10 вещей, которые должен сделать папа в первый год жизни ребенка

Мне и моей супруге по 32 года. Мы родились в Ярославле, а сейчас живем в Московской области. В декабре 2019 года у нас родился Никита — единственный ребенок в семье. К его рождению мы подошли основательно: читали литературу, смотрели, как воспитывают детей наши друзья и знакомые.

Особенности детей в 10-лет

  1. Ребёнок всё больше тянется к сверстникам. Мальчики и девочки предпочитают дружить с детьми своего пола. Зарождающийся интерес к противоположному полу пока остаётся скрытым и внешне иногда проявляется только как небольшие агрессивные выпады (насмешки, толкание, обзывание и т. д.)
  2. Возрастает двигательная активность ребёнка: он много и быстро ходит пешком, бегает. Расстояние, которое дети преодолевают в 10-12 лет, и их скорость удваиваются по сравнению с предыдущим возрастным периодом.
  3. У детей формируются устойчивые интересы, которые часто сохраняются на всю жизнь. Они могут быть связаны как с выбором будущей профессии, так и с хобби.
  4. Дети становятся ещё любопытнее, хотят узнать всё обо всём, активно впитывают информацию из разных источников. Ребёнку интересны разговоры взрослых. Конечно, понимает он далеко не всё, но прислушивается, наблюдает за их поведением и стилем общения, размышляет, делает свои выводы.
  5. В связи с начинающимися изменениями в физиологии и психологии, у детей в этом возрасте могут начать появляться комплексы, неуверенность в себе. Поэтому важно проявлять терпение, хвалить их за умения, достижения и правильное поведение, чтобы не допустить снижения самооценки.

Собрал документы на ребенка

После выписки я оформил все необходимые документы для ребенка: свидетельство о рождении, СНИЛС, полис ОМС, прописка, различные выплаты. Об этом я уже подробно рассказывал в другой статье.

Сложный вопрос 

Как подать заявление для назначения и повышения выплаты на детей с 3 до 7 лет

А здесь я хочу поделиться наблюдениями, почему маме с новорожденным на руках собрать документы не так-то просто:

  • не везде есть пандусы и лифты. Например, свидетельство о рождении я получал на втором этаже в здании без лифта — одна молодая мама тащила коляску по ступенькам;
  • если понадобится экстренно переодеть или накормить ребенка, то в госучреждениях вряд ли найдется комната матери и ребенка;
  • маме или ребенку может внезапно стать плохо — придется возвращаться домой или ехать в больницу;
  • ребенок может подхватить какой-нибудь вирус в местах скопления людей и заболеть.

Нормы речевого развития по возрастам

Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.

После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли. От 0 до года

Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.

Нормы речевого развития по возрастам
Возрастной этап Характеристика
0-2 месяца Появление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком.
3 месяца Важный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.
4 месяца Возраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо».
5 месяцев Возникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление.
Полгода Малыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д.
7 месяцев Ребенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.
8-12 месяцев Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.

От года до 7 лет

Нормы речевого развития по возрастам

Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.

Возраст Характеристика
От 1 до 2 лет На втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.
От 2 до 3 лет Нормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов.
От 4 до 5 лет Возникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные.
От 5 до 7 лет Ребенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.
Читайте также:  10 слагаемых хорошего детского праздника

Ошибки родителей и как из избежать

Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.

Вот эти ошибки:

  1. Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
  2. Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
  3. Говорить много. Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова. С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
  4. Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
  5. Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
  6. Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы. Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.

Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.

Советы логопедов родителям

Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.

Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.

Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом.

В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.

сделать правильный выбор детского гардероба  

Как же всё-таки сделать правильный выбор детской одежды? И что нужно ребёнку до года?

Именно в первый год жизни малыш растет и набирает вес не по дням, а по часам. Поэтому постарайтесь покупать одежду по мере роста малыша.

Вы сами увидите, как рукава станут короткие, пальчики в ползунках будут поджаты из-за нехватки места. Чепчики будут завязываться не подбородком, а на щёчках.

Наша задача создавать для малыша комфорт. Поэтому, если вы видите, что кофточка на животике застёгивается с трудом, значит пора обновить гардероб малыша.

Гардероб малыша не должен быть огромным. Он должен быть достаточным, функциональным, комфортным и отвечать некоторым требованиям социума. То есть вы должны четко разделить всю одежду малыша на домашнюю и на выход.

Выходов с малышом у вас будет достаточно. Одних походов в поликлинику не счесть. Это и обычные приёмы, и прививки, и возможные оздоровительные процедуры.

Кроме того, вы же будите ходить с малышом на прогулки, а также брать своего малыша в гости.

Поэтому прежде чем отправляться за покупками в детский магазин, продумайте всё. Составьте список необходимых вещей. Причем не на год вперед, а на ближайшие два три месяца.

Читайте также:  Зачем учить детей читать по слогам и как это правильно делать

Подумайте сколько кофточек, ползунков, комбинезонов, боде вы купите и какого размера.

Например, в роддом на выписку:

Ползунки 1 шт

Распашонка 1 шт.

Чепчик 1 шт

Памперсы 2 шт….

сделать правильный выбор детского гардероба  

На первый месяц:

Распашонки 2 шт 52 размера, 2 шт 56 размера

Ползунки 2 шт 52 размера, 2 размера

Комбинезон 2 шт 56 размера

Боде – 2 шт 56 размера

Кофточка теплая 1 шт. 56 размера

Штанишки теплые 1 шт 56 размера

И так далее.

Кроме того, учитывайте время года. Если это зима, то без тёплых вещей никак не обойтись.

Когда составите список на ближайшие два месяца, на этом нужно остановиться. Не покупайте ничего на вырост. Во-первых, вы ещё не видели своего малыша.

Вы не знаете родиться ребёнок крупный или средний. Вы пока не имеете представления о том, как ребенок будет расти и развиваться. Кто-то очень быстро с первых месяцев набирает вес. Некоторые детки мало кушают и вес прибавляют по граммам.

Поэтому мой совет не спешите. Успеете вы всё купить!

Даже если не будет времени выехать в магазин, сейчас очень много интернет магазинов, с качественной недорогой детской одеждой. Например вот тут _stil_magazin

Особенности взаимодействия с малышом на третьем месяце жизни

Трехмесячный возраст — это своеобразный рубеж, начиная с которого младенец нуждается не только в правильной гигиене, своевременных кормлениях, прогулках, гимнастических мероприятиях. В этот период резко возрастает потребность в эмоциональном взаимодействии с окружающим миром.

Так как на третьем месяце формируются зрение и слух, активно развиваются положительные и отрицательные эмоции, родителям стоит больше уделять времени для общения. Разговаривайте с детьми, рассказывайте им стишки, напевайте песенки, включайте музыку. Улыбайтесь им и не забывайте про важность тактильного контакта. Важное значение для развития нервной системы 3 месячных младенцев имеют игрушки. Они должны быть разнообразными по форме и разноцветными, а также желательно быть сделанными из разных материалов. Таким образом у малыша развиваются осязательные, зрительные ощущения. Игрушки могут издавать разные звуки, только не очень громкие и резкие, чтобы ребенок не испугался. Также игрушки должны быть достаточно крупными, чтобы ребенок их не проглотил или не засунул в нос или уши.

Сейчас есть множество специальных игрушек, мячиков и других приспособлений для развития моторики у трехмесячных малышей. Нужно понимать, что в этот период дети часто ломают попадающие им в руки предметы, но это абсолютно нормально. Любые действия руками в этом возрасте позволяют детям активнее улучшать двигательные навыки и познавать мир.

Нужно помнить, что в этом возрасте ребенок уже может случайно перевернуться с живота. Поэтому его нельзя оставлять на высоких поверхностях, с которых можно скатиться и упасть. Например, на краю дивана.

Психологические особенности

Поведение В возрасте одиннадцати лет дети отдаляются от семьи, приобретают самостоятельность. Из-за гормональных скачков и особенностей психологии младших подростков поведение их «портится», как и отношения с родителями. Подросток становится более эмоциональным и импульсивным, поэтому взрослым стоит быть осторожными в воспитании, чтобы не накалять и так шаткие отношения. Юноши могут агрессивно спорить с родителями, делать что-либо “назло”, показывая свою независимость. С девочками все проще, но они могут замкнуться, держать все больше и больше секретов, и вместе с этим сильно отдалиться от родителей. Важно дать мальчику или девочке понять, как справляться со своими эмоциями, сохранить доверительные отношения и не развивать конфликты.

Отношения со сверстниками В пубертатный период становятся важными романтические отношения, статус среди ровесников и самооценка. Среда, в которой живет и действует подросток, влияет на него, как позитивно, так и негативно. Приходят новые интересы, увлечения, слова, взгляды на мир. В 11-12 лет у детей меняется мировоззрение. Не стоит бояться новых взглядов школьника, ограничивая общение с друзьями и сверстниками. Однако нельзя забывать о том, что среда может быть калечащей и приносящей вредные привычки.

Задача родителей, не ставить жёсткие запреты в общении, но при этом контролировать круг друзей подростка, чтобы он не попал в «плохую компанию». Родителям нужно привить подростку мысль, что он ценен и важен как человек независимо от его статуса среди друзей, товарищей и одноклассников. Иначе ребенок будет всеми силами стараться доказать свою значимость, используя любые способы.

Родители – люди, которые любят и поддерживают, ценят и всегда помогут, помните об этом.

Психология 11-летнего ребенка

Поскольку в 11 лет начинает интенсивно перестраиваться гормональный фон, настроение едва повзрослевших малышей меняется очень часто.

Девочки в 11 лет начинают переживать по поводу своей внешности, их уже заботит то, как они выглядят. Родителям важно объяснять, что тело находится в стадии изменения, но никак не в конце: момент, когда девушка полностью «созреет» наступит еще нескоро, поэтому волнения не имеют смысла.

Мало того, психические изменения диктуют свои правила: ребёнку хочется самоутверждаться в обществе, доказывать всем свое право на существование.

Также подросток всячески пытается самовыразиться – экспериментирует с одеждой и внешним видом, «пробует» различные модели поведения и занимается всякими видами хобби.

Advertisement

Часто подростки начинают «бунтовать» и показывать свой характер – в этом случае задумайтесь, как вы относитесь к ребенку: не опекаете ли его чрезмерно, ведь ему необходимо почувствовать свою значимость, проверить свои способности; одновременно ребенок нуждается в родителях, их поддержке и наставлениях. Рациональней всего будет найти баланс в отношениях со своим юнцом.

Взрослые должны понимать, что в этом возрасте их ребенок как никогда нуждается в их заботе, внимании и участии: детям сложно, они не могут сами понять, что с ним происходит.

Читайте также:  Гимнастика для детей, ее значение в правильном развитии ребенка

Развитие ребенка: третий триместр беременности — Что нужно знать?

С момента зачатия и до момента родов плод проходит несколько стадий развития. К концу второго триместра все органы и части тела уже сформированы и вполне работоспособны. Финальный этап беременности — это третий триместр, длящийся с 27 недели и до появления ребенка на свет. Все это время плод растет и развивается.

Что нужно делать?

В третьем триместре существенно прогрессируют органы чувств. Ребенок использует слух и осязание для изучения собственного тела и материнской утробы. При этом он все еще практически не видит.

Глаза способны уловить очень яркий свет, но внутри матки слишком темно. Вместе с тем, малыш уже слышит и узнает ваш голос, а также может двигаться, реагируя на музыку. Кроме того, ребенок начинает осваивать важные движения, такие как хватание и сосание.

Часто на этом этапе ребенок уже начинает сосать собственный большой палец.

Буду ли я чувствовать движения ребенка?

Да, вы будете чувствовать, как ребенок бьется ножками и ручками, а также двигается, особенно в первые недели третьего триместра. Позже по мере увеличения размеров он начнет крутиться и потягиваться, снизив количество ударов конечностями.

Чем меньше места будет оставаться в матке, тем меньше ребенок будет шевелиться. Если вы считаете, что он ведет себя пассивнее обычного, выполните подсчет движений. Для этого просто зафиксируйте их количество в течение 1 часа. Если это число окажется меньше 10, позвоните врачу.

Насколько вырастет ребенок в течение третьего триместра?

По мере роста на теле ребенка появляется жировой слой, обеспечивающий тепло после рождения. Жир заполняет свободное место под кожей, деля ее менее сморщенной. При рождении большинство детей весят от 2,7 до 4 кг, а длина тела составляет от 48 до 53 сантиметров.

Развитие ребенка: третий триместр беременности — Что нужно знать?

К прочим особенностям третьего триместра относятся:

  • К концу третьего триместра у ребенка появляются ресницы и брови. Голова может быть лысой или покрытой волосами. Ногти на ногах и руках пока что приросшие к кончикам пальцев.
  • Белое вязкое вещество и тонкие волоски, покрывающие и защищающие тело ребенка, начинают постепенно исчезать. Частично волоски могут быть заметны при родах, но в первые несколько недель жизни они обычно выпадают окончательно.
  • Большинство детей располагаются внутри матки вниз головой, которая лежит на лобковой кости матери.
  • Формируется последний крупный орган — легкие. Полностью развившись, они вырабатывают химическое вещество, которое влияет на гормональный фон организма. Врачи до сих пор не уверены в том, почему начинаются роды, но именно это вещество считается одной из вероятных причин.

Рекомендации

Если ребенок родится раньше указанного срока, будет ли его размер достаточным для выживания?

Указанная врачом дата родов — это просто предположение. Лишь 5% детей рождаются в тот срок, который был указан изначально. Ребенок считается доношенным (в противовес недоношенному) при рождении на 37 неделе беременности или позже. Если речь идет о первой беременности, скорее всего, роды начнутся позже указанной даты.

Даже если ребенок родится раньше — в первой половине третьего триместра — вероятность выживания достаточно велика. При этом нужно понимать, что чем дольше он будет оставаться в материнской утробе, тем лучше.

Вопросы, которые следует задать врачу

  • На сколько ребенок будет вырастать каждую неделю?
  • В какой момент беременности ребенок переместится в положение вниз головой?
  • Что делать, если ребенок стал гораздо реже шевелиться либо вовсе замер?
  • Каковы признаки начала родовой деятельности?

Loading…

Первые шаги

Во сколько месяцев малыш сделает первый шаг самостоятельно, без поддержки? Каждая мама ждет этого события с особенным трепетом. Ответить однозначно на данный вопрос невозможно: диапазон “правильного” возраста колеблется от двенадцати месяцев до полутора лет. Если не помешает скрытая гидроцефалия, ваш карапуз точно пойдет после годика.

Что влияет на запоздалые попытки делать самостоятельные шаги? Причин может быть несколько:

  1. генетическая особенность;
  2. избыточный вес крохи;
  3. особенности темперамента;
  4. привычка к “ходункам”;
  5. изменение привычных условий;
  6. неумение держать равновесие;
  7. в крайних случаях – гидроцефалия.

Генетическая особенность, передающаяся по роду, может повлиять и на время начала самостоятельных путешествий по квартире. Если папа или мама начали рано самостоятельно ходить, и малыш может повторить их опыт. Пухлые дети с большой массой тельца тоже могут пойти самостоятельно позднее стройных сверстников: их опорно-двигательный аппарат просто не выдержит избыточной массы тела. Пухленькие дети вообще менее подвижны.

Также поздно начинают ходить самостоятельно флегматичные карапузы: они больше склонны к созерцанию и размышлению. Поставят их на ножки – стоят, положат в кроватку – лежат. Таких малышей нужно целенаправленно учить делать первый шаг, иначе они будут довольствоваться ползанием по полу и сидением на попке – сколько угодно!

Повальное увлечение родителей ходунками отрицательно сказывается на формировании правильных шаговых навыков карапузов.

Маме удобно использовать данное приспособление, чтобы заниматься домашней работой: малыш “при деле”. Однако подвешенное положение тельца не способствует развитию опорно-двигательного аппарата: малыш висит над полом и касается его носочками. Так он и будет ходить на носочках до двух/трех лет.

Если ребенок перенес стрессовую ситуацию (а дети с шести месяцев начинают испытывать первые страхи), он может проявлять пассивность и бояться делать что-то новое – ходить. То же касается и изменения окружения ребенка: он неловко чувствует себя в новом помещении или среди новых людей. Не пытайтесь заставлять малютку ходить: учить первым шагам можно, когда он успокоится и адаптируется к новым условиям.