адекватно оценивать свои знания, с удовольствием идти в школу, быстро выполнять домашние задания, а значит, иметь достаточно времени на игры и общение с друзьями. Ваш ребенок не будет нуждаться в репетиторе, а сам будет справляться с освоением школьной программы.

Анализируем рисунок семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

Читайте также:  Кризис одного года у детей – признаки и что делать родителям

Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Как мотивировать ребенка к рисованию и Что делать, если ребенок не хочет рисовать

В каждом из нас от природы есть творец. У кого-то в большей,  у кого-то в меньшей степени, но у всех абсолютно. И когда ребенок не хочет рисовать или отказывается под предлогом того, что не умеет, это вовсе не означает, что природа обделила его творческими способностями. Как это ни больно признавать, но нелюбовь к рисованию, как правило, является результатом воспитания. Ребенок отказывается от творческих занятий, если за ними закрепилось какое-то негативное переживание. Например, испачкался – мама поругала, или получившийся рисунок раскритиковали. Даже если ребенку слишком навязчиво «подсказывают», что и как нужно рисовать, он может воспринять это как признание его несостоятельности в творчестве и потерять всякое желание.

Сама я наделала немало ошибок на нашем творческом пути с Таисией и о нашем опыте (с хорошим концом) я расскажу чуть ниже. Ну а здесь несколько советов, которые действительно помогают преодолеть страх перед рисованием и мотивировать ребенка на создание новых шедевров.

Как мотивировать ребенка к рисованию и Что делать, если ребенок не хочет рисовать
  • Если ребенок совсем не хочет рисовать, отойдите на некоторое время от образных рисунков и поиграйте с материалами: порисуйте абстракции, побалуйтесь с красками, кисточками, карандашами и мелками от души, пробуйте нетрадиционные способы рисования. Словом, делайте что-то такое, где нет эталонов «похоже – не похоже».
  • Старайтесь как можно меньше ограничивать творчество ребенка различными запретами и указывать ему, что и как рисовать. Особенно это касается первой стадии развития рисунка.
  • Правильно реагируйте на рисунок. Любая критика рисунка и его оценка в категориях «похоже – не похоже» может отбить желание рисовать. С похвалой тоже будьте аккуратны, не переборщите. Ведь дети, даже младшего возраста, способны на вполне объективную оценку своих художеств и иногда они переживают из-за того, что еще не могут передать в изображении то, что хочется. Самая правильная реакция – проявить пристальное внимание к рисунку, расспросить, какие детали что изображают, какие цвета были использованы и т.д.
  • Устройте дома выставку работ и регулярно ее обновляйте. Так ребенок будет постоянно видеть свои творческие удачи и понимать, что вы их цените.
  • Чтобы ребенок видел «полезность» творчества, давайте задания, направленные на окружающих (например, нарисовать подарок бабушке), или задания, от которых будет какая-то практическая польза дома (покрасить что-то в квартире, расписать табуретку, кружку и т.д.).
  • Создайте дома «творческий уголок», где в открытом доступе будут лежать основные материалы для рисования, это даст ребенку возможность спонтанного творчества. Однако не выкладывайте там сразу все имеющиеся у вас материалы, пускай лучше они будут регулярно обновляться.
  • Не выкидывайте при ребенке его рисунки. Конечно, все без исключения работы хранить невозможно. Поэтому нелюбимые рисунки можно выбросить, только не на глазах у автора и спустя некоторое время.
Как мотивировать ребенка к рисованию и Что делать, если ребенок не хочет рисовать

Продолжайте рисовать, даже если ребенок отказывается это делать, — рисуйте при нем, не заставляя и не критикуя, ищите материалы и задания, которые смогут его заинтересовать.

Меры предосторожности

Маленькие дети быстро устают, для первого раза достаточно заниматься не более 5 минут. Дальше внимание ребенка не будет концентрироваться на творчестве. Первые несколько занятий — это адаптационный период. Не стоит ставить труднодостижимые цели, пока нужно проводить уроки в форме игры. Во время рисования дети с помощью родителей смогут изучить геометрические фигуры, названия цветов, различных животных и виды транспорта, даже части тела.

Важно правильно подготовить рабочее место и следить за малышом. Сначала необходимо разобраться с красками. Если это акварель, то ее разводят водой до пастообразного состояния. Густую гуашь также стоит сделать более жидкой. Пальчиковые краски уже готовы к использованию. Можно подмешать в них блестки, чтобы рисовать было интереснее.

Лучше налить материал в плоское блюдце или тарелку. Малышам сложно доставать краску из маленькой баночки пальцами, гораздо проще зачерпнуть ее из большой посуды. Рядом рекомендуется поставить миску с теплой чистой водой. В ней ребенок будет мыть руки, чтобы дальше использовать другой цвет. А также нужно положить рядом полотенце, которое можно испачкать краской.

Оставлять малыша одного во время занятий не желательно. Маленький ребенок может быть настолько изобретательным, что разрисует не только бумагу. Роль родителей во время творчества заключается в направлении энергии детей. Мать или отец должны общаться с малышом, подсказывать или помогать ему. Но при этом нужно разрешать делать ошибки. Пусть ребенок рисует криво или некрасиво — так он все равно выражает свое «Я».

Если малышу еще не исполнился год, то вместо стола лучше предоставить ему пол. С него желательно убрать ковер, постелить клеенку. Рекомендуется также убрать все предметы, которые ребенок может испортить. Шкафы и кровати тоже можно застелить клеенкой, иначе они могут быть разрисованы. Если родители боятся, что малыш замерзнет, под него можно подстелить теплый плед.

Польза рисования для детей

Замечали ли вы, с каким интересом ваш малыш берет в руки любой пишущий предмет и начинает водить им по бумаге, и не только. В ход идут книжки, стены, пол. Нередко после рисования можно встретить разрисованный стол.

След от карандаша, ручки или фломастера, оставленный малышом, вызывает у него неописуемый восторг. Родителей же перспектива разрисованных стен и вещей нередко пугает. Но не спешите забирать у юного художника источники творения.

Просто правильно организуйте его деятельность.

Не забывайте, насколько велика польза рисования для детей. Чем раньше малыш приобщается к рисованию, тем быстрее он познает окружающий мир. Малыш учится брать и держать карандаш, целенаправленно действовать им.

Благодаря этому  очень хорошо развивается мелкая моторика рук. Психологи утверждают, что чем лучше развита мелкая моторика рук, тем ребенок умнее и сообразительнее, тем лучше и быстрее у него будет развиваться речь.

Кроме того, рисование стимулирует развитие всех психических процессов: внимания, памяти, воображения. Через рисование малыш само выражается, он выражает в рисунке свои эмоции и чувства, это способствует развитию личности.

В процессе рисования развивается мышление и речь. Ребенок объясняет,что он нарисовал, как, почему.

Развиваются твореские способности ребенка, ведь создавая рисунок, малыш каждый раз создает свой собственный мир иэто чрезвычайно важно для него.

Рисование способствует даже развитию математических способностей, ведь рисуя, малыш учится анализировать, сравнивать, ориентироваться на плоскости (вверх- вниз, влево –вправо), оценивать расстояние (ближе –дальше), величину (больше-меньше, высокий – низкий).

Как рисовать с малышом

Пока ребенок маленький ему очень сложно рисовать на маленьком альбомном листочке. Поэтому рисовать лучше на бумаге большего размера. Для этих целей можно купить самые дешевые обои и раскатать по полу рулон. Если вы не так давно делали ремонт, возможно, в закромах у вас остались остатки обоев, это только облегчит вам задачу.

Места для творчества масса! Воплощайте свои фантазии и задумки. Рисовать можно красками, фломастерами или карандашами – как вам больше нравится. Для совсем маленьких художников безопасны будут  восковые мелки и пальчиковые краски. Рисовать пальчиками понравится малышу.

По окончанию вашего рисования полученный шедевр можно разместить на стене в детской.

Сейчас в продаже есть обои, которые предназначены для раскрашивания. Они представляют собой контуры всевозможных животных, мультипликационных героев и прочих фигур.

Такие обои будут очень интересны ребенку, однако предлагать их маленькому малышу нельзя.

Иначе он не поймет различие специально отведенных для рисования обоев от обоев в других комнатах и это грозит вам получить картинки во всех комнатах.

Рисуем вместе с мамой

Деткам, которым нет еще годика, полезно будет заниматься рисованием вместе с мамой. Рисунок матери обязательно запечатлеется в сознании малыша.

А совместная деятельность с мамой создаст положительную эмоциональную атмосферу, и будет способствовать созданию доверительных отношений между матерью и ребенком.

Самое главное, что оба  получат от процесса рисования много положительных эмоций.

Сейчас существует множество способов рисования: рисование пальчиками, рисование пластилином, рисование манкой. Об этом подробнее читайте в статье «Использование нетрадиционных техник рисования».

Как поддержать у ребенка интерес к рисованию

Необходимо поддерживать у ребенка интерес к рисованию.

Обязательно выразите свое восхищение рисунком, покажите, что вам интересно, расспросите малыша,что он нарисовал, почему выбрал такие цвета и т.д.

  • Отметьте новые творческие находки и умения ребенка.
  • Не критикуйте рисунки детей, не смейтесь над ними.
  • Не заставляйте ребенка рисовать, он должен заниматься этим по собственному желанию, по вдохновению.
  • Рассматривая рисунки ребенка, укажите на положительную динамику, малыш почувствует,что от раза к разу у него получается все лучше.

Так быть или не быть в детсаду

Окончательное решение в вопросе о том, стоит ли ребенку ходить в детсад, принимают родители. Взвесив все «за» и «против», папа и мама обычно приходят к мнению, что вливаться в коллектив нужно начинать с раннего возраста. Важно не упустить момент, когда дитя готово к самостоятельности и способно с легкостью принять изменения. Старшим мальчикам и девочкам это сделать сложнее: у ребенка формируются стойкие привычки, особенности характера.

Если грамотно выбрать дошкольное учреждение, ребенку ходить в детский сад станет интересно, полезно и весело, а родителям будет радостно наблюдать за успехами сына или дочери.

К списку статей