20 советов как правильно воспитывать ребенка: школа молодых родителей

Я думаю, что все родители мечтают о том, чтобы дети выполняли наши просьбы, о том, чтобы они прислушивались к нашему мнению и знали, что если мы о чем-то говорим, то это действительно полезная и нужная информация.

Как научить уважению

  • Детей нужно воспитывать на собственном примере. Поэтому если родители хотят, чтобы малыш с уважением относился к другим, то сами должны вести себя соответствующим образом. Ребёнок должен видеть, как мама и папа проявляют внимание и уважение к своим родителям (бабушке и дедушке), друзьям и даже посторонним людям, особенно тем, кто старше. 
  • Не менее важным моментом является уважение к детям. Ребёнок должен знать, что родителям не безразлично его мнение, что при покупке куртки или при выборе мебели в детскую комнату они учтут его пожелания, что с ними можно поделиться своими страхами и сомнениями. Взрослые никогда не должны ругать и наказывать ребёнка в присутствии посторонних, даже если он сделал что-то из ряда вон выходящее.

    И ни в коем случае нельзя превращать чадо в своего “подчинённого”.

  • Дети не могут всегда думать так же, как взрослые. Если ребёнок с чем-то не согласен, то это вовсе не означает, что он не уважает родителей. При возникновении противоречивых взглядов, не надо навязывать своё мнение, следует просто доходчиво объяснить, почему нужно делать так, а не иначе. 
  • Необходимо понимать, что уважение и страх — разные вещи. Запугивание — далеко не лучший способ воспитания. Испытывая страх, ребёнок будет выполнять всё, что говорят родители. Но ни о каком уважении не может быть речи. Наоборот, по мере взросления может появиться злоба и ненависть. 
  • Не следует забывать хвалить детей. Каждый раз, когда ребёнок уважительно относится к другому человеку, будь то близкий родственник или незнакомец, нужно похвалить его. Это будет вдохновлять ребёнка на дальнейшие хорошие поступки. 

И стоит запомнить одно простое правило: никогда не бывает рано, но может быть поздно. Даже дошкольник в состоянии подать бабушке стакан воды или тёплый платок, помочь маме сходить в магазин за покупками или сделать ещё что-то несложное. Лучше с маленького возраста правильно воспитывать ребёнка, поскольку перевоспитывать гораздо сложнее. 

Почему ребенок управляет родителями?

Вседозволенность.

Если ребенок управляет родителями, значит он понял, что ими можно управлять. А как он это понял? Он попробовал пару раз и понял, что в этой семье он — главный и король. Опять кажется что ребенок сам виноват, но нет. Слово «виноваты» конечно не приятно, но можно его заменить на слово «способствовали». Итак, родители способствовали тому чтобы ребенок ими управлял.

Например, родители никогда не говорили ребенку слово «нет» даже если понимали, что просто должны это сделать. Захочет игрушку, хотя нет денег — все равно купят. Захочет котенка — родители уступают. То есть родители сами способствовали развитию у ребенка своей такой значимости, что перечить ему нельзя ни при каких обстоятельствах.

Конечно, если у вас ребенок долгожданный и вы потратили много сил, чтобы его родить и иметь, то он вам очень дорог. Можно ответить, что все дети — это дар и святое. Все родители хотят своим детям только хорошее. В принципе все пожелания ребенка хорошие и поэтому родители не могут отказать.

Поэтому родители, могут быть внимательнее и понимать, что если они сказали «нет» своему ребенку это не значит сделать ему больно. А значит, что вы даете ему руководство, которого он должен слушаться.

Переходный возраст.

Да, да, именно. У детишек тоже есть переходный возраст. Примерно в 2-3 года. Что это значит и как это понять? Очень просто. Ваш малыш всегда — с самого даже зачатия был в центре вашего внимания — и он к этому привык, как ни странно. Он привык что вы ему все делаете и пока все идет как он хочет, то в доме мир и тишина. Вы идете ему на многие уступки, думая что он еще мал, чтобы ему что- то запрещать. Однако вы не можете постоянно слушаться его и вы начинаете ему говорить, что он должен вас слушаться. А он этого не может себе представить! У него это не укладывается в голове! В его голове была такая схема «родители для меня, для удовлетворения моих потребностей и желаний», а вы ему хотите внедрить другую программу «ты должен слушаться родителей». Для ребенка это что-то новое и непонятное и как всегда к чему-то новому испытывается страх, так и у него, начинается паника «А что сейчас со мной будет?». Да, дорогие родители, у ребенка настоящий переходный возраст! Как и всем людям, склонность к ошибкам у ребенка есть и она проявляется в виде протеста против вашей родительской власти и дома начинается борьба за главенство.

Это легко заметить и проверить, когда вы все делаете как хочет ребенок, то он счастлив и любит вас, ведь вы его слушаетесь. Однако попробуйте сказать поперек и вы тут же попадете в его немилость. Если это так у вас, то все в принципе идет по такому же сценарию, как и во многих семьях. Но не надо ждать пока переходный возраст сам пройдет. Ведь чем дальше тем будет сложнее и ребенку контролировать себя и вам контролировать его.

От до года

Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм

Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло.

Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.

Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.

Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.

Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.

Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание. Со временем младенец научится другим способам коммуникации.

Не отлучайте новорождённого от рук насильно

Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие.

Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.

Иногда первые два-три месяца жизни младенца называют четвёртым триместром беременности. Задача взрослых — помочь ему плавно и без стресса перейти из материнской утробы во внешний мир.

Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.

Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».

А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью. И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы. Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.

Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей.

Unsplash / Aswin

Чему дети могут научить родителей: Быть собой

Иногда мне кажется, что это особая черта моего ребенка – ее умение быть собой, радоваться, резвиться, отстаивать свою точку зрения. Казалось бы, ребенок 5 лет, еще совсем малышка и должна «смотреть в рот» маме и папе и верить все на слово. Но нет, она – личность. Она может задать вопрос, если ей что-то непонятно или она не согласна. Она показывает мне, что она человек, со своими мыслями, мнениями и правами. Да-да, именно правами. Не знаю, как у вас, но меня воспитывали из разряда «родители всегда правы», а моя дочь показывает мне мои ошибки, делает меня лучше, объясняет мне где я могла бы поступить по-другому правильнее.

«Мамочка, вот если бы ты сказала мне… То я бы сразу сделала…». Анализировать поступки. Не обижаться или обозляться, а именно искать лучшее решение и в будущем сделать более правильный поступок.

На маме: Пальто: Atos Lombardini от магазина @frescomoda; Свитер: Moscino; Джинсы: Calvin Klein;  Кроссовки: Voile Blanche.

На дочке: Итальянские куртка Il Gufo и сапоги Gallucci от магазина @frescomoda; Свитер: Mothercare; Джинсы: Next.

Что такое инициативность

Инициативность — личностное качество, которое выражается в решительности, находчивости, энергичности и предприимчивости. Инициативный человек ответственен — он готов отвечать за свои поступки и их последствия. Главное и важное качество инициативности является осознанность, благодаря которой человек решается  идти к желаемому. С помощью этого качества человек реализует свои идеи в разных областях жизнедеятельности.

Чтобы до конца разобраться, что такое инициативность и для чего она нужна, нужно разобраться с термином «инициатива». Простыми словами инициатива — это создание перемен, стремление к чему-то новому. Инициативность проявляется, не потому что человека заставили, а он сам того захотел. Тем самым он проявил инициативу.

Инициативность тесно связана с многими другими качествами. Например, инициативность и самостоятельность проявляется в процессе проявлении воли, быстротой мышления и отсутствием ориентировки на чью-либо помощь. Инициативность не может существовать без открытости новому — только когда человек не будет бояться изменений и захочет их осуществить, поэтому он сможет поменять свою жизнь.

Исполнительность также стоит бок о бок с инициативностью. Связано это тем, что без готовности честно и четко выполнять поставленную перед собой функцию или задачу, человека нельзя назвать инициативным.

Что развивает инициативу ребенка?

1. Умение планировать свои действия, самоорганизация. Доступным «тренажером» для формирования важной привычки является соблюдение режимных моментов в течение дня. Приученный с раннего детства следить за временем, малыш многое успеет. Следовательно, у него будет больше возможностей обдумать дальнейшие свои планы, выделить приоритетные дела, проявить инициативу (помочь маме помыть посуду, погулять с собакой, сделать поделку на школьную выставку).

2. Любимое дело и регулярные занятия (спортом, иностранными языками, музыкой) помогут сконцентрироваться и познать свои творческие и физические потенциалы.

3. Выполняемые просьбы приучают к ответственности за поручаемое дело.

Взрослые должны давать возможность прежде малышу высказать свои предположения, как лучше выполнить работу или поступить в конкретной ситуации. Не спешить с готовыми шаблонами и схемами действий. Правильно выдержанная пауза, перед тем как прийти на помощь маленькому человечку, поможет ему выбрать личную стратегию, проверить ее применение на практике и оценить результаты.

 

 

Роль педагогов в социализации детей дошкольного возраста

Наша читательница спрашивает: «Как в Монтессори-группе педагоги социализируют малышей? Например, что делать, если совсем маленький ребёнок, который недавно попал в группу, пытается отнять у работающего ученика материал?»

Комментарий Юрия Филёва, Монтессори-педагога:

— Я считаю, что социализация ребёнка в детском саду Монтессори проводится не взрослыми. Этот процесс полностью ложится на окружение, а педагоги могут только создать благоприятные условия. Новый ребёнок чётко прислушивается и присматривается к отношениям, уже сложившимся внутри группы. Однако модель отношений задаёт взрослый, и ему нужно просто общаться с ребёнком как с самодостаточной личностью (каковой он всегда и является). Если взрослый уверен в стабильности ребёнка, тот именно таким и будет.

Дети в нашей школе не отнимают у других предметы. У них просто нет такой модели поведения. Иногда случается другой момент: новенький боится, что у него могут что-то отнять, и заранее пытается обороняться, прикрывая руками свой материал. Тут достаточно сказать несколько поддерживающих слов, и через неделю этот вопрос решится сам.

Что бы я сделал, если бы при мне один ученик отнял что-то у другого? Я бы опустился на уровень ребёнка, наладил зрительный контакт «глаза в глаза» (это необходимо, чтобы быть услышанным и понятым) и сказал примерно следующие слова: «Ты хочешь с этим работать? Я слышу и понимаю тебя. Ты обязательно сможешь это сделать, когда Петя закончит. Он работает столько, сколько считает нужным, но когда ты будешь работать, я тоже никому не позволю тебе мешать. Ты можешь посмотреть, как работает Петя, или выбрать другой материал. Пойдём посмотрим, чем ты можешь сейчас заняться».

Чек-лист

Если вы нашли для себя в этой статье полезные материалы, как научить ребенка говорить, для удобства оформила вышеперечисленную информацию в чек-лист, который вы можете распечатать и использовать как шпаргалку. Скачать его можно на этой страничке.

PS: Если вы занимаетесь со своим ребенком каждый день, не забывайте каждый день и про себя, что-то интересное я приготовила здесь и для вас, мамулички, желаете взглянуть?

Улыбайтесь, будьте счастливы!

что чуть ниже можно оставить комментарий! Любой комментарий😉

Писала с душой и собрала для вас всю эту гору материала,Юлия Полонская

Будьте благодарным

Очень часто мы воспринимаем хорошие поступки наших детей, как должное, особенно, если они уже выросли из совсем раннего детского возраста.

Фактически получается, что если он что-то делает – хорошая оценка, или у него что-то получилось, или он сам сложил игрушки, заправил постель – реакции нет никакой. Реакцию от родителей ребенок видит только тогда, когда он что-то сделал неправильно.

Что получается? Природная потребность детей – нас радовать. Почему? Потому, что через реакцию родителей на себя ребенок формирует свое отношение к себе. Через эту реакцию происходит дифференциация его, как личности. Если он от нас слышит только негатив, это ощущение себя, как личности – уверенности в себе, желание быть хорошим, понимание, что ты важен для кого-то, что тебя любят, оно не заполнено.

В дальнейшем ребенок может заполнять эту функцию уже в других местах: на улице, в какой-то компании, где кому-то несложно будет сказать: “Ты такой молодец!” И дальше за вот это “Молодец” он будет готов сделать все, что угодно.

Поэтому благодарите своих детей, говорите им спасибо, и не бойтесь, что это будет часто.

Я не говорю о том, что надо ставить на стул и хлопать в ладоши за каждую съеденную ложку каши. Но я говорю о том, что стоит замечать те мелочи, которые наши дети делают ежедневно потому, что на самом деле то, что нам кажется обыденным, зачастую является трудом для другого человека.

Воспитание: да здравствует система?

Перед появлением на свет ребенка воспитание уже начинается. Чувствуя ответственность перед будущим младенцем, женщина вносит в свою жизнь ограничения, делая акцент на малыше.

После родов начинается поиск ответов на вопрос, как воспитывать своего ребенка, чтобы он вырос… Каким? Здесь и кроется главная цель воспитания. Родители смотрят на то, какими они хотят видеть детей в будущем. Главное – вырастить счастливыми и воспитанными, чтобы сын или дочь были полноценными членами общества, духовно и физически развитыми личностями.

О воспитании детей споры никогда не закончатся. Но популярные методики, собирающие положительные и отрицательные отзывы, дают родителям выбор точек соприкосновения с их чадами.

1. Азиатская система.

Она предлагает до 3-5 лет позволять малышу все, приравнивая его к «царю», до 14-15 лет советует возлагать запреты, делая наследников «рабами», а после 15 лет дети становятся друзьями, происходит общение на равных. Также азиатская система предполагает тесный тактильный контакт как залог успешного и поистине близкого общения.

2. Методика Никитиных.

Развитие и воспитание по системе изначально прошли их 7 детей, затем –другие семьи СССР. Основные постулаты: кормление простой пищей, не отнимающей у родителей много времени на приготовление; активная физическая и интеллектуальная нагрузка, при которой дети если не хотят заниматься конкретным делом, заставлять не нужно, но можно вернуться потом; участие в воспитании старших братьев и сестер, а также помощь родителей в познании мира.

3. Методика Монтессори придерживается противоположной системы взглядов, без тактильного контакта, в центре – самостоятельная личность малыша.

Сын или дочь становятся главными, родители только помогают прислушиваться к себе. Акцент делается на зонирование помещения по интересам, развитие интеллектуальных способностей. Часто от бабушек можно услышать, что эта методика слишком прогрессивна, вырастают невоспитанные дети. Слов «плохо» или «хорошо» они не знают, поскольку учатся жить без критики.

4. Селф-мейд. Малыш должен сам ставить цели, понимать, что последствия действий зависят напрямую от его поступков.

Родители должны учить мотивации деятельности, поиску путей из конфликтных ситуаций. Эти формы воспитания детей нацелены на формирование лидерских качеств, не подходят пассивным малышам с задатками исполнителя.

5. Традиционная система базируется на развитии личности в семье, на воспитании трудом, авторитете родителей и послушании.

Методика использует и демократичные формы воспитания детей, но после 5-6 лет. Фраза, что ребенка нужно воспитывать, пока «лежит поперек лавки», уходит корнями именно в нее. Современные психологи и педагоги согласны: родительское воспитание необходимо до момента похода в школу. Потом роль мам и пап отходит на второй план.

Читайте также:  Колики у новорожденных лечение и симптомы