Агрессивное поведение ребенка в детском саду

Сейчас родители все больше выбирают демократический стиль воспитания. И это не плохо. Но очень часто происходит перекос сил: ребенок проявляет себя в качестве манипулятора, а родители начинают плясать под его дудку. Почему так происходит? К чему это может привести? И как нужно правильно реагировать родителям на детскую манипуляцию?

Как распознать детскую манипуляцию

Манипуляция – это определенное поведение с целью воздействия на другого человека, чтобы добиться своей цели. Нужно понимать, что не всегда детское поведение является манипуляцией или, если она и происходит, то не всегда осознанно. Следует знать, что поведение ребенка до 1 – 1,5 лет крепко связано с его инстинктами. Если у малыша возникает какая-либо потребность, самым простым и естественным способом сказать об этом родителю – это плачь. Даже вплоть до школьного возраста дети мало отдают себе отчет в своем излишне эмоциональном поведении. Дело в том, что в этот период дети проходят несколько возрастных кризисов, следующих один за другим. Так они осваивают взаимодействие с окружающими людьми, испытывают наиболее эффективные формы влияния на них. Однако это совсем не значит, что они совсем ничего не понимают. Иногда дети целенаправленно ведут себя так, чтобы привлечь внимание родителей и получить желаемое.

На самом деле манипулятивное поведение можно отследить. Просто чаще всего родители поддаются эмоциям и чувствам. И, как правило, это мамы или бабушки. Как же понять, что вами манипулирует ребенок?

  1. Постарайтесь отстраниться от эмоций и понаблюдайте, что предпринимает ребенок каждый раз, когда что-то идет не по его. Если происходит бурная реакция и такое поведение каждый раз повторяется, здесь может быть речь о манипуляции.
  2. Вторая составляющая – это на кого направлено воздействие. Если это один и тот же человек, то явно прослеживается манипулятивное поведение. Как правило, остальные члены семьи могут выследить и пресечь манипуляцию. А тот, кто поддался один раз, попадает в ловушку и повторяет свою реакцию снова.

Решаем проблему правильно

Есть несколько способов, которые могут подействовать.

  • Провести гормональную экспертизу. На основе анализов, специалист индивидуально подберет корректирующие препараты. Они нормализуют баланс гормонов, возвращая адекватность.
  • Записаться на прием к психологу, в более сложных случаях к психотерапевту. Это особенно подходит, когда агрессивность наблюдалась раньше, но ей не придавали значение. Истоки психологических нарушений, берут начало с детства.
  • Пет-терапия, более известна, как зоотерапия. Единение с природой и животными, помогают измениться даже в тяжелых случаях. Контакт с домашними животными, лошадьми, дельфинами, попугаями и рыбками, нормализует эмоциональный фон, делает более уравновешенным. Терапия учит взаимному доверию, равенству в отношениях, как заботится, любить.
  • Докажите своим примером: как бы не хотелось выпустить пар, вы сдерживаетесь. Объясните, что негативные эмоции вредят тебе и окружающим. Особенно неприятно и совестно, обидеть сгоряча близких. Недовольство можно выразить деликатно, спокойно, словами.
  • Подумайте, кто образец подражания для вашего ребенка? Вероятно, он копирует его привычки, черты характера. Это может быть член семьи, друг или киногерой. Если вы в силах повлиять, то поговорите с человеком, чтобы он вел себя иначе в присутствии детей. Попытайтесь заинтересовать чадо другим персонажем, либо хвалите его положительные качества. Эта же схема действует с друзьями: Гриша вспыльчивый, дерзкий, но сделайте упор на другое, он помогает дома, выручает в трудные моменты, умеет развеселить.
  • Проследите за питанием. Удивительно, но еда способна повлиять на выработку определенных гормонов и нервную систему. Сократите кофеиносодержащие напитки. Замените кофе и пепси-колу на соки, молоко, какао, питьевые йогурты.
  • Помогите найти хобби, которое по-настоящему увлечет тинейджера. Спортивная секция, танцы, бег ― помогут выплеснуть энергию. Рисование, музыка, театральный кружок ― дают разрядку, улучшают настроение. Все это благотворно сказывается на здоровье и успешно применяется при психокоррекции.
Решаем проблему правильно

Признаки

Во-первых, ребёнок проявляет агрессию через поведение и поступки:

  • дерётся или просто замахивается;
  • пинается;
  • кусается;
  • бросается игрушками и другими предметами;
  • толкается;
  • плюётся;
  • царапается;
  • плачет, кричит, истерит;
  • щипается;
  • рвёт одежду;
  • отбирает игрушки.
Читайте также:  «Я постоянно боюсь за своего ребенка, помогите!»

При этом агрессивное поведение выставляется напоказ, чтобы все обратили на него внимание. Попутно он демонстративно отказывается соблюдать правила (не идёт есть, не ложится спать, не одевается) и не признаёт своих ошибок. Поэтому бесполезно в такие моменты объяснять, что он поступает плохо.

Во-вторых, агрессивный ребёнок использует словесные приёмы, чтобы излить злость:

  • всех задирает;
  • обзывается;
  • угрожает;
  • матерится;
  • оскорбляет;
  • спорит;
  • насмехается.

Некоторые агрессивные дети используют только один шаблон поведения, закреплённый на подсознательном уровне.

Пример из практики. На приём к психотерапевту привели 4-летнюю девочку, которая в моменты ярости всех вокруг начинала царапать. Она не кричала, не плакала, не дралась. Только изображала злобу на лице и впивалась когтями в кожу того, кто находился рядом. В ходе работы с ней оказалось, что 2 года назад она попыталась отобрать игрушку у кошки, и та в ответ сильно её поцарапала. Двухлетняя малышка запомнила этот метод защиты и стала активно применять.

Но чаще всего агрессия проявляется в комплексе. То есть идут одновременно и гримасы злобы, и поведение-насилие, и словесное выражение эмоций.

Если приступ переходит в истерику, это первый признак того, что поведение становится патологическим и требует психотерапевтического вмешательства.

Типы личности

Правильное понимание личности и черт характера манипулятора дает возможность эффективно взаимодействовать с ним.

Джордж Саймон выделяет следующие особенности невротиков и их противоположностей — личностей с расстройством характера:

1) Невротическая личность

Невротическая личность характеризуется наличием «конфликта» между инстинктивными побуждениями и угрызениями совести, чрезмерной тревожностью и обостренным чувством стыда и вины.

Черты выраженного невротика ярко контрастируют с чертами личности с выраженными расстройствами характера. Об этих различиях крайне важно помнить как людям, которые столкнулись с проблемами в отношениях, так и терапевтам, которые стремятся разобраться в нездоровой ситуации и исправить ее.

Читайте также:  Все о развитии ребенка в 11 месяцев: что должен уметь малыш

2) Личность с расстройствами характера

Черты личности с расстройствами характера резко отличаются от черт невротической личности.

Наиболее подходящим для работы с ними является когнитивно-поведенческий терапевтический подход.

Таким образом, черты невротиков и личностей с расстройством характера практически противоположны.

Джордж Саймон приводит также и другую типологию, в которой выделяются в качестве двух противоположных типажей — личность подчиненного типа и агрессивная личность.

1) Личность подчиненного типа

Такая личность избыточно уступчива и привычно отступает из зоны возможного конфликта; для нее характерна низкая уверенность в себе и «убегание» от трудностей; часто специалисты описывают такую личность, как пассивно-зависимую.

2) Агрессивная личность

Этот тип личности отличается склонностью ввязываться в любой потенциальный конфликт, самоуверенностью и эмоциональной независимостью.

Также существуют подтипы агрессивной личности — это открыто-агрессивные (неограниченно-агрессивные, направленно-агрессивные садистически-агрессивные, хищнически-агрессивные) и скрыто-агрессивные.

Таким образом, исходя из двух приведенных типологий, типичного манипулятора можно охарактеризовать как личность с расстройством характера и скрыто-агрессивную личность.

Причины детской агрессии

  • Эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в детском саду – ему там плохо. И с помощью агрессии ребенок пытается добиться стабилизации.
  • Некоторые негативные черты личности ребенка.
  • Особенности сложившихся черт поведения, т.е. ребенка научили таким образом себя вести.
  • Ребенок просто не умеет по-другому разрешать конфликты и спорные ситуации, кроме как агрессивным поведением.
  • Ребенок подражает агрессии родителей, сверстников, окружающих людей, тому, что увидел по телевизору, в компьютерных играх.
  • Недостаток двигательной активности, физические нагрузки.
  • Индивидуальные особенности психики (низкий уровень активного торможения, быстро заводится).
  • Постоянное стимулирование агрессивного поведения (СМИ, интернет, компьютер).
  • Стиль воспитания в семье: гиперопека – повышенное внимание на ребенка со стороны родителей + гипоопека – на ребенка совсем не обращают внимания.
  • Неразрешенные конфликты.
Читайте также:  Как научить ребенка аккуратности, но не перестараться

Особо предрасположены к агрессии:

  • Дети, у которых отстает тормозной процесс. При наказании за случайные проступки у таких детей вырабатывается агрессивно-защитный тип поведения. Ребенок постоянно готов к отпору и самозащите. Он легко и активно вступает в конфликт с родителями и воспитателем в детском саду, обижает слабых, иногда прибегает к сознательной порче вещей и разрушению.
  • Дети, которые выделяются среди других: инвалиды, большой или маленький рост, толстый. При этом они могут быть как очень застенчивыми и не привлекать к себе внимания, так и очень агрессивными, как бы компенсируя себе нападки других.
  • Дети, в семьях которых живет дух соперничества. Они могут быть робкими, избегать сравнения с удачливыми членами семьи. Но могут быть и агрессивными, когда включаются в соревнование, пытаясь доказать, что они лучше соперника.

Детский психолог Ольга Черненко с доктором Евгением Комаровским  в видео дают рекомендации как быть если ваш ребенок проявляет агрессию на других детей и как быть если вашего ребенка обидели, укусили, нужно ли заставлять детей просить прощения:

Как ребенок может выразить свое агрессивное поведение?

Причины детской агрессии
  • Конкретные агрессивные действия: упрямство, стремление возражать старшим и сверстникам, отказываться; вспышки гнева и ярости; желание унизить или оскорбить; самоуверенность, завышенная самооценка; ребенок ругается, ворчит, кусается, царапается, плюется; драчливость и вспыльчивость.
  • Словесная агрессия: ругается матом, обзывается, придумывает обидные прозвища сверстникам, неприятные слова. Когда маленький ребенок употребляет ругательные слова, он «пробует» их на вкус и наблюдает реакцию взрослого. Если взрослый хоть как-то отреагировал (положительно или отрицательно), ребенок надолго запомнит это слово и будет его употреблять.
  • Агрессивные мысли, намерения, которые развиваются в двух направлениях: агрессия на себя и агрессия на других.

Какого ребенка можно назвать агрессивным?

Проведя детальный анализ и ответив на следующие вопросы, родители (воспитатели) легко определят агрессивного ребенка из группы детей дошкольников.

  • На кого он нападает (на слабого и младшего ребенка)?
  • Как часто это повторяется?
  • Нападает он первым или нет?
  • В каких обстоятельствах он нападает? Провоцирует ли его кто-то?

Ошибка №3: сдаться и уступить

Действительно, иногда взрослым легче пойти на уступки расшалившемуся ребенку, чтобы тот успокоился и «отвязался». Чаще всего мамы и папы поддаются на провокации чада в людном месте: в гостях, в магазине, в поликлинике.

Ошибка №3: сдаться и уступить

Если вы оказались в подобной ситуации, не спешите сдавать позиции и выполнять требования, которые находятся за гранью ваших интересов. Проявите терпение и непоколебимость. В противном случае ребенок, почувствовавший вашу слабую оборону, будет и дальше заставлять вас действовать ему в угоду.