16 советов как научиться учиться

Взрослея, малыш проходит через важные этапы развития. Сначала он держит бутылочку своими руками, но вскоре уже наступает время учить карапуза есть самостоятельно без помощи взрослых. Для мамы это сложный и ответственный процесс, поэтому ей пригодятся полезные советы и уроки по самостоятельному приему пищи.

Дошкольное развитие

На сегодняшний день существует множество различных методик раннего развития. Все они направлены не только на то, чтобы дать деткам начальные знания о мире, математике, искусстве и чтении, но и привить интерес к обучению. Неважно, какой метод выберут родители, главное, чтобы он был принят малышом как нечто естественное (как навык держать ложку и есть самостоятельно или навык завязывания шнурков). Ведь никто не ставит под сомнение, что и то, и другое пригодится в жизни.

Для того чтобы процесс приучения проходил естественно, необходимо следовать некоторым правилам.

  1. Правильный настрой. Этот пункт касается не только малышей, но и родителей, которые должны быть психологически настроены на терпеливое и последовательное обучение своего ребенка. Маме и папе необходимо постараться относится спокойно и рассудительно к процессу обучения, быть всегда готовыми помочь, направить и поддержать ребенка.
  2. Учеба должна быть интересной. Очень желательно, чтобы ребенок не чувствовал, что взрослые «навязывают» ему свое видение и понимание окружающего. Пускай он сам изъявит желание исследовать и познавать, а этого можно добиться только в игровой форме. Обучение необходимо строить на интересе, на творчестве, на потребности ребенка реализовать свои способность и научиться чему-то новому.
  3. Распорядок дня. Режим дня не только дисциплинирует ребенка, но и настраивает его на работу. Привычка все делать «по графику» формирует в малыше обязательность и терпеливость (усидчивость).
  4. Адекватная нагрузка. Родителям не надо нагружать малыша сразу несколькими занятиями сразу. Это приведет к усталости ребенка – и физической, и психологической. А также к потере желания чему-то научиться.
  5. Похвала. Родителям обязательно нужно высказывать свое одобрение по поводу успехов ребенка в обучении. Похвала должна быть заслуженной, что значит не преувеличенно восхищаться малышом за каждую выученную букву или каждый нарисованный рисунок, но хвалить его за усердие и желание учиться.
  6. Не следует родителям позволять себе критиковать или сравнивать успехи (или неудачи) своего ребенка с успехами других детей. Это не только занизит самооценку малыша, но и приведет к нежеланию учиться и добиваться чего-то самостоятельно.
  7. Адекватная оценка способностей. Если родители будут завышать способности ребенка и требовать от него большего, чем ему по силам или, наоборот, не позволять ему полностью удовлетворять свое любопытство, то добьются лишь потери интереса к процессу обучения.

Если соблюдать все эти правила, то можно еще до школы научить ребенка воспринимать учебный процесс как нечто естественное и необходимое в жизни.

Начальная школа и «эры» гаджетов

Дошкольное развитие

Нет ленивых детей, есть потеря интереса к обучению. Почему это происходит и как можно исправить положение? Некоторые причины отсутствия интереса у детей к учебе и способы их исправления посмотрите в видео:

Но это еще далеко не все причины, по которым младшие школьники теряют интерес к учебе. На нежелание учиться влияют:

  • смена режима дня;
  • переход на другой ритм и форму обучения;
  • гаджеты;
  • большие нагрузки;
  • потеря уверенности в собственных силах.

Давайте посмотрим, что родителям необходимо предпринять в каждом отдельном случае.

Ребенок не хочет учиться в школе или война миров!

В этой статье вы узнаете:

  • Ребенок не хочет учиться в школе или война миров!
  • Почему ребенок не хочет учиться? — страшная правда!
  • Почему опасно для ребенка учиться в школе? — тайна нашего образования
  • Что же все-таки делать, если  ребенок не хочет учиться в школе? — мой главный секрет
  • Что делать если альтернативное обучение неприемлемо?
  • Если ребенок не хочет учиться, что делать? — советы бывалых
  • Ребенок-подросток не хочет учиться — может это здорово?

У большинства из нас, родителей, сладкая иллюзорная картинка, где любимый уже подросший малыш дарит букет цветов первой учительнице, потом с жаром тянет руку на уроках, а дома старательно выводит буквы в домашнем задании. Но все это разбивается о реальность, в которой любимое чадо буквально с первых дней заявляет: «Я туда больше не пойду и делать ничего не буду!»

Не, ну не то, чтоб мы не ожидали того, что будет не всегда гладко. Но «не всегда» и «полностью не гладко» это вполне себе ощутимые по различию вещи.

И что делать? Как быть? Мы спокойно упорствуем ровно до того момента, пока не приходит холодное понимание, что он не шутит, он не ленится, ему просто тупо плохо там.

Тогда мы в начинающейся лёгкой внутренней панике бежим выяснять, всё ли нормально в адаптации, в отношениях с учителем, в отношениях с одноклассниками. И впадаем ещё в больший ступор, потому как в подавляющем большинстве случаев по этим пунктам всё приемлемо. А что тогда?

Ребенок не хочет учиться в школе или война миров!

И вот тогда картина маслом: понятно, что вообще ничего не понятно. Но горячо любимый человек вдруг превращается в существо, готовое чуть ли не войной отстаивать своё право ничего «школьного» не делать, а то и вообще туда не идти.

Читайте также:  Как повысить интерес детей к чтению? Какой книгой увлечь подростка?

Кто-то из детей уходит в «теневую оборону». И раз за разом обостряя хронические болячки или чуть ли не еженедельно сваливаясь с пресловутыми ОРЗ-ОРВИ, чтобы остаться дома — в войне все средства хороши.

 Кто-то воюет открыто, саботируя, игнорируя, провоцируя, в целом демонстрируя уверенность в своей правоте и отстаивая своё право…  Право на что?

Мы знаем, что наши дети вовсе не глупы, мы знаем их сильные и слабые стороны. Но вот такое небывалое сопротивление не может не навести нас на мысли о том, что и вправду что-то не так. Вот о том, что именно не так, как с этим «не так» взаимодействовать, чего ждать и так далее, мы сегодня и поговорим.

Как заинтересовать ребенка учебой

Существует много факторов, которые отбивают у ребенка посещать занятия:

  1. Если ребенок играет в компьютерные игры, занимается спортом или имеет другие увлечения, то его интересы могут не совпадать с интересами школьной жизни.
  2. Ребенок может не ладить с одноклассниками, могут появляться с ними какие-либо разногласия, что и приводит к нежеланию ходить в школу и получать знания.
  3. Очень часто дети не могут найти общий язык с учителем. Например,  плохая отметка по предмету, когда ученик все выучил и ответил.
  4.  Зачастую родители и педагоги не поддерживают стремление ребенка к знаниям и хорошей успеваемости.
  5. Иногда получается наоборот, родители сами думают за ребенка, что ему делать, у каких педагогов учиться и  т. д.  Чувства ответственности у ребенка нет. Важно проблемы решать не «за» ребенка, а «вместе» с ним.

Чтобы заинтересовать ребенка учебой, родителям нужно найти причину, по которой ребенок не хочет учиться в школе.

Рекомендации родителям по мотивации детей к учебе

Нельзя «давить» на ребенка, винить в неуспеваемости и предъявлять ультиматум.

Первую помощь, которую вы можете оказать ребенку, это делать домашнее задание вместе с ним. Вы можете подсказать, но не больше. Дайте возможность ребенку принимать решения самостоятельно, без взрослых. В этом случае вы должны полностью доверять своему ребенку, даже если он не подготовил домашнее задание. Ребенок ощутит, что значит быть самостоятельным, возьмет на себя ответственность за выполнение домашнего задания. Не выполнив его, ребенок думает, что его «пронесет» и он не получит плохую отметку. После того как один раз постигла неудача, на  второй и третий раз он задумается.

Когда ребенок с вашей помощью выполняет домашнее задание, похвалите его. Тем самым вы помогаете ребенку почувствовать уверенность в собственных силах. Через некоторое время доверяйте ребенку самому готовить уроки. Сами же будете в роли проверяющего.

Как в школе, так и дома ребенку нужно объяснить, для чего он учится и получает знания.

Многие дети ходят в школу только ради отметок.  Пришел в школу получил плохую или хорошую отметку и больше ничего родители не требуют. А это не правильно. Объясните ребенку, что в школу ходят за знаниями, которые пригодятся в будущем. При выполнении упражнений задавайте ребенку мотивирующие вопросы, например: «Для чего ты выполняешь задание?», «Чему научишься?» и др.

В школе дети часто слышат от сверстников фразы типа, «тебе повезло» или «сам бы ты не справился, тебе кто-то помог», которые иногда подавляют ученика. Ведь ребята знают, что справились самостоятельно, и никто им не помог.  В данном случае похвалите ребенка, скажите, что он способный и благодаря упорству добился результатов сам.

Помогайте ребенку, дарите любовь и внимание, только тогда ваше чадо вырастит успешным и умным человеком.

Советы Психолога Родителям Первоклассников

Если Ребенка Обижают В Школе

Развитие Письменной Речи Младших Школьников

У Ребенка Проблемы В Школе

Упражнения Для Развития Внимания У Детей

Как помочь рассеянному ребенку хорошо учиться

Рассеянность проявляется в нарушениях внимания и памяти, причин для подобного состояния множество и если вы часто слышите в адрес своего ребенка, что он неорганизованный и невнимательный, причем согласны с данными характеристиками, то первоначально нужно установить причину. Именно причину, потому что нарушение внимания не является сознательным актом и это не проявление упрямства или тяжелого характера, бороться с которыми можно методами воспитания. Любые отклонения в сфере внимания свидетельствуют о физиологических нарушениях и неполадках в состоянии здоровья.

Неспособность длительное время сосредоточиться на предмете, что как раз и называют рассеянностью, может быть вызвана рядом физиологических причин, самая простая из которых – усталость. Усталость свойственная всем людям и если внимание вашего ребенка падает к концу дня, то нужно грамотно пересмотреть режим дня, проследить за качеством ночного отдыха, возможно, увеличить перерывы между школой и выполнением домашнего задания. Тяжелые формы расстройств астенического спектра, включающие в себя также и рассеянность, как невозможность длительной концентрации, не убираются простым налаживанием режима, и если помимо внимания, вы замечаете снижение еще нескольких функций (памяти, скорости реакции, настроения и т.д.), то стоит обратиться на консультацию к специалисту и подобрать правильное корректирующее лечение.

Читайте также:  Зачем новорожденным и грудничкам нужен массаж?

Если же на рассеянность жалуются учителя, то проследите за требованиями и ходом процесса обучения – если все построено на системе наказаний и ребенок запуган, то внимание будет уходить на отслеживание реакций учителя, а не на задания, если же под невнимательность вписывается недопустимость ошибок, то необходимо поднять данную тему с педагогом, поскольку ошибки в учебной деятельности являются нормой.

Ваша задача, как родителя, проявлять максимальную чуткость и ставить на первый план интересы и потребности собственного ребенка, и если ему сейчас необходимы более длительные перерывы, лояльное отношение и прочие поблажки, то вы можете договориться об этом с преподавателем или сменить учебное учреждение. Точно также важно вовремя заметить физиологические нарушения, которые иногда обусловлены врожденными особенностями, но проявляются только в школе при столкновении с новым уровнем сложности и незамедлительно воспользоваться помощью специалиста.

А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Как научить ребенка читать: советов для родителей

Если же вы хотите самостоятельно научить ребенка читать по слогам, то можно начать с этих универсальных советов:

  1. В 3-4 года учить читать рано, но вот книга должна быть в жизни ребенка. Читайте ему вслух (и даже тогда, когда ребенок сам научится читать), играйте в игры, рассматривайте картинки, спрашивайте о прочитанном, просите ребенка помочь сочинить сказку.
  2. Обучение должно проходить в форме игры, а по времени занятия должны занимать не больше 5-10 минут на начальном этапе.
  3. Если вы будете заставлять ребенка учиться читать, то можете сформировать у него стойкую нелюбовь к книгам, чтению и обучению. Тут вам может помочь фантазия, игры, терпение и знание своего ребенка. Для непоседливых детей лучше всего подойдет обучение с наглядным материалом, вроде кубиков со слогами или магнитной азбуки, игры на ходу, пение. Но и с усидчивым ребенком не нужно превращать занятия в нудные уроки.
  4. Важно: не сравнивайте своего ребенка с другими, не ругайте и не вздыхайте горько, если все идет не так быстро, как вам хочется. Помните, чтение – сложная задача для мозга, а у каждого ребенка свой темп обучения.
  5. Чтобы заинтересовать ребенка чтением, покажите, что книга – это интересно. Выбирайте книги, подходящие по возрасту ребенка, с красивыми иллюстрациями и качественным текстом, читайте ему с выражением, покупайте книги вместе, сделайте для детских книг отдельный небольшой стенд или полочку.
  6. С чего начать обучение чтению. Из всего многообразия методик, родители часто возвращаются к традиционному способу – обучению с помощью букварей. Такая книга должна быть достаточно большого формата, с качественным переплетом, плотной бумагой и четким шрифтом. Авторы наиболее популярных букварей: Надежда Жукова, Елена Бахтина, Олеся Жукова и другие. Некоторые родители предпочитают соединять упражнения из двух букварей разных авторов.
  7. Как научить ребенка читать по слогам: на первом этапе ребенок учит гласные буквы (АУ, ИА, УА), потом согласные. На втором – учится соединять буквы в слоги (одна буква бежит ко второй и получается слог). После этого ребенок учит сначала несложные слоги (ма, па, мо, ло), а потом сложные с шипящими и глухими согласными. Теперь можно приступать к чтению первых простых слов. Покажите ребенку, как составлять первые слова из слогов. На каждом этапе подбирайте подходящие упражнения для закрепления материала. После того, как ребенок научится читать слова, переходите к предложениям. Первые предложения должны быть из двух слов знакомых ребенку, потом из трех. Задачи усложняйте постепенно, когда маленький ученик уже освоит предыдущие упражнения.
  8. Важно: не учите ребенка названиям букв “эм”, “эн”, “эр”. Он должен правильно произносить каждый звук – м, н, р. Это поможет ему потом правильно читать слова: не “дэ-о-эм”, а “дом”.
  9. Занятия должны быть непродолжительными по времени (заканчиваться до того, как ребенок устанет), но регулярными. Обязательно повторяйте пройденный материал, чтобы закрепить знания.
  10. Идите от простого к сложному, разбавляйте занятия интересными играми, поощряйте ребенка и не подгоняйте и не сравнивайте ни с собой в его возрасте, ни с другими детьми. Ребенок будет испытывать гордость за свою работу, если ему надо будет приложить немного усилий, чтобы преодолеть препятствия.

Как научить ребенка читать: популярные методики

Кубики Зайцева

Одна из самых известных методик — кубики Зайцева: это 52 кубика, благодаря которым процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.

  • В качестве приложения к кубика идут таблицы, на которых также есть слоги. Но их предлагается не читать, а пропевать.
  • Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
  • По этой методике обучение чтению обычно проходит быстро и легко для ребенка, но, судя по отзывам, у нее есть и минусы — в школе у ребенка возникают трудности с разбором слова по составу, а при чтении дети могут «глотать окончания». Связано ли это с кубиками Зайцева напрямую — вопрос открытый.
Читайте также:  Выбираем детский сад, на что необходимо обратить внимание

Метод Монтессори

Метод Монтессори предпочитают сторонники раннего развития.

  • Дети сначала учатся писать, а потом уже называть букву или слог. И не просто писать, а выводить пальцем по песку или крупе, штриховать букву, обводить…
  • Придется заготовить много материала, вырезать буквы из бумаги, убирать крупу, что довольно энергозатратно для родителей. Зато весело для детей!

Динамические кубики Чаплыгина

  • В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.
  • Плюсы методики в том, что в работу вовлечена мелкая моторика, которая тоже играет важную роль в развитии ребенка.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

  • В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.
  • По «Складушкам» часто учат совсем маленьких детей, их можно использовать с трех лет, но создатель методики не рекомендует торопить развитие ребенка, стоит ориентироваться на его готовность к обучению.
  • «Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Карточки Домана

Карточки Домана — одна из самых необычных методик. Ребенок учится читать не буквы и слоги, а все слово целиком.

  • Родители называют слово и 1-2 секунды показывают ребенку карточку с этим словом. Визуально ребенок его запоминает. Занимаются даже с совсем маленькими детьми. У теории Домана есть сторонники и противники. Обучение чтению проходит обычно быстро, но часто  дети не знают отдельные буквы, а читают действительно — целыми словами. Незнакомые слова прочитать им трудно.
  • Глен Доман выступал против «проверок», запомнил ли ребенок увиденное и считал, что это снизит у детей интерес к обучению.

Видео: как научить ребенка есть самому

  1. I ЭТАП. С 6 месяцев всегда надо давать ребенку ложку. Ребенок должен обязательно потрогать еду рукой, не запрещайте ему это.
  2. II этап. С 7-8 месяцев ребенок будет пробовать опускать ложку в тарелку и тянуть в рот. Обмокните ложку в еду и, на первых порах, помогите ему попробовать его рукой донести ложку ему в ротик.
  3. III этап. Начинайте сами есть при ребенке, чтобы он копировала ваше поведение. Пусть малыш наблюдает за Вами, смотрит как вы жуете и отправляете ложку в рот. Покажите свою пустую тарелку, и потом начинайте кормить ребенка. Очень быстро ребенок начинает, наблюдая за мамой есть сам.

Резюмируем

Учиться должно быть непросто. Если получение знаний дается тебе слишком легко, то задумайся: действительно ли ты узнаешь что-то новое? Возможно, ты просто развлекаешься.

У тебя есть 16 советов как учиться любому навыку эффективно. Чтобы они всегда были перед глазами, можешь скачать бесплатный постер How to Learn. Сложное станет простым, а непонятное — понятным.

Осталось победить кривую забывания. Чтобы продвинуться в этой борьбе, реши три задания в полной версии статьи в нашем блоге и подпишись на мой Telegram-канал.

#учеба

Контроль за выполнением домашнего задания

Во время учебы детям приходится изучать много информации. А одним из обязательных ежедневных дел, является выполнение домашнего задания. Ведь именно благодаря домашнему заданию у ребенка закрепляются знания в памяти.

Но не всегда им легко это дается, особенно если во время урока они были невнимательны и не до конца поняли материал. В таком случае родители должны помочь ему разобраться, тогда он будет чувствовать себя увереннее и ответственнее.

Родители также не должны забывать, что для того, чтобы ребенку было удобно и без напряжения делать домашнее задание, они должны организовать им комфортные условия и поддерживать морально.

Как развивать интерес ребенка к чтению

Что делают умные родители:

  1. В свободное время берут в руки томик, а не смотрят сериал;
  2. Устраивают чтения вслух и обсуждают прочитанное;
  3. Начинают обучение с самого простого;
  4. Играют с ребенком «в вывески»: гуляя по городу, читают вместе названия на вывесках магазинов, афиши и прочую наружную рекламу;
  5. Вместе с ребенком раскладывают кубики с буквами, составляя слова;
  6. В любой подходящий момент – в очереди, в ожидании приема к доктору, в транспорте – достают книгу, желательно с красочными иллюстрациями, и предлагают интересно провести время ожидания;
  7. Используют уже знакомые литературные персонажи для поддержания интереса к чтению;
  8. Глупо заставлять учиться через силу, все равно знаний не будет – считают умные родители. Важно заинтересовать, а не принуждать.

    Такой подход гораздо благоразумнее и дает хорошие результаты. Обучение идет с охотой.